УИД 11RS0008-01-2021-000192-68 Дело № 2а-332/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Груздевой Н.Г., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 24 марта 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» к Государственной жилищной инспекции по г.Сосногорску, Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении отсрочки исполнения предписания,
установил:
Представитель УЖКХ АМР «Сосногорск» ФИО1, действуя по доверенности, обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий ГЖИ по <адрес>.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ по г.Сосногорску была проведена внеплановая выездная проверка в отношении УЖКХ АМР «Сосногорск», по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание № об устранении выявленного нарушения, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ закрыть и опломбировать вход на балкон <адрес> многоквартирного <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> провести работы по демонтажу балкона <адрес>, на крыше многоквартирного <адрес> над квартирой № устранить многочисленные разрушения листов асбестоцементного шифера, восстановить конек кровли. ДД.ММ.ГГГГ УЖКХ АМР «Сосногорск» в адрес ГЖИ по г.Сосногорску направлено ходатайство № о продлении срока исполнения предписания в части устранения недостатков в содержании <адрес>, мотивированное планируемым сносом данного МКД в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем проведение его ремонта является нецелесообразным. Определением от ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ по г.Сосногорску отказано в удовлетворении ходатайства. Повторное ходатайство УЖКХ о продлении срока исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ, обусловленное планируемым сроком расселения дома в 2021 году, оставлено без удовлетворения. С учетом уточнения административного иска от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец просил признать неправомерным отказ ГЖИ по г.Сосногорску от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении отсрочки до ДД.ММ.ГГГГ исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в части устранения многочисленных разрушений листов асбестоцементного шифера, восстановления конька кровли над квартирой № МКД № по <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца УЖКХ АМР «Сосногорск» ФИО1 на требованиях административного иска в уточненной редакции настаивала.
Административные ответчики Служба РК строительного, жилищного и технического надзора (контроля), Государственная жилищная инспекция по г.Сосногорску, будучи надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в порядке ч.8 ст.96 КАС РФ, явку представителей не обеспечили, письменных возражений по существу иска не представили.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, на основании распоряжения первого заместителя руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от ДД.ММ.ГГГГ№ Государственной жилищной инспекцией по г.Сосногорску была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального района «Сосногорск».
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения проверки со стороны УЖКХ установлены нарушения в содержании жилых помещений многоквартирных домов № по <адрес> и № по <адрес>, находящихся в муниципальной собственности, а именно: не приняты меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций деревянных конструкций аварийного балкона <адрес>; на крыше над квартирой №<адрес> не устранены многочисленные разрушения листов асбестоцементного шифера, не восстановлен конек кровли, чем нарушены п.п.4.2.4.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, п.9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их содержания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №290 от 03.04.2013, п.п. «а» п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006.
Предписанием ГЖИ по г.Сосногорску № от ДД.ММ.ГГГГ УЖКХ АМР «Сосногорск» указано на необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ закрыть и опломбировать вход на балкон <адрес> многоквартирного <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> провести работы по демонтажу балкона <адрес>, на крыше многоквартирного <адрес> над квартирой № устранить многочисленные разрушения листов асбестоцементного шифера, восстановить конек кровли.
ДД.ММ.ГГГГ УЖКХ АМР «Сосногорск» обратилось в ГЖИ по г.Сосногорску с ходатайством № о продлении срока исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ до ДД.ММ.ГГГГ, указав на принятые меры к его исполнению в части, а именно на заключение договора подряда на выполнение работ по демонтажу балкона <адрес>. В части устранения недостатков в <адрес> указано на невозможность их полного исполнения в связи с тем, что заключением МВК от ДД.ММ.ГГГГ№ указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160, данный дом будет переселен в 2021-2022 г.г., снос объекта будет произведен до ДД.ММ.ГГГГ. Проведение ремонтных работ кровли в этой связи УЖКХ АМР полагает нецелесообразным.
Определением ГЖИ по г.Сосногорску от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства отказано.
ДД.ММ.ГГГГ УЖКХ АМР «Сосногорск» повторно обратилось в ГЖИ по г.Сосногорску с ходатайством о продлении срока исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ, указав на планируемое расселение жильцов МКД № по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ по г.Сосногорску в удовлетворении заявленного УЖКХ ходатайства отказано, при этом указано на истечение срока исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административного иска об оспаривании данного отказа в продлении срока исполнения предписания УЖКХ АМР «Сосногорск» приведены те же доводы, что и в заявленном ходатайстве.
Как следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением руководителя администрации городского поселения «Сосногорск» №-р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для переселения проживающих в нем граждан до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», согласно которой в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу включен <адрес>. Планируемая дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ, планируемая дата сноса МКД – ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы муниципального района «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление АМР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». Согласно измененной редакции, срок переселения и сноса МКД № по <адрес> аналогичен установленным республиканской программой (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно).
Указанные фактические обстоятельства позволяют суду сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ) закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных указанным Положением.
Пунктами 10 и 11 названного Положения предусмотрено, что органы государственного жилищного надзора проводят проверки, предметом которых в соответствии с законодательством является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 22.12.2015 № 541 «О Службе Республики Коми строительного жилищного и строительного надзора (контроля)» (далее - Постановление № 541) Служба является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции регионального государственного жилищного надзора.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Служба имеет право выдавать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Служба в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Постановления № 541 имеет территориальные органы - государственные жилищные инспекции, не являющиеся юридическими лицами, наделенными правами структурного подразделения Комитета, исполняющие в городах и районах Республики Коми государственные функции, отнесенные к компетенции Службы, в том числе функцию по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Таким образом, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ выдано Государственной жилищной инспекцией по г. Сосногорску в рамках полномочий Службы и его территориальных органов по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Оснований для признания незаконным оспариваемого отказа в продлении срока исполнения предписания судом не установлено.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, является основанием для проведения внеплановой проверки (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продление срока исполнения предписания является правом, а не обязанностью выдавшего его административного органа.
Суд полагает, что поскольку при обращении с заявлением о продлении срока УЖКХ АМР «Сосногорск» в оспариваемой части не было представлено доказательств принятия мер к исполнению предписания, а также объективной невозможности исполнить требования административного органа в установленный срок, ГЖИ по г.Сосногорску было обоснованно отказано в ее предоставлении.
Обстоятельства, указанные в ходатайствах о продлении срока, свидетельствуют об отсутствии у УЖКХ по г.Сосногорску намерения исполнить данное предписание по причине планируемого сноса жилого дома, таким образом обращение с заявлением о продлении срока исполнения предписания имело своей целью не создание условий для фактического выполнения ремонтных работ, указанных в предписании, а было направлено на невозможность такого исполнения.
При этом само предписание № от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не оспаривалось, обстоятельства, указанные в обоснование рассматриваемого иска, не приводились им в качестве оснований для признания незаконным данного предписания.
Одновременно суд учитывает, что исполнение предписания в настоящее время является обязательным для УЖКХ АМР «Сосногорск», в т.ч. по тем основаниям, что жилой <адрес> не расселен, не снесен, в нем проживают граждане, при этом наличие выявленных ГЖИ по <адрес> недостатков в содержании кровли влечет для них серьезную угрозу безопасного проживания.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обжалуемым ответом права и законные интересы УЖКХ АМР «Сосногорск» не нарушены, оно принято в пределах полномочий должностного лица государственного органа, с соблюдением порядка его принятия и в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований и признания отказа ГЖИ по г.Сосногорску в продлении срока исполнения предписания незаконным не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» к Государственной жилищной инспекции по г.Сосногорску, Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора о признании незаконным отказа Государственной жилищной инспекции по г.Сосногорску от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении отсрочки исполнения предписания №15 от 02.10.2020 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд РК в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 апреля 2021 года.
Судья О.Н.Судовская
Верно О.Н.Судовская