Дело № 2а-3344/2021
25RS0029-01-2021-005957-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Уссурийск 06 июля 2021г.
Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Онищук Н.В., представителя административных истцов Григорьевой О.Н., представителя административного ответчика Ивановой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чечель К.Е., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Карповой Н. В., Карпова Б. В., Карпова М. Б., Карпова Г. Б., Соколовой В. И. к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным решения XXXX от ДД.ММ.ГГг. об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указали, что Карпова Н.В., действующая за себя и как законный представитель своих несовершеннолетних детей Карпова М.Б., Карпова Г.Б., Соколовой В.И., а также Карпов В.Б. согласно удостоверения XXXX, выданного Отделом по Уссурийскому городскому округу Департамента труда и социального развития Приморского края от ДД.ММ.ГГг., являются многодетной семьей. В соответствии с «Порядком ведения учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность, бесплатно», утвержденного Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 28 декабря 2017г. №3884-НПА и в соответствии с приказом Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГг. XXXX административные истцы поставлены на учет в качестве семьи, имеющей право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, по основаниям, установленным статьей 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае». ДД.ММ.ГГг. административные истцы обратились в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером XXXX, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь XXXX кв. м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: XXXX. Решением от ДД.ММ.ГГг. за XXXX административный ответчик отказал в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый участок попадает на территорию в отношении которой, согласно Постановлению администрации Уссурийского городского округа №3596 от 22 декабря 2015г. «Об утверждении муниципальной программы «развитие градостроительной деятельности в области земельных отношений в Уссурийском городском округе» на 2016-2022 года», распоряжению администрации Уссурийского городского округа №334 от 25 декабря 2017г. «Об утверждении Положения об управлении градостроительства администрации Уссурийского городского округа», Приказу администрации Уссурийского городского округа Управления градостроительства XXXX от ДД.ММ.ГГг., и принято решение о реализации земельных участков через торги, свободных от прав третьих лиц, в отношении которых не приняты решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков. Административные истцы считает данное решение незаконным, поскольку решение о проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка до обращения истца с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка ответчиком не принималось, не опубликовывалось, других заявлений о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка ответчиком не принималось. То обстоятельство, что испрашиваемый участок попадает на территорию развития градостроительной деятельности в Уссурийском городском округе, не является основанием для признания оспариваемого решения законным, так как фактически административным ответчиком не приняты меры для ограничения или изъятия спорного земельного участка из оборота, следовательно, отсутствует правовое обоснование правомерности для отказа. Вместе с тем, административный ответчик в нарушение требований законодательства, не представила доказательства того, что испрашиваемый земельный участок ограничен либо изъят из оборота; что принималось решение о проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка до ДД.ММ.ГГг. - даты обращения истца с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка; либо опубликовывалось извещение о проведении аукциона в соответствии с требованиями закона или имеются сведения о наличии других поступивших административному ответчику заявлений о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка - в противном случае обжалуемый отказ является необоснованным. Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает реализацию земельных участков через торги, свободных от прав третьих лиц, без принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона. На основании вышеизложенного, просят признать незаконным решение администрации Уссурийского городского округа Приморского края от ДД.ММ.ГГг. XXXX об отказе административным истцам в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером XXXX, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь XXXX кв.м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: XXXX; обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление административных истцов о предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представитель административных истцов на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель административного ответчика с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административного иска отказать, представила письменные возражения, в которых указала, что земельный участок с кадастровым номером XXXX, попадает на территорию в отношении которой, согласно Постановление администрации Уссурийского городского округа от 22 декабря 2015 г. № 3596-НПА «Об утверждении муниципальной программы «Развитие градостроительной деятельности и деятельности в области земельных отношений в Уссурийском городском округе» на 2016-2022 года», распоряжению администрации Уссурийского городского округа от 25 декабря 2014 года № 334 «Об утверждении Положения об управлении градостроительства администрации Уссурийского городского округа», Приказу администрации Уссурийского городского округа Управления градостроительства от ДД.ММ.ГГXXXX принято решение о реализации земельных участков через торги, свободных от прав третьих лиц, в отношении которых не приняты решения о предварительном согласовании представления земельных участков, свободных от прав третьих лиц, в отношении которых не приняты решения о предварительном согласовании представления земельных участков. Согласно пункту 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Порядок предоставления в собственность, аренду, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичное положение содержит в себе часть 1 статьи 12 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», однако часть 2 данной статьи дополнительно определяет, что граждане-заявители, указанные в пункте 2 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ (включая многодетные семьи), самостоятельно осуществляют подбор интересующих их земельных участков.
В соответствии с «Порядком ведения учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность, бесплатно», утвержденного Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 28 декабря 2017г. №3884-НПА и в соответствии с Приказом Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от 29 октября 2020г. №16-01/14/1759 административные истцы поставлены на учет в качестве семьи, имеющей право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, по основаниям, установленным статьей 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».
Как следует из материалов дела, Карпова Н.В., действующая за себя и как законный представитель своих несовершеннолетних детей Карпова М.Б., Карпова Г.Б., Соколовой В.И., а также Карпов В.Б. согласно удостоверению XXXX, выданного отделом по Уссурийскому городскому округу Департамента труда и социального развития Приморского края от ДД.ММ.ГГг., являются многодетной семьей.
ДД.ММ.ГГг. административные истцы обратились в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером XXXX, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь XXXX кв. м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: XXXX.
Решением от ДД.ММ.ГГг. за XXXX административный ответчик отказал в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка, мотивировав отказ тем, что испрашиваемый участок попадает на территорию, в отношении которой, согласно Постановлению администрации Уссурийского городского округа №3596 от 22 декабря 2015г. «Об утверждении муниципальной программы «развитие градостроительной деятельности в области земельных отношений в Уссурийском городском округе» на 2016-2022 года», распоряжению администрации Уссурийского городского округа №334 от 25 декабря 2017г. «Об утверждении Положения об управлении градостроительства администрации Уссурийского городского округа», приказу администрации Уссурийского городского округа Управления градостроительства XXXX от ДД.ММ.ГГг., принято решение о реализации земельных участков через торги, свободных от прав третьих лиц, в отношении которых не приняты решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Статья 13 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ определяет, что уполномоченный орган принимает решение, в том числе об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, установленным статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а также при наличии одного из следующих оснований: 1) гражданин не относится к категории, указанной в части 1 статьи 10 настоящего Закона; 2) гражданин не состоит на учете в соответствии со статьей 11 или статьей 11(1) настоящего Закона; 3) гражданином не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 10 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса; если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с подпунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
По смыслу подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведение аукциона должно содержать сведения в том числе о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
В силу статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Учитывая названные законоположения, довод административного ответчика о наличии препятствий является необоснованным, а отказ нарушающим право истца па предоставление в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка по основаниям, установленным статьей 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».
Администрацией Уссурийского городского округа в нарушение требований законодательства, не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок ограничен либо изъят из оборота, что принималось решение о проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка до 25 февраля 2021г., то есть до даты обращения административных истцов с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка либо опубликовывалось извещение о проведении аукциона в соответствии с требованиями закона или имеются сведения о наличии других поступивших административному ответчику заявлений о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка - в противном случае обжалуемый отказ является необоснованным.
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает реализацию земельных участков через торги, свободных от прав третьих лиц, без принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
Учитывая названные законоположения, довод административного ответчика о наличии препятствий является необоснованным, а отказ нарушающим право истца па предоставление в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка по основаниям, установленным статьей 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».
При этом, вынесение постановления администрации Уссурийского городского округа от 20 мая 2021 г. №119 «О проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером XXXX», не может являться основанием для отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером XXXX, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь XXXX кв.м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: XXXX, учитывая что вынесено после обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГг. за XXXX.
Кроме того, указанное постановление может быть отменено в порядке самоконтроля органом его принявшим, в соответствии с нормами статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Карповой Н. В., Карпова Б. В., Карпова М. Б., Карпова Г. Б., Соколовой В. И., - удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Уссурийского городского округа Приморского края от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе Карповой Н. В., Карпову Б. В., Карпову М. Б., Карпову Г. Б., Соколовой В. И. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером XXXX, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь XXXX кв.м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: XXXX.
Обязать администрацию Уссурийского городского округа Приморского края повторно рассмотреть заявление Карповой Н. В., Карпова Б. В., Карпова М. Б., Карпова Г. Б., Соколовой В. И. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером XXXX, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь XXXX кв. м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: XXXX, в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2021г.
Судья Н.В. Онищук