ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-335/19 от 27.12.2019 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-335/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Торжок 27 декабря 2019 года

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Нестеренко Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Полуэктовой С.Н.,

с участием представителя административных истцов Давыдовой А.В., Манусова К.В., Мозина К.И.– Владимирова С.М.,

представителей административного ответчика администрации Торжокского района Тверской области – Соловьевой Т.М, Сергеевой Т.В.,

представителя заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь» Мишиной С.Н., представителя заинтересованного лица – главы Грузинского сельского поселения Фулярина В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Давыдовой Александры Владимировны, Манусова Кирилла Владимировича и Мозина Кирилла Игоревича к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене постановлений администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута», от 14.08.2019 № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468», от 09.09.2019 № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468» в отношении частей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,

установил:

Давыдова Александра Владимировна обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене постановления администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута», постановления администрации Торжокского района Тверской области от 14.08.2019 № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468», постановления администрации Торжокского района Тверской области от 09.09.2019 № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468» в отношении части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адресДД.ММ.ГГГГ

Манусов Кирилл Владимирович обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене постановления администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута», постановления администрации Торжокского района Тверской области от 14.08.2019 № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468», постановления администрации Торжокского района Тверской области от 09.09.2019 № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468» в отношении части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м. от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адресДД.ММ.ГГГГ

Мозин Кирилл Игоревич обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене постановления администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута», постановления администрации Торжокского района Тверской области от 14.08.2019 № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468», постановления администрации Торжокского района Тверской области от 09.09.2019 № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468» в отношении части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адресДД.ММ.ГГГГ и части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адресДД.ММ.ГГГГ

На основании ст. 136 КАС РФ определением Торжокского межрайонного суда от 03.12.2019 административные дела, возбужденные по указанным административным искам, объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что оспариваемыми правовыми актами в отношении принадлежащих им на праве собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлен публичный сервитут сроком на 10 лет. Цель установления публичного сервитута – строительство и эксплуатация газопровода «Межпоселковый газопровод высокого давления ДД.ММ.ГГГГ; распределительный газопровод среднего давления ДД.ММ.ГГГГ

Административными истцами 30.09.2019 от правообладателя публичного сервитута – АО «Газпром газораспределение Тверь» получены проекты соглашений об установлении публичного сервитута, сведения об установлении границ публичного сервитута и отчет об оценке.

Полагают оспариваемые правовые акты противоречащими ст. 23, 39.37, 39.44 Земельного кодекса РФ и нарушающими права и законные интересы административных истцов. В обоснование данного довода указывают, что администрацией Торжокского района не учтено, что установление публичного сервитута должно осуществляться с учетом требований об обеспечении рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Установление публичного сервитута принесет административным истцам ежегодный реальный убыток, не учтенный в отчете об оценке. Строительство и последующая эксплуатация газопровода повлечет установление ограничение в использовании земельных участков в виде охранной зоны газораспределительной сети. Согласно пп. «з» п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, на земельных участках, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей, запрещается копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра. При таких ограничениях обработка и использование не только части земельных участков, обремененных сервитутом, но и в целом земельных участков истцов становится затруднительной в части использования сельскохозяйственной техники, поскольку техника не сможет работать сплошным способом. Часть участка, обремененная публичным сервитутом, выпадает из сельскохозяйственной деятельности и не может использоваться по прямому назначению. Кроме того, установление сервитута принесет административным истцам реальный убыток по восстановлению плодородия поверхностного слоя части земельных участков и ежегодную потерю упущенной выгоды, что не учтено в отчете об оценке.

Ссылаясь на п. 10 ст. 23, пп. 1 ст. 39.37, пп. 4 п. 1 ст. 39.44 Земельного кодекса РФ полагают, что административный ответчик должен был принять решение об отказе в установлении публичного сервитута, установленного сроком на 10 лет. В силу указанных норм, если размещение линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации газоснабжения населения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего один год, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется.

Полагая, что при принятии решения об установлении публичного сервитута административным ответчиком не соблюдены условия его установления, чем нарушены права и законные интересы собственников земельных участков, административные истцы обратились в суд с указанными требованиями.

Административные истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, представление своих интересов поручили представителю Владимирову С.М.

Представитель административных истцов Владимиров С.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административных исковых заявлениях. Дополнительно пояснил, что административным ответчиком не соблюдены условия установления публичного сервитута, поскольку в сообщении о возможном установлении сервитута не указаны сведения, предусмотренные подпунктами 1, 2 пункта 7 ст. 39.42 Земельного кодекса РФ, а в решении об установлении сервитута - сведения, предусмотренные подпунктами 7, 8 пункта 4 ст. 39.43 Земельного кодекса РФ. Полагал также, что при изменении срока публичного сервитута административный ответчик должен был проводить процедуру его установления сначала.

Представители административного ответчика администрации Торжокского района Тверской области – Соловьева Т.М, Сергеева Т.В. иск не признали, по основаниям, изложенным в представленном отзыве. В отзыве указывается, что публичный сервитут установлен в полном соответствии с нормами главы V.7 Земельного кодекса РФ на основании ходатайства АО «Газпром газораспределение Тверь», документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории), утвержденной в установленном порядке постановлением администрации Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 45, постановлением администрации Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 67, постановлением администрации Пироговского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 46. Строительство объекта «Межпоселковый газопровод высокого давления ДД.ММ.ГГГГ; распределительный газопровод среднего давления ДД.ММ.ГГГГ Торжокского района Тверской области» включено в План мероприятий Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы, утвержденных постановлением Губернатора Тверской области от 29.12.2018 N 134-пг. Потребителями данного объекта должны стать жители населенных пунктов Торжокского района, социально-значимые объекты. Для установления собственников земельных участков запрошена информация из ЕГРН. Информация о возможном установлении публичного сервитута размещена в газете «Новоторжский вестник» от 05.07.2019 № 27 (14591), на информационных щитах сельских поселений и официальном сайте администрации Торжокского района в сети Интернет. От собственников участков Давыдовой А.В., Манусова К.В. поступили сообщения об учете их прав на земельные участки. В соответствии со ст. 39.43 Земельного кодекса РФ администрацией Торжокского района принято постановление от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута». Решение об установлении публичного сервитута размещено на официальном сайте администрации Торжокского района в сети Интернет, опубликовано в газете «Новоторжский вестник» от 16.08.2019 № 33 (14597). Копия решения направлена правообладателям земельных участков, в орган регистрации прав, обладателю публичного сервитута. В связи с тем, что после принятия постановления от 08.08.2019 № 468 АО «Газпром газораспределение Тверь» подало заявление об уточнении срока публичного сервитута и данное обстоятельство не противоречит законодательству, администрацией Торжокского района согласно полномочиям и компетенции внесены изменения в свои постановления. На основании заявлений администрации Торжокского района сведения о публичном сервитуте внесены в ЕГРН. Доводы исковых заявлений считают необоснованными. Дополнительно пояснили, что права и законные интересы административных истцов не нарушены, поскольку они не используют земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с категорией и разрешенным использованием земель.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь» С.Н. Мишина в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, возражала против их удовлетворения по основаниям, указанным в письменном отзыве. Указала, что от административных истцов не поступало возражений в отношении результатов публичных слушаний при рассмотрении документации по планировке территории и проекта межевания территории для строительства объекта «Межпоселковый газопровод высокого давления ДД.ММ.ГГГГ Торжокского района Тверской области; распределительный газопровод среднего давления ДД.ММ.ГГГГ Торжокского района Тверской области», содержащей в том числе сведения о прохождении трассы газопровода по земельным участкам административных истцов. Собственники участков письмами от 18.06.2019 уведомили АО «Газпром газораспределение Тверь» об отказе в заключении договоров аренды частей земельных участков на период строительства газопровода и запрете на проведение любых работ, мотивируя невключением в проекты договоров компенсации упущенной выгоды собственников участков и оплаты рекультивации. Общество как субъект естественных монополий, осуществляющее уставную деятельность по транспортировке газа по трубопроводам, газификацию, вправе было обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с ч. 1 ст. 39.40 Земельного кодекса РФ. Проект планировки территории и проект межевания относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации документов территориального планирования. Поэтому с ходатайством в уполномоченный орган обратился соответствующий заявитель с необходимым обоснованием для установления сервитута. Оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры. Административными истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о затруднении в использовании земельных участков; их утверждения о нарушении права на использование земельного участка по назначению безосновательны, поскольку оспариваемым постановлением не наложен запрет на производство сельскохозяйственных работ, обременение участка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Ссылки на возможные нарушения прав административных истцов в связи с намерением в дальнейшем использовать земельный участок по назначению и осуществлять на нем «глубинную» вспашку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления и носят предположительный характер. Установленный срок сервитута соответствует ч. 1 ст. 39.45 Земельного кодекса РФ. В силу ст. 39.46 Земельного кодекса РФ убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии), не засчитываются в счет платы за публичный сервитут и возмещаются независимо от такой платы правообладателю земельного участка обладателем публичного сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя земельного участка с требованием об их возмещении.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, администрация Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области, Управление Росреестра по Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области.

Представитель администрации Грузинского сельского поселения - глава Грузинского сельского поселения Фулярин В.Б. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Тверской области в судебное заседание не явилось, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заинтересованные лица - администрация Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Судом, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации).

Анализ вышеприведенных положений правовых норм свидетельствует о том, что нарушение закона, а также прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении являются обязательными основаниями для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в качестве принципов земельного законодательства закреплены: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (пп. 1 п. 1 ст. 1); сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пп. 11 п. 1 ст. 1).

Установление публичного сервитута предусмотрено ст. 23 ЗК РФ в случае использования земельного участка в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ, среди которых, в частности, в подпункте 1 указана цель размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (п. 5 ст. 23 ЗК РФ).

Как следует из материалов дела, в собственности Давыдовой А.В., Манусова К.В. находится земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адресДД.ММ.ГГГГ. В собственности Мозина К.И. находятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адресДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адресДД.ММ.ГГГГ

Постановлением администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута» в отношении частей указанных земельных участков установлен публичный сервитут и утверждены его границы.

Цель установления публичного сервитута - строительство и эксплуатация газопровода «Межпоселковый газопровод высокого давления ДД.ММ.ГГГГ Торжокского района Тверской области; Распределительный газопровод среднего давления ДД.ММ.ГГГГ Торжокского района Тверской области». Таким образом установление публичного сервитута в заявленных целях предусмотрено пп. 8 п. 4 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ и соответствует им.

Оспариваемое административными истцами решение об установлении публичного сервитута принято органом местного самоуправления согласно полномочиям, установленным пп. 5 ст. 39.38 ЗК РФ.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ оспариваемое административными истцами решение об установлении публичного сервитута содержит предусмотренную им информацию: о цели установления публичного сервитута; сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута; кадастровых номерах земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков; срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока); реквизиты решений об утверждении проекта планировки и проекта межевания; указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования.

С ходатайством об установлении публичного сервитута обратилось АО «Газпром газораспределение Тверь» - надлежащее лицо, предусмотренное пп. 1 ст. 39.40 ЗК РФ, которое, как следует из выписки из реестра субъектов естественных монополий, является субъектом естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Ходатайство АО «Газпром газораспределение Тверь» об установлении публичного сервитута от 25.06.2019 оформлено в соответствии с формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 542, и содержит сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 39.41 ЗК РФ, в том числе указаны: цель установления публичного сервитута; испрашиваемый срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств); обоснование необходимости установления публичного сервитута; кадастровые номера земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков.В соответствии с требованиями ст. 39.42 ЗК РФ администрацией Торжокского района обеспечено выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута. Сообщение о возможности установления публичного сервитута размещено в газете «Новоторжский вестник» от 05.07.2019 № 27 (14591), на официальном сайте администрации Торжокского района в сети Интернет.

Информация о возможности установления публичного сервитута доведена до сведения административных истцов, о чем свидетельствуют письмо Давыдовой А.В., Манусова К.В. и письмо Мозина К.И., поступившие в администрацию Торжокского района 01.08.2019, в которых они просят проинформировать о результатах рассмотрения ходатайства АО «Газпром газораспределение Тверь» об установлении публичного сервитута.

Обоснованием установления публичного сервитута явилась утвержденная документация по планировке территории - проект планировки и проект межевания территории, утвержденные постановлением администрации Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 45, постановлением администрации Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 67, постановлением администрации Пироговского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 46. Указанные нормативные правовые акты официально опубликованы в газете «Новоторжский вестник» от 14.10.2016 № 42 (14449). Кроме того, в соответствии с Уставами сельских поселений данные постановления обнародованы на информационных стендах, что подтверждается представленными в дело справками главы администрации Грузинского сельского поселения от 16.12.2019 и главы Мошковского сельского поселения от 13.11.2019 и административным истцом не оспаривалось.

Реквизиты указанных решений об утверждении проекта планировки территории, предусматривающих размещение инженерного сооружения, указаны в ходатайстве АО «Газпром газораспределение Тверь» об установлении публичного сервитута, сообщении административного ответчика о возможности установления публичного сервитута и решении административного ответчика об установлении публичного сервитута.

В ходатайстве об установлении публичного сервитута, сообщении о возможности установления публичного сервитута, решении об установлении публичного сервитута также должны содержаться реквизиты решений об утверждении документов территориального планирования (п. 2 ст. 39.41, пп. 1 и 2 п. 7 ст. 39.42, пп. 7 п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ), а в решении об установлении публичного сервитута дополнительно - реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий (пп. 8 п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ).

Схемой территориального планирования Тверской области, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 25.12.2012 № 806-пп, действующей в редакции постановления Правительства Тверской области от 03.12.2018 № 343-пп, предусмотрено осуществление мероприятий по газоснабжению согласно Региональной программе газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы, утвержденной Постановлением Губернатора Тверской области от 04.05.2017 N 63-пг «Об утверждении Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы».

Реализация объекта – «Строительство и эксплуатация газопровода «Межпоселковый газопровод высокого давления ДД.ММ.ГГГГ Торжокского района Тверской области; Распределительный газопровод среднего давления ДД.ММ.ГГГГ Торжокского района Тверской области» предусмотрена мероприятиями по газоснабжению согласно Региональной программе газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы, утвержденной постановлением Губернатора Тверской области от 04.05.2017 № 63-пг «Об утверждении Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы», действующей в редакции постановления Губернатора Тверской области от 29.12.2018 № 134-пг.

Основными нормативными актами, определяющими порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, применительно к охранным зонам газопроводов, являются Земельный кодекс Российской Федерации (Глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий»), Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Указанные выше нормативные правовые акты официально опубликованы для всеобщего сведения, размещены в справочных правовых системах, в сети Интернет.

Административными истцами о невозможности получения информации о документах территориального планирования, нормативных актах, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, при рассмотрении дела не заявлялось.

Следовательно отсутствие в ходатайстве об установлении публичного сервитута, сообщении о возможности установления публичного сервитута, решении об установлении публичного сервитута информации о реквизитах решений об утверждении документов территориального планирования, реквизитах нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон не может расцениваться как нарушающее права, свободы и законные интересы административных истцов, а соответствующие доводы истцов подлежат отклонению.

В ходатайстве об установлении публичного сервитута, сообщении о возможности установления публичного сервитута, решении об установлении публичного сервитута также должна содержаться информация об инвестиционной программе субъекта естественных монополий (п. 3 ст. 39.41, пп. 1 и 2 п. 7 ст. 39.42, пп. 7 п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ).

Реализация объекта – «Строительство и эксплуатация газопровода «Межпоселковый газопровод высокого давления ДД.ММ.ГГГГ Торжокского района Тверской области; Распределительный газопровод среднего давления ДД.ММ.ГГГГ Торжокского района Тверской области» предусмотрена представленной в дело выпиской из инвестиционной программы АО «Газпром газораспределение Тверь» на 2019 год.

Непосредственно инвестиционная программа АО «Газпром газораспределение Тверь» для административных истцов каких-либо обязанностей не устанавливает.

Исходя из положений п. 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам» информация об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по трубопроводам, относится к информации, к которой обеспечивается свободный доступ субъектом естественных монополий путем раскрытия информации.

Административными истцами о невозможности получения информации об инвестиционной программе АО «Газпром газораспределение Тверь» не заявлялось.

При таких обстоятельствах отсутствие в ходатайстве об установлении публичного сервитута, сообщении о возможности установления публичного сервитута, решении об установлении публичного сервитута указания на инвестиционную программу АО «Газпром газораспределение Тверь» не может расцениваться как нарушающее права, свободы и законные интересы административных истцов.

Поскольку публичный сервитут установлен решением уполномоченного органа местного самоуправления в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, проектом планировки и проектом межевания территории, инвестиционной программой субъекта естественных монополий (АО «Газпром газораспределение Тверь»), то условия его установления в соответствии со ст. 39.39. ЗК РФ имеются.

Решение об установлении публичного сервитута принято 08.08.2019 - в срок, предусмотренный пп. 2 ч. 1 ст. 39.43 ЗК РФ, то есть в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута (26.06.2019) и прилагаемых к ходатайству документов, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута (05.07.2019).

В соответствии с ч. 7 ст. 39.43 ЗК РФ постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута» опубликовано в газете «Новоторжский вестник» от 16.08.2019 № 33 (14597), размещено на официальном сайте администрации Торжокского района в сети Интернет, обнародовано на официальных стендах администраций Грузинского и Мошковского сельских поселений Торжокского района. Копии постановления направлены собственникам земельных участков Давыдовой А.В., Манусову К.В., Мозину К.И. (их получение подтверждено отчетами об отслеживании отправления соответственно 17201034010038, 17200137001479, 17201034010038), а также правообладателю публичного сервитута АО «Газпром газораспределение Тверь».

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении (п. 7 ст. 23 ЗК РФ). В соответствии пп. 1 ст. 39.45 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении публичного сервитута, с учетом положений п. 7 ст. 23 ЗК РФ и следующих ограничений: от десяти до сорока девяти лет в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ.

Постановлением администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута» в отношении частей указанных земельных участков установлен публичный сервитут установлен на срок 11 месяцев.

На основании письма АО «Газпром газораспределение Тверь» от 14.08.2019 № 16-18/2019 постановлением администрации Торжокского района от 14.08.2019 № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468» установлен срок публичного сервитута 49 лет.

На основании письма АО «Газпром газораспределение Тверь» от 03.09.2019 № 16/2356 постановлением администрации Торжокского района от 09.09.2019 № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468» установлен срок публичного сервитута 10 лет. Одновременно постановление администрации Торжокского района Тверской области от 14.08.2019 № 479 признано утратившим силу.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 09.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.

Из указанных положений следует, что законодательство не содержит прямых запретов на внесение органом, издавшим в пределах своих полномочий правовой акт, изменений и дополнений в этот акт. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют необходимость принятия того или иного муниципального правового акта, сроки внесения изменений в муниципальные правовые акты, а также содержание принимаемых ими правовых актов, в том числе содержание правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые правовые акты.

При этом доводы представителя административных истцов о том, что при изменении срока публичного сервитута административный ответчик должен был проводить сначала процедуру установления публичного сервитута, судом отклоняются, поскольку установленная главой V.7 ЗК РФ последовательность действий уполномоченного на принятие решения об установлении публичного сервитута органа не предполагает на каком-либо из этапов согласование срока осуществления сервитута с правообладателями земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута. При принятии решения об изменении срока публичного сервитута у администрации Торжокского района уже имелись все необходимые документы и сведения, в том числе о правообладателях земельных участков, поскольку они были получены при принятии решения об установлении публичного сервитута.

Учитывая, что постановлением администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468, действующим в редакции постановления администрации Торжокского района от 09.09.2019 № 521, установлен срок публичного сервитута 10 лет, то требования пп. 1 ст. 39.45 ЗК РФ о сроке публичного сервитута соблюдены.

Административные истцы в обоснование довода о нарушении их прав и законных интересов оспариваемыми правовыми актами администрации Торжокского района указывают, что в результате установления сервитута для размещения газопровода и установления ограничений в использовании принадлежащих им земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети обработка и использование не только части земельных участков, обремененных сервитутом, но и в целом земельных участков истцов становится затруднительной в части использования сельскохозяйственной техники, поскольку техника не сможет работать сплошным способом. Часть участка, обремененная публичным сервитутом, не может использоваться по прямому назначению для сельскохозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 10 ст. 23, пп. 4 п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ в установлении сервитута должно быть оказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков.

Пунктом 11 ст. 23 ЗК РФ предусмотрено, что деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

Как следует из выписок из ЕГРН земельные участки административных истцов с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельского хозяйства.

Согласно письму начальника Торжокского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области от 08.11.2019 № 13-46/57917-19 в состав земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ входят сельскохозяйственные угодья - пашня, сенокос, пастбище, ДД.ММ.ГГГГ - пашня, сенокос, ДД.ММ.ГГГГ – пашня, пастбище.

В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Пунктом 6 ст. 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Согласно ч. 1, 6 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения. На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Таким образом содержание предусмотренных федеральным законом в охранной зоне газопровода ограничений применительно к землям сельскохозяйственного назначения и входящим в ним сельскохозяйственным угодьям не влечет возникновение дополнительных ограничений хозяйственной деятельности, которые могут рассматриваться как повлекшие невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь» пояснил, что публичный сервитут устанавливается для прохождения трассы подземного газопровода. Согласно пп. «б» п. 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны. Данное обстоятельство представителем административных истцов не оспаривалось.

Виды ограничений хозяйственной деятельности в охранных зонах газораспределительных сетей приведены в п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878. В том числе запрещается копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра (пп. «з»).

Вместе с тем административными истцами не представлено каких-либо доказательств того, что установление публичного сервитута для размещения газопровода и ограничение хозяйственной деятельности в охранных зонах газораспределительных сетей повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании принадлежащих им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. Соответствующие доводы, изложенные в административных исковых заявлениях и судебном заседании, носят предположительный характер.

При этом суд принимает во внимание, что согласно оспариваемому постановлению администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 публичный сервитут установлен: в отношении части земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м. от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м., что составляет 0,2 % от общей площади; части земельного с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м. от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м., что составляет 0,02 % от общей площади; части земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м. от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м., что составляет 0,5 % от общей площади.

Кроме того, на основании ст. 39.48 ЗК РФ административные истцы не лишены права обращения с требованием выкупа земельных участков по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, если осуществление публичного сервитута приведет к невозможности или существенному затруднению использования принадлежащих им земельных участков (их частей) в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный пп. 6 п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ.

Являются предположительными доводы административных истцов о том, что установление публичного сервитута принесет им ежегодный реальный убыток, не учтенный в отчете об оценке. Какие-либо доказательства административными истцами не представлены.

Доводы административных истцов о том, что установление публичного сервитута принесет административным истцам реальный убыток по восстановлению плодородия поверхностного слоя части земельных участков, основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании п. 10, 11 ст. 39.46 ЗК РФ убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии) возмещаются правообладателю земельного участка обладателем публичного сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя земельного участка с требованием об их возмещении.

Согласно ч. 2 ст. 78 ЗК РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Пунктом 8 ст. 39.50 ЗК РФ, п. 7 оспариваемого административными истцами постановления администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута» на обладателя публичного сервитута возложена обязанность привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем три месяца после завершения строительства инженерного сооружения, для размещения которого установлен публичный сервитут.

С учетом установленных по делу обстоятельств и материалов дела, административные исковые требования Давыдовой А.В., Манусова К.В. и Мозина К.И. к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене постановлений администрации Торжокского района удовлетворению не подлежат.

Доводы административных истцов не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые заявления Давыдовой Александры Владимировны, Манусова Кирилла Владимировича и Мозина Кирилла Игоревича к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене постановления администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута», постановления администрации Торжокского района Тверской области от 14.08.2019 № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468», постановления администрации Торжокского района Тверской области от 09.09.2019 № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468» в отношении части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адрес: ДД.ММ.ГГГГ, части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адресДД.ММ.ГГГГ, и части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адресДД.ММ.ГГГГ, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Р.Н. Нестеренко

Решение в окончательной форме принято 20.01.2020.

Судья подпись Р.Н. Нестеренко

Решение не вступило в законную силу