ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-337/2021 от 12.03.2021 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

решение в окончательной форме изготовлено 12 марта 2021 года

УИД 78RS0016-01-2020-004662-63

дело №: 2а-337/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 25 февраля 2021 года

Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга в составе

Председательствующего судьи Е.В. Николаевой,

при секретаре Карповой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу, следственному отделу по Адмиралтейскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу о признании незаконным бездействия,

установил:

ФИО1 посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Следственного отдела Адмиралтейского района, выразившееся в не предоставлении ему возможности ознакомиться с применением технических средств копирования с материалами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить материал для ознакомления и копирования.

Свои требования ФИО1 мотивировал тем, что из ответа прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. ему стало известно о том, что по факту его обращения была проведена доследственная проверка, по результатам которой был сформирован материал от ДД.ММ.ГГГГ. Через сайт Следственного комитета ФИО1ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление о предоставлении ему возможности ознакомиться с применением технических средств копирования с материалами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие также просьбу об извещении его о дате и месте ознакомления с материалами проверки. Обратившись в суд с настоящим административным иском, ФИО1 указал, что по состоянию на дату обращения в суд с настоящим административным иском ответ на его обращение дан не был.

В судебном заседании представитель административного истца требования и доводы административного иска поддержала.

Административные ответчики в заседание суда не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, уважительности причин своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направили, причин своей неявки суду не сообщили. До судебного заседания в суд поступили копии материалов из материалов доследственной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, представленные административным ответчиком следственным отделом по Адмиралтейскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербург.

Учитывая, что реализация участниками административного судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закреплённое ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 6 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод", суд на основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом мнения представителя административного истца, суд признаёт возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы настоящего административного дела и оценив их, выслушав представителя административного истца, приходит к следующему.

Ознакомление с материалами доследственной проверки осуществляется путем подачи дознавателю, органу дознания, следователю, руководителю следственного органа соответствующего ходатайства об ознакомлении в порядке, установленном ст. ст. 144 - 145 УПК РФ при условии, что такие документы и материалы непосредственно затрагивают права и свободы заявителя.

Часть 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Из указанных норм следует гарантированное Конституцией РФ право, в том числе лица, на ознакомление с материалами проведенной по его заявлению либо в отношении него доследственной проверки.

Данная правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение (Адвокатура в России: учебник для вузов / под общ. ред. ФИО2. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, ДД.ММ.ГГГГ. 548 с.).

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а ч. 2 ст. 145 и ч. 4 ст. 148 УПК РФ не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1251-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона "О полиции" и статьей 7 Федерального закона "О персональных данных").

Так, п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Аналогичные положения закреплены в п. 9.2 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 707 (далее - Инструкция).

Следовательно, в целях ознакомления с материалами доследственной проверки заинтересованным лицом в компетентный орган, проводящий такую проверку, подается соответствующее ходатайство. При этом указанное ходатайство об ознакомлении должно отражать сведения о том, какие права и свободы этого лица непосредственно затрагиваются такой проверкой, т.е. из заявления должен явствовать статус обратившегося лица.

В заявлении об ознакомлении с материалами доследственной проверки можно указать конкретные документы, с которыми заявителю необходимо ознакомиться, а также контактные данные для связи и согласования даты и времени допуска к материалам проверки.

Согласно п. 116 Инструкции решение о предоставлении гражданину возможности ознакомления с материалами по обращению или отдельными документами, а также снятии с них копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением.

Согласно п. 91 Инструкции обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

Как следует из приведенных положений, а также норм Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ, лицо, подавшее ходатайство, уведомляется соответствующим должностным лицом о дате, времени и месте ознакомления с материалами проверки.

Процедура ознакомления с материалами доследственной проверки ни УПК РФ, ни положениями Инструкции детально не регламентирована. Однако законом установлен запрет на ознакомление с теми материалами, которые не касаются лица, обратившегося с соответствующей просьбой.

Заявителю в целях ознакомления необходимо в назначенное время явиться в орган дознания (следствия). Следует иметь в виду, что внутренними регламентами органов дознания (следствия) могут быть установлены лимиты времени, необходимого для ознакомления.

Такие лимиты в любом случае ограничиваются пределами рабочего дня соответствующего учреждения.

Законом не ограничивается право заявителя прибегнуть к услугам представителя либо адвоката при ознакомлении с материалами доследственной проверки. В этой связи следует иметь в виду, что полномочия такого представителя должны быть надлежащим образом подтверждены (ст. 185 ГК РФ).

При этом необходимо учесть, что само по себе наличие у представителя статуса адвоката не придает ему всех полномочий, поскольку согласно ч. 1 ст. 49 УПК РФ адвокат является официальным защитником лишь при наличии возбужденного уголовного дела.

О наличии у лица представителя и последующем желании ознакомиться с материалами проверки следует указать в самом заявлении об ознакомлении.

При ознакомлении лицо вправе использовать технические средства фиксации. Такую информацию в равной степени следует изложить в заявлении, поскольку, если соответствующим органом дознания либо следствия удовлетворено заявление об ознакомлении, следовательно, рассмотрена просьба о допуске представителя и разрешено использование технических средств.

По общему правилу в процессе ознакомления с материалами проверки не запрещается делать выписки, снимать за счет своих средств копии и производить фотофиксацию материалов в том объеме, котором это определено должностным лицом органа дознания (следствия). При этом решение о снятии копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением (п. 116 Инструкции).

При ознакомлении с материалами доследственной проверки должностное лицо вправе предоставить заявителю лишь те материалы, которые затрагивают права и интересы этого лица. Однако заявителю может быть отказано в ознакомлении с другими материалами со ссылкой на ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ в случае, если:

- часть этих материалов затрагивает права и законные интересы других лиц;

- в материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

На заключении должностного лица о допуске к ознакомлению проставляется отметка об ознакомлении гражданина с материалами по обращению, которая заверяется его подписью (п. 116 Инструкции).

Неправомерный отказ в ознакомлении либо необоснованное ограничение прав заявителя в процессе ознакомления с материалами доследственной проверки могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П и др.).

При этом из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 508-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 389-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 314-О-О и др.).

Соответственно и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1).

В том числе дел: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1).

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как усматривается из представленных документов, административным истцом обжалуется бездействие административного ответчика по рассмотрению обращения административного истца, в связи с чем требования ФИО1 подлежат рассмотрению и разрешению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Разрешая настоящий спор по существу, суд установил, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 посредством сети Интернет обрался с заявлением (л.д. 9-10), в котором просил предоставить ему возможности ознакомиться с применением технических средств копирования с материалами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, известить его о дате и месте ознакомления с материалами проверки.

Административным ответчиком следственным отделом по Адмиралтейскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу в ходе слушания дела суду были представлены следующие документы: копия постановления следователя следственным отделом по Адмиралтейскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела и письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. на имя ФИО1, подписанное руководителем следственного отдела ФИО5 Иных документов суду административными ответчиками не представлено.

Из указанного письма следовало, что обращение ФИО1 об ознакомлении с материалом доследственной проверки , поступившее в следственный отдел по Адмиралтейскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено. Заявителю разъяснено его право на ознакомление с материалов проверки в помещении (канцелярия) следственного отдела по Адмиралтейскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу по адресу: <адрес>, в часы работы канцелярии (пн-чт: 09:00-18:00, пятн. – 09:00-16:45, обед с 13:00-14:00). Вместе с тем указано, что в связи с эпидимиологической обстановкой в стране, а также в соответствии с Указанием руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу ФИО6, приём граждан не ведётся до особого распоряжения. В связи с чем, заявителю разъяснено его право ознакомиться с материалов проверки после снятия всех ограничений, введённых в связи с эпидемиологической обстановкой в стране, а также разъяснено право обжаловать данный ответ вышестоящему руководителю следственного органа, прокурору или в суд.

Оценив представленные ответчиком доказательства, суд признаёт, что следственным отделом по Адмиралтейскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу допущено ограничение права административного истца на ознакомление с материалами проверки, что нельзя признать правомерным.

Доказательств надлежащего рассмотрения обращения истца в соответствии с требованиями вышеуказанной Инструкции суду не представлено; также отсутствуют сведения о порядке направления письма от ДД.ММ.ГГГГ исх. на имя ФИО1; вместе с тем из содержания самого письма не представляется возможным получить информацию о сроке действия ограничений по работе канцелярии в связи с эпидимиологической обстановкой в стране, установленных в том числе Указанием руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу ФИО6.

Таким образом, к моменту обращения административного истца в суд с настоящим административным иском следственным отделом не была обеспечена реализация права ФИО1 на ознакомление с материалами доследственной проверки, в связи с чем требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права, суд полагает необходимым обязать следственный отдел про Адмиралтейскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу предоставить ФИО1 возможность реализовать его право на ознакомление с применение технических средств копирования с материалами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, о чём известить ФИО1 заблаговременно не позднее чем за три дня до даты ознакомления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие следственного отдела по Адмиралтейскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу по не предоставлению возможности ФИО1 реализовать право на ознакомление право с применение технических средств копирования с материалами проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Следственный отдел по Адмиралтейскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу предоставить ФИО1 возможность реализовать право на ознакомление с применение технических средств копирования с материалами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, о чём известить ФИО1 заблаговременно не позднее чем за три дня до даты ознакомления.

Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга.

Судья –