Дело № 2а-338/2021
УИД 13RS0015-01-2021-000591-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснослободск 06 сентября 2021 г.
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Андреевой Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного на странице с электронным адресом: <адрес>, запрещенным к распространению на всей территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Краснослободского района Республики Мордовия обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании информационного материала, размещенного на странице с электронным адресом: <адрес>/, запрещенным к распространению на всей территории Российской Федерации.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Краснослободского района Республики Мордовия по результатам проведения проверки соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об интеллектуальной собственности выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL-адресом: <адрес> информации с предложением о возможности приобретения копий (реплик) брендовых сумок. Получить информацию владельцах и администраторах указанного сайта не представилось возможным. Согласно информации сайта данные регистратора домена, почтовый адрес владельца и администратора отсутствуют.
Прокурор просит суд признать информационный материал, размещенный на странице с электронным адресом: <адрес>, запрещенным к распространению на всей территории Российской Федерации.
В заявлении от 06 сентября 2021 г. прокурор просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представили.
Согласно пункту 4 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июня 2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами
Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.
Исходя из смысла Закона, злоупотребление свободой массовой информации - использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.
Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации интеллектуальная собственность охраняется законом.
Защита интеллектуальных прав заключается в применении системы мер по признанию и восстановлению этих прав, мер реагирования в случае их нарушения или оспаривания, а также мер по предотвращению нарушений этих прав.
Защита интеллектуальных прав осуществляется с помощью норм гражданского, антимонопольного, административного и уголовного законодательства.
Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) являются в том числе товарные знаки (статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Из пункта 1 статьи 1477 ГК РФ следует, что на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
В соответствии со статьей 1481 ГК РФ на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак (пункт 1). Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (пункт 2).
Согласно статье 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак (пункт 1). Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (абз.1 пункта 2 указанной статьи).
Пунктом статьи 1515 ГК РФ предусмотрено, что товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Из положений статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ следует, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение, которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет»,содержащие информацию,распространение,которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (подпункт 5.1.7 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено» федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что прокуратурой Краснослободского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об интеллектуальной собственности по результатам которой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL-адресом: <адрес> информации с предложением о возможности приобретения копий (реплик) брендовых сумок. Доступ к данным интернет-сайтам является свободным, не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться может любой интернет-пользователь.
Размещение вышеуказанной информации на указанном интернет-сайте на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. Наличие в сети такой информации о продаже копий (реплик) брендовых в открытом доступе в сети нарушает публичные интересы неопределенного круга лиц, способствует совершению преступлений.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров (статья 14.10).
На момент рассмотрения дела указатель страницы сайта с адресом: <адрес>/, на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной.
С учетом имеющихся в материалах дела письменных доказательств, вышеприведенных норм закона, суд считает требования прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного на странице с электронным адресом: <адрес>, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу части 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного на странице с электронным адресом: <адрес> запрещенным к распространению на всей территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информационный материал – информацию, размещенную на странице с электронным адресом: <адрес>, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда по вступлению его в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» с электронным адресом: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.В. Андреева
1версия для печатиДело № 2а-338/2021 ~ М-296/2021 (Решение)