№ 2а-438/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2019 г. г. Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего – судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием представителя административного истца - ст. помощника Кстовского городского прокурора- Пустоваловой С.Э., представителя административного ответчика – Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области и представителя заинтересованного лица - главы местного самоуправления Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области ФИО1 - ФИО2 (по доверенности), заинтересованного лица – главы местного самоуправления Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области ФИО1, представителя заинтересованного лица- главы администрации Большемокринского сельского совета Кстовского муниципального района Нижегородской области ФИО3 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кстовского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», к Сельскому совету Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании бездействия Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области по непроведению внешней проверки годового отчета исполнения бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области за 2017 год незаконным и обязании провести внешнюю проверку годового отчета исполнения местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2017 год,
УСТАНОВИЛ:
Кстовский городской прокурор обратился в суд с настоящим административным иском, который мотивируют следующим.
Кстовской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности сельского Совета Большемокринского сельсовета при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2017 год.
В силу ч.1 ст.1 БК РФ (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся, в частности, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Согласно ст.2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Статьей 6 БК РФ установлено, что бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Так, одним из обязательных этапов бюджетного процесса любого уровня является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета.
В силу ст.264.4 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.
Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.
Орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию.
В соответствии с ч.2 ст. 265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Проведенной городской прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета за 2017 год контрольно-счетным органом Большемокринского сельсовета не проведена, что повлекло за собой грубое нарушение бюджетного законодательства.
Изложенное свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», так как непроведение внешней проверки годового отчета местного бюджета за 2017 год привело к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Просят признать бездействие Сельского Совета Болынемокринского сельсовета Кстовского муниципального района, выразившееся в непроведении внешней проверки исполнения годового отчета местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2017 год, незаконным.
Обязать Сельский Совет Болшемокринского сельсовета Кстовского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести внешнюю проверку исполнения годового отчета местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2017 год согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Представитель административного истца в судебном заседании на иске настаивали, согласно доводов административного искового заявления и письменных пояснений, приобщенных к делу.
Представитель административного ответчика – Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области и заинтересованного лица - главы местного самоуправления Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области ФИО1 - ФИО2, возражала в судебном заседании против удовлетворения административного иска, согласно доводов письменных возражений на административный иск и дополнений к ним.
Представители заинтересованных лиц - администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, Департамента финансов Кстовского муниципального района Нижегородской области, в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, о чем представили в материалы дела письменное ходатайство, возражений против удовлетворения административного иска не поступало.
Заинтересованное лицо – глава местного самоуправления Большемокраинского сельского совет Кстовского муниципального района Нижегородской области ФИО1 выразила в судебном заседании несогласие с административным иском, согласно доводов письменных возражений на административный иск и дополнений к ним.
Представитель заинтересованного лица- главы администрации Большемокринского сельского совета Кстовского муниципального района Нижегородской области ФИО4 в судебном заседании доводы и требования административного иска, письменных пояснений административного истца, поддержал в полном объеме.
При этом глава администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежаще, представлен отзыв на иск, из которого следует, что иск Кстовского городского прокурора поддерживает. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч.1, 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения сельского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона №131-Ф3 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ст.38 Федерального закона №131-Ф3 в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон №6), настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.
Кстовской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности сельского Совета Больемокринского сельсовета при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2017 год.
Специальным законом, регулирующим бюджетные правоотношения всех уровней в Российской Федерации, является Бюджетный Кодекс РФ (далее - БК РФ).
В силу ч.1 ст.1 БК РФ (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся, в частности, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Согласно ст.2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Статьей 6 БК РФ установлено, что бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Так, одним из обязательных этапов бюджетного процесса любого уровня является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета.
В силу ст.264.4 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.
Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.
Орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию.
В соответствии с ч.2 ст. 265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Проведенной городской прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета за 2017 год контрольно-счетным органом Большемокринского сельсовета не проведена, что повлекло за собой грубое нарушение бюджетного законодательства.
Доказательств обратного суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Суд приходит к выводу о нарушении прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», так как непроведение внешней проверки годового отчета местного бюджета за 2017 год привело к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета.
Административный ответчик представил возражения на иск, в которых указал следующее.
1) Сельский Совет Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района является ненадлежащим административным ответчиком по данному делу.
В соответствии с п.1 и п.4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.4 и п.5 ст.38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
Согласно ч.1 ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Из ч.2 ст. 265 БК РФ следует, что муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно контрольно-счетных органов муниципальных образований.
В силу абз. 3 ч.2 ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется котрольно-счетным органом муниципального образования.
Согласно абз.2 ч.3 и ч.4 ст.264.4 БК РФ местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.
Орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
В соответствии с ч. 5 ст. 264.4 БК РФ заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию.
Из указанных норм права следует, что Административный ответчик не имеет полномочий по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.
Кроме того, в соответствии с п.2 ч.2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 153 БК РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131- ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-Ф3, Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в его действующей редакции контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 и ч.2 ст. 18 Устава Муниципальное образование Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района от 29.07.2011 № 55 (далее — Устав) структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют:
а) представительный орган сельского поселения - сельский Совет;
б)глава муниципального образования - глава местного самоуправления;
в) исполнительно-распорядительный орган сельского поселения администрация;
г)контрольный орган сельского поселения - контрольно-счётная комиссия.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.
В соответствии со ст.29 Устава:
1. Контрольно-счётная комиссия образуется в целях контроля, за исполнением бюджета сельского поселения, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении, а также в целях контроля, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения.
2. Контрольно-счётная комиссия формируется сельским Советом в количестве трёх человек, на срок его полномочий, большинством голосов от установленного числа депутатов.
3. Порядок работы контрольно-счётной комиссии, её полномочия определяются Положением о контрольно-счётной комиссии, утверждаемым сельским Советом.
4. Результаты проверок, осуществляемых контрольно-счётной комиссией, подлежат опубликованию (обнародованию).
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольно-счётную комиссию по её требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
Согласно решения сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 29.12.2017 № 71 создана контрольно-счетная комиссия Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области.
Решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 09.12.2010 № 36 утверждено положение о контрольно-счетной комиссии сельского Совета.
В силу п. п. 2, 4, 6, 8, 11 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.
В силу ст. 10 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее Федеральный закон N 6-ФЗ) внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет. При проведении экспертно- аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение.
На основании ст. 15 Федерального закона N 6-ФЗ органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно- счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.
Административным истцом пропущен срок исковой давности.
Учитывая, что годовой отчет проходил публичные слушания считаем, что срок Административным истцом с данным административным иском пропущен.
Между тем, суд не может согласиться с приведенными выше доводами административного ответчика, а также заинтересованного лица ФИО1, по следующим основаниям.
Проведенной городской прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение ст.264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета за 2017 год контрольно-счетным органом Болынемокринского сельсовета не проведена, что повлекло за собой грубое нарушение бюджетного законодательства.
Ответчик указывает на отсутствие полномочий но проведению внешней проверки отчета об исполнении местного бюджета силами сельского Совета Большемокринского сельсовета.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, Сельский Совет Большемокринского сельсовета (адрес обезличен) зарегистрирован в качестве юридического лица путем создания (дата обезличена).
В качестве лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, выступает глава местного самоуправления ФИО1
В силу ст.ст. 1.9 Положения о контрольно-счетной комиссии, утвержденного решением сельского Совета от 09.12.2010 №36, контрольно - счетная комиссия сельского Совета (далее - контрольно-счетная комиссия) является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля, созданным в целях осуществления контрольных функций представительного органа местного самоуправления за исполнением бюджета Большемокринского сельсовета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета сельсовета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Контрольно-счетная комиссия подотчетна сельсовету и постоянной комиссии но налогам, бюджету и имуществу.
Контрольно-счетная комиссия формируется сельским Советом на срок ее полномочий численностью от трех до пяти человек.
Председатель контрольно- счетной комиссии и его заместитель избираются открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов сельсовета. Для осуществления функций контрольно-счетной комиссии могут привлекаться консультанты-специалисты.
Таким образом, из совокупности норм Устава муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», указанного Положения следует, что контрольно- счетная комиссия не обладает статусом юридического лица, а формируется из числа депутатов сельского Совета.
Из изложенного следует, что сельский Совет является надлежащим ответчиком по настоящему делу и наделен полномочиями по устранению допущенных нарушений бюджетного законодательства, в том числе путем принятия решения о выделении средств оюджеяа на закупку услуг по проведению аудита.
Суд отмечает, что контрольный орган представительного органа муниципального образования не является самостоятельным органом местного самоуправления. Следовательно, он не обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Указанное также не свидетельствует о том, что данный орган не обладает правами юридического лица и, следовательно, не может быть ответчиком в данном деле.
Помимо этого, существенные различия заключаются в объеме полномочий, которые закрепляются действующим федеральным законодательсгвом за контрольным органом в составе представительного органа и контрольно-счетным органом муниципального образования.
Это обусловлено тем, что контрольный орган в составе представительного органа может выполнять функции в области муниципального финансового контроля только в пределах и целях обеспечения собственных полномочий представительного органа муниципалитета.
Данные полномочия представительного органа заключаются в том, что представительный орган осуществляет: предварительный контроль- в ходе обсуждения и утверждения проекта решения о бюджете, иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам, текущий контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. В этих рамках представительный орган обладает правом получения от местной администрации необходимых сопроводительных документов, оперативной информации об исполнении бюджет а.
При лом полномочия по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета остается в любом случае за представительным органом муниципального образования.
Таким образом, все решения, касающиеся планирования, осуществления контрольных мероприятий, а также принятия мер по их результатам, могут приниматься исключительно представительным органом муниципального образования.
Административный ответчик заявил о пропуске Кстовским городским прокурором срока для обращения в суд.
Между тем, суд также не может согласиться с указанными доводами административного ответчика по следующим основаниям.
Так, как следует из материалов дела и пояснил в суде представитель административного истца, в городскую прокуратуру 26.10.2018 обратился ФИО5 по вопросу необходимости проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2017 год, в связи с чем городской прокуратурой инициировано проведение проверки в деятельности сельского Совета. По результатам надзорных мероприятий в адрес сельского Совета 30.11.2018 внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, которое рассмотрено 04.12.2018 г., в удовлетворении требований прокурора отказано.
Таким образом, городской прокуратуре о нарушении требований бюджетного законодательства фактически стало известно с даты отклонения требований, изложенных в представлении, в связи с чем течение срока для обращения в суд с административным иском следует исчислять с 04.12.2018, который истцом не пропущен.
В части доводов административного ответчика о неподсудности рассматриваемого дела Кстовскому городскому суду и необходимости рассмотрения в порядке, установленном АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Всилу п. 20.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена ст. 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Таким образом, в порядке АПК РФ могут быть обжалованы представления и предписания, вносимые органами муниципального финансового контроля по итогам контрольных мероприятий.
Ссылку административного ответчика и заинтересованного лица ФИО1 о неподсудности данного дела суду общей юрисдикции на основании п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23»О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», из которого следует, что при решении вопроса о принятии к производству заявлений об оспаривании действий, совершаемых должностными лицами органов финансового контроля в рамках предусмотренной разделом VIII.1 БК РФ внешней проверки бюджетной отчетности, а также заявлений об оспаривании решений о проведении указанной проверки, судам необходимо учитывать, что соответствующие дела подведомственны арбитражным судам, суд, с учетом характера спорных правоотношений по настоящему делу и сути заявленных требований, находит несостоятельной.
Таким образом, изложенное выше свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», так как непроведение внешней проверки годового отчета местного бюджета за 2017 год привело к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета, в связи с чем, административный иск Кстовского городского прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доказательств, которые бы давали суду основания для иных выводов, не представлено.
Принятие правовосстановительной меры в виде возложения на административного ответчика обязанности провести внешнюю проверку годового отчета исполнения местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2017 год, является исполнимой в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, данная мера направлена на восстановление нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области».
В связи с чем суд оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя в данной части также не усматривается.
При таких обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм, суд находит заявленные требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Кстовского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», к Сельскому совету Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании бездействия Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области по непроведению внешней проверки годового отчета исполнения бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области за 2017 год незаконным и обязании провести внешнюю проверку годового отчета исполнения местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2017 год, удовлетворить.
Признать бездействие Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области по непроведению внешней проверки годового отчета исполнения бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2017 год, незаконным.
Обязать Сельский Совет Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области провести внешнюю проверку годового отчета исполнения местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2017 год.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кстовский городской суд Нижегородской области.
Судья Кравченко Е.Ю.