ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3397/2021 от 08.11.2021 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело №2а-3397/2021

УИД: 42RS0009-01-2021-005776-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В., при секретаре – помощнике судьи Корневой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

08 ноября 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению Администрации Осинниковского городского округа к Департаменту лесного комплекса Кузбасса, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконными действий и решения, обязании устранить нарушение прав административного истца.

У С Т А Н О В И Л :

Администрация Осинниковского городского округа обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с требованиями к Департаменту Лесного комплекса Кузбасса о признании незаконными действий и решения, обязании устранить нарушение прав административного лица.

Требования мотивирует тем, что согласно сведениям государственного лесного реестра лесов, на территории Осинниковского городского округа числится 1029 га. В соответствии с приказом Рослесхоза от 29.01.2020 г. №40 «О создании лесничеств на части земель населенных пунктов города Осинники муниципального образования – Осинниковский городской округ Кемеровской области, занятых городскими лесами и установлении их границ» было создано Осинниковского городское лесничество, общей площадью 391,9392 га.

Вышеуказанная площадь лесничества была передана Администрации г. Осинники по акту передачи гослесфонда в городские леса Кузедеевским лесхозом **.**.**** г. В отношении оставшихся 637,0608 га лесов передача не осуществлялась, информация, документы в администрации Осинниковского городского округа отсутствуют, фактически в черте Осинниковского городского округа данные леса не располагаются.

Администрация Осинниковского городского округа исходящим письмом от **.**.**** за ### обращалась в ГУ КО «Кузедеевский лесхоз» с просьбой предоставить выписку из государственного лесного реестра лесов в отношении 1029 га, а также предоставить основания внесения данной площади лесов государственный лесной реестр. Однако ответа в адрес администрации так и не поступал.

Администрацией был сделан запрос в Осинниковский отдел Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от **.**.****### об исключении из реестра оставшихся 637,0608 га лесов. В ответ на данный запрос было получено письмо от **.**.****### о том, что в границах территории Кемеровской области – Кузбасса, государственный реестр лесов ведет Департамент лесного комплекса Кузбасса. Росреестр составляет отчет о наличии о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям. Согласно данному отчету в административных границах г. Осинники лесные площади составляют 1029га, из которых 553 га – городские леса, 476га – земли лесничеств и лесопарков на территории сельских населенных пунктов. Данный отчет составлялся в описанных и утвержденных в соответствии с ранее установленным порядком границах и общей площадью земельного фонда. Официальные значения общей площади земельного фонда субъектов РФ и России в границах территорий, используемы в настоящее время, получены и утверждены в установленном порядке в период действия единого порядка по государственному учету земель и до установления соответствующего нового порядка изменению не подлежат.

Администрацией также был сделал запрос от **.**.****### в Рослесхоз об исключении из реестра оставшихся 637,0608 га лесов. В ответ на данный запрос было получено письмо от **.**.****### о том, что уполномоченным органом государственной власти в Кемеровской области на ведение государственного лесного реестра является Департамент Лесного комплекса Кузбасса.

Главой Осинниковского городского округа **.**.**** было направлено письмо ### в Департамент Лесного комплекса Кузбасса с просьбой исключить из государственного лесного реестра оставшиеся ошибочно внесенные 637,0608 га леса.

На указанное письмо Департаментом Лесного комплекса Кузбасса был дан ответ **.**.****###, которым было отказано в исключении из государственного лесного реестра площади лесов, расположенных на землях населённых пунктов муниципального образования – Осинниковский городской округ.

Администрация Осинниковского городского округа считает указанный отказ незаконным, поскольку обращение административного истца не было рассмотрено надлежащим образом. Отказывая административному истцу, административный ответчик ссылался на нормативный акт – приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от **.**.****###, а также на п.3 ст. 116 Лесного кодекса РФ. Наличие обстоятельств, предусмотренных ч.6 ст. 4.6. Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» административным ответчиком не проверялось и не оценивалось, в решении об отказе отсутствуют мотивированные основания для его принятия.

391,9392 га городских лесов были оформлены в муниципальную собственность Осинниковского городского округа на основании постановления администрации Осинниковского городского округа «О принятии в муниципальную собственность многоконтурного земельного участка» от **.**.****.###-п, акта передачи гослесфонда в городские леса от **.**.**** постановлены на кадастровый учет, что подтверждается выпиской на земельный участок из ЕГРН от **.**.**** Сведения в отношении 637,0608 га лесов не внесены в ЕГРН. Кроме того, административный истец считаем, что неправомерное внесение в государственный лесной реестр и не исключение из него 637,0608 га лесов препятствует муниципальному образованию – Осинниковский городской округ в полной мере осуществлять свои обязанности по содержанию леса, поскольку леса на территории Осинниковского городского округа фактически отсутствуют.

Постановлением Губернатора Кемеровской области от **.**.****### утвержден Лесной план Кемеровской области, п.5.6 которого предусмотрено, что Департамент Лесного комплекса Кемеровской области ведет государственный лесной реестр в отношении расположенных в границах Кемеровской области. Обработка и внесение изменений в государственный лесной реестр производятся на основании представленных отчетных данных пользователей лесных участков, материалов лесоустройства и других обследований.

Пунктов **.**.**** Положения о департаменте Лесного комплекса Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от **.**.****###, к полномочиям департамента отнесено ведение государственного лесного реестра в отношении лесов расположенных в границах территории Кемеровской области – Кузбасса. Таким образом, уполномоченным органом в Кемеровской области - Кузбассе, осуществляющим ведение государственного лесного реестра является Департамент Лесного комплекса Кузбасса.

Административный истец просит суд признать незаконным отказ Департамента Лесного комплекса Кузбасса от **.**.****### об исключении 637,0608 га лесов из государственного лесного реестра. Обязать Департамент Лесного комплекса Кузбасса исключить из государственного лесного реестра 637,0608 га лесов.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования, согласно которым, просил суд признать незаконным отказ Департамента Лесного комплекса Кузбасса от **.**.****### об исключении 637,0608 га лесов из государственного лесного реестра. Обязать Департамент Лесного комплекса Кузбасса исключить из государственного лесного реестра сведения о правообладателе – Муниципальном образовании – Осинниковский городской округ на 637,0608 га лесов (л.д. 136-137).

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Кузбасса, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, с заявлением об отложении рассмотрения дела в суд не обращался. В ходе судебного разбирательства представителем Департамента лесного комплекса Кузбасса в материалы дела был представлен письменный отзыв на исковые требования (л.д. 82-85).

Представитель заинтересованного лица ТО по Кузедеевскому лесничеству в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, с заявлением об отложении рассмотрения дела в суд не обращался.

Представители заинтересованных лиц Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Управления Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу, представитель административного ответчика Рослесхоз в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, изучив представленные суду доказательства, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим:

В соответствии с п.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Изучив материалы дела, судом установлено, что процессуальные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением административным истцом соблюдены.

В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление по существу.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании п.п. 1, 2 ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с приказом Рослесхоза от **.**.****### «О создании лесничеств на части земель населенных пунктов города Осинники муниципального образования – Осинниковский городской округ Кемеровской области, занятых городскими лесами и установлении их границ» было создано Осинниковского городское лесничество, общей площадью 391,9392 га (л.д. 14-19).

Вышеуказанная площадь лесничества была передана Администрации г. Осинники по акту передачи гослесфонда в городские леса Кузедеевским лесхозом **.**.**** (л.д. 11-13).

**.**.**** административным истцом направлен запрос в Осинниковский отдел Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ### об исключении из реестра 637,0608 га лесов (л.д. 22).

**.**.**** Осинниковским отделом Управления Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу был дан ответ ### (л.д. 23) из которого следует, что в границах территории Кемеровской области – Кузбасса, государственный реестр лесов ведет Департамент лесного комплекса Кузбасса. Росреестр составляет отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям. Согласно данному отчету в административных границах г. Осинники лесные площади составляют 1029га, из которых 553 га – городские леса, 476га – земли лесничеств и лесопарков на территории сельских населенных пунктов. Данный отчет составлялся в описанных и утвержденных в соответствии с ранее установленным порядком границах и общей площадью земельного фонда. Официальные значения общей площади земельного фонда субъектов РФ и России в границах территорий, используемы в настоящее время, получены и утверждены в установленном порядке в период действия единого порядка по государственному учету земель и до установления соответствующего нового порядка изменению не подлежат.

Также **.**.**** административный истец обратился в Рослесхоз с запросом об исключении из реестра 637,0608 га лесов (л.д. 24). В ответ на данный запрос было получено письмо от **.**.****###д. 25) о том, что уполномоченным органом государственной власти в Кемеровской области на ведение государственного лесного реестра является Департамент лесного комплекса Кузбасса.

**.**.**** главой Осинниковского городского округа было направлено письмо ### в Департамент лесного комплекса Кузбасса с просьбой исключить из государственного лесного реестра ошибочно внесенные 637,0608 га леса (л.д. 20).

**.**.**** Департаментом лесного комплекса Кузбасса был дан ответ ### (л.д. 21), которым было отказано в исключении из государственного лесного реестра площади лесов, расположенных на землях населённых пунктов муниципального образования – Осинниковский городской округ, поскольку п.3 ст. 116 Лесного кодекса РФ не допускается изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади.

В силу части 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Кодекс) государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (ч.2 ст.91 ЛК РФ).

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2.1 ст.91 ЛК РФ).

На основании ч.9 данной статьи ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В развитие указанных норм права приказом Минприроды России от **.**.****### утвержден Порядок ведения государственного лесного реестра (далее - Порядок ведения ГЛР ###), а приказом Минприроды России от **.**.****### - Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение (далее - Перечень ###, Порядок подготовки документов ###).

При этом пункт 3 ст.116 ЛК РФ не допускает изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади.

Согласно пункту 3 положения о территориальном отделе по Кузедеевскому лесничеству, утверждённого приказом Департамента лесного комплекса Кузбасса от **.**.****### «Об утверждении положения о территориальных отделах департамента лесного комплекса Кемеровской области», государственная услуга по ведению ГЛР в отношении лесов, расположенных в границах территории, осуществляется лесничествами Департамента.

Осинниковским городским округом в пределах полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ в отношении лесов, расположенных на землях, указанных в ч.3 ст.23 Лесного кодекса РФ, предоставляется документированная информация в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от **.**.****### «Об утверждении порядка предоставления в федеральное агентство лесного хозяйства органами государственной власти и органами местного самоуправления документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре» в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений для последующего свода и направления в Федеральное агентство лесного хозяйства ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным годом, по формам ###

Исключение из ГЛР сведений о правообладателях земель лесного фонда возможно после предоставления документированной информации в Департамент лесного комплекса Кузбасса для свода.

В соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель» в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель устанавливается приоритет записи в ЕГРН в отношении лесов, расположенных на территории земель лесного фонда.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям Росреестра, ежегодно составляющего отчёт по форме 22-1, 22-2 о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям, в административных границах г. Осинники лесные площади составляют 1029га, из которых 553га – городские леса, 476га – земли лесничества и лесопарков на территории сельских населенных пунктов. Указанный отчёт согласован с начальником территориального отдела по Кузедеевскому лесничеству департамента лесного комплекса Кузбасса и руководителем МКУ «КИМИ» Осинниковского городского округа (л.д. 150-155). Указанные площади на момент рассмотрения дела и внесены в государственный лесной реестр.

В соответствии с п.12 Порядка ведения ГЛР ### изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:

- выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;

- обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.

Пунктом 13 названного Порядка определено, что уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Согласно подпункту 2.1.3 пункта 2.1 Перечня ### к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и её изменения, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3).

Основанием для оформления указанного акта и внесения в него документированной информации является различная первичная документация, перечень которой приведен в пункте 2.2 данного Порядка.

В частности, к таким документам относятся решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 2.2.2), решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (пункт 2.2.3), лесоустроительная документация (пункт 2.2.9), судебные акты (пункт 2.2.10).

Как предусмотрено пунктом 4.3 Порядка подготовки документов ###, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию.

Между тем, как подтверждается материалами дела, администрация при обращении в Департамент с заявлением от **.**.****### исключении сведений из государственного лесного реестра, а также при обращении в суд с настоящим заявлением акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию не составляла, уполномоченный орган для натурного обследования и составления акта не привлекала.

Таким образом, административным истцом до обращения с настоящим заявлением в суд, а также до обращения к административному ответчику за исключением из Лесного реестра излишне, по мнению административного истца, учтённой площади лесов, процедура определения количества лесного фонда, находящегося на территории Осинниковского городского округа, проведена не была; процедура внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, предусмотренная законодательством, не соблюдена. Как следует из ответа департамента лесного комплекса Кузбасса (л.д.150) картографических документов расположения площадей в лесничестве не имеется, лесоустройство городских лесов в административных границах Осинниковского городского округа не проведено. Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела какие-либо допустимые доказательства, подтверждающие отсутствие правообладания административного истца на 637,0608га леса суду не представлены.

Само по себе отсутствие у административного истца сведений и документов, подтверждающих наличие у административного истца 637,0608га леса, не может являться достаточным основанием для исключения из государственного лесного реестра сведений о Муниципальном образовании – Осинниковский городской округ как правообладателе земель лесного фонда.

На основании изложенного суд считает, что требования Администрации Осинниковского городского округа к Департаменту лесного комплекса Кузбасса, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным отказа Департамента Лесного комплекса Кузбасса от **.**.****### об исключении 637,0608га лесов из государственного реестра, обязании Департамента лесного комплекса Кузбасса исключить из государственного лесного реестра сведения о правообладателе – Муниципальном образовании – Осинниковский городской округ на 637,0608га лесов не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Администрации Осинниковского городского округа к Департаменту лесного комплекса Кузбасса, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным отказа Департамента Лесного комплекса Кузбасса от **.**.****### об исключении 637,0608га лесов из государственного реестра, обязании Департамента лесного комплекса Кузбасса исключить из государственного лесного реестра сведения о правообладателе – Муниципальном образовании – Осинниковский городской округ на 637,0608га лесов отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение изготовлено 18.11.2021 г.

Судья Гречановская О.В.