УИД - 78RS0006-01-2021-002251-82
Дело № 2а-3409/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Санкт-Петербург 24 августа 2021 года
Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Лебедевой А.С.,
при секретаре Ивановой В.В.,
с участием административного истца ФИО1,
с участием представителя административного истца ФИО2,с участием представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Балтийской таможне о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Балтийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ о возврате заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 125 796,4 руб. без рассмотрения, обязании ответчика возвратить истцу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 125 796,04 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что он с мая 1995 по июнь 2017 года жил и работал в США, о чем имеются штампы о выезде и въезде в паспортах, в связи с чем, в указанный период временно отсутствовал в России. В июне 2017 года он вернулся домой в Санкт-Петербург. При отбытии из США отправил груз своих личных вещей весом 490 кг водным транспортом в Санкт-Петербург. При оформлении прибывшего груза в Балтийской таможне, груз был обложен таможенной пошлиной в размере 125 796 рублей 04 копейки. Таможенная пошлина была оплачена истцом в полном размере. Однако впоследствии, не согласившись с решением Балтийской таможни об уплате таможенных платежей за ввоз личных вещей, обращался в Балтийскую таможню и Федеральную таможенную службу с заявлением о пересмотре указанного решения, но положительное решение не было принято. Указывая, что решение Балтийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ о возврате заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 125 796,4 руб. ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Административный истец и его представитель в судебное заседание явились, на удовлетворении административного иска настаивали.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явилась, против исковых требований возражала.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Суд в силу ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).
Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, не предусматривает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, обязанность доказывания соблюдения требований, устанавливающих полномочия, порядок, основания для принятия оспариваемых ненормативных актов, соответствия их нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, лежит на Балтийской таможне.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с мая 1995 по июнь 2017 года жил и работал в США. При этом, в указанный период у него имелась постоянная регистрация в Санкт-Петербурге.
При отбытии из США, истец отправил груз с личными вещами водным транспортом в Санкт-Петербург.
В регионе деятельности Балтийской таможни при таможенном декларировании личных вещей для личного пользования ФИО1 подана пассажирская таможенная декларация (далее – ПТД) №
Порядок перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами регулируется главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Соглашением между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» с учетом переходных положений, закрепленных статьей 444 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений (далее – ТК ТС), подача ПТД сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пунктам 8, 12 и 24 приложения 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», действовавшему в момент возникновения спорных правоотношений (далее – Соглашение), лица, признанные в соответствии с законодательством государства-члена Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство-член ЕАЭС на постоянное место жительства (далее – ПМЖ), могут ввозить на таможенную территорию ЕАЭС в сопровождаемом и несопровождаемом багаже и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей бывшие в употреблении товары для личного пользования (независимо от таможенной стоимости и веса) и транспортные средства (не более 1 автомобиля и 1 прицепа) при одновременном выполнении следующих условий:
- ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на ПМЖ в государство-член ЕАЭС;
- товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на ПМЖ в государство-член ЕАЭС, а автомобиль и прицеп находятся в собственности у указанных лиц и зарегистрированы на них в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на ПМЖ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения дата прибытия (переселения) физического лица на ПМЖ в государство-член ЕАЭС – дата выдачи документа, подтверждающего признание лица прибывшим (переселившимся) на ПМЖ в государство-член ЕАЭС в соответствии с законодательством этого государства.
Таким образом, освобождение от уплаты таможенных платежей, предусмотренное пунктами 8, 12 и 24 приложения 3 к Соглашению, может быть предоставлено только при наличии документа, подтверждающего признание лица прибывшим (переселившимся) на ПМЖ, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно позиции Федеральной миграционной службы, изложенной в письме от 24.06.2011 № СК-1/14-8508, содействие в реализации права соотечественников, постоянно проживающих в иностранных государствах, на возвращение в Российскую Федерацию оказывается в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, а также Государственной программы по оказания содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 (далее – Государственная программа).
В случае если физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации либо имеющее двойное гражданство (включая гражданство Российской Федерации), переселяется в Российскую Федерацию на ПМЖ в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, а также Государственной программы, документами, подтверждающими признание лица прибывшими (переселившимися) на ПМЖ, являются предусмотренные данными правовыми актами разрешение на переселение (переезд), удостоверение переселенца, свидетельство участника Государственной программы.
В случае переселения физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации либо имеющего двойное гражданство (включая гражданство Российской Федерации), на ПМЖ в Российскую Федерацию не в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев либо Государственной программы, документом, подтверждающим намерение такого лица постоянно проживать в Российской Федерации, может рассматриваться наличие полученной постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации, поскольку порядок признания лица прибывшим (переселившимся) на ПМЖ в Российскую Федерацию, в том числе вид документа, которым может подтверждаться такое признание, в настоящее время в Российской Федерации не регламентирован.
Как установление решение суда от 25.01.2021, вступившим в законную силу, согласно представленным с № документам, свидетельство участника Государственной программы у ФИО1 отсутствовало.
Исходя из документов и сведений, заявленных в указанной ПТД, в течение периода проживания в иностранном государстве ФИО1 не снимался с регистрационного учета в Российской Федерации.
В связи с чем, условия освобождения от уплаты таможенных платежей, предусмотренные пунктами 8, 12 и 24 приложения 3 к Соглашению, не могут быть выполнены, поскольку с даты проставления в паспорте отметки о постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации прошло более 18 месяцев.
В соответствии с положениями статей 109, 262 ТК ЕАЭС решение о предоставлении освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на основании представленных с ПТД документов принимает таможенный орган, осуществляющий таможенные операции, связанные с выпуском товара (транспортного средства) для личного пользования.
Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования предоставляется в пределах норм беспошлинного ввоза, установленных пунктами 1, 11, 16 приложения 3 к Соглашению в зависимости от способа перемещения таких товаров.
При этом в части превышения указанных норм беспошлинного ввоза начисление таможенных пошлин, налогов производится по единым ставкам таможенных пошлин, налогов, установленным пунктами 1, 6, 8 приложения 5 к Соглашению.
Пунктом 5 приложения 3 к Соглашению предусмотрено, что от уплаты таможенных платежей освобождаются товары для личного пользования, за исключением кузовов, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 5000 евро, ввозимые физическими лицами государства-члена ЕАЭС, временно проживавшими за границей, в случае их нахождения на консульском учете в загранучреждении государства-члена ЕАЭС не менее 1 года при их возвращении в государство-член ЕАЭС, при условии представления документов, выданных дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями государства-члена ЕАЭС за границей, подтверждающих факт нахождения на таком учете и возвращения в государство-член ЕАЭС, в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена ЕАЭС.
Однако, вместе с № истцом не были представлены документы, выданные дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями государства-члена Таможенного союза за границей.
Правила ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, утверждены приказом МИД России от 17.08.2011 №.
Согласно пункту 4 Правил, постановка на учет осуществляется на основании заявления о постановке на учет, поданного гражданином в отношении себя или иных граждан, законным представителем которых он является.
В соответствии с пунктом 7 Правил, по требованию гражданина или его законного представителя консульское должностное лицо бесплатно выдает справку о постановке на учет либо о снятии с учета, составленную в произвольной форме.
В судебном заседании истец утверждал, что Генеральное консульство Российской Федерации в Нью-Йорке дважды выдавало ему заграничные паспорта Российской Федерации, имеются акты о явке в указанное консульское учреждение Российской Федерации для продолжения выплаты пенсии (том 1 л.д.21).
Однако, указанные документы не являются справкой, подтверждающей, что истец состоял на консульском учете, выданной в соответствии с пунктом 7 Правил.
Согласно пункту 23.7 Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, в пункте 4 декларации декларант указывает сведения о товарах для личного пользования, предусмотренных пунктами 3 - 10 приложения 3 к Соглашению, в том числе реквизиты документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей.
Указание на такие документы в №, описи к ней отсутствуют (том 1 л.д.59-60).
Предоставление льгот носит заявительный характер.
Так, в материалах дела имеется заявление истца о предоставлении ему льготы по уплате таможенных платежей в отношении 31 кг товаров в соответствии с пунктом 6 раздела II приложения 5 к Соглашению. Указанная льгота истцу была предоставлена (том 1 л.д.61).
В отношении остальной части товаров, то есть 450 кг, никаких заявлений о предоставлении льгот истцом заявлено не было.
В связи с чем, основания для предоставления истцу льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования, задекларированных по №, отсутствовали.
Суд при рассмотрении спора так указал, что принять во внимание в качестве доказательств наличия у истца льгот по уплате таможенных платежей на момент подачи им таможенной декларации, представленную истцом в судебном заседании 25.01.2021 справку Министерства иностранных дел РФ от 28.12.2020 о постановке ФИО1 на учет 12 января 2001 года в Генеральном консульстве Российской Федерации в Нью-Йорке (том 2 л.д.23), поскольку на момент подачи таможенной декларации такая справка истцом таможенному органу не была предоставлена, и с момента подачи данной декларации прошло более 3-х лет.
ФИО1 в течение 3-х лет с момента подачи декларации не обращался в Балтийскую таможню с заявлением о внесении изменений в таможенную декларацию.
Кроме того, при принятии решения суд учел, что решение таможенного органа об уплате таможенных платежей не признано в установленном законом порядке незаконным.
С учетом изложенного, суд не нашел оснований для удовлетворения требований ФИО1 об обязании освободить от уплаты таможенных платежей; признании начисленных таможенных платежей в размере 125 796 рублей 04 копейки по таможенному приходному ордеру № № излишне уплаченными и освобождении от их уплаты.
В силу части 1 статьи 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Указанное решение имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Статьей 147 Федерального закона №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) установлен порядок возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.
Согласно ч. 2 ст. 147 данного Федерального закона к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
В силу ч. 3 ст. 147 данного Федерального закона, если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.
Согласно ч. 4 ст. 147 данного Федерального закона, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Как следует из материалов дела, заявление ФИО1 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, поступило в Балтийскую таможню 09.12.2020.
15.12.2020 Балтийской таможней указанное заявление оставлено без рассмотрения, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 147 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), ввиду отсутствия в заявлении о возврате требуемых сведений (о подтверждении статуса денежных средств, подлежащих возврату, как излишне уплаченных) и непредставления необходимых документов (копии паспорта гражданина Российской Федерации, засвидетельствованного в нотариальном порядке либо таможенным органом при предъявлении оригинала).
При рассмотрении настоящего спора административный истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что им была представлена нотариально заверенная копия паспорта гражданина Российской Федерации. При этом довод ФИО1 о том, что ранее им представлялся подлинник паспорта таможенному органу, суд находит не состоятельным, поскольку положения ч. 3 ст. 147 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в данном случае не применимы.
Как следует из материалов дела, в нарушение установленного частью 2 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ порядка, ФИО1 при обращении в Балтийскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не были представлены необходимые сведения и документы, что, в соответствии с часть 4 статьи 147 указанного Федерального закона, явилось основанием для возврата таможенным органом заявления административного истца без рассмотрения по существу.
Таким образом, исходя из установленных по данному делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 к Балтийской таможне о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Балтийской таможне о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга.
Председательствующий судья: А.С. Лебедева