ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-342/2022270013-01-2022-000248-27 от 06.04.2022 Амурского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а- 342/2022 27RS0013-01-2022-000248-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 апреля 2022 года г. Амурск

Амурский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Лошмановой С.Н.,

при секретаре Сизых Е.Н.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании в г. Амурске Хабаровского края административное дело по административному иску ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконными действий федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» в части отказа в выдаче формуляра жалобы в ЕСПЧ, обязании устранить нарушение, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее ФИО1, административный истец) обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (далее ФКУ ИК-6) о признании незаконными действий федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» в части отказа в выдаче формуляра жалобы в ЕСПЧ, обязании устранить нарушение, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, указав, что с 20.09.2021 он отбывает наказание в виде пожизненного заключения в ФКУ ИК-6, в которое прибыл из ФКУ <адрес>, где находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По прибытии в ФКУ ИК-6 ежемесячно с октября 2021 года по январь 2022 года включительно им подавались заявления по два раза в месяц с просьбой выдать ему формуляр Европейского Суда по правам человека, который ему необходим для обращения в Европейский суд с жалобой на нарушение его частной жизни в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области из-за постоянного круглосуточного видеонаблюдения в том числе женщинами-операторами, в нарушение статьи 8 Конвенции; на нарушение в России статьи 13 Конвенции, что у него нет эффективного средства правовой защиты и обжалования, так как это нарушение права узаконено нормами национального законодательства. Он хотел просить ЕСПЧ о справедливой компенсации в сумме 5 000 евро с учетом всех обстоятельства и страданий, которые были бы указаны им в формуляре. Заявление это подавалось два раза в месяц, начиная с октября 2021 года и кончая январем 2022 года. В устной форме ему было разъяснено сотрудниками ФКУ ИК-6, что выдача формуляра в учреждении не производится по причине того, что это дорого.

После 16.01.2022 из электронного ФСИН –письма № 9420892 ему стало известно, что с 01.02.2022 изменяются сроки подачи формуляра– жалобы с шести месяцев до четырех. Таким образом, считает, что им по вине административного ответчика упущено время для обращения в ЕСПЧ в установленные сроки как старые (шесть месяцев), так новые (четыре месяца). Сроки подачи жалобы в ЕСПЧ исчисляются с 20 сентября 2021 года, с момента его прибытия в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Просит взять во внимание, что последнее его заявление с просьбой о выдаче ему формуляра он подавал 09.01.2022 и 16.01.2022 на вечерних проверках, и они остались, как и прежде, без ответа. Просит признать действие (бездействие) административного ответчика в части невыдачи формуляра жалобы в ЕСПЧ незаконными, а условия содержания в части невыдачи формуляра жалобы в ЕСПЧ ненадлежащими, как препятствующими обращению в международный суд –как платно, так и бесплатно; обязать ответчика незамедлительно выдавать формуляры жалоб в ЕСПЧ как платно так и бесплатно по письменному требованию (заявлению).

Определением Амурского городского суда от 05.03.2022 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) ( л.д.19).

В судебном заседании административный истец, участие которого в судебном заседании обеспечено посредством видео-конференц-связи, заявленный административный иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что у него есть тетрадка, в которой он записывает все свои заявления, потому что в этом учреждении заявления не фиксируются. Он стал все заявления направлять по почте. Формуляр ему был выдан 11.03.2022, но в связи с тем, что об изменении сроков подачи жалобы он узнал 20.01.2022, когда ему выдали письмо о сокращении сроков для подачи жалоб в ЕСПЧ, сроки подачи формуляра им были упущены, 04.02.2022 он написал исковое заявление. Он обращался с заявлениями о выдаче формуляра 17.11.2021, 09.01.2022, 16.02.2022, а формуляр выдали 11.03.2022, после подачи в суд иска. Почтовой связью он заявление в администрацию учреждения по поводу выдачи формуляра не направлял. Ему жена из дома направляла один формуляр, но потом жена заболела коронавирусом, и даже на свидание в феврале не смогла приехать. Жена у него больная, не работает, у нее двое маленьких детей. За представителя нужно платить деньги, а семья у него небогатая. В учреждении сказали, что если каждому давать формуляр, то для них это слишком дорого. Он не знает, сколько стоит формуляр. Когда он находился в другом учреждении, у них был специальный сотрудник, который отвечал за выдачу формуляров. Считает, что по вине администрации учреждения он не смог своевременно обратиться в ЕСПЧ, срок истекал, в январе он должен был подать жалобу, а формуляр выдали только в марте, он уже сроки упустил. Оспаривает акты об отказе получения формуляра.

Участвующий в судебном заседании посредством видео-конференц-связи представитель ответчиков ФИО2 административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнительно пояснила, что все заявления у них регистрируются в журнале жалоб и заявлений, заявление истца о выдаче ему формуляра для обращения в ЕСПЧ не зарегистрировано. 11.03.2022 он получил формуляр для подачи жалобы в ЕСПЧ. Формуляр представляет собой бланк в 13 листов. В ИК-6 сейчас нехватка бумаги. У них нигде не написано, чтобы в учреждении был человек, который бы занимался выдачей бланка формуляра. Бланк формуляра находится в Интернете в свободном доступе, на сайте ЕСПЧ. Если осужденный хочет, чтобы ему выдали формуляр, он пишет заявление, сотрудник скачивает бланк с интернета, распечатывает формуляр не в рамках учреждения, в копировальном центре, и отдает чек осужденному. ФИО3 не просил распечатать ему формуляр за его счет, этими вопросами занимается отдел социально- психологической работы. Ни одним нормативно-правовым актом страны не возложена обязанность на исправительные учреждения назначать ответственного сотрудника за выдачу бланков в ЕСПЧ. Считает, что нарушений прав административного истца нет, исправительное учреждение действует в рамках правового поля.

Согласно письменным возражениям представителя ответчиков ФКУ ИК-6, ФСИН России (л.д.32-34), ответчики не согласны с заявленными требованиями, поскольку осужденный ФИО1 к администрации учреждения по поводу выдачи бланка ЕСПЧ не обращался, по факту получения искового заявления осужденному ФИО1 был выдан формуляр для подачи жалобы в ЕСПЧ 11.03.2022, о чем имеется расписка осужденного. Согласно статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана представить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний. При этом в нормах уголовно-исполнительного законодательства не содержится обязанность администрации исправительного учреждения по выдаче формуляра для обращения в Европейский суд по правам человека. У осужденного, согласно статьи 95 УИК РФ, есть право за собственный счет приобретать через торговую сеть литературу (в том числе юридического характера) без ограничения ее количества. Согласно ст. 91 УИК РФ, у осужденного есть право на ведение переписки, в том числе с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Согласно материалам личного дела у осужденного ФИО3 есть представитель в ЕСПЧ ФИО4, которая имеет право направлять в адрес учреждения различные копии документов, в том числе и формуляра для подачи жалобы в ЕСПЧ. Кроме того, у учреждения нет обязанности выдавать формуляры.

В части представления юридической помощи осужденному ИК РФ гарантирует осужденным право на получение юридической помощи (ч.8 ст.12 УИК РФ). Так, осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов; по заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих ли и без применения технически средств прослушивания (ч.4 ст.89 УИК РФ). Данные положения имеют общий характер и относятся ко всем осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Таким образом, исковое заявление ФИО1 не содержит фактических или нормативных нарушений действий администрации учреждения в части отказа в выдаче формуляра обращения в ЕСПЧ, никаким нормативно –правовым актом не предусмотрено обеспечение и выдача осужденным бланков обращения в ЕСПЧ.

Требование о выплате денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворению не подлежит, так как административным истцом не представлено каких-либо фактических обстоятельств допущенных нарушений. Кроме того, компенсация в размере 400 00 рублей является чрезмерной и не отвечает принципам разумности и справедливости. Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Как следует из справки, представленной ФКУ ИК-6 (л.д.35), согласно регистрации в системе электронного документооборота по журналу канцелярии «Предложений, заявлений и жалоб осужденных ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю», от осужденного ФИО1 за весь период содержания не зарегистрированы заявления по вопросу выдачи формуляра ЕСПЧ.

Согласно справке ФКУ ИК-6 (л.д.36), осужденный ФИО1 отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России про Хабаровскому краю с 20.09.2021, за период содержания в ФКУ ИК-6 по вопросу выдачи формуляра жалобы в ЕСПЧ в отдел социально-психологической работы с осужденными ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не обращался.

Как следует из доверенности (л.д.37),ФИО1 доверяет своей жене –ФИО4 снять с лицевого счета деньги.

Согласно расписке (л.д.38), ФИО1. получил формуляр жалобы в ЕСПЧ 11.03.2022.

Заслушав административного истца и представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела и письменные доказательства; оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 11 статьи 266 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 34 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года), суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

Порядок подачи жалоб, рассмотрения вопроса об их приемлемости, а также порядок производства в ЕСПЧ регламентированы Правилами процедуры (Регламентом) Европейского суда по правам человека (приняты в г. Страсбурге 04.11.1998).

В силу п.1 Правила 47 индивидуальную жалобу необходимо составлять на специальном формуляре - так называемом официальном формуляре жалобы. Этот формуляр на русском языке размещен на сайте Европейского суда. Жалоба должна содержать всю информацию, которая предусмотрена в соответствующих разделах жалобы, и в том числе все сведения, указанные в п. 1 Правила 47, устанавливающем обязательные требования к индивидуальной жалобе. Для того чтобы правильно заполнить поля формуляра, заявитель может воспользоваться специальной инструкцией для заполнения формуляра жалобы, которую можно найти на официальном сайте ЕСПЧ в разделе Applicants. Текст инструкции доступен в переводе на русский язык. Электронная версия формуляра жалобы доступна для скачивания, она сохраняется в память компьютера. Ее можно редактировать и распечатывать для последующего направления в ЕСПЧ. Подробная инструкция для скачивания формуляра размещена на сайте в русскоязычной версии раздела. Инструкция содержит подробные пошаговые указания для заявителя по заполнению каждого поля формуляра.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года никто не должен подвергаться гни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» к бесчеловечному обращению относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред ибо глубокие физические или психические страдания.

Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

Устанавливая меры уголовного наказания с различными ограничениями, соответствующими тяжести наказания, порядок отбывания наказания, законодатель исходит из того, что в целом осужденные обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, за изъятиями, обусловленными особенностями их личности, совершенными ими преступлениями и специальным режимом мест лишения свободы. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований- режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

ФИО1 отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в исправительной колонии особого режима.

Согласно статье 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях –это установленный законом и соответствующими закону нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающих охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Положениями статьи 127 УИК РФ определены условия содержания осужденных в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В силу части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» администрация учреждения вправе требовать от осужденных исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Согласно статьи 11 УИК РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Согласно статье 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3). Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть 8).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правила) с приложениями, в том числе приложением № 1 «Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях, либо приобретать».

В соответствии с пунктом 16 названных Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; бережно относиться к имуществу исправительного учреждения.

В соответствии с пунктом 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем в приложении № 1, в который входят, среди прочего, электронно- вычислительные машины, пишущие машинки, множительные аппараты, электронные носители информации, другая компьютерная оргтехника, фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехника (кроме телевизионных приемников, радиоприемников общего пользования), телевизионные приемники с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и с встроенными медиаплеерами, электронные носители и накопители информации, средства мобильной связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие их работу.

Таким образом, нормы установленного порядка содержания осужденных в исправительных учреждениях не предполагают свободного пользования осужденными компьютерами или иной техникой, имеющими выход в информационно- телекоммуникационную сеть «Интернет» для заполнения формуляра жалобы на официальном сайте ЕСПЧ в разделе Applicants.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. При этом каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. А ~также каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

На обеспечение Российской Федерации реализации указанных конституционных прав осужденных направлены положения УИК РФ, статьей 12 которого к основным правам осужденных отнесено право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе, к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в соответствии с международными Договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Право на доступ к правосудию не предполагает произвольного выбора осужденным средств способов его реализации –оно может осуществляться в специально установленном уголовно-исполнительным законодательством порядке.

При указанных обстоятельствах, поскольку для получения и заполнения формуляра при подаче жалобы в ЕСПЧ через сайт необходимы технические средства, использование которых осужденными в исправительных учреждениях запрещено, то на администрации учреждения лежит обязанность предоставления таких формуляров на бумажном носителе, поскольку в противном случае нарушаются права и интересы административного истца в части доступа к правосудию.

В соответствии с пунктом 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации исправительного учреждения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, при отбывании наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России в период нахождения в названном учреждении административный истец с заявлениями к административному ответчику по поводу выдачи ему формуляра не обращался.

По получении копии административного искового заявления административный ответчик выдал административному истцу формуляр для подачи жалобы в ЕСПЧ. Таким образом права административного истца не нарушены.

Поскольку нарушений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, условий содержания ФИО1 в ФКУ ИК-6, применительно к оспариваемым действиям (бездействию) исправительного учреждения, не установлено, суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН РФ не совершено действий (бездействия), не вынесено решений, нарушающих требования закона по настоящему спору; совокупности, определенной статьей 227 КАС РФ, не имеется; правовые основания для признания незаконными действий (бездействия) указанного административного ответчика не имеется, и, как следствие, не имеется оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 182, 227, 227.1 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконными действий федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» в части отказа в выдаче формуляра жалобы в ЕСПЧ, обязании устранить нарушение, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, через Амурский городской суд Хабаровского края.

Судья С.Н.Лошманова

Мотивированный текст решения изготовлен 29.04.2022.

Судья