УИД 48RS0001-01-2022-003259-29
Дело № 2а-3440/2022
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
25 июля 2022 года город Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Даниловой О.И.,
при секретаре Шмелевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Исхакова Владимира Александровича к Правительству Липецкой области, Управлению строительства и архитектуры Липецкой области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Исхаков В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Липецкой области, Управлению строительства и архитектуры Липецкой области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия. Свои требования истец обосновывал тем, что истцу был предоставлен на основании договора аренды № 1998 от 24.11.2017г. земельный участок, площадью 2500 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена, относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу , кадастровый №.
Данный земельный участок образован в соответствии со схемой, утвержденной Постановлением администрации сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от 08.12.2015г. № 55.
В целях осуществления строительства жилого дома истец обратился 31.08.2021г. в администрацию Задонского муниципального района Липецкой области, на что было получено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке, поскольку указанный земельный участок расположен в 2 зонах – Ж1 и С1, что противоречит требованиям градостроительного законодательства и не позволяет осуществить строительство.
При указанных обстоятельствах истец обращался с заявлением о внесении изменений в генеральный план к главе Администрации сельского поселения, заявление было оставлено без ответа.
27.03.2022г. истец обратился с заявлением к административным ответчикам, на что от них был получен ответ о том, что его предложение будет рассмотрено после завершения закупочных процедур.
Поскольку ни сроки проведения закупочных процедур, ни сроки их завершения не указаны, решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки либо об отклонении предложений ответчиками не принято, то истец обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившееся в не внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области в части уточнения территориальной зоны в границах земельного участка площадью 2500 кв.м., кадастровый №, а также в непринятии мер по обеспечению внесения изменений в зоны градостроительного зонирования.
Истец просил обязать ответчиков обеспечить внесение соответствующих изменений, установив для участка одну территориальную зону «Ж1» в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы административного заявления.
Представитель Правительства Липецкой области в судебное заседание не явилась, был представлен отзыв, согласно которого ответчик требования полагал не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что распоряжением администрации Липецкой области от 18.05.2010г. № 173-р утверждено Положение об управлении строительства и архитектуры Липецкой области, в полномочия которого входит осуществление подготовки заключений о согласовании (отказе в согласовании) проектов схем территориального планирования. В связи с чем, Правительство Липецкой области не является надлежащим ответчиком.
Представитель Управления строительства и архитектуры Липецкой области, ОБУ «Управление градостроительства Липецкой области» – ФИО8 полагала, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку в действии Управления отсутствует незаконное бездействие, так как полномочия в области градостроительной деятельности лишь с 01.01.2022г. перешли к полномочиям администрации Липецкой области и соответственно стали осуществляться Управлением строительства и архитектуры Липецкой области. Истец 27.03.2022г. обратился в администрацию Липецкой области с предложением о внесении изменений в Генеральный план поселения. Подготовка градостроительной документации осуществляется ОБУ «Управление градостроительства Липецкой области». С учетом требований бюджетного законодательства и законодательства о закупках было заключено соглашение о предоставлении субсидии, утвержден план-график закупок товаров, работ, услуг на 2022 финансовый год, в соответствии с которыми 21.06.2022г. был заключен государственный контракт от 21.06.2022г. на выполнение научно-исследовательской работы «Подготовка проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области». Предложения истца об изменении зонирования в отношении земельного участка переданы исполнителю проекта для учета при проектировании.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 части 2 стать 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании установлено, что истец на основании договора аренды № 1998 от 24.11.2017г. является арендатором земельного участка расположенного по адресу Липецкая , кадастровый №.
Границы земельного участка были уточнены на основании постановления администрации Задонского муниципального района от 14.12.2020г. № 764.
Указанный земельный участок был предоставлен истцу администрацией Задонского муниципального района для индивидуального жилищного строительства, в связи чем истец обратился в администрацию Задонского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома 31.08.2021.
В связи с расположением участка в двух территориальных зонах: Ж1 и С1 истцу было направлено уведомление от 08.09.2021 № 14/4 о несоответствии планируемого строительства требованиям градостроительного законодательства.
01.11.2021 Истец обратился в администрацию сельского поселения Скорняковский сельсовет с предложением о внесении изменений в Генеральный план поселения.
Решение по данному вопросу было оставлено без рассмотрения.
27.03.2022г. истец обратился с заявлением к Главе Администрации Липецкой области Артамонову И.Г., руководителю Управления строительства и архитектуры Липецкой области о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области в части уточнения территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером №, установив в границах данного участка одну территориальную зону Ж1.
Получив, на данное обращение ответ Управления строительства и архитектуры Липецкой области от 05.04.2022г., в котором сообщалось о том, что предложение истца будет рассмотрено после завершения закупочных процедур и направлено исполнителю работ для подготовки генерального плана сельского поселения, истец полагая, что имеет место незаконное бездействие ответчиков - Правительства Липецкой области и Управления строительства и архитектуры Липецкой области - по внесению изменений в Генеральный план Липецкой области, обратился в суд с заявленными требованиями.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу части 1 статьи 7, пункта 20 части 1, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, пункта 3 части 1 статьи 8, частей 1, 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа, внесение в них изменений, относятся к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Законом Липецкой области от 26.05.2022г. № 97-ОЗ «О Правительстве Липецкой области» установлено, что Правительство Липецкой области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Липецкой области.
Положениями ст. 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Реализуя данные положения, Постановлением администрации Липецкой области от 24.01.2020г. № 21 «Об осуществлении органами государственной власти Липецкой области перераспределенных полномочий» указанные полномочия переданы Управлению строительства и архитектуры Липецкой области.
Распоряжением администрации Липецкой области от 18.05.2010г. № 173-р «Об утверждении Положения об управлении строительства и архитектуры Липецкой области» утверждено положение об управлении строительства и архитектуры Липецкой области, согласно п. 2.3 которого, к функциям управления относится осуществление подготовки заключений о согласовании (отказе в согласовании) проектов схем территориального планирования субъектов РФ, имеющих общую границу с Липецкой областью, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов области.
Исходя из изложенного, именно к полномочиям Управления строительства и архитектуры Липецкой области относится рассмотрение заявление истца от 27.03.2022г., а соответственно требования истца заявленные к Правительству Липецкой области не являются обоснованными.
Относительно требований истца о признании незаконным бездействия Управления строительства и архитектуры Липецкой области выразившееся в не внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области в части уточнения территориальной зоны в границах земельного участка площадью 2500 кв.м., кадастровый №, а также в непринятии мер по обеспечению внесения изменений в зоны градостроительного зонирования, суд исходит из следующего.
В соответствии с Законом Липецкой области от 26.12.2014 №357-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области» (далее - Закон №357-03) полномочия в области градостроительной деятельности сельских поселений Задонского муниципального района в части подготовки и утверждения генеральных планов и правил землепользования и застройки отнесены к полномочиям администрации Липецкой области с 1 января 2022 года
Согласно постановлению администрации Липецкой области от 24.01.2020 №21 «Об осуществлении органами государственной власти Липецкой области перераспределенных полномочий» указанные полномочия осуществляет управление строительства и архитектуры Липецкой области (далее - Управление).
Истец обратился 27.03.2022 с предложением о внесении изменений о внесении изменений в Генеральный план поселения.
Ответы на данные обращения административными ответчиками направлены в адрес истца.
Так, 31.03.2022г. Администрацией Липецкой области истцу было сообщено, что его обращение направлено в Управление строительства и архитектуры Липецкой области, а Управление 05.04.2022г. уведомило истца о том, что его предложение будет рассмотрено после завершения закупочных проедур.
Процедура внесения изменений в генеральный план поселения, городского округа предусмотрена ст. ст. 24, 25 ГрК РФ и носит публичный характер.
Так, согласно ч.ч. 3, 11, 12, 15 ст. 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта генерального плана поселения, городского округа принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту генерального плана поселения, городского округа проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
После завершения публичных слушаний по проекту генерального плана поселения, городского округа комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в генерального плана поселения, городского округа и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту генерального плана поселения, городского округа являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Как следует из материалов дела 23.05.2022г. начальником управления строительства и архитектуры Липецкой области принят приказ № 177 о подготовке проекта генерального плана сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области. ОБУ «Управление градостроительства Липецкой области» приказано обеспечить подготовку проекта генерального плана сельского поселения, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, с учетом предложений заинтересованных лиц, в порядке ст. 24 Градостроительного кодекса РФ.
Представитель Управления строительства и архитектуры Липецкой области, оспаривая доводы истца о наличии бездействия по рассмотрению его заявления, ссылался на то, что в соответствии с Уставом ОБУ «Управление градостроительства Липецкой области» обеспечивает подготовку градостроительной документации в рамках реализации перераспределенных полномочий путем проведения закупочных мероприятий на основании государственного контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее - законодательство о закупках) в пределах доведенной бюджетной субсидии.
С учетом требований бюджетного законодательства и законодательства о закупках было заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии областному бюджетному учреждению «Управление градостроительства Липецкой области» от 06.04.2022 № 1, утвержден и размещен в единой информационной системе план-график закупок товаров, работ, услуг на 2022 финансовый год.
В соответствии с указанным планом-графиком и требованиями, в том числе к срокам проведения процедур, установленными законодательством о закупках, был заключен государственный контракт от 21.06.2022 № З-ОК-2-22 на выполнение научно-исследовательской работы «Подготовка проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области.
Предложение Истца об изменении зонирования в отношении земельного участка переданы исполнителю проекта для учета при проектировании.
Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью Государственного контракта, общая продолжительность работ составляет 390 календарных дней.
С учетом представленных документов, переписки между ООО НИИ «Земля и город» и ОБУ «Управление градостроительства Липецкой области» суд приходит к выводу о том, что государственным органами ведется работа по подготовке проектов генерального плана и правил землепользования и застройки Скорняковский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области. Предложение истца, направлено в ООО НИИ «Земля и город».
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ответчиками принимаются меры по рассмотрению предложения истца о внесении изменений в генеральный план, с учетом процедуры необходимой для соблюдения бюджетного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности и законодательства о закупках, требования истца о признании бездействия Правительства ЛО и Управления строительства и архитектуры ЛО являются не обоснованными, не подтвержденными соответствующими доказательствами и нормами права, а поэтому не подлежат удовлетворению.
Сам по себе факт отсутствия внесения соответствующих изменений в документы на данный момент не свидетельствует о неправомерном бездействии ответчиков при отсутствии доказательств нарушения норм действующего законодательства.
Более того, у суда не имеется оснований не согласиться с доводом ответчика от том, что само по себе не внесение изменений в Генеральный план не нарушает прав истца, поскольку как раз в Генеральном плане земельный участок истца расположен в зоне жилой застройки, и именно в соответствии с Правилами землепользования и застройки принадлежащий истцу на праве аренды земельный участок находится в двух зонах. При этом из представленных документов следует, что ответчиками проводится в том числе процедура внесения изменений и в Правила землепользования и застройки.
При указных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о признании бездействий ответчиков незаконными.
Коль скоро не подлежат удовлетворению требования истца о признании бездействия незаконным, то не подлежит удовлетворению и требование истца о возложении на ответчиков обязанности по внесению соответствующих изменений в генеральный план и установлению для участка одной территориальной зоны «Ж1» в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Более того, суд не вправе в рамках рассмотрения дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязать орган местного самоуправления разработать проект, принять, изменить или дополнить какой-либо муниципальный правовой акт, поскольку это является исключительной прерогативой самого органа местного самоуправления. Понуждение судом органа местного самоуправления к разработке проекта муниципального правового акта либо принятию им определенного правового акта или внесению в него соответствующих изменений противоречило бы конституционным принципам разделения властей и самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Исхакова Владимира Александровича к Правительству Липецкой области, Управлению строительства и архитектуры Липецкой области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И. Данилова
Мотивированное решение изготовлено 28.07.2022г.