РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2019 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,
с участием представителя административного истца ОАО «ИЭСК» Ткач Н.Б.,
представителя административного ответчика администрации Ушаковского муниципального образования Колгановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-521/2019 по административному исковому заявлению ОАО «Иркутская электросетевая компания» к администрации Ушаковского муниципального образования о признании незаконными действий в не рассмотрении предложения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, об обязании устранить допущенные нарушения, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор ОАО «ИЭСК» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Ушаковского муниципального образования, в котором просит признать незаконными действия администрации Ушаковского муниципального образования - администрации сельского поселения, выразившие в не рассмотрении Предложения ОАО «ИЭСК» о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования для строительства линейных объектов электросетевого хозяйства, оформленные письмом от **/**/**** № №, как несоответствующие Градостроительному кодексу РФ и Закону Иркутской области от 23.07.2008 № 59-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области»; обязать устранить допущенные нарушения путем включения направленных ОАО «ИЭСК» Предложений, изложенных в письме от **/**/**** № №, в Проект внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования и рассмотрения его на публичных слушаниях в установленные Градостроительным кодексом РФ сроки; взыскать с расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела Иркутским районным судом Иркутской области в сумме ~~~ руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что **/**/**** ОАО «ИЭСК» (в лице подрядчика ООО «ППМ «Мастер-План) (далее - Общество) обратилось в администрацию Ушаковского муниципального образования -администрацию сельского поселения (далее - Администрация) с Предложением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования (далее соответственно - ГП и ПЗЗ, муниципальное образование) связанного со строительством линейных объектов электросетевого хозяйства (далее - Предложение по внесению изменений в ГП и ПЗЗ).
К данному письму приложен CD-диск с обоснованиями и картами-планами но внесению изменений в ГП и ПЗЗ, согласно которым Общество просит внести соответствующие изменения в рамках запланированных мероприятий по строительству и реконструкции объектов электросетевого хозяйства и включенных в инвестиционную программу на **/**/**** гг. и в границах муниципального образования, а именно, планируемой ПС 35/10 кВ Светлячки с ВЛ 10 кВ восточнее д. Худякова и границах коридора реконструируемой ВЛ35 кВ Пивовариха - Худяково, в целях обеспечения надежности электроснабжения, а также мероприятий по строительству объектов электросетевого хозяйства до участков заявителей, с которыми заключены договоры на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям.
**/**/**** письмом исх. № Администрация отказала в рассмотрении направленного Обществом Предложения по внесению изменений в ГП и ПЗЗ, в связи с невозможностью внести изменения в часть ГП и ПЗЗ. Также Администрация проинформировала о том, что в настоящее время обеспечивается формирование Проекта внесений в ГП и ПЗЗ, после подготовки которого Администрация назначит публичные слушания и разместит на своем сайте информацию о дате и времени их проведения.
Административный истец полагает, что действия Администрации, выразившие в не рассмотрении Предложения о внесении изменений в ГП и ПЗЗ, изложенные в письме от **/**/****№, противоречат Градостроительному кодексу РФ и Закону Иркутской области от **/**/****№-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области», нарушает права, свободы и законные интересы административного истца по проведению запланированных мероприятий для строительства объекта местного значения, исходя из следующего.
Письмом от **/**/****№ Администрация уведомила Общество в не рассмотрении направленного административным истцом Предложения.
Таким образом, полагает административный истец, срок подачи административного искового заявления истекает **/**/****. Следовательно, Общество обратилось в пределах срока исковой давности.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ двумя из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, а также участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Градостроительного кодекса РФ субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Частью 16 статьи 24 и частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ
предусмотрено, что с предложениями к главе местной администрации о внесении
изменений в генеральный план и правила землепользования вправе обращаться, в том
числе, заинтересованные юридические лица.
Для реализации вышеназванных прав, согласно части 10 статьи 24, части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, заинтересованные лица могут представить предложения по проекту генерального плана и правил землепользования.
Исходя из совокупности частей 3, 11, 17 статьи 24, статей 31, 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в генеральный план и правила землепользования осуществляется органом местного самоуправления путем подготовки соответствующих проектов с учетом предложений заинтересованных лиц, по рассмотрению которых проводятся публичные слушания.
Частью 6 статьи 29.3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что порядок подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса.
Во исполнение вышеуказанной нормой права на территории Иркутской области принят Закон № 59-оз.
Положениями статей 11, 12, 14 Закона № 59-оз также установлено, что орган местного разрабатывает проекты внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки с учетом направленных предложений заинтересованных лиц, которые должны быть рассмотрены на публичных слушаниях.
При этом, указывает административный истец, действующее федеральное и областное законодательство в сфере градостроительной деятельности (Градостроительный кодекс РФ, Закон № 59-оз) не предусматривает не рассмотрение направленных заинтересованными лицами предложений по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки. Более того, направленные заинтересованными лицами предложения должны быть включены органами местного самоуправления в соответствующий проект о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, а также рассмотрены на публичных слушаниях.
Как следует из письма от **/**/****№, Администрация: 1) не рассмотрела направленные Обществом Предложения о внесении изменений в ГП и ПЗЗ, которые направлены на исполнение мероприятий по строительству объектов местного значения до участков заявителей, с которыми заключены публичные договоры - договоры на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, в заключении которых Общество не вправе отказать заявителям; 2) не включила направленные Обществом Предложения в Проект о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, который должен быть рассмотрен на публичных слушаниях.
Таким образом, по мнению административного истца, действия Администрации являются незаконными, нарушают права Общества и препятствуют реализации поставленных мероприятий по размещению объектов местного значения.
Поскольку права Общества нарушены, административный истец полагает, что они могут быть восстановлены путем включения направленных Обществом Предложений, изложенных в письме от **/**/****№, в Проект внесения изменений в ГП и ПЗЗ и рассмотрения его на публичных слушаниях в установленные Градостроительным кодексом РФ сроки.
При подаче административного искового заявления Обществом уплачена государственная пошлина в размере ~~~ руб., данные расходы, указывает административный истец, при принятии судебного акта по существу, подлежит возмещению с Администрации.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО «ИЭСК» Ткач Н.Б. заявленные требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в административном иске. Просила требования удовлетворить, находя их законными и обоснованными.
Представитель административного ответчика администрации Ушаковского муниципального образования Колганова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, указав на то, что в настоящее время главой администрации принято постановление о подготовке предложений о внесении изменений генеральный план и правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования на часть территории, предназначенной для размещения объекта местного значения (линейный объект).
Выслушав мнение представителей сторон, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательств в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Статьей 46 Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии частями 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Установлено и материалами дела подтверждается, что **/**/**** ОАО «ИЭСК» в лице подрядчика ООО «ППМ «Мастер-План» обратилось в администрацию Ушаковского муниципального образования - администрацию сельского поселения с Предложением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования на часть территории. В данном обращении ОАО «ИЭСК» в лице подрядчика ООО «ППМ «Мастер-План» просило Администрацию рассмотреть Предложения и принять решение о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки на часть территории для дальнейшего утверждения.
К указанному письму был приложен CD-диск с обоснованиями и картами-планами но внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования.
**/**/**** письмом за № администрация Ушаковского муниципального образования со ссылкой на положения ч. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ указала, что рассмотреть представленные предложения по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования на часть территории не представляется возможным. В настоящее время обеспечивается формирование проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования. После подготовки проекта администрация Ушаковского муниципального образования назначит публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования, информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний будет размещена на официальном сайте администрации Ушаковского муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Не согласившись с данными действиями администрации Ушаковского муниципального образования, ОАО «ИЭСК» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (часть 1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2). Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (часть 11). Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (часть 17).
Таким образом, нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют полномочия главы местной администрации поселения и главы местной администрации городского округа на принятие решений о подготовке проекта генерального плана (о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений).
Частью 6 статьи 29.3 ГрК РФ установлено, что порядок подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса.
Во исполнение вышеуказанной нормой права на территории Иркутской области принят Закон № 59-оз.
Частью 2 ст. 12 Закона Иркутской области № 59-оз от 23.07.2008 «О градостроительной деятельности в Иркутской области» предусмотрено, что решение о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план поселения области, генеральный план городского округа области принимается главой местной администрации поселения области, главой местной администрации городского округа области. Решение о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план поселения области, генеральный план городского округа области подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещению на официальном сайте местной администрации соответствующего поселения области, местной администрации соответствующего городского округа области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Анализ приведенных правовых положений как федерального, так и регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не предусматривает не рассмотрение направленных заинтересованными лицами предложений по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, в связи с чем, действия администрации Ушаковского муниципального образования, выразившие в не рассмотрении Предложения ОАО «ИЭСК» о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования, оформленные письмом от **/**/****№, являются незаконными, не несоответствующими Градостроительному кодексу РФ и Закону Иркутской области от 23.07.2008 № 59-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области».
То обстоятельство, что административным ответчиком на день рассмотрения дела в суде были приняты ряд постановлений, а именно постановления:
от **/**/****№ «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования на часть территории, предназначенной для размещения объекта местного значения (линейный объект)» и приложение к нему;
от **/**/****№ «О подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования на часть территории, предназначенной для размещения объекта местного значения (линейный объект;
от **/**/****№ «О назначении публичных слушаний о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования на часть территории, предназначенной для размещения объекта местного значения (линейный объект)» и приложение к нему,
не может свидетельствовать об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца, учитывая, что обращение ОАО «ИЭСК» в лице подрядчика в администрацию Ушаковского муниципального образования последовало еще в **/**/**** года, тогда как, исходя из совокупности статей 2, 3, 5, 11, 17, 24, 31, 33 ГрК РФ, ст.ст. 11, 12 Закона № 59-оз, пункта 7 Порядка проведения публичных слушаний от 31.07.2013 № 56, юридические лица вправе обратиться в орган местного самоуправления с предложениями о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования, которые должны быть включены органом местного самоуправления в соответствующий «проект о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования» и рассмотрены в срок, не превышающий трех месяцев.
Суд в данном случае полагает возможным согласиться с доводами представителя административного истца, что в результате несвоевременного рассмотрения Предложения о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования, ОАО «ИЭСК» может понести убытки. В соответствии с пп. «б» п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в п. п. 12.1, 14 и 34 настоящих Правил. В данном случае граждане, юридические лица вправе выйти с требованиями к ОАО «ИЭСК» о взыскании убытков в связи с нарушением сроков осуществления мероприятий по технологическом присоединению.
Таким образом, исходя из принципа принятия решения в пределах компетенции уполномоченного лица, действия администрации Ушаковского муниципального образования нельзя признать законным.
Устранены допущенные нарушения могут быть посредством включения направленных ОАО «ИЭСК» Предложений, изложенных в письме от **/**/**** № №, в Проект внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования и рассмотрения его на публичных слушаниях в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке и сроки.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что административный ответчик как орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины, оснований для удовлетворения требований ОАО «ИЭСК» о взыскании с администрации Ушаковского муниципального образования расходов по уплате государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования ОАО «Иркутская электросетевая компания» к администрации Ушаковского муниципального образования – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации Ушаковского муниципального образования - администрации сельского поселения, выразившие в не рассмотрении Предложения ОАО «ИЭСК» о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования для строительства линейных объектов электросетевого хозяйства, оформленные письмом от **/**/**** № № как несоответствующие Градостроительному кодексу РФ и Закону Иркутской области от 23.07.2008 № 59-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области».
Обязать устранить допущенные нарушения путем включения направленных ОАО «ИЭСК» Предложений, изложенных в письме от **/**/**** № №, в Проект внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования и рассмотрения его на публичных слушаниях в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке и сроки.
В удовлетворении требований ОАО «Иркутская электросетевая компания» к администрации Ушаковского муниципального образования о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме ~~~ руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 12 февраля 2019 года.
Судья: О.В. Недбаевская