ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3455/2022 от 03.08.2022 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 03.08.2022 66RS0006-01-2022-003340-41

Дело № 2а-3455/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26.07.2022 Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Хабаровой О.В.,

при секретаре судебного заседания Тибатиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саркисяна Д. А. к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа в принятии заявления о постановке малоимущего гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Саркисян Д.А. обратился в суд с административным иском к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа в принятии заявления о постановке малоимущего гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, выраженном в письме «Об отказе в принятии заявления» от 01.06.2022 < № > и обязать ответчика принять и рассмотреть заявление.

В обоснование требований указал, что в 2009 году знакомая административного истца зарегистрировала его по месту пребывания в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, по адресу < адрес > 16.02.2009 по 14.03.2011, регистрация была необходима для получения вида на жительство. В настоящее время административный истец является гражданином Российской Федерации. После смерти собственницы жилого помещения, прописку ему оформлял наследник жилья 29.09.2014, затем квартиру новый собственник продал, на данный момент собственницей квартиры является Слесарчук О.Д., с которой административный истец не знаком. Фактически членом семьи ни одного из собственников жилого помещения он не являлся, снимал различное жилье, и сейчас проживает в съемной комнате в общежитии на < адрес > города Екатеринбурга. С 01.11.2017 имеет инвалидность < данные изъяты > по общему заболеванию, не работает, получает пенсию по инвалидности, не имеет жилья в собственности или по договору социального найма и не является членом семьи собственника жилья или нанимателя по договору социального найма. Административный истец обратился в Администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет, как малоимущего гражданина, для предоставления жилья по договору социального найма, однако в принятии заявления было отказано. Причиной отказа явилось не заполнение всех полей заявления: не указано количество членов семьи цифрой; не указана информация о совместно зарегистрированной по месту жительства Слесарчук О.Д.; отсутствует подпись совместно зарегистрированной по месту жительства с заявителем Слесарчук О.Д. Отказ Администрации Орджоникидзевского района в принятии заявления на учет для предоставления жилого помещения считает незаконным. Так, в Приложении < № > к административному регламенту имеется форма заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Упомянутая форма заявления содержит указание на то, что сведения о составе семьи должны быть обозначены как цифрами, так и прописью, однако при внесении сведений прописью о том, что семья административного истца состоит из одного человека, отсутствие цифры «1», не проставленной по невнимательности, не может быть причиной отказа в приеме заявления. Эта формальность могла быть устранена на месте путем указания на этот недостаток заявителю. Кроме того, форма заявления не содержит графы об информации о лице, который не является членом семьи заявителя и не имеет к нему никакого отношения и графы, где такое лицо должно расписаться. Форма заявления требует, чтобы в заявлении была указана информация о проживающих совместно с заявителем иных лиц с указанием на родственные отношения либо иные обстоятельства, свидетельствующие о принадлежности гражданина к семье заявителя. Заявление должно быть подписано заявителем и всеми дееспособными членами семьи. Слесарчук О.Д. не относится к семье административного истца, не имеет с ним родственных отношений и связей. Отказ ответчика в принятии заявления о постановке малоимущего гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, нарушает право административного истца состоять на учете в качестве нуждающего в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга.

Административный истец в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Янченкова О.Н. в судебном заседании требования административного иска не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав в обоснование своих возражений, что порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании «город Екатеринбург» урегулирован Законами Свердловской области от 22.07.2005 N 96-03 «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области», а также Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.07.2012 № 2863 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Постановлением Главы Екатеринбурга от 26.06.2006 N 568 «Об организации работы по признанию граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Административным регламентом установлен перечень документов, необходимых к представлению для получения указанной муниципальной услуги, которые представляются в подлинниках или нотариально заверенных копиях. Пунктом 16 Административного регламента установлен перечень необходимых для предоставления муниципальной услуги документов, подлежащих представлению заявителем или уполномоченным лицом. Приложением < № > к Административному регламенту установлена форма заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В процессе предоставления муниципальной услуги запрещается требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг; представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Свердловской области и муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Согласно пункту 18 Административного регламента в приеме документов может быть отказано в следующих случаях: представлены нечитаемые документы, документы с приписками, подчистками, помарками; представлены документы лицом, не уполномоченным в установленном порядке на подачу документов (при подаче документов для получения услуги на другое лицо); не заполнены поля или заполнены не все поля заявления (форма заявления приведена в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту). Таким образом, Саркисян Д.А. при подаче заявления неверно оформил само заявление, не указал цифрой количество членов семьи, а также на листе 2 заявления указал в качестве члена семьи Слесарчук О.Д., вид жилого помещения - комната и вид долевая, что противоречит остальной информации, указанной в заявлении и в приложенных к нему документах. Так из заявления и приложенных к нему документов невозможно сделать вывод о том, является ли Слесарчук О.Д. членом семьи Саркисяна Д.А., на каком основании он проживает в жилом помещении, а учитывая, что требовать предоставления иных документов Администрация района не имеет права, установить данные факты на основании поданных заявителем документов не представляется возможным. Саркисян Д.А. может повторно обратиться за данной муниципальной услугой, устранив указанные в письме от 01.06.2022 < № > недостатки.

Заинтересованное лицо Слесарчук О.Д. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит совокупность двух условий: оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела следует, что 30.05.2022 Саркисян Д.А. обратился в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет малоимущих граждан в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (л.д. 11-13).

Саркисяном Д.А. к заявлению были приложены документы: копия паспорта гражданина Российской Федерации, справки, подтверждающие получение доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, за три года, предшествующих году, в котором подано заявление, справка БТИ, справка ПФР, справка МСЭ, заключение МСЭ, что подтверждается распиской в получении документов (л.д. 10).

01.06.2022 ответом Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга за < № >Саркисяну Д.А. отказано в приеме заявления о предоставлении муниципальной услуги «Принятие малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на основании пункта 18 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02.07.2012 №2863 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», поскольку не заполнены все поля заявления: не указано количество членов семьи цифрой, не указана информация о совместно зарегистрированной по месту жительства Слесарчук О.Д., отсутствует подпись совместно зарегистрированной по месту жительства с заявителем Слесарчук О.Д. (л.д. 14).

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений установлены статьей 13 и частью 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. К указанным полномочиям относится также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 7 статьи 13 и часть 7 статьи 52 Кодекса).

В статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из статьи 52 Кодекса усматривается, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 49 Кодекса.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании «город Екатеринбург» урегулирован Законом Свердловской области от 22.07.2005 N 96-03 «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области».

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.07.2012 < № > утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

На основании п. 11 Административного регламента, муниципальная услуга предоставляется администрациями районов по месту жительства заявителей.

В соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя действий, в том числе согласования, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в государственные органы, органы местного самоуправления и организации, за исключением услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденный решением Екатеринбургской городской Думы.

Пунктом 16 Административного регламента установлен перечень необходимых для предоставления муниципальной услуги документов, подлежащих представлению заявителем или уполномоченным лицом.

Приложением < № > к Административному регламенту установлена форма заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно пункту 18 Административного регламента в приеме документов может быть отказано в следующих случаях: представлены нечитаемые документы, документы с приписками, подчистками, помарками; представлены документы лицом, не уполномоченным в установленном порядке на подачу документов (при подаче документов для получения услуги на другое лицо); не заполнены поля или заполнены не все поля заявления (форма заявления приведена в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту).

Представитель административного ответчика в судебном заседании указал, что причиной отказа в принятии заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма послужило неверное оформление заявления, в частности административный истец не указал количество членов семьи цифрой, не указал информацию о совместно зарегистрированной по месту жительства Слесарчук О.Д., отсутствует подпись совместно зарегистрированной по месту жительства с заявителем Слесарчук О.Д.

Как следует из справки о регистрации по месту жительства, копии паспорта административного истца, Саркисян Д.А. зарегистрирован по адресу < адрес >. Совместно с административным истцом зарегистрирована также Слесарчук О.Д. (л.д. 8-9, 15).

В заявлении о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от 30.05.2022 местом жительства Саркисяна Д.А. указано жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес >, однако в «шапке» заявления указано, что заявитель просит выдать ответ на руки, так как не проживает по адресу. Саркисяну Д.А. следовало указать фактический адрес проживания, приложив договор аренды жилого помещения. Причиной принятия на учет указана обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не более 10 кв.м, однако истцу следовало указать - отсутствие жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности. На странице 2-й заявления в графе «совместно проживающие с заявителем члены семьи» указана Слесарчук О.Д., на 3-й странице заявления имеется подпись заявителя Саркисяна Д.А., подписи остальных дееспособных членов семьи отсутствуют. Кроме того, отсутствует указание на количество членов семьи цифрой.

Данные обстоятельства административным истцом в судебном заседании не отрицались.

Таким образом, административным истцом при подаче заявления были нарушены положения пункта 18 Административного регламента, в частности заявителем не были заполнены все поля заявления согласно приложению N 2 к настоящему Административному регламенту.

Довод административного истца, что со Слесарчук О.Д. он не знаком, и она не является членом его семьи, суд не принимает во внимание, поскольку административный истец при подаче заявления сам указал данное лицо в качестве члена семьи, без уточнения степени родства и подтверждающих документов, является ли Слесарчук О.Д. членом семьи заявителя. Кроме того к заявлению не были приложены документы в обоснование того, на каком основании заявитель проживает в жилом помещении. Сведений о месте жительства заявителя по адресу: < адрес > заявление не содержит, и к заявлению подтверждающих документов не приложено.

В судебном заседании также установлено, что вступившим в законную силу заочным решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 26.11.2020 Саркисян Д.А. был признан прекратившим право пользования жилой площадью – комнатой площадью 17,80 кв.м., расположенной по адресу: < адрес >, однако с регистрационного учета по данному адресу в настоящее время Саркисян Д.А. не снят.

Административный истец в судебном заседании указал, что о вынесенном заочном решении ему не было известно, полагал, что до сих состоит на регистрационном учете по адресу: < адрес >, в связи с чем и указал данный адрес регистрации в заявлении о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Довод административного истца о том, что не указание на количество членов семьи цифрой, не должно было послужить отказом в принятии заявления, суд также не принимает во внимание, поскольку указание количество членов семьи цифрой прямо предусмотрено Административным регламентом.

Суд считает, что поскольку при подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от 30.05.2022 Саркисяном Д.А. не были заполнены все поля заявления согласно приложению N 2 к настоящему Административному регламенту, обязанность по указанию которых возложена на заявителя, административным ответчиком ему было правомерно отказано в приеме заявления о принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Административным истцом в рамках рассмотрения данного дела доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов не представлено, судом, рассматривающим дело по административному исковому заявлению в пределах, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, нарушение прав административного истца не установлено. Кроме того, отказ в приеме заявления по указанным в оспариваемом решении от 01.06.2022 основаниям, не лишает административного истца возможности повторного обращения с указанным заявлением, устранив допущенные нарушения при подаче заявления и предоставив все необходимые документы.

Таким образом, поскольку совокупность установленных в соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условий (несоответствие действий закону и нарушение такими действиями прав и законных интересов административного истца), необходимая для удовлетворения заявленных требований при рассмотрении административного дела не установлена, как не установлено и факта нарушения прав административного истца, подлежащих судебной защите в рамках административного судопроизводства, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Саркисяна Д. А. к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа в принятии заявления о постановке малоимущего гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: О.В. Хабарова