ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3518/2023 от 04.08.2023 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-3518/2023

55RS0026-01-2023-001445-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2023 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при ведении протокола помощником судьи ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к УМВД России по Омской области, Управлению Федеральной миграционной службы по Омской области (постоянно действующей комиссии УМВД России по Омской области) о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить действия,

установил:

ФИО5 М.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Омской области, Управлению Федеральной миграционной службы по Омской области (постоянно действующей комиссии УМВД России по Омской области) о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить действия.

В обоснование заявленных требований указано, что административным истцом подано заявление в отдел по вопросам гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев УВМ УМВД России по Омской области о признании ФИО5 М.Х. носителем русского языка и русской культуры. ДД.ММ.ГГГГ состоялась комиссия по признанию ФИО5 М.Х. носителем русского языка. На собеседовании было задано два вопроса, на которые, как указывает истец, им были легко даны ответы на русском языке. Само собеседование длилось не более 5 минут. После собеседования административному истцу стало известно, что ему отказано в признании носителем русского языка, была выдана выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

С данным решением административный истец не согласен, указывает, что длительное время проживает на территории Российской Федерации, всю свою жизнь общался в русскоговорящем обществе, учился в советском учебном заведении, имеет прочные и постоянные связи со страной пребывания.

С учетом изложенного административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании иностранного лица ФИО3 носителем русского языка, признать ФИО3 носителем русского языка.

В судебном заседании административный истец ФИО5 М.Х. и его представитель ФИО4, действующий на основании доверенности, участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили, представили заявления о рассмотрении дела без их участия. Ранее при участии в судебном заседании представитель административного истца ФИО4 заявленные требования поддержал, настаивал на незаконности обжалуемого решения, наличии оснований для его отмены. Указал на нарушение порядка формирования комиссии. Поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, представленных в письменных дополнениях. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика УМВД России по Омской области ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по доводам, изложенных в письменных возражениях. Настаивала на законности принятого решения и отсутствии оснований для его отмены. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Административные ответчики УВМ УМВД России по Омской области, Постоянно действующая комиссия УМВД России по Омской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявлено, явка представителей не обеспечена.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, письменные возражения с учетом их дополнения, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что ФИО5 М.Х. родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес><адрес><адрес>, является гражданином Республики Узбекистан (л.д. 10).

В 1989 году ФИО5 М.Х. получено среднее образование, о чем предоставлен аттестат о среднем образовании (л.д. 12).

В период с 1990 по 1992 год административный истец проходил срочную службу по призыву <адрес><адрес> военного комиссариата <адрес> (л.д. 13).

С ДД.ММ.ГГГГФИО5 М.Х. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 80).

ДД.ММ.ГГГГФИО5 М.Х. поставлен на учет в налоговом органе с присвоением ИНН (л.д. 26).

ДД.ММ.ГГГГ заключением ФИО5 М.Х. выдан вид на жительство в Российской Федерации (л.д. 32-33).

ДД.ММ.ГГГГФИО5 М.Х. обратился с заявлением о признании носителем русского языка на основании части первой ст. 33.3 Федерального закона от 31.05. 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В качестве основания подачи заявления указан вид на жительство иностранного гражданина №№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91-92).

Согласно протоколу заседания постоянно действующей комиссии УМВД России по Омской области по признанию иностранного гражданина носителем русского языка собеседование проходил ФИО5 М.Х., который по решению комиссии, не является носителем русского языка (л.д. 85).

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения заседания комиссии УМВД России по Омской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, по итогам рассмотрения заявления ФИО9, принято решение: «не признать носителем русского языка ФИО5 М.Х.».

Не согласившись с данным решением административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, разрешая которые суд полагает необходимым указать на следующее.

Оценивая представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Полномочия УМВД России по Омской области определены Положением об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

УМВД России по Омской области осуществляет свою деятельность непосредственно Н (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности УМВД России по Омской области.

Согласно п. 13 Положения УМВД России по Омской области в рамках полномочий участвует в реализации государственной политики в сфере миграции на территории Омской области.

Деятельность УВМ УМВД России по Омской области регламентирована Положением об Управлении по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, утвержденным приказом УМВД России по Омской Области от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 33.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 33.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ, комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 33.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» утвержден порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства; единые критерии признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; требования к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

В соответствии с п. 4 Приказа Комиссии осуществляют следующие функции: принимают заявление о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; проверяют соответствие заявления Требованиям к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение к приказу); проводят с иностранным гражданином собеседование с учетом Единых критериев признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение к приказу), устанавливают наличие (отсутствие) оснований для признания иностранного гражданина носителем русского языка, по результатам собеседования принимают решение о признании (непризнании) иностранного гражданина носителем русского языка; рассматривают представленные иностранным гражданином документы, подтверждающие постоянное проживание на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации, его самого либо его родственников по прямой восходящей линии; применяют при проведении собеседования с иностранным гражданином для принятия решения о признании иностранного гражданина носителем русского языка контрольные измерительные материалы в соответствии с Порядком разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, используемых при проведении комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (в том числе требования к режиму защиты таких материалов, порядку и условиям размещения содержащейся в них информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (приложение к приказу).

В соответствии с п.п. 5-20 Приказа Комиссии состоят из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Территориальную комиссию МВД России возглавляет председатель в должности руководителя (начальника) подразделения по вопросам миграции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне либо заместителя руководителя (начальника) подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России. Председатель комиссии осуществляет общее руководство комиссией и несет ответственность за организацию ее деятельности, а также председательствует на заседаниях комиссии, определяет дату и время проведения заседаний, дает поручения членам комиссии. Состав территориальной комиссии МВД России формируется из сотрудников, гражданских служащих работников соответствующего территориального органа МВД России и представителей образовательных организаций в соответствии с Требованиями к специалистам, входящим состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение к приказу). Основной формой деятельности комиссий являются заседания. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Решения принимаются комиссией открытым голосованием простым большинством голосов. Каждый член комиссии при голосовании имеет один голос. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии. В соответствии с Требованиями к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденными положениями Приказа (приложение Приказа), в состав Комиссии МВД России (территориальной комиссии МВД России) включаются специалисты, которые должны: Иметь высшее образование не ниже специалитета или магистратуры, подтвержденное дипломом государственного образца для сотрудников, гражданских служащих ГУВММВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, работников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, к компетенции которых отнесены вопросы гражданства. Относиться к числу профессорско-преподавательского состава для представителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки «Филология» и (или) «Лингвистика» или дополнительные образовательные программы, касающиеся изучения русского языка как иностранного.

Приказом УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссии УМВД России по Омской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» создана постоянно действующая комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утверждено Положение о комиссии УМВД России по Омской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение ), состав комиссии УМВД России по Омской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение ).

В целях упорядочения работы постоянно действующих комиссий УМВД России по Омской области, повышения эффективности их деятельности приказом УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении работы постоянно действующих комиссий УМВД России по Омской области», утвержден Перечень постоянно действующих комиссий УМВД России по <адрес> (приложение ).Как следует из материалов дела, изложенные требования административным истцом соблюдены при обращении в Комиссию по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка УВМ УМВД России по <адрес>, представлен аттестат о среднем общем образовании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Средней школой им. «50- летия СССР» <адрес><адрес>, вида на жительство серии 83 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного УМВД России по Омской области, на основании которого ФИО5 М.Х. проживает на территории Российской Федерации. Данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались. Оснований не соблюдения процедуры подачи заявления в обжалуемом решении не содержится.

Применительно к приведенным положениям обжалуемое решение в отношении административного истца принято уполномоченным лицом, в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка и сроков.

В соответствии с представленным протоколом заседания постоянно действующей комиссии УМВД России по Омской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании комиссии присутствовали: заместитель председателя комиссии – заместитель начальника УВМ УМВД России по Омской области Свидетель №1, члены комиссии: начальник отдела по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Омской области Свидетель №2, старший инспектор отдела по вопросам гражданства УВМ Свидетель №3, инспектор отдела по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Омской области ФИО10, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» ФИО12, секретарь комиссии: ФИО13 - старший инспектор отдела по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Омской области, состав комиссии соответствует утвержденному, приказом УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя административного истца о том, что комиссия не являлась полномочной, поскольку в нарушение п. 1.2 приложения Приказа МВД России в составе комиссии не присутствовал член комиссии, обладающий специальным образование в области «Филологии» и (или) «Лингвистики», подлежат отклонению. Поскольку, как следует из приведенных положений в состав Комиссии МВД России (территориальной комиссии МВД России) включаются специалисты, которые должны, относиться к числу профессорско-преподавательского состава для представителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки «Филология» и (или) «Лингвистика» или дополнительные образовательные программы, касающиеся изучения русского языка как иностранного (п. 2 Приказа МВД России ).

Также, в соответствии с положениями п. 3 Требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, являющихся приложением к Приказу Приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, утверждающего ранее действовавший Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требований к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Представители организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки «Филология» и (или) «Лингвистика» или дополнительные образовательные программы, касающиеся изучения русского языка как иностранного, из числа профессорско-преподавательского состава.

Вопреки доводам представителя административного истца при принятии решения в составе комиссии в качестве члена присутствовала доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» ФИО12

Кроме того, с целью доказательств соблюдения порядка формирования комиссии также представлена копия письма Министерства образования Омской области направленное в ответ заместителю начальника УВМ УМВД России по Омской области о предоставлении кандидатур в составы комиссий от ДД.ММ.ГГГГ, которым Министерством образования Омской области предложено дополнительно включить в состав комиссии, в том числе ФИО14 проректора по учебной работе ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», доктора исторических наук, профессора кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии.

По сведениям из открытых источников «Интернет», представленных представителем административного ответчика ФИО12, является председателем комиссии по развитию институтов гражданского общества и средств массовой информации Общественной палаты Омской области, членом комиссии по вопросам науки и образования общественной палаты Омской области. Главное направление в научной деятельности история миграций и диаспор, история этнографии немцев, культурное наследие народов России, национальная и культурная политика, межэтнические и межконфессиональные отношения. Также является членом комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Кроме того, согласно выписке из реестра лицензий, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» реализует образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки «Филология» и (или) «Лингвистика».

Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с принятым решением об отказе в признании его носителем русского языка. Вместе с тем несогласие с принятым решением не свидетельствует о его не законности.

В соответствии с Правилами проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утвержденные положениями приказа, установлен порядок проведения комиссией собеседования с иностранным гражданином (приложение Приказа).

Собеседование с иностранным гражданином проводится в целях подтверждения соответствия его Единым критериям признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение к приказу). Собеседование с иностранным гражданином проводится Комиссией МВД России или территориальной комиссией МВД России. Для участия в собеседовании иностранные граждане подают в Комиссию МВД России или в территориальную комиссию МВД России, расположенную в субъекте Российской Федерации по месту пребывания (проживания) иностранного гражданина, заявление. Продолжительность собеседования не может составлять более 30 минут на одного иностранного гражданина. Процедура собеседования оформляется протоколом. При собеседовании в протоколе фиксируются все вопросы членов комиссии. В день проведения собеседования (до начала его проведения) секретарь комиссии информирует иностранных граждан о порядке и форме проведения собеседования, продолжительности собеседования, о времени и месте выдачи решения о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка либо выписки из протокола по результатам собеседования о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка. Во время собеседования используются контрольные измерительные материалы в соответствии с Порядком разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов. Использование иностранным гражданином средств электронно-вычислительной техники во время проведения собеседования не допускается.

Иностранному гражданину по результатам собеседования выдается решение о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка либо выписка из протокола о непризнании иностранного гражданина носителем русского язык.

Иностранный гражданин, который не признан носителем русского языка, вправе обжаловать решение комиссии вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

В соответствии с Порядком разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, используемых при проведении комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (в том числе требования к режиму защиты таких материалов, порядку и условиям размещения содержащейся в них информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (приложение к Приказу) регламентирована деятельность по разработке и использованию контрольных измерительных материалов, используемых при проведении комиссией собеседования с иностранным гражданином, требования к условиям их хранения, режиму их защиты, к порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При проведении собеседования используется перечень вопросов, позволяющих определить уровень сформированности у иностранного гражданина коммуникативно-речевой компетенции по русскому языку.

В соответствии с приложением Приказа едиными критериями признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка являются: Умение инициировать диалог в бытовых ситуациях, поддерживать беседу, Умение достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения. Понимание информации, представленной в отдельных диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера. Использование грамматических и лексических навыков оформления высказываний в соответствии с намерениями в социально- бытовых ситуациях.

В соответствии с пунктом 17 Приказа решения принимаются комиссией открытым голосованием простым большинством голосов. Каждый член комиссии при голосовании имеет один голос.

В соответствии с пунктом 12 Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (приложение ), утвержденные Приказом, иностранному гражданину по результатам

собеседования выдается решение о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка либо выписка из протокола о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка.

Согласно протоколу заседания постоянно действующей комиссии УВМ УМВД России по Омской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, в составе членов комиссии, являющихся сотрудниками УМВД России по Омской области и представителем образовательной организации, проведено заседание ДД.ММ.ГГГГ по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, в котором проведено собеседование с административным истцом, что не оспаривалось сторонами.

Согласно Протоколу ФИО3 М.Х. на собеседовании в рамках проведения Комиссии были заданы вопросы: 1. Расскажите кратко о себе (фамилия, имя, отчество (при их наличии), дата и место рождения, данные о получении образования с указанием учебных организаций, данные о трудоустройстве и общем трудовом стаже, данные о семейном положении (о супруге, детях, родителях). 2. Расскажите кратко о Российской Федерации (в рассказ можно включить, например, национальный состав населения, столица Российской Федерации, флаг Российской Федерации, достопримечательности, климат, окружающая среда, исторические даты, культурное наследие и т.п.). 3.Какие виды спорта Вам нравятся и почему? Какова роль спорта в жизни человека? Нужно ли воспитывать любовь к спорту с раннего детства? Почему?

По результатам беседы Комиссией сделан вывод о том, что на заданные вопросы были даны малосодержательные ответы, в отдельных случаях ответы не в полной мере соответствовали содержанию вопроса. В устной речи присутствуют отдельные нарушения лексических и грамматических норм русского языка. Частотны грамматические ошибки, связанные с употреблением в речи имен числительных. Не всегда демонстрирует умение создавать в соответствии с коммуникативной установкой связанные, логичные устные - монологические сообщения на предложенную тему, участвовать в диалогическом общении в ограниченном наборе ситуаций социально- бытовой сферы общения.

По итогам собеседования от ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения Комиссии, 6 членов комиссии проголосовали «против». В этой связи, было постановлено - ФИО5 М.Х. не является носителем русского языка. Выдана выписка из протокола заседания постоянно действующей комиссии УМВД России по Омской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от ДД.ММ.ГГГГ, решено - не признать носителем русского языка ФИО5 М.Х.

Несогласие административного истца с выводом комиссии не свидетельствует о незаконности принятого ею решения.

При этом в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 62 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, правовых оснований для признания обжалуемого решения незаконным не установлено при рассмотрении настоящего дела. Доказательств возникновения для административного истца негативных последствий, возникших в результате принятия оспариваемого ответа, в материалах дела не представлено.

Доводы административного истца и его представителя о нарушении установленных требований к порядку проведения собеседования в части времени проведения собеседования, являются несостоятельными и опровергаются представленным протоколом заседания комиссии. Каких-либо доказательств в обоснование указания на то, что комиссией с ним проводилось собеседование в течение 5 минут, не представлено. По сведениям, представленным УМВД России по Омской области, видео либо аудио фиксация заседании комиссии не проводилась. О том, что видеозаписи собеседования не проводятся, также подтверждено допрошенной в судебном заседании заместителем начальника УВМ УМВД России по Омской области Свидетель №1

Отклоняя доводы о нарушении права административного истца на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, суд полагает необходимым указать следующее.

В соответствии с ч. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

Согласно сведениям УВМ УМВД России по Омской области ФИО5 М.Х. по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке в органы внутренних дел Омской области не обращался.

В приведенной связи являются обоснованными указание представителя административного ответчика на то, что обжалуемое решение не нарушает прав административного истца на постоянное проживание на территории Российской Федерации, не изменяет его правовой статус и не ухудшает положение административного истца как иностранного гражданина, поскольку ФИО5 М.Х. имеет вид на жительство серии 83 от ДД.ММ.ГГГГ, выданный УМВД России по Омской области, а также не препятствует получению административным истцом гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке.

Требования о признании административного истца носителем русского языка в судебном порядке являются несостоятельными и не соответствуют положениям Федерального закона и Приказа, согласно которым признание иностранного гражданина носителем русского языка осуществляется комиссией территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является законным, принятым в строгом соответствии с национальным и международным законодательством, с учетом совершенных правонарушений иностранного гражданина и не нарушает его прав.

Иных обстоятельств, при которых принимается решение, приведенные положения не содержат, а значит и не подлежат оценки.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Каких-либо доказательств нарушения прав административного истца при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Принимая во внимание изложенные положения и установленные обстоятельства, административные исковые требования ФИО3 к УМВД России по Омской области, Управлению Федеральной миграционной службы по Омской области (постоянно действующей комиссии УМВД России по Омской области) о признании незаконным и отмене решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании иностранного лица ФИО3 носителем русского языка, признании ФИО3 носителем русского язык, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к УМВД России по Омской области, Управлению Федеральной миграционной службы по Омской области (постоянно действующей комиссии УМВД России по Омской области) о признании незаконным и отмене решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании иностранного лица ФИО3 носителем русского языка, признании ФИО3 носителем русского язык, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ