ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-351/2022 от 20.01.2022 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-351/2022

22RS0013-01-2021-007501-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2022 года г.Бийск

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бабушкина С.А.,

при секретаре Алмакаевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новиковой ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Ларина ФИО11 к Администрации города Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» о признании бездействия, постановления незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Новикова О.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Ларина В.В., Новикова Т.Р. обратилась в суд к Администрации г. Бийска с указанным иском и просила признать незаконным бездействие Администрации г.Бийска по не принятию мер по переселению истца и детей из аварийного жилья в равноценное жилое помещение по соответствующей программе; не направления истцу уведомления об изъятии земельного участка и жилого помещения; не направления истцу предложения о самостоятельном сносе или реконструкции жилого помещения, многоквартирного дома; не получении согласия органа опеки и попечительства об изъятии у истца жилого помещения и земельного участка;

Признать незаконным (не соответствующим закону) постановление Администрации г.Бийска №764 от 30.04.2021 года «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным, подлежащим сносу»;

Признать незаконным (не соответствующим закону) «Предложение о заключении соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственнику возмещения» от 31 мая 2021 года выданного МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска»; Обязать административных ответчиков устранить нарушения.

Требования административного иска мотивированы тем, что 30.04.2021 года Администрация г.Бийска приняла постановление №764 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным, подлежащим сносу», которым постановлено: изъять для муниципальных нужд земельный участок в , находящийся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома; в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка, указанного в п.1 постановления, изъять для муниципальных нужд путем выкупа жилые помещения по адресу: , общей площадью 21,2 кв.м.; МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» с учетом требований п.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ организовать проведение оценки рыночной стоимости жилых помещений, обеспечить заключение с собственниками соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений.

31 мая 2021 года МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» издало и направило предложение о заключении соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственнику возмещения.

В соответствии с предложением согласно отчету об оценке жилого помещения, стоимость доли с учетом доли в земельном участке составила 371631 руб., соответственно ? доли составила 92907,75 руб.

Административный истец указанные постановление Администрации г.Бийска №764 и предложение МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» считает незаконными и нарушающими права и законные интересы. Административный истец и дети Ларин В.В., Ларин С.В. и заинтересованное лицо Ларин В.Р. являются собственниками в размере ? доли каждый на жилое помещение – квартиру по адресу:, площадью 21,2 кв.м.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев установленных статьей 239.2 Гражданского кодекса РФ. В силу ст.32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение у собственника может быть изъято в связи с изъятием земельного участка… предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятии такого решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение…, а также проект соглашения об изъятии недвижимости в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с п.178 Приложения №1 Постановления Правительства Алтайского края от 13.08.2020 года №349, дом 104 по ул.Куйбышева в г.Бийске включен в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Таким образом, истец полагает, что Администрация г.Бийска обязана предложить равноценное жилое помещение для переселения из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, а лишь в случае отказа от этого, принимать решение об изъятии жилого помещения и земельного участка.

Оспариваемое постановление и предложение истец получила по почте 04 мая 2021 года, ранее не могла обратиться в суд по причине беременности и рождения ребенка 20.07.2021 года.

В судебном заседании административный истец Новикова О.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Ларина В.В. требования административного иска поддержала в полном объеме на доводах и по основаниям указанным в нем, дополнительно пояснила, что поскольку у неё и её детей отсутствует жилое помещение, то она желает получить в замен изымаемого аналогичное жилое помещение, а не компенсацию, на которую она не сможет приобрести жилое помещение. Оспариваемые постановление и предложение получила лично в Администрации г.Бийска 16.06.2021 года, так как по месту регистрации не проживает.

Представители административных ответчиков Администрации г. Бийска и МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» в судебное заседание не явились, в заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик начальник МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» Посохова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании заинтересованное лицо Ларин В.Р. поддержал требования истца и пояснил, что у него имеется жилое помещение в , где он проживает, а у Новиковой О.А. и детей нет иного жилого помещения кроме помещения по . Предложенная денежная компенсация за жилое помещение не позволит приобрести иное жилое помещение. Собственники отказались самостоятельно производить снос жилого дома, предложение и соглашение о выкупе он получал в мае 2021 года.

Заинтересованные лица Ларин С.В., представитель отдела опеки и попечительства Администрации г.Бийска, прокурор г.Бийска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150 КАС РФ полагает возможным провести судебное заседание при сложившейся явке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Административным истцом оспаривается постановление Администрации г.Бийска №764 от 30.04.2021 года «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным, подлежащим сносу» и «Предложение о заключении соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственнику возмещения» от 31 мая 2021 года выданного МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска». В административном исковом заявлении истец указала, что получила по почте оспариваемые документы 04 мая 2021 года, однако согласно представленной ответчиком расписки о личном получении Новиковой О.А. указанных документов, они были получены 16 июня 2021 года.

С административным исковым заявлением Новикова О.А. обратилась в Бийский городской суд 20 октября 2021 года, что подтверждается штампом на почтовом конверте, то есть с пропуском трехмесячного срока установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ.

Ходатайство о восстановлении срока и доказательства уважительности причин пропуска срока административном истцом не представлено.

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

С учетом изложенного, суд не усматривает уважительных причин пропуска срока в рассматриваемом деле по оспариванию постановления Администрации от 30.04.2021 года №764 и предложения МКУ «Управления муниципальным имуществом Администрации г.Бийска от 31.05.2021 года, поскольку у административного истца имелась возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд административным истцом не представлено в связи с чем, требования административного истца в части оспаривания постановления Администрации от 30.04.2021 года №764 и предложения МКУ «Управления муниципальным имуществом Администрации г.Бийска от 31.05.2021 года, удовлетворению не подлежат за пропуском срока обращения в суд.

В части оспаривания бездействия Администрации срок обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку бездействие носит длящийся характер.

Рассматривая административные исковые требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ и ст.ст.218, 226 КАС РФ предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и свобод обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Исходя из положений ст.ст.226, 227 КАС РФ, а также разъяснений п.28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, для удовлетворения требований административного истца необходимо одновременно соблюдение двух условий - нарушение его прав и свобод, а также не соответствие решения, действий (бездействия) должностного лица закону или иному нормативному правовому акту, а отсутствие хотя бы одного из условий влечет отказ суда в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 1 ст.32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Частью 2 указанной статьи установлено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административным истцам Новиковой О.А., несовершеннолетнему Ларину В.В., заинтересованным лицам Ларину В.Р., Ларину С.В. на праве общей долевой собственности по ? доли каждому принадлежит жилое помещение по адресу:, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны (далее – Межведомственная комиссия) №522 от 30.10.2015 года многоквартирный жилой дом по в признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Постановлением Администрации г.Бийска №1706 от 09.08.2016 года было постановлено признать многоквартирный жилой дом по в аварийным и подлежащим реконструкции. Собственникам помещений установить срок отселения физических лиц и юридических лиц из помещений многоквартирного дома до 01.01.20121 года.

Постановлением Администрации г.Бийска №1184 от 04.07.2017 года на основании заключения Межведомственной комиссии от 21.06.2017 года №602 было постановлено: признать аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом по в . Установить собственникам помещений срок выполнения работ по сносу дома до 01.01.2019 года.

МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» направить собственникам помещений многоквартирного жилого дома по ул.Куйбышева, 104 в г.Бийске, требования о выполнении работ по сносу дома.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном жилом доме в срок, установленный в пункте 2 настоящего постановления, не осуществили снос многоквартирного дома, они подлежат отселению в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса РФ, до 01.01.2019 года.

Постановлением Правительства Алтайского края от 01 апреля 2019 года №106 «Об утверждении краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы утвержден перечень аварийных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках реализации программы, Приложение №1. В указанном приложении №1 – Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 года под №177 включен многоквартирный жилой дом по адресу:.

Ни в административном исковом заявлении, ни в судебном заседании административный истец не указала по какой соответствующей программе Администрация г.Бийска обязана произвести переселение административного истца, однако как указано выше многоквартирный жилой дом по адресу: включен Правительством Алтайского края только в одну краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы.

В соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона №185-ФЗ от 21.07.2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Администрацией г.Бийска во исполнения требований ст.32 Жилищного кодекса РФ и региональной адресной программы в лице МКУ «Управление капитального строительства Администрации г.Бийска» (Заказчик) проводилась закупка «Приобретение у Застройщиков жилых помещений для предоставления переселяемым гражданам из аварийного жилищного фонда Бийска, в целях реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы. В приложении №1 к заявке в разделе характеристики приобретаемых жилых помещений, под №6 включена квартира административного истца, площадью 21,2 кв.м. Согласно протоколу о признании электронного аукциона несостоявшимся №85/20/АЭФ от 04.08.2020 года на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе до 03.08.2020 года не подана ни одна заявка. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, на основании ч.16 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ, электронный аукцион признан несостоявшимся.

Под бездействием в рассматриваемом случае администрации города следует понимать неисполнение (несовершение) администрацией города обязанности (действий), возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия.

Пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

На основании ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией г.Бийска в силу возложенных на нее законом обязанностей и полномочий выполнены действия по приобретению жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилого помещения включенных в краевую адресную программу и по независящим от Администрации г.Бийска обстоятельствам электронный аукцион проведенный в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ признан несостоявшимся, свободный жилищный фонд пригодный для проживания и заключения с истцом договора мены отсутствует, в связи с чем требования административного истца в части признания незаконным бездействия Администрации г.Бийска по не принятию мер по переселению истца и детей из аварийного жилья в равноценное жилое помещение удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требования истца о не направлении уведомления об изъятии земельного участка, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 ст.32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В силу ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Администрация г.Бийска 12.11.2021 года обратилась в Бийский городской суд Алтайского края с исковым заявлением к административному истцу о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии принадлежащего ответчику жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности с предоставлением денежного возмещения за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Администрацией г.Бийска 01.06.2021 года направлялось в адрес административного истца, а также заинтересованных лиц заказной корреспонденцией постановление Администрации г.Бийска №764 от 30.04.2021 года «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным, подлежащим сносу», «Предложение о заключении соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственнику возмещения» от 31 мая 2021 года выданное МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска», отчет об оценке, предложение о заключении соглашения от 21.05.2021 года, проект соглашения. Административным истцом Новиковой О.А. направленная ей указанная почтовая корреспонденция не получена. Административным истцом Новиковой О.А. получены указанные выше документы 16.06.2021 года, что подтверждается распиской в получении.

С учетом изложенного требование истца о признании незаконным бездействия Администрации г.Бийска по не направлению истцу уведомления об изъятии земельного участка и жилого помещения удовлетворению не подлежит.

Также не подлежит удовлетворению требование истца по не направления предложения о самостоятельном сносе или реконструкции жилого помещения, многоквартирного дома исходя из следующего. Постановлением Администрации г.Бийска №1184 от 04.07.2017 года многоквартирный жилой дом по в был признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений был установлен срок выполнения работ по сносу дома до 01.01.2019 года.

Пунктом 2 указанного постановления на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» возложена обязанность направить собственникам помещений многоквартирного жилого дома по в , требования о выполнении работ по сносу дома.

Стороной ответчик доказательства направления уведомления в адрес Новиковой О.А. не представлены, однако истец пояснила, что ей было известно о заключении Межведомственной комиссии и постановлении Администрации г.Бийска о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Также пояснила, что собственники помещений собирались и приняли решение о том, что своими силами не будут производить снос многоквартирного дома. Указанные обстоятельства также подтвердил заинтересованное лицо Ларин В.Р.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что не смотря на не представление доказательств направления уведомления, административному истцу было достоверно известно об установленном собственникам помещений сроке сноса дома. Истцом какие-либо действия по сносу дома не осуществлялись и как пояснила в судебном заседании не планировались в связи с чем права и законные интересы истца в указанной части административными ответчиками не нарушены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Гражданского кодекса РФ, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

Согласно части 3 статьи 60 Семейного кодекса РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса РФ).

На основании статьи 37 Гражданского кодекса РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", в силу части 2 статьи 20, пункта 1 статьи 21 которого для заключения сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

Из анализа указанных положений законодательства следует, что согласие отдела опеки и попечительства запрашивается при совершении какой-либо сделки с недвижимым имуществом принадлежащим несовершеннолетнему, однако как установлено из материалов дела в отношении недвижимого имущества сделка не совершается, поскольку Администрацией г.Бийска не приобретено недвижимое имущество на аукционе, а на предложение о денежной компенсации истец ответила отказом в связи с чем спор между сторонами рассматривается в суде. При установленных обстоятельствах получение разрешения в отделе опеки и попечительстве Администрации г.Бийска преждевременно.

Рассматривая требования истца о признании незаконным постановление Администрации г.Бийска №764 от 30.04.2021 года «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным, подлежащим сносу» и «Предложение о заключении соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственнику возмещения» от 31 мая 2021 года выданного МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» суд не находит оснований для их удовлетворения исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции влечет изъятие земельного участка, на котором расположен указанный дом, и соответственно каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Подпунктом «б» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

С учетом изложенного установлено, что постановление Администрации г.Бийска №764 от 30.04.2021 года принято в соответствии с требованиями статей 32 Жилищного кодекса РФ, 56.2 Земельного кодекса РФ, принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции в связи с чем является законным. Указанной постановление права и законные интересы истца не нарушает, доказательств обратному истцом не представлено.

В связи с принятием постановления Администрации г.Бийска №764 от 30.04.2021 года в силу положений части 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ и статей 56.7 и 56.9 Земельного кодекса РФ МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» 31 мая 2021 года было принято «Предложение о заключении соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственнику возмещения», которое является законным. В последующем данное предложение было направлено собственникам помещений и указанное Предложение прав и законных интересов истца не нарушает.

Совокупности таких условий, как нарушение требований законодательства и нарушения прав и свобод административного истца, судом не установлено, то есть административными ответчиками не допущено незаконного бездействия, в связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Новиковой ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Ларина ФИО12 к Администрации города Бийска, МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска» о признании бездействия, постановления незаконными, возложении обязанности, отказать в полном объеме.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Бабушкин