ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-353/19 от 05.03.2019 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

дело № 2а-353/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 марта 2019г. г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Чернышевой Е.А.,

при секретаре Онкоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Бочарниковой В.В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» о признании незаконным действия должностных лиц Государственного казенного учреждения Астраханской области Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани», возложении обязанности,

с участием и в присутствии административного истца Бочарниковой В.В., представителя административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» Разгониной И.Е., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика Министерства социального развития и труда Астраханской области Луганской А.А, действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки Лиманского района» Очир-Горяевой Н.А., действующей на основании доверенности, представителей заинтересованных лиц ГКУ АО «Центра технологического обеспечения деятельности Министерства социального развития и труда АО» Яньковой С.Г., Коваленко Ю.В., действующих на основании доверенностей,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Бочарникова В.В. обратилась в суд с иском к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» о признании незаконными действий по удержанию с нее причитающихся ей сумм ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг, об обязании выполнить перерасчет сумм ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование заявленных требований Бочарникова В.В. указала, что она состояла на учете в ГКУ «Центр социальной поддержки населения Лиманского района Астраханской области» как ветеран труда и инвалид II группы. Бочарниковой В.В. предоставляются меры социальной поддержки как инвалиду по оплате коммунальных услуг на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде ежемесячной денежной выплаты.

В период по ДД.ММ.ГГГГ Бочарникова В.В. была зарегистрирована по адресу: <адрес> по этому адресу ей предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг.

В конце ДД.ММ.ГГГГ Бочарникова В.В. переехала на постоянное место жительство в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Бочарникова В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по новому месту жительства. На основании представленных документов ей по новому адресу с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная денежная выплата в виде компенсации за жилищные и коммунальные услуги.

По мнению ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани», в связи с несвоевременным сообщением Бочарниковой В.В. о снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>, по данному месту регистрации Бочарниковой В.В. предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты в размере 2038 рублей 42 копейки, которая полностью удержана ГКУ АО «Центром социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» из сумм ежемесячной денежной выплаты, полагающихся Бочарниковой В.В. по новому месту регистрации в ДД.ММ.ГГГГ. Из-за удержания названной переплаты ежемесячной денежной компенсации с 1 октября по февраль ДД.ММ.ГГГГ Бочарникова В.В. по новому месту жительства не получала ежемесячную денежную выплату.

Административный истец просила признать незаконными действия ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» по удержанию с Бочарниковой В.В.. сумм ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг за период с апреля ДД.ММ.ГГГГ по июнь ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2458 рублей 53 копеек.

В судебном заседании административный истец поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» Разгонина И.Е. в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований.

Представитель административного ответчика министерства социального развития и труда Астраханской области Луганская А.А. в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований.

Представитель административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки Лиманского района» Очир-Горяева Н.А. в судебном заседании оставила рассмотрение данного вопроса на усмотрение суда.

Представители заинтересованного лица ГКУ АО «Центра технологического обеспечения деятельности Министерства социального развития и труда АО « Янькова С.Г., Коваленко Ю.В. в судебном заседании оставили рассмотрение вопроса на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Бочарникова В.В., 1951 года рождения, состоит на учете в ГКУ АО «Центре социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» как «Ветеран труда» и «инвалид II группы».

На основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» Бочарниковой В.В. предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.

В период по ДД.ММ.ГГГГ Бочарникова В.В. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг предоставлялись ей по этому адресу.

Впоследствии Бочарникова В.В. переехала на постоянное место жительства в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась по адресу: <адрес>.

Меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг предоставлялись Бочарниковой В.В. по июнь 2014 года включительно по прежнему месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ Бочарникова В.В. обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» о предоставлении ей мер социальной поддержки по новому месту жительства.

ГКУ АО «Центром социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» Бочарниковой В.В. ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о назначении ей мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» и Закону АО от 27.12.2004 № 68/2004-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Из представленного в судебное заседание социального паспорта получателя мер социальной поддержки Бочарниковой В.В. следует, что имеется решение комиссии по вопросам удержания излишне выплаченных сумм от ДД.ММ.ГГГГ за апрель – июнь ДД.ММ.ГГГГ в размере 2038,42 рублей, образовавшуюся из-за переезда с другого района, которая приняла решение переплату удержать из текущих платежей.

ДД.ММ.ГГГГ Бочарниковой В.В. было направлено письмо о том, что из-за несвоевременного информирования о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства образовалась переплата, которая подлежит удержанию из сумм причитающихся Бочарниковой В.В. последующих ежемесячных денежных выплат. Однако как следует из пояснений Бочарниковой В.В. данного письма она не получала, хотя неоднократно впоследствии в течении четырех лет посещала центр. Данное письмо было получено Бочарниковой В.В. ДД.ММ.ГГГГ, что не было опровергнуто в судебном заседании.

Представитель ГУК «Центр социальной поддержки Трусовского района г. Астрахани» суду пояснил, что не может ответить каким образом данное письмо отправлялось, поскольку реестры отправленной корреспонденции в центре не ведутся.

ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани», в связи с несвоевременным сообщением Бочарниковой В.В. о снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>, по данному месту регистрации Бочарниковой В.В. предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты в размере 2038 рублей 42 копейки, которая впоследствии пересчитана в размере 2458 рублей 53 копеек и удержана ГКУ АО «Центром социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» из сумм ежемесячной денежной выплаты, полагающихся Бочарниковой В.В. по новому месту регистрации в конце ДД.ММ.ГГГГ.

Из-за удержания названной переплаты ежемесячной денежной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бочарникова В.В. по новому месту жительства не получала ежемесячную денежную выплату.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также принимая во внимание правовой статус Бочарниковой В.В. «Ветеран труда», инвалид II группы, ее возраст, перемену ее места жительства в пределах одного населенного пункта <адрес> и <адрес>, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для невыплаты ГКУ «Центром социальной защиты населения Трусовского района г. Астрахани» в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Суд исходит из конституционного принципа равенства прав граждан, а также того, что Бочарниковой В.В. был в установленном порядке присвоен статус ветерана труда и лишение ее предусмотренных законом льгот нарушило бы ее право на гарантии социальной защиты, установленные статьей 7 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах"),

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").

Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, согласно части 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, согласно части 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Как следует из Постановление Правительства Астраханской области от 09.11.2009 N 602-П "О Порядке расчета размера компенсации расходов отдельным категориям граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в системе персонального учета" настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Астраханской области от 18.12.2008 N 79/2008-ОЗ "О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" определяет механизм расчета размера компенсации расходов отдельным категориям граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в системе персонального учета (далее - денежная компенсация).

Расчет денежной компенсации осуществляют государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения муниципальных районов, центры социальной поддержки населения районов города Астрахани, центр социальной поддержки населения закрытого административно-территориального образования Знаменск (далее - учреждения) по месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания получателя денежной компенсации (далее - получатель).

Размер денежной компенсации определяется каждому получателю индивидуально в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области, предусматривающим меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно статье 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В Астраханской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам и инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются: Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда, в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Астраханской области от 09.11.2009 N 602-П (ред. от 19.09.2013) "О Порядке расчета размера компенсации расходов отдельным категориям» установлено, что излишне выплаченные суммы компенсаций засчитываются в счет будущих платежей.

Согласно пункта 3.4 Постановления в случае поступления обращения получателя об изменении состава семьи, места жительства, оснований предоставления мер социальной поддержки и других обстоятельств, влекущих утрату права на получение денежной компенсации или изменение ее размера, денежная компенсация подлежит перерасчету с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.

Выплата компенсации инвалидам после очередного переосвидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы производится с первого числа месяца, в котором установлена группа инвалидности, но не ранее месяца прекращения выплаты компенсации, назначенной ему ранее.

Как следует из статьи 4 Закона Астраханской области от 18.12.2008 N 79/2008-ОЗ (ред. от 10.05.2011) "О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан":

- Денежная компенсация назначается со дня, в который поступило обращение гражданина в уполномоченный орган.

- Денежная компенсация выплачивается ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, по выбору гражданина путем перечисления сумм денежной компенсации либо на имеющиеся или открываемые в кредитных организациях личные счета, либо через отделения почтовой связи управления федеральной почтовой связи Астраханской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России".

Гражданин, получающий денежную компенсацию, обязан извещать уполномоченный орган об изменениях состава семьи, места жительства, оснований предоставления мер социальной поддержки и других обстоятельствах, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение ее размера, в течение 14 дней с момента наступления обстоятельств с представлением соответствующих документов.

Недоплаченные суммы компенсации выплачиваются в месяце, следующем за месяцем, в котором поступило обращение.

Излишне выплаченные суммы компенсаций засчитываются в счет будущих платежей.

Как указал Верховный Суд РФ в Определении 41-КГ-17-45 от 5.03.2018 «Право инвалидов и ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Вместе с тем, несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства».

Суд принимает во внимание правовой статус Бочарниковой В.В., перемену ее места жительства в пределах одного муниципального образования (населенного пункта), отсутствие ее согласия на удержание из назначенной по новому месту жительства компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг выплаченных сумм компенсации по прежнему месту жительства, и длительный промежуток времени.

Ссылка административного ответчика на то, что Бочарникова В.В. не была исполнена обязанность по уведомлению в четырнадцатидневный срок ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства и постановке на регистрационный учет по новому месту жительства и это обстоятельство давало ответчику основание для удержания с нее сумм ежемесячной денежной выплаты, полагающейся ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд считает несостоятельной, поскольку данное обстоятельство привело к незаконному лишению Бочарниковой В.В. как инвалида и ветерана труда права на получение в период с ДД.ММ.ГГГГ сумм ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в порядке, установленном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Астраханской области от 18.12.2008 N 79/2008-ОЗ "О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-189, 218-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Бочарниковой В.В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» о признании незаконным действия должностных лиц Государственного казенного учреждения Астраханской области Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» по удержанию денежных средств из выплаты компенсаций расходов за жилищно-коммунальные услуги, удовлетворить.

Признать незаконным действия Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» по удержанию денежных средств в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет предоставленной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» устранить допущенные нарушения прав Бочарниковой В.В.

Об исполнении решения сообщить в адрес Трусовского районного суда г. Астрахани не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.А.Чернышева