ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3542/2022 от 30.09.2022 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-3542/2022

73RS0002-01-2022-006224-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 30 сентября 2022 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Лисовой Н.А.,

при секретаре Артеменковой А.Д.,

с участием представителя административного истца Макейкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов пользователей автомобильных дорог,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов пользователей автомобильных дорог. В обосновании иска указав, что в ходе проверки прокуратурой района доводов обращения Беловой Т.В. о ненадлежащем состоянии дороги, ведущей на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске, в деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения закона, требующие прокурорского вмешательства.

Согласно сведениям администрации г. Ульяновска от 16.05.2022 подъездная дорога, ведущая на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске, в реестре муниципальной собственности администрации г. Ульяновска не значится, выполнение ремонтных работ в 2022 году на обозначенном участке не запланировано. Вопреки вышеуказанным требованиям законодательства должностными лицами администрации областного центра до настоящего времени меры по включению вышеуказанного участка дороги в реестр муниципальной собственности не принимаются. Кроме того, в ходе выезда 12.05.2022 работника прокуратуры района с привлечением специалистов центра дорожного и технического надзора, пропаганды БДД Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Ульяновской области установлено, что вышеуказанная подъездная дорога не имеет твердого асфальтобетонного покрытия, покрытие является грунтовым с отельными насыпами щебня и строительных отходов (обломки кирпича, цемента, бетона) различного диаметра, что не соответствует установленным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района 19.05.2022 главе города Ульяновска было внесено представление, однако администрация г. Ульяновска до настоящего времени меры к их устранению не приняла. До настоящего времени дорога, ведущая на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске, в реестр муниципальной собственности администрации г. Ульяновске не включена, ремонт дорожного покрытия не произведен.

Просит суд незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенной на нее обязанности по включению в реестр муниципальной собственности участка дороги, ведущего на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске. Обязать администрацию г. Ульяновска включить в реестр муниципальной собственности администрации г. Ульяновска участок дороги, ведущий на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске. Обязать администрацию г. Ульяновска устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин и просадок на участке дороги, ведущей на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, УМВД России по Ульяновской области, Белова Т.В., УМС администрации г.Ульяновска.

В судебном заседании представитель административного истца - Макейкина Е.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме. Дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что доводы административного ответчика о принадлежности земельного участка частности собственности считает несостоятельными, поскольку согласно выписки из ЕГРН сведений о принадлежности земельного участка отсутствуют.

Представитель административного ответчика администрации города Ульяновска в судебное заседание не явилась. Представила отзыв на исковое заявление, в котором просит административное исковое заявление оставить без удовлетворения, указав, что дорога расположена на земельном участке с кадастровым номером которая находится в частном собственности. Дорога состоит из грунтового покрытия. Таким образом, вышеуказанная дорога, не соответствуют требованиям, предъявляемым федеральным законодательством к автомобильным дорогам. Учитывая, что указанная дорога расположена на земельном участке, находящейся в частной собственности, а также принимая во внимание отсутствие данной дороги в документах территориального планирования, администрация города Ульяновска пришла к выводу, что законных оснований для включения её в Реестр муниципального имущества не имеется.

Представитель Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска в судебном заседании не присутствовала, ранее в судебном заседании административные требования Прокурора Засвияжского района г.Ульяновска не признала, по доводам, изложенным в отзыве.

Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, УМВД России по Ульяновской области, УМС администрации г.Ульяновска, в лице представителей, Белова Т.В., в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались.

Суд определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п.п. 6, 10, 12 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных Федеральным законом от 08.11.2007 № 257, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 6 и 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Как установлено ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (далее - федеральный закон от 10.12.1995 № 196), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Частью 2 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Засвияжского района города Ульяновска, проведена проверка, по доводам обращения Беловой Т.В. о ненадлежащем состоянии дороги, ведущей на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске.

Согласно сведениям администрации г. Ульяновска от 16.05.2022 подъездная дорога, ведущая на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске, в реестре муниципальной собственности администрации г. Ульяновска не значится, выполнение ремонтных работ в 2022 году на обозначенном участке не запланировано.

В ходе выезда 12.05.2022 работника прокуратуры района с привлечением специалистов центра дорожного и технического надзора, пропаганды БДД Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Ульяновской области установлено, что вышеуказанная подъездная дорога не имеет твердого асфальтобетонного покрытия, покрытие является грунтовым с отельными насыпами щебня и строительных отходов (обломки кирпича, цемента, бетона) различного диаметра, что не соответствует установленным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района 19.05.2022 главе города Ульяновска было внесено представление.

Администрация города Ульяновска, рассмотрев представление прокурора Засвияжского района города Ульяновска от 19.05.2022 по вопросу ненадлежащего состояния дороги, ведущей на «новое кладбище» в селе Баратаевка в городе Ульяновске, сообщает, что доводы, содержащиеся в указанном представлении, нашли своё подтверждение. Администрацией города Ульяновска заключён муниципальный контракт от 01.04.2022 об оказании услуг по формированию земельных участков в границах муниципального образования «город Ульяновск», в том числе под дорогой, ведущей на «новое кладбище» в селе Баратаевка в городе Ульяновске, в целях дальнейшего благоустройства. Кадастровым инженером с 20.06.2022 по 22.06.2022 запланированы работы по подготовке схемы расположения земельного участка под данной дорогой на кадастровом плане территории. В связи с тем, что земельный участок под дорогой находится в распоряжении Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, администрация города Ульяновска обратится с заявлением в Министерство для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предоставлении данного земельного участка под дорогой в постоянное (бессрочное) пользование для её дальнейшего благоустройства.

Между тем, до настоящего времени дорога, ведущая на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г. Ульяновске, в реестр муниципальной собственности администрации г. Ульяновске не включена, ремонт дорожного покрытия не произведен.

Дорожную деятельность в муниципальном образовании «город Ульяновск» осуществляет отраслевой (функциональный) орган администрации города Ульяновска - Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.

Управление осуществляет свою деятельность согласно Положению, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 25.02.2016 № 19 «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной собственности.

Стороной административного ответчика представлен акт осмотра земельного участка по адресу: с. Баратаевка Засвияжский район г.Ульяновск, согласно которого, установлено, что в настоящее время грунтовая договора расположена на земельном участке с кадастровым номером . Разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, от трассы Ульяновск- Саранск до земельного участка с кадастровым номером 73:19:072501:214 (кладбище) протяжённость 25 м. Кроме того, согласно отзыв, договора, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 73:19:072501:170, находится в частной собственности.

Между тем, что в Управлении Росреестра по Ульяновской области отсутствует сведения о принадлежности земельного участка с кадастровыми номерами 73:19:072501:170, 73:19:072501:214.

Разрешая административный спор, проанализировав положения Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ и Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ, установив, что фактически существующая и эксплуатируемая автомобильная дорога ведущая на «новое кладбище» в с. Баратаевка в г.Ульяновске, которая не является дорогой общего пользования федерального либо регионального значения, земельный участок под ней не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, право муниципальной собственности на нее не оформлено, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований в целях устранения допущенного со стороны Администрации незаконного бездействия, а также надлежащей организации и осуществления дорожной деятельности на территории горда в интересах неопределенного круга лиц.

Из системного анализа положений пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и части 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ прямо следует, что уполномоченные органы местного самоуправления должны принять в муниципальную собственность автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования Прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов пользователей автомобильных дорог, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию города Ульяновска принять меры для регистрации в установленном порядке права муниципальной собственности на автомобильную подъездную дорогу, ведущею на «новое кладбище» в с. Баратаевка г.Ульяновска.

Обязать администрацию города Ульяновска привести в соответствие с эксплуатационными требованиями, предусмотренными п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участке подъездной дороги, ведущей к «новому кладбищу» в с. Баратаевка г.Ульяновска.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Н.А. Лисова