ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3546/2023 от 24.07.2023 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело №2а-3546/2023

УИД 11RS0005-01-2023-004188-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В.,

при секретаре Сычевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 24 июля 2023 года дело по иску ФИО1, к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Больница №18 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными, взыскании денежных средств,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ФКЛПУ «Больница №18 УФСИН России по РК» о признании действий сотрудников, выразившихся в несвоевременной выдаче посылки, нарушение условий содержания, незаконными, взыскании денежной компенсации в размере 50000 рублей.

В обоснование требований указал, что <...> г. родственниками была выслана посылка, которая прибыла в место вручения <...> г., но вручена была истцу только <...> г.. В результате указанных действий часть продуктов пришла в негодность.

Судом при принятии иска к производству к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.

Истец в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом. ВКС, заявленное истцом и согласованное с .... по Республике .... не состоялось по причине освобождения истца <...> г. из мест лишения свободы. Ходатайство о проведении ВКС по месту проживания истцом до судебного заседании не заявлено. При этом истцом представлены банковские реквизиты и уведомление о своем месте проживания в г.Пятигорске, которые поступили в суд <...> г., что свидетельствует о возможности истца заблаговременно заявить ходатайство о проведении ВКС по месту своего фактического места проживания.

Представитель ответчиков - ФКЛПУ Б-18, ФСИН России в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом, представил возражения.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и иные нормативно-правовые акты РФ, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно положениям статей 1, 3 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Частью 2 статьи 10 УИК РФ установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

Из отзыва ответчика следует, что ФИО1 находился в .... с <...> г..

Согласно шрихкоду .... посылка весом .... кг., отправленная из г....<...> г.Р.., прибыла в место вручения ....<...> г..

Извещение о прибывшей посылке получено сотрудником .... в отделении Почты России <...> г. (пятница). Посылка получена сотрудником ....<...> г. (вторник), что подтверждается почтовым штемпелем.

Согласно журналу выдачи посылок, передач, бандеролей, поступивших в адрес осужденных и их вложений ФКЛПУ Б-18, в посылке находилось: ....

<...> г. врио начальника ФКЛПУ Б-18 вынесено постановление об уничтожении .... в вакууме с датой изготовления <...> г., сроком годности до <...> г. со следами плесени, .... с датой изготовления <...> г. сроком годности до <...> г. со следами плесени и составлен комиссионный акт уничтожения запрещенных к использованию осужденными предметов.

Посылка за исключением уничтоженных продуктов питания выдана ФИО1 <...> г., что подтверждается его подписью.

Согласно п.102 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 №110, осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей в количестве, установленном статьями 121, 123, 125, 127 и 131 УИК.

Вскрытие и досмотр содержимого посылок или бандеролей, а также сверка их содержимого производятся сотрудниками ИУ в присутствии осужденного, на имя которого поступила посылка или бандероль (п.114 Правил). Посылка, передача или бандероль должны быть вручены осужденному к лишению свободы не позднее одних суток после дня их приема, а поступившие накануне выходных и праздничных дней - не позднее трех суток после дня их приема, за исключением случая, предусмотренного пунктом 122 настоящих Правил (п.116 Правил). Поступившие продукты питания проверяются работниками ИУ на предмет соответствия их сроку хранения. Продукты питания, относящиеся к запрещенным в ИУ вещам и предметам, уничтожаются по постановлению начальника ИУ или лица, его замещающего, о чем составляется акт с последующим уведомлением осужденного к лишению свободы, на имя которого поступили указанные продукты питания (п.117 Правил).

Таким образом, поскольку, получив посылку <...> г., ФКЛПУ Б-18 вручила ее ФИО1 в тот же день, нарушений прав истца не имеется.

Доказательства получения ответчиком почтового уведомления о прибытии посылки ранее чем <...> г. у суда отсутствуют. Кроме того, срок, в который исправительное учреждение обязано было получить посылку после получения почтового извещения, нормативно не регламентирован. Получить посылку ранее, чем <...> г. у ФКЛПУ Б-18 не имело возможности в виду выходных дней ...., и нерабочего дня на почте <...> г..

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.12.1 УИК РФ, вступившей в силу 27.01.2020, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения")

При таких обстоятельствах, учитывая, что действия сотрудников ФКЛПУ Б-18 соответствовали действующему законодательству, доказательств нарушения прав истца, не имеется, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Больница №18 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий сотрудников, выразившихся в несвоевременной выдаче посылки, нарушением условий содержания, незаконными и взыскании денежной компенсации в размере 50000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 27.07.2023

Судья Е.В.Савинкина