ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3548/20 от 15.09.2020 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-3548/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Санкт-Петербург 15 сентября 2020 года

Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Лебедевой А.С.,

при секретаре Ивановой В.В.,

с участием представителя административного ответчика Кондратьевой-Рудой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Андреевой Галины Петровны, Андреева Александра Николаевича, Андреевой Ольги Александровны, Андреева Тимофея Александровича к администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

у с т а н о в и л:

Андреева Г.П., Андреев А.Н., Андреева О.А., Андреев Т.А. обратились в суд с административным иском к администрации Кировского района Санкт-Петербурга, в котором просили признать незаконным и отменить Распоряжение администрации Кировского района Санкт-Петербурга №899-р от 20.02.2020 о снятии истцов с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях; обязании администрацию Кировского района Санкт-Петербурга восстановить Андрееву Г.П., Андреева А.Н., Андрееву О.А., Андреева Т.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование иска истцы указали, что с 1987 года состояли на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер очереди

12.03.2020 Андреевым Т.А. было получено уведомление АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» об исключении из единой базы участников целевой программы Санкт-Петербурга «Целевая программа Санкт-Петербурга «Молодежи доступное жилье». В качестве причины исключения было указано наличие распоряжения №899-р от 20.02.2020.

Распоряжением №899-р от 20.02.2020 администрации Кировского района Санкт-Петербурга истцы были сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С указанным Распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга истцы не согласились, в связи, с чем обратились в суд с иском.

Истцы Андреева Г.П., Андреев А.Н., Андреева О.А., Андреев Т.А. в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, об отложении дела не просили. Андреева Г.П., Андреев А.Н., Андреев Т.А. представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Кондратьева-Рудая О.П., действующая на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании в судебное заседание явилась, иск не признала, ранее представленные письменные возражения на иск поддержала, просила в иске отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, приходит к следующему.

Суд в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).

Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, не предусматривает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Администрация Кировского района Санкт-Петербурга, в силу возложенных на нее полномочий, Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденных Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга», осуществляет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.3.12.1 Положения).

Из документов учетного дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ семья Андреевой Г.П., зарегистрированная по адресу: <адрес> и проживающая в служебной трехкомнатной квартире, жилой/общей площадью 29,74/41,60 кв.м., составом семьи из 4-х человек (сама, муж - Андреев А.Н., две дочери ФИО5 и ФИО12), была поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Впоследствии, в учетное дело Андреевой Г.П. были включены два внука Андреев Т.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, исключено из числа служебной площади жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

На основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено ФИО9 с включением членов семьи, всего 5 человек (сама, муж, две дочери, внук).

ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО9 реализовала свое право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, заключив договор передачи в собственность ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р дочь и внук Андреевой Г.П. – ФИО10 и ФИО8 были сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с оказанием содействия в улучшении жилищных условий с привлечением средств городского бюджета п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с выделением безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Была приобретена отдельная двухкомнатная квартиры, площадью 49,3 кв.м. по адресу: <адрес>.

Действующим законодательством предусмотрено, что обновления сведений о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - актуализация данных) выполняется уполномоченным органом посредством обмена информацией с соответствующими государственными организациями и направления состоящим на учете гражданам запросов для устранения неопределенностей, возникших в процессе получения информации, в порядке, устанавливаемом Правительством Санкт-Петербурга (статья 11 Закона от 19.07.2005 ).

Актуализации данных подлежат, в том числе сведения об обеспеченности состоящих на учете граждан жилыми помещениями.

В зависимости от результатов актуализации данных, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о снятии гражданина (семьи) с учета; о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

На основании статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 , по запросу АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» от ДД.ММ.ГГГГ-З администрацией была произведена актуализация учетного дела, в ходе чего было установлено, что Андреевой Г.П., Андреевой О.А., Андрееву Т.А., Андрееву А.Н. принадлежит по 1/5 долей в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, жилой/общей площадью 29,74/41,60 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Андрееву А.Н. принадлежит на праве собственности жилой дом, площадью 42,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П, не предполагается снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Пунктом 29.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6, предусматривалось снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв. м на человека.

Пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена значительно большая норма предоставления жилой площади по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

При этом, согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Аналогичное условие определения жилищной обеспеченности содержится в части 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".

Пунктом 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР также предусматривалось снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Жилищная обеспеченность членов семьи Андреевой Г.П., в соответствии с требованиями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, на дату принятия решения администрацией о снятии граждан с учета, составляла (41,70 +42,5):4=21,05 кв.м., на человека, что превышало установленную ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 №407065 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" норму предоставления общей площади жилого помещения на одного проживающего в Санкт-Петербурге (18 кв.м.).

Доказательств, свидетельствующих о том, что дом принадлежащий Андрееву А.Н. расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания и исключен из ЕГРН, как объект недвижимого имущества, на дату постановки оспариваемого распоряжения, суду не представлено.

Учитывая основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005, указанные в п. 2 ст. 6 Вводного закона ЖК РФ, учитывая выявленную обеспеченность истцов жилыми помещениями, распоряжением административного ответчика от 20.02.20202 №899-р истцы были сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку определенный районной жилищной комиссией уровень обеспеченности истцов общей площадью жилого помещения позволял районной администрации принять решение о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, у истцов отсутствуют основания оспаривать решение администрации и требовать восстановления нарушенных прав.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Андреевой Галины Петровны, Андреева Александра Николаевича, Андреевой Ольги Александровны, Андреева Тимофея Александровича к администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения от 20.02.2020 №899-р о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Санкт-Петербурга.

Председательствующий судья: А.С. Лебедева