ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-354/2022 от 04.07.2022 Невьянского городского суда (Свердловская область)

Копия

Дело ***а-354/2022 66RS0***-67

Мотивированное решение

будет принято 04.07.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Невьянск 29.06.2022

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Уфимцевой И.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Камаловой Ю.И.,

с участием лиц, участвующих в деле:

представителя ответчика – администрации Невьянского городского округа ФИО1,

представителя заинтересованного лица ООО «ВТРЗ» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ОАО «Таватуйский рыборазводной завод» к Администрации Невьянского городского округа о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления,

установил:

ОАО «Таватуйский рыборазводной завод» обратился в суд с иском к Администрации Невьянского городского округа о признании недействующим постановления *** от 00.00.0000 об установлении публичного сервитуту для использования в целях прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) на часть земельного участка с кадастровым номером *** (входящего в единое землепользование с кадастровым номером *** категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью 2 000,00 кв.м., с местоположением: .... рыбзавод, площадь сервитута – 224,00 кв.м..

В обосновании требований указано, что оспариваемое постановление опубликовано 00.00.0000 на сайте Администрации Невьянского городского округа в сети Интернет. Срок сервитута не установлен, следовательно, он является бессрочным.

ОАО «Таватуйский рыборазводный завод» является правообладателем земельного участка с кадастровым номером *** (входящего в единое землепользование с кадастровым номером ***), участок предоставлен ему в постоянное (бессрочное) пользование.

Принятым постановлением нарушаются права истца.

Установление публичного сервитута, на срок более одного года на принадлежащий ОАО «Таватуйский рыборазводный завод» земельный участок, предназначенный для размещения производственных площадей, не может быть осуществлено в силу п. 4 ч. 1 ст. 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации.

Заявляя о необходимости установления публичного сервитута для целей прохода и (или) проезда через земельный участок к озеру Таватуй, а также использования части земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 224,00 кв.м, заявитель не представил обоснование необходимости установления публичного сервитута именно этой площади.

Свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования (озеру Таватуй) и его береговой полосе, а также в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) осуществлялся и осуществляется весь период существования завода, как минимум с конца 40-х годов XX века без задействования, принадлежащего ОАО «Таватуйский рыборазводный завод» земельного участка.

Свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования (озеру Таватуй) и его береговой полосе, а также в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) осуществляется свободно с южной стороны земельного участка с кадастровым номером ***, и как видно из публичной кадастровой карты доступ возможен на большой протяженности береговой линии озера Таватуй.

Озеро Таватуй входит в состав государственного ландшафтного природного заказника областного значения «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами», то есть особо охраняемой природной территорией.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Режим особой охраны озера Таватуй установлен Положением «О государственном ландшафтном природном заказнике областного значения «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами», утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2018 № 54-ПП. Заказник находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Целями образования Заказника являются: 1) сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, а также лесов вокруг промышленных городов, в целях улучшения качества атмосферного воздуха и воды; 2) защита лесных насаждений, почвы и водных объектов от неблагоприятных антропогенных факторов; 3) повышение санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных и средообразущих функций заказника.

Недопустимо установлением публичного сервитута нарушение прав и законных интересов ООО «Верхне-Тагильский рыбзавод», которому по Договору пользования рыбоводным участком от 00.00.0000***с предоставлен рыбоводный участок, расположенный у береговой линии озера Таватуй, граничащей с участком ОАО «Таватуйский рыборазводный завод» с кадастровым номером ***

При предоставлении государством водного объекта или его части по договору пользования рыбоводным участком для осуществления аквакультуры и в связи с тем, что объекты аквакультуры являются собственностью пользователя рыбоводного участка невозможно в определенных границах осуществление любительского и спортивного рыболовства без согласия пользователя такого рыбоводного участка. Таким образом, рыбоводные участки не являются местом общего пользования, в них запрещено осуществление любительского и спортивного рыболовства без согласия пользователя такого рыбоводного участка.

Постановление Администрации Невьянского городского округа *** от 00.00.0000 не содержит обоснования отведения указанных доводов, что противоречит п. 4 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Оспариваемое постановление противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающим условия для возможности установления публичного сервитута на земельный участок, нормам ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим содержание нормативного правового акта муниципального органа, а также нарушает права и законные интересы правообладателя земельного участка с кадастровым номером *** (входящего в единое землепользование с кадастровым номером ***) и неограниченного круга лиц.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО1 возражала в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований, по обстоятельствам дела пояснила следующее.

Цели установления публичного сервитута, изложенные в постановлении администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об установлении публичного сервитута», соответствуют п. 2 и пп. 1 и 4 п. 4 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельный участок с кадастровым номером 66:15:2901006:8, входящий в единое землепользование с кадастровым номером 66:15:2901006:6, расположен в 20-метровой береговой полосе озера Таватуй, что подтверждается документами территориального планирования и данными публичной кадастровой карты. Водным кодексом Российской Федерации установлено, что 20-метровая береговая полоса является местом общего пользования.

Установление публичного сервитута в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе соответствует требованиям нормативных актов и является обеспечением нужд неопределенного круга лиц.

Постановлением администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п утверждено Положение по содержанию и обслуживанию источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Невьянского городского округа.

Согласно п. 4 постановления администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «Об утверждении Положения по содержанию и обслуживанию источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Невьянского городского округа» комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа поручено установить сервитут на земельный участок в поселке Невьянский рыбзавод на земельном участке *** для устройства пожарного подъезда (пирса) в целях пожаротушения.

В соответствии с п. 8 ст. 98 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.

Именно требованиями п. 8 ст. 98 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 75 Постановления Правительства Российской Федерации от 00.00.0000*** «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» обусловлена площадь и конфигурация части земельного участка с кадастровым номером *** на которую наложен публичный сервитут.

В приложении к постановлению администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об установлении публичного сервитута» имеется схема расположения публичного сервитута на кадастровом плане территории. На схеме видно, что предусмотрены съезд к воде и площадка для разворота пожарных машин.

На основании изложенного, установление публичного сервитута в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта - озера Таватуй в целях тушения пожаров соответствует требованиям нормативных актов и необходимо для обеспечения муниципальных нужд и нужд местного населения.

Глава Невьянского городского округа постановлением главы Невьянского городского округа от 00.00.0000***-гп «О проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельном участке» принял следующие решения: Провести публичные слушания по вопросу об установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером *** (входящем в единое землепользование с кадастровым номером ***) 00.00.0000 в 17-00 часов местного времени по адресу: .... кабинет *** Создать организационный комитет в целях организации проведения публичных слушаний для решения вопроса об установлении публичного сервитута. Утвердить порядок организации и проведения публичных слушаний.

В соответствии с п. 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний информация о вопросе, вынесенном на обсуждение, дате, времени и месте проведения публичных слушаний, проект муниципального правового акта по данному вопросу были опубликованы в СМИ не позднее, чем за две недели до назначенной даты - 00.00.0000 в газете «Муниципальный вестник Невьянского городского округа», которая в соответствии с решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об определении печатного средства массовой информации Невьянского городского округа для опубликования муниципальных правовых актов Невьянского городского округа и иной информации органов местного самоуправления Невьянского городского округа» является печатным средством массовой информации Невьянского городского округа для опубликования муниципальных правовых актов Невьянского городского округа и иной информации органов местного самоуправления Невьянского городского округа; 00.00.0000 на официальном сайте Невьянского городского округа: http://nevyansk66.ru/.

Кроме того, правообладателю земельного участка ОАО «Таватуйский рыборазводный завод» было направлено уведомление от 00.00.0000 о проведении публичных слушаний.

Публичные слушания по вопросу об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером *** (входящем в единое землепользование с кадастровым номером ***) состоялись 00.00.0000 в 17:00 местного времени по адресу: ....

В ходе публичных слушаний велся протокол.

В соответствии с протоколом от 00.00.0000 о проведении публичных слушаний по вопросу об установлении публичного сервитута на публичных слушаниях присутствовали все члены организационного комитета, назначенные постановлением главы Невьянского городского округа от 00.00.0000***-гп «О проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельном участке» (кворум для проведения слушаний имелся).

На публичных слушаниях кроме членов организационного комитета присутствовали: ФИО3 – директор ОАО «Таватуйский рыборазводный завод»; ФИО4 – учредитель ООО «Верхне-Тагильский рыбзавод»; ФИО5 – гражданин.

ФИО3 выступал на публичных слушаниях, задавал вопросы и приложил возражения на установление публичного сервитута, что отражено в протоколе от 00.00.0000 о проведении публичных слушаний по вопросу об установлении публичного сервитута.

В соответствии с требованиями п. 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в СМИ был размещен проект муниципального правового акта по вопросу установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером *** (входящем в единое землепользование с кадастровым номером ***).

В проекте муниципального правового акта по вопросу установления публичного сервитута было обозначено две цели установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 66:15:2901006:8 (входящем в единое землепользование с кадастровым номером ***): для использования в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, для использования в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).

Однако, в связи с тем, что цель проведения публичных слушаний - выявление мнения населения и его учет при принятии решений органами местного самоуправления (п. 1 Положения о порядке проведения публичных слушаний), при вынесении решения по вопросу об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером *** (входящем в единое землепользование с кадастровым номером ***) было принято решение не устанавливать публичный сервитут для использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).

В связи с тем, что в ходе публичных слушаний обсуждался вопрос о необходимости установлении публичного сервитута в целях забора воды из озера Таватуй в целях тушения пожаров, обсуждался вопрос о том для какого транспорта рассматривается заезд на пожарный пирс (вопрос ФИО3), что подтверждается протоколом от 00.00.0000 о проведении публичных слушаний по вопросу об установлении публичного сервитута, то принято было решение об установлении публичного сервитута, в том числе в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта - озера Таватуй в целях тушения пожаров, поскольку это необходимо для обеспечения муниципальных нужд и нужд местного населения.

Тот факт, что вопроса установления публичного сервитута в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта - озера Таватуй в целях тушения пожаров не было в проекте нормативного акта, опубликованного для обсуждения, не говорит о невозможности принятия такого решения, поскольку публикуется только проект акта, но не его окончательная версия. На публичных слушаниях обсуждается вопрос установления публичного сервитута, на основании чего вносятся корректировки в проект нормативного акта об установлении публичного сервитута.

На публичных слушаниях обсуждался вопрос об установлении публичного сервитута в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта - озера Таватуй в целях тушения пожаров, представитель правообладателя земельного участка, на который накладывается публичный сервитут– директор ОАО «Таватуйский рыборазводный завод» ФИО3, присутствовал на публичных слушаниях 00.00.0000, активно участвовал в обсуждениях, получал ответы на поставленные вопросы, был согласен с тем, что на земельном участке имеется пожарный пирс и спрашивал для какого транспорта рассматривался заезд на пожарный пирс.

В соответствии п. 12 Положения о порядке проведения публичных слушаний 00.00.0000 в газете «Муниципальный вестник Невьянского городского округа», и на официальном сайте Невьянского городского округа: http:/ было опубликовано информационное сообщение о результатах проведения публичных слушаний, в котором отражено, что в ходе публичных слушаний поступили возражения, которые будут рассмотрены и учтены при принятии решения об установлении публичного сервитута.

Процедура принятия решения об установлении публичного сервитута, установленная решением Невьянской районной Думы от 00.00.0000*** утверждено Положение «О порядке проведения публичных слушаний в Невьянском городском округе» соблюдена при принятии постановления администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об установлении публичного сервитута».

Нормативный правовой акт об установлении публичного сервитута принят уполномоченным органом – администрацией Невьянского городского округа, в виде постановления, что предусмотрено Уставом Невьянского городского округа.

Нормативный правовой акт постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об установлении публичного сервитута» 00.00.0000 было опубликовано в печатном средстве массовой информации – газете «Муниципальный вестник Невьянского городского округа» от 00.00.0000*** (185) и опубликовано (размещено) на официальном сетевом издании - официальном сайте Невьянского городского округа (http://).

Установленный порядок опубликования муниципальных нормативных актов соблюден. Постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об установлении публичного сервитута» вступило в силу с 00.00.0000.

Постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об установлении публичного сервитута» было направлено правообладателю земельного участка ОАО «Таватуйский рыборазводный завод» 00.00.0000, о чем свидетельствует отметка Почты России на реестре исходящей корреспонденции администрации Невьянского городского округа.

В административном исковом заявлении истец указывает, что оспариваемое постановление не содержит мотивированного обоснования его принятия. Однако, это не соответствует действительности. Мотивированное обоснование принятия постановления администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об установлении публичного сервитута» изложено в преамбуле указанного нормативного правового акта, где указано, что постановление принято на основании: протокола о проведении публичных слушаний о решении вопроса об установлении публичного сервитута на земельном участке от 00.00.0000, статьи 28 Федерального закона от 00.00.0000 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктов 1, 4 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 6, пункта 5 статьи 27, статьи 53 Водного кодекса Российской Федерации, постановления администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «Об утверждении Положения по содержанию и обслуживанию источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Невьянского городского округа», пункта 8 статьи 98 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 75 постановления Правительства Российской Федерации от 00.00.0000*** «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», статей 31 и 46 Устава Невьянского городского округа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. В связи с тем, что срок публичного сервитута не был определен в постановлении администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «Об установлении публичного сервитута», значит сервитут действует бессрочно в силу закона.

Однако, в целях исключения неопределенности в толковании постановления администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «Об установлении публичного сервитута», по результатам рассмотрения протеста Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры на постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «Об установлении публичного сервитута», на основании п. 7 ст. 23, п. 4 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 31, 46 Устава Невьянского городского округа в постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «Об установлении публичного сервитута» были внесены изменения о том, что публичный сервитут установлен бессрочно.

Постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «О внесении изменений в постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п» было опубликовано в печатном средстве массовой информации – газете «Муниципальный вестник Невьянского городского округа» от 00.00.0000*** (189) и опубликовано (размещено) на официальном сетевом издании - официальном сайте Невьянского городского округа (http:///).

Установленный порядок опубликования муниципальных нормативных актов соблюден.

Истец указывает, что установленный публичный сервитут, не позволит использовать земельный участок по целевому назначению, а именно: для размещения производственных площадей. Однако, производственная деятельность на земельном участке не ведется, что подтверждается актом муниципального земельного контроля и письмом Межрегионального отдела по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов Нижне-Обского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от 00.00.0000***.

Истец не представил в суд доказательств невозможности использования земельного участка по целевому назначению в связи с установлением публичного сервитута.

В административном исковом заявлении на стр. 3-4 ОАО «Таватуйский рыборазводный завод» указывает, что публичный сервитут, установленный постановлением администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об установлении публичного сервитута», принят в отношении территории, на которой запрещено осуществление деятельности, для которой он установлен.

Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 № 41-ПП «Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения категории «Лесной парк» утверждены перечни ландшафтных заказников Свердловской области и их границы.

Перечень ландшафтных, ландшафтно-гидрологического, орнитологического и ботанического государственных природных заказников областного значения, утвержденный Постановлением, изложен в виде таблицы, где в столбце № 2 указано наименование заказника, в столбце № 4 указано местонахождение заказника.

Так, согласно строке 21 таблицы с перечнем ландшафтных заказников, ландшафтный заказник «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами» расположен на территории Невьянского лесничества, Верх-Нейвинского участкового лесничества, Новоуральского участкового лесничества, Заозерного участкового лесничества, Таватуйского участкового лесничества, на территории водных объектов, в том числе озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище.

Таким образом, ландшафтный заказник «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами» расположен только на землях лесного фонда и на землях водного фонда, на территорию населенных пунктов, расположенных на территории Невьянского городского, он не распространяется.

Представитель заинтересованного лица ООО «ВТРЗ» ФИО2 возражал в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований, при этом, пояснил следующее.

ОАО «Таватуйский Рыборазводный завод» полномочий на обращение в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц не имеет. ООО «ВТРЗ» полагает, что оспариваемым постановлением права административного истца не нарушены.

Публичный сервитут установлен на часть земельного участка с кадастровым номером *** (примыкает к оз.Таватуй), площадью 2 000 кв.м., входящему в состав единого землепользования с кадастровым номером ***, в который также входит земельный участок с кадастровым номером ***

Земельные участки с кадастровыми номерами *** и ***. входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером *** ранее были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования Рыбцеху Невьянского рыборазводного завода Унитарного госпредприятия Таватуйского рыборазводного завода на основании постановления главы администрации .... от 00.00.0000***-л, а земельный участок с кадастровым номером *** постановлением от 00.00.0000 под производственные нужды.

До 2016 года 100% акций ОАО «Таватуйский Рыборазводный Завод» принадлежали Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ФАУГИ), а 00.00.0000 были проданы ФИО3, он же стал генеральным директором предприятия.

На момент продажи ФИО3 100% акций ОАО «Таватуйский Рыборазводный Завод», на балансе последнего числилось имущество, необходимое для рыборазведения, в том числе следующая недвижимость: жилой дом с кадастровым номером ***; жилой дом с кадастровым номером ***; склад сетематериалов с кадастровым номером ***; инкубационный цех с кадастровым номером *** водонапорная башня с кадастровым номером *** нежилое здание (насосная) с кадастровым номером ***

В период с 2016 года директор и единственный акционер истца ФИО3 продал все имущество предприятия физическим лицам: ФИО7, ФИО9, ФИО8.

Таким образом, до 2022 года ОАО «Таватуйский Рыборазводный Завод» не имел прав на земельный участок, так как они перешли к новым собственникам недвижимости.

Лишь 00.00.0000 ОАО «Таватуйский Рыборазводный Завод», на основании договора купли-продажи недвижимости приобрело в свою собственность у ФИО8 1/2 доли на объект недвижимого имущества - водонапорное здание, площадью 35,9 кв.м, кадастровый номер ***, расположенное по адресу: .....

Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровыми номерами *** не примыкающего к оз. Таватуй, и в отношении которого публичный сервитут не был установлен.

Истец с 2013 года не осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе по рыборазведению, не имеет работников, производство остановлено, водных объектов и имущественного комплекса для этого.

В соответствии с ответом ФГБУ «Главрыбвод» от 00.00.0000 ОАО «Таватуйский Рыборазводный Завод» не пытается возобновить деятельность по рыбоводству, от взаимодействия с ФГБУ «Главрыбвод» отказывается, земельный участок в целях рыбоводства не использует.

Предприятием не предпринимаются попытки возродить производство рыбы, какая-либо деятельность много лет вообще не ведется. ИФНС неоднократно принимались решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ - записи *** в ЕГРЮЛ в отношении административного истца.

ОАО «Таватуйский Рыборазводный Завод» и физические лица, которые приобрели объекты недвижимости, не относятся к лицам, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Право ОАО «Таватуйский Рыборазводный Завод» на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП.

С учетом того, что права на объекты недвижимого имущество истцом были проданы третьим лицам, плата за землю не осуществляется, следовательно, его права на спорный земельный участок являются прекращенными, поэтому оспариваемое постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об установлении публичного сервитута» не нарушают права административного истца.

Земельный участок с кадастровым номером 66:15:2901006:8 полностью расположен в 20-метровой береговой полосе озера Таватуй, а земельный участок с кадастровым номером 66:15:2901006:7 частично расположен в 20-метровой береговой полосе озера Таватуй.

Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 00.00.0000 по делу *** (***) судом установлено, что действия истца создают препятствия в использовании береговой полосы, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***. В настоящий момент решение суда вступило в законную силу, но не исполнено ответчиком, он продолжает создавать препятствия в проходе по земельному участку и доступе к водному объекту.

В связи с этим, постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об установлении публичного сервитута» является целесообразным, вынесенным в интересах неопределенного круга лиц.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Свердловской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, решение просит принять на усмотрение суда.

Исследовав письменные материалы дела, установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, в их совокупности, в соответствии с правилами ст. 84 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований истца следует отказать, по следующим основаниям.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, в силу ч. 2 ст. 64 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в силу ч. 2 ст. 62 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты на которые они ссылаются как на основания своих возражении.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об установлении публичного сервитута», с учетом постановления администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п, был установлен бессрочно публичный сервитут для использования в целях: прохода или проезда через земельный участок, в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, а также забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта - озера Таватуй в целях, тушения пожаров, в соответствии со схемой расположения границ публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером *** (входящего в единое землепользование с кадастровым номером ***), категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 2 000,00 кв.м, разрешенным использованием - для размещения производственных площадей, с местоположением: .... площадь сервитута 224,00 кв.м.. (том 1 л.д. 93-94)

В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования «Невьянский район» от 00.00.0000***-п и свидетельством на право постоянного пользования землей от 00.00.0000*** выше указанный земельный участок был закреплен на праве постоянного бессрочного пользования за рыбцехом Невьянского рыборазводного завода унитарного государственного предприятия Таватуйского рыборазводного завода. Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером *** не прекращено, является действующим. (том 1 л.д. 60-62)

Правопреемником унитарного государственного предприятия «Таватуйский рыборазводный завод» является открытое акционерное общество «Таватуйский рыборазводный завод» (ОГРН ***, ИНН/КПП ***/***). (том 1 л.д. 63-68)

Согласно пунктам 1 и 3 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (п. 2). Публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; 2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; 3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке; 4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (п. 4). Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (п. 8). Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом (п. 11). Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса (п. 18).

В силу п. 7 ст. 46 Устава Невьянского городского округа постановления администрации городского округа – это муниципальные правовые акты по вопросам, отнесенным федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом, правовыми актами Думы городского округа к компетенции администрации городского округа. Муниципальные правовые акты администрации городского округа, имеющие нормативный характер, в течение 5 дней после подписания направляются для опубликования (обнародования).

В ст. 47 Устава Невьянского городского округа указано, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Думы городского округа. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. Формами обнародования муниципальных нормативных правовых актов являются размещение их полного текста в иных средствах массовой информации, в том числе электронных (через сеть "Интернет"). Муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если иной срок не оговорен в самом правовом акте.

В соответствии с решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об определении печатного средства массовой информации Невьянского городского округа для опубликования муниципальных правовых актов Невьянского городского округа и иной информации органов местного самоуправления Невьянского городского округа» таким изданием является газета «Муниципальный вестник Невьянского городского округа». (том 1 л.д. 76)

На основании решения Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об определении сетевого издания средства массовой информации Невьянского городского округа для опубликования муниципальных правовых актов Невьянского городского округа и иной информации органов местного самоуправления Невьянского городского округа» сетевым изданием средства массовой информации Невьянского городского округа для опубликования муниципальных правовых актов Невьянского городского округа и иной информации органов местного самоуправления Невьянского городского округа является официальный сайт Невьянского городского округа (http://nevyansk66.ru/). (том 1 л.д. 97)

Согласно п. 8 и п. 16 ст. 31 Устава Невьянского городского округа к полномочиям администрации Невьянского городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа и обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Решение Невьянской районной Думы от 00.00.0000*** утверждено Положение «О порядке проведения публичных слушаний в Невьянском городском округе» (том 1 л.д. 74-75).

В соответствии с п. 1 Положения о порядке проведения публичных слушаний публичные слушания являются одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Публичные слушания проводятся для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления.

Мнение граждан, выявленное в ходе публичных слушаний, в силу п. 3 Положения о порядке проведения публичных слушаний, носит для органов местного самоуправления рекомендательный характер.

Согласно п. 4 Положения о порядке проведения публичных слушаний вопрос об установлении публичного сервитута выносится на публичные слушания.

В п. 6 Положения о порядке проведения публичных слушаний указано, что в целях организации проведения публичных слушаний главой городского округа или лицом, исполняющим обязанности главы городского округа, издается постановление главы городского округа о создании организационного комитета.

Глава Невьянского городского округа постановлением главы Невьянского городского округа от 00.00.0000***-гп «О проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельном участке» принял следующие решения: создать организационный комитет в целях организации проведения публичных слушаний для решения вопроса об установлении публичного сервитута; провести публичные слушания по вопросу об установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером *** (входящем в единое землепользование с кадастровым номером ***) 00.00.0000 в 17:00 местного времени по адресу: ....; утвердить порядок организации и проведения публичных слушаний. (том 1 л.д. 77)

В соответствии с п. 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний информация о вопросе, вынесенном на обсуждение, дате, времени и месте проведения публичных слушаний, проект муниципального правового акта по данному вопросу были опубликованы в СМИ не позднее чем за две недели до назначенной даты. Данные сведения были размещены:

00.00.0000 в газете «Муниципальный вестник Невьянского городского округа», которая в соответствии с решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000*** «Об определении печатного средства массовой информации Невьянского городского округа для опубликования муниципальных правовых актов Невьянского городского округа и иной информации органов местного самоуправления Невьянского городского округа» является печатным средством массовой информации Невьянского городского округа для опубликования муниципальных правовых актов Невьянского городского округа и иной информации органов местного самоуправления Невьянского городского округа (том 1 л.д. 76, 78-80);

00.00.0000 на официальном сайте Невьянского городского округа http:// (том 1 л.д. 81);

ОАО «Таватуйский рыборазводный завод» было направлено уведомление от 00.00.0000 о проведении публичных слушаний (том 1 л.д. 82-83).

Публичные слушания по вопросу об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 66:15:2901006:8 (входящем в единое землепользование с кадастровым номером 66:15:2901006:6) состоялись в назначенное время. (том 1 л.д. 84-87

В соответствии с п. 12 Положения о порядке проведения публичных слушаний 00.00.0000 в газете «Муниципальный вестник Невьянского городского округа», и на официальном сайте Невьянского городского округа: http://nevyansk66.ru/ было опубликовано информационное сообщение о результатах проведения публичных слушаний, в котором отражено, что в ходе публичных слушаний поступили возражения, которые будут рассмотрены и учтены при принятии решения об установлении публичного сервитута. (том 1 л.д. 88-89)

Оспариваемое постановление было опубликовано 00.00.0000 в газете «Муниципальный вестник Невьянского городского округа» *** (185) и опубликовано (размещено) на официальном сетевом издании - официальном сайте Невьянского городского округа (http://nevyansk66.ru/). (том 1 л.д. 90-92, 98-99)

Оспариваемое постановление было направлено ОАО «Таватуйский рыборазводный завод» 00.00.0000. (том 1 л.д. 101)

Постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «О внесении изменений в постановление администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п» было опубликовано в печатном средстве массовой информации – газете «Муниципальный вестник Невьянского городского округа» от 00.00.0000*** (189) и опубликовано (размещено) на официальном сетевом издании - официальном сайте Невьянского городского округа (http:///). (том 1 л.д. 95, 100)

Таким образом, учитывая цели установления публичного сервитута, изложенные в оспариваемом постановлении, нормативный правовой акт об установлении публичного сервитута принят уполномоченным органом – Администрацией Невьянского городского округа, порядок и процедура принятия оспариваемого постановления, административным ответчиком соблюдена.

Доводы об отсутствии необходимости установления публичного сервитута, суд считает не обоснованными, не состоятельными, и отклоняет их.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:15:2901006:8, входящий в единое землепользование с кадастровым номером 66:15:2901006:6, расположен в 20-метровой береговой полосе озера Таватуй.

Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект определен как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Частями 1, 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации определено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 и ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

Пунктом 5 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области водных отношений отнесено обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В силу с пп. 36 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 00.00.0000 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пп. 37 п. 1 ст. 6 Устава Невьянского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 00.00.0000 по гражданскому делу ***, вступившего в законную силу 00.00.0000, частично удовлетворены требования администрации Невьянского городского округа, а именно: признаны самовольными постройками расположенные в двадцатиметровой береговой полосе водного объекта озера ...., на земельном участке с кадастровым номером *** входящем в состав земельного участка с кадастровым номером *** (единое землепользование), расположенного по адресу: ....: хозяйственная постройка (ориентировочной площадью 29,25 кв.м, 4,5м * 6,5м) на капитальном фундаменте, расположенная примерно в 6 м от уреза воды акватории озера Таватуй; хозяйственная постройка (ориентировочной площадью 2,0 кв.м, 4,0м * 5,0 м), расположенная примерно в 7 м от уреза воды акватории озера Таватуй; возложена обязанность на ОАО «Таватуйский рыборазводный завод», ФИО7, ФИО8, ФИО9 освободить путем сноса и демонтажа двадцатиметровую береговую полосу водного объекта озера ...., на земельном участке с кадастровым номером *** входящем в состав земельного участка с кадастровым номером *** (единое землепользование), расположенного по адресу: ...., от: хозяйственной постройки (ориентировочной площадью 29,25 кв.м, 4,5м * 6,5м) на капитальном фундаменте, расположенной примерно в 6 м от уреза воды акватории озера Таватуй; хозяйственной постройки (ориентировочной площадью 2,0 кв.м, 4,0м * 5,0 м), расположенной примерно в 7 м от уреза воды акватории озера Таватуй; железобетонных свай разрушенного здания; ворот из металлопрофильного листа на металлических столбах, забора из сетки рабицы на металлических столбах, с южной стороны земельного участка с кадастровым номером 66:15:2901006:8; понтона, размещенного в пределах береговой полосы и акватории озера Таватуй с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером *** входящего в состав земельного участка с кадастровым номером *** (единое землепользование), расположенного по адресу: .....

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пп. 26 п. 1 ст. 6 Устава Невьянского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В соответствии с п. 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные водоемы.

Согласно ст. 53 Водного кодекса Российской Федерации забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.

В соответствии с п. 75 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» органами местного самоуправления городских округов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов естественных водоисточников (река, озеро и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Постановлением Главы Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п утверждены места расположения пожарных пирсов и подъездов к ним на территории населенных пунктов, в том числе на территории .... рыбзавод.

Постановлением администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п утверждено Положение по содержанию и обслуживанию источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Невьянского городского округа. (том 1 л.д. 71-73)

Согласно п. 4 постановления администрации Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п «Об утверждении Положения по содержанию и обслуживанию источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Невьянского городского округа» комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Невьянского городского округа поручено установить сервитут на земельный участок в поселке Невьянский рыбзавод на земельном участке *** для устройства пожарного подъезда (пирса) в целях пожаротушения.

В соответствии с п. 8 ст. 98 Федерального закона от 00.00.0000 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО10 пояснил, что он с 1989 по 2016 годы работал в ОАО «Таватуйский рыборазводной завод». В месте, где в настоящее время установлен публичный сервитут, всегда был доступ для граждан к объекту Таватуй, а также там был организован пожарный пирс. Последние 2 – 3 года доступ к озеру отсутствует, на воротах весит замок. Иного места, где пожарные машины могут подъехать к озеру в границах населенного пункта, нет, поскольку вся береговая полоса огорожена. Кроме того, в иных местах крутой спуск к озеру. Оснований не доверять показаниям данного свидетеля, суд не находит.

Таким образом, суд приходит к выводу, что установление публичного сервитута в целях, указанных в оспариваемом постановлении, соответствуют требованиям нормативных актов и необходимо для обеспечения муниципальных нужд и нужд местного населения.

Кроме того, при разрешении спора, суд учитывает, что ОАО «Таватуйский рыборазводный завод» производственную деятельность на земельном участке не ведет, что подтверждается актом муниципального земельного контроля и письмом Межрегионального отдела по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов Нижне-Обского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от 00.00.0000***. (том 1 л.д. 102-115)

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемые решения, действия, бездействие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований. Такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом установлено не было.

При указанных обстоятельствах, с учетом изложенного выше, основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления ОАО «Таватуйский рыборазводной завод» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательное форме путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.

Судья: И.Н. Уфимцева

Копия верна:

Судья: Секретарь: