ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3561/2022 от 22.04.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0001-01-2022-002818-22

Дело № 2а-3561/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2022 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Еремеева О.И.,

при секретаре Севостьяновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Фонда защиты природы и окружающей среды «Зеленый Сахалин» о признании незаконным распоряжения Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, в части утверждения положительного заключения экспертной комиссии на проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда <адрес> лесничества, по лесному участку переданному в аренду ООО «Север»,

УСТАНОВИЛ:

Фонд защиты природы и окружающей среды «Зеленый Сахалин» (далее, также – истец) обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением в обоснование которого указал следующее. В 2021 году между Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ООО «Север» заключен договор аренды земельного участка лесного фонда с кадастровым номером для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. Помимо этого, Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области распоряжением от декабря 2021 года утверждено положительное заключение на проект освоения лесов в отношении земельного участка с кадастровым номером арендуемого ООО «Север». Указанное распоряжение истец считает незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы. Незаконность данного распоряжения заключается в том, что предоставленный на рассмотрение проект освоения лесов не содержит в себе обязательных (конкретных) мероприятий и их объеме по сохранению объектов животного и растительного мира, проект не содержит в себе сведений о видах (породах), конкретных местах произрастания (номер лесного квартала, перечень выделов) краснокнижных растений на арендуемом участке. Поскольку, как указывает истец, на осуществление деятельности, которая может привести к нарушению среды обитания объектов растительного мира и объектов животного мира, занесенных в Красные книги России и Сахалинской области установлен запрет, постольку отсутствие в предоставленном проекте конкретных мероприятий направленных на охрану и защиту объектов животного и растительного мира, свидетельствует о нарушении права истца на благоприятную окружающую среду. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с требованием о признании незаконным распоряжения Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 07.12.2021 г. в части утверждения положительного заключения экспертной комиссии от 07.12.2021 г. на проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда <адрес> лесничества, по лесному участку площадью 21,6 га, переданному в аренду ООО «Север» по договору аренды лесного участка от 23.09.2021 г. , для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Определением суда от 23.03.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Север».

Лица, участвующие в деле: Фонд защиты природы и окружающей среды «Зеленый Сахалин» (административный истец), Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (административный ответчик), ООО «Север» (заинтересованное лицо) в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Одним из этапов в достижения цели обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса является освоение лесов (статья 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 5 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено следующее. Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Порядок подачи и рассмотрения заявления об утверждении проекта освоения лесов установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 г. № 513, а также Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 г. № 57.

Судом установлено, что в пользу ООО «Север» (имеющему лицензию на пользование недрами серии ЮСХ тип ТЭ от 24.11.2015 г. выданную Департаментом по недропользованию по <адрес>), по договору аренды от 23.09.2021 г. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества.

10.11.2021 г. ООО «Север» обратилось в Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области с заявлением (вх. ) о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, предоставленных в пользу ООО «Север» по договору аренды от 23.09.2021 г., к которому были приложены все необходимые для этого документы.

По результатам состоявшегося 07.12.2021 г. заседания Экспертной комиссии Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденной распоряжением Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 11.01.2021 г. (с изменениями и дополнениями), вынесено Заключение от 07.12.2021 г., которым комиссия вынесла решение о выдаче положительного заключения на проект освоения лесов в отношении земельного участка, предоставленного в пользу ООО «Север» договором аренды от 23.09.2021 г. .

Пунктами 10, 10.1 и 9 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 г. установлено следующее.

Положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Изложенное свидетельствует о том, что Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области лишено права выбора и обязано в любом случае утвердить то заключение, которое предоставлено соответствующей экспертной комиссией (положительное или отрицательное), а следовательно, само по себе оспариваемое распоряжение не влечет каких-либо правовых последствий для Фонда защиты природы и окружающей среды «Зеленый Сахалин» или для ООО «Север», в том числе в виде возникновения и/или упразднения прав и обязанностей по сохранению и/или проведению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также охране объектов животного мира, как не влечет и возникновение права пользования земельным участком.

Разрешая обоснованность доводов Фонда защиты природы и окружающей среды «Зеленый Сахалин» о том, что предоставленный ООО «Север» проект освоения лесов от 2001 г. не соответствует абзацу седьмому пункта 6 и абзацу пятому пункта 10 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 г. (далее – приказ от 29.02.2012 г. ), суд приходит к следующему.

Пунктом 3, абзацем седьмым пункта 6, абзацем пятым пункта 10 приказа от 29.02.2012 г. установлено следующее.

Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В разделе «Сведения о лесном участке» приводится следующая информация: сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений (приложение ).

Раздел «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» содержит следующие данные: проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира.

Из предоставленного в материалы дела проекта освоения лесов ООО «Север» от 2021 г. усматривается, что указанные разделы в проекте имеются и содержат в себе всю имеющуюся актуальную информацию на момент его изготовления, в том числе комплекс мероприятий по охране объектов животного мира, что подтверждается предоставленными в материалы дела доказательствами.

Поскольку судом установлено, что ни оспариваемое распоряжение Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 07.12.2021 г. , ни само по себе заключение экспертной комиссии от 07.12.2021 г. не порождает для Фонда защиты природы и окружающей среды «Зеленый Сахалин» каких-либо прав и обязанностей, не нарушает права, свободы и законные интересы данного Фонда, и не свидетельствует о совершении действий (осуществлении деятельности), которая ведет к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, в том числе занесенных в Красную книгу России и/или Красную книгу Сахалинской области, постольку, в силу части 1 статьи 4 и статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.

При таких данных, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать Фонду защиты природы и окружающей среды «Зеленый Сахалин» в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 07.12.2021 г. в части утверждения положительного заключения экспертной комиссии от 07.12.2021 г. на проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда <адрес> лесничества, по лесному участку площадью 21,6 га, переданному в аренду ООО «Север» по договору аренды лесного участка от 23.09.2021 г. , для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Настоящее решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.И. Еремеев

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья О.И. Еремеев