УИД 53RS0022-01-2021-004044-09
Дело № 2а-3575/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2021 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Мисилиной О.В.,
при секретаре Семёновой В.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика УМВД России по г. Великому Новгороду ФИО2,
заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по г. Великий Новгород, начальнику УМВД России по г. Великий Новгород ФИО4 о признании незаконным бездействия, обязании предоставить сведения,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по г. Великий Новгород (далее также – Управление) и начальнику УМВД России по г. Великий Новгород ФИО4 о признании незаконным действия, обязании предоставить запрашиваемую информацию. В обоснование требований ФИО1 указал, что в связи с оказанием квалифицированной юридической помощи подсудимому по уголовному делу ФИО3ДД.ММ.ГГГГ им направлен адвокатский запрос о предоставлении документов, ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту административного истца направлен ответ, в котором предложено представить копию ордера, подтверждающего полномочия адвоката. ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил в Управление письмо о том, что данное требование не основано на законе. ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты ФИО1 поступило письмо с разъяснением порядка ознакомления с материалами доследственной проверки, на основании изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непредоставлении сведений, содержащихся в адвокатском запросе от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным отказ, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении сведений по существу вопросов, содержащихся в адвокатском запросе, обязать Управление и начальника УМВД России по г. Великий Новгород ФИО4 в течение 10 дней с даты вынесения решения суда предоставить административному истцу сведения по существу вопросов, изложенных в адвокатском запросе от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО3
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика УМВД России по г. Великий Новгород ФИО2 исковые требования не признал по изложенным в отзыве основаниям.
Заинтересованное лицо ФИО3 полагал административный иск подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик начальник УМВД России по г. Великий Новгород ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, поскольку явка указанного лица не признана судом обязательной, дело рассмотрено в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Рассмотрение и разрешение обращений граждан определяют Федеральный закон от 02.05.2006г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
Согласно ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным <данные изъяты>
Аналогичные положения содержатся в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Инструкция).
В силу п. п. 9.2, 91, 116 Инструкции гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую <данные изъяты>
Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.
Решение о предоставлении гражданину возможности ознакомления с материалами по обращению или отдельными документами, а также снятии с них копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением. На заключении проставляется отметка об ознакомлении гражданина с материалами по обращению, которая заверяется его подписью.
Между тем, законом установлен запрет на ознакомление с материалами, и информацией, которые не касаются лица, обратившегося с просьбой об ознакомлении с какими-либо материалами, в случае, если часть этих материалов затрагивает права и законные интересы других лиц, либо в материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты> (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ, ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. ст. 3, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В обязанность операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, входит не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Подпунктом 1 пункта 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» адвокату предоставлено право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.
Статьей 6.1 названного федерального закона предусмотрено, что адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи
Согласно п. 3 ст. 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.
В соответствии с положениями Приказа Минюста России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса», адвокатский запрос должен содержать: 1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется; 2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется; 3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката; 4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации; 5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения); 6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность; 7) почтовый адрес; при наличии - адрес электронной почты и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос; 8) наименование документа (адвокатский запрос); 9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов; 10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса); 11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица (в случае его согласия на указание этих данных, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о персональных данных) или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние - при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях); 12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; 13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на адрес электронной почты, на руки); 14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии); 15) дату регистрации адвокатского запроса; 16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.
Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.
В соответствии с пунктом 4 ст. 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если: 1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями; 2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке; 3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Полномочия представителя могут быть оформлены посредством выдачи доверенности в соответствии со ст. 185 ГК РФ, или на основании ордера адвоката.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.
Как следует из материалов дела и установлено судом, адвокат ФИО1 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ осуществлял защиту гражданина ФИО3 по уголовному делу.
Адвокат ФИО1 на основании адвокатского запроса № от ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление и просил в целях оказания квалифицированной юридической помощи ФИО3, подсудимому по уголовному делу, предоставить следующие документы: заверенную копию из книги учета заявлений и сообщений о <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ; в которой имеется запись о регистрации телефонного сообщения ФИО3, заверенную копию из книги учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУСП №) за ДД.ММ.ГГГГ, в которой имеется запись о регистрации заявления ФИО3; заверенные копии решений, принятых в соответствии со ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщений ФИО3 (по КУСП от ДД.ММ.ГГГГ и КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ); заверенные копии материалов проверки по КУСП от ДД.ММ.ГГГГ и КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ; в случае вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям ФИО5, заверенные копии материала об отказе в возбуждении уголовного дела.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца Управлением за подписью начальника УМВД России по г. Великий Новгород ФИО4 направлен ответ о том, что для предоставления перечисленных в адвокатском запросе документов необходимо предоставить копию ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающего полномочия адвоката в осуществлении деятельности в ассоциации «Коллегия адвокатов <адрес> «Правовой центр».
ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил в адрес Управления письмо о своем несогласии с требованием о предоставлении копии ордера и повторной просьбой предоставить ранее запрашиваемые документы.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца поступил ответ за подписью начальника УМВД России по г. Великий Новгород ФИО4, в котором разъясняется порядок ознакомления с материалами доследственной проверки.
До настоящего времени испрашиваемая информация административному истцу не предоставлена.
Между тем, судом установлено, что к адвокатскому запросу ордер либо доверенность на представление интересов ФИО3 не приложены, таким образом, при направлении запроса не были подтверждены полномочия адвоката.
Из объяснений административного истца и материалов дела следует, что на момент рассмотрения настоящего дела приговор в отношении ФИО3 вынесен, в настоящее время на него подана апелляционная жалоба, с повторными адвокатскими запросами на предоставление названной выше информации административный истец в Управление не обращался.
В обоснование своих доводов административный истец ФИО1 ссылается на то обстоятельство, что адвокатский запрос был составлен в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и с Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса», в связи с чем, у административных ответчиков отсутствовали основания для отказа в предоставлении запрашиваемой информации, кроме того, адвокатский запрос имеет особый правовой статус и регулируется только Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
С указанными доводами суд не может согласиться, поскольку они не основаны на законе, у административного ответчика отсутствовали основания для предоставления испрашиваемой информации без подтверждения полномочий адвоката.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения
Рассматривая заявленные требования, суд не усматривает нарушений в действиях административного ответчика при рассмотрении адвокатского запроса, поскольку при обращении с адвокатским запросом адвокат свои полномочия не подтвердил, не приложив ордер к адвокатскому запросу, при этом, в ответах на обращение адвоката Управлением предложено представить ордер, подтверждающий полномочия адвоката, а также разъясняется порядок ознакомления с материалами доследственной проверки, отказа в предоставлении запрашиваемой информации в указанных ответах не содержится.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными действия (бездействия) органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Административным истцом не представлено суду доказательств того, что непредоставление запрашиваемой у Управления информации привело к нарушению прав ФИО3, невозможности оказания адвокатом юридической помощи в рамках заключенного соглашения, либо оказания неквалифицированной помощи.
Учитывая вышеизложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий О.В. Мисилина
Мотивированное решение составлено 05 октября 2021 года.