ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3575/2022 от 24.08.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

УИД 38RS0032-01-2022-004056-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2022 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Васюниной Н.М., при секретаре судебного заседания Овчиниковой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3575/2022 по административному исковому заявлению ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению ИД неимущественного характера ГУФССП России по Иркутской области Френкель А.С., ГУФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству,

у с т а н о в и л:

ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Френкель А.С., УФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП полностью в размере 50 000 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, предмет исполнения: обязать ОГКУ «Дирекция автодорог» оборудовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги Бирюлька - Большая Тарель, проходящем через д. Малая Терель км. 1+480 - км. 3+760. Постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Френкель А.С. постановила взыскать с ОГКУ «Дирекция автодорог» 50 000 руб. исполнительского сбора. Исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ выдан на основании решения Качугского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , которым ОГКУ «Дирекция автодорог» обязали оборудовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги <адрес>. Истцом были совершены действия, подтверждающие исполнение исполнительного документа в добровольном и в установленном законом порядке. Постановление СПИ о возбуждении исполнительного производства поступило в ОГКУ «Дирекция автодорог» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация, в которой было указано следующее. В отношении указанного участка автомобильной дороги ОГКУ «Дирекция автодорог» ДД.ММ.ГГГГ по результатам конкурентных процедур заключен государственный контракт , по условиям которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по разработке проектной документации «Капитальный ремонт автомобильной дороги <адрес>» в объеме, установленном в Задании, результатом которых является разработанная проектная документация с результатами инженерных изысканий и положительным заключением государственной экспертизы. Место выполнения работ: по месту нахождения Подрядчика; автомобильная дорога <адрес>. Место предоставления результатов работ: <адрес>. Место объекта проектирования: автомобильная дорога <адрес>. ОГКУ «Дирекция автодорог» не уклоняется от исполнения решения суда по административному делу , исполняет его в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в Кировском районном суде г. Иркутска в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Кировского районного суда г. Иркутска. Также в адрес лиц, участвующих в деле направлено уведомление о судебном заседании посредством электронной почты на официальные электронные адреса сторон – участников судебного разбирательства, которые являются государственными органами и должностными лицами государственных органов.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В силу ч. 8 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Таким образом, лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

С учетом вышеуказанных норм права, дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2 ст. 105).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ межрайонным отделом судебных приставов по исполнению ИНХ УФССП России по Иркутской области на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Качугским районным судом по делу , возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении областного государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог», взыскатель – <адрес>, предмет исполнения: возложить на областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог по Иркутской области» обязанность оборудовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги <адрес>

Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного ОСП по исполнению ИНХ УФССП по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ с ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в сумме 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» не исполнен без уважительных причин, а также отсутствуют доказательства подтверждающих уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.

Указанным постановлением назначен новый срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Главном управлении Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области» с ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области переименовано в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 1.2 Устава ОГКУ «Дирекция автодорог» образовано для осуществления некоммерческих управленческих функций по обеспечению размещения областного государственного заказа и контролю за исполнением отдельных гражданско-правовых сделок (государственных контрактов на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог области за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, переданных в установленном законодательством порядке, закупку механизмов и оборудования, выполнение исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и иных работ).

Предметом деятельности Учреждения является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в сфере управления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Иркутской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области (п. 2.1 устава).

В соответствии с п. 2.2.1 устава Учреждение осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Иркутской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Иркутской области о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для обеспечения дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 764 ГК РФ по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать казенные учреждения, получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

При этом расходование бюджетных средств за пределами установленных лимитов бюджетных средств невозможно. Более того, в случае использования бюджетных средств для целей, не установленных государственной программой, расценивается как нецелевое использование бюджетных средств, что является административным правонарушением.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ б/н, направленного административным истцом в адрес судебного пристава-исполнителя, следует, что решением Качугского районного суда <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ на ОГКУ «Дирекция автодорог» возложена обязанность оборудовать стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги <адрес>. Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - приказ ), обустройство автодорог тротуарами относится к работам по капитальному ремонту, выполнение работ по обустройству тротуаров производится на основании проектной документации (ст. 52 ГрК РФ), изготовленной на основании государственного контракта, заключаемого по правилам проведения закупок, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд». Проектная документация разрабатывается специализированной организацией по результатам заключения государственного контракта в рамках процедуры, предусмотренной Федеральным законом № 44-ФЗ (обычно - не менее 1 года с момента заключения контракта). В силу ст. 49 Градостроительного кодекса РФ результаты проведенных работ в виде проектной документации подлежат государственной экспертизе на основе договора, заключаемого с поставщиком государственной услуги. В отношении указанного участка автомобильной дороги в настоящий момент ОГКУ «Дирекция автодорог» ДД.ММ.ГГГГ по результатам конкурентных процедур заключен государственный контракт (копия прилагается, также ГК с приложениями размещен в ЕИС в свободном доступе) по условиям которого Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектной документации «Капитальный ремонт автомобильной дороги <адрес>» (далее - Работы) в объеме, установленном в Задании (Приложение 1 к Контракту), результатом которых является разработанная проектная документация с результатами инженерных изысканий и положительным заключением государственной экспертизы. Место выполнения работ: по месту нахождения Подрядчика; автомобильная дорога <адрес><адрес>. Место предоставления результатов работ: <адрес>. Место объекта проектирования: автомобильная дорога <адрес>. Согласно п. 10.10 Задания предусмотрено устройство наружного освещения в населенных пунктах (длиной ориентировочно 2,632 км). Пунктом 3 государственного контракта определен срок выполнения работ: с момента заключения Контракта до передачи проектной документации с положительным заключением Государственной экспертизы, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Календарным планом выполнения работ (Приложение к Контракту). В соответствии со ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 764 ГК РФ по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать казенные учреждения, получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. При этом расходование бюджетных средств за пределами установленных лимитов бюджетных средств невозможно. Более того, в случае использования бюджетных средств для целей, не установленных государственной программой, расценивается как нецелевое использование бюджетных средств. ОГКУ «Дирекция автодорог», учитывая, что получает финансовое обеспечение за счет бюджета, самостоятельны в планировании данной работы, в рамках доведенных лимитов, исходит из реальных финансовых возможностей. Вмешательство в хозяйственную деятельность органов власти при том, что законом конкретные сроки приведения ранее построенных автодорог в соответствии с ныне действующими нормами и правилами не установлены, не допустимо.

Обстоятельства, изложенные в письме, подтверждаются представленными в материалы дела копиями государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, задания на выполнение работ по разработке проектной документации, календарного плана на выполнение работ.

Таким образом, принимая во внимание, что административный истец ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» является бюджетной организацией, получение финансирования требует соблюдения установленных процедур, административным истцом предприняты необходимые меры для исполнения решения суда, учитывая, что вина должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного судебным приставом-исполнителем, отсутствует, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

требования ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» - удовлетворить.

Освободить ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильный дорог Иркутской области» от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.М. Васюнина

Мотивированный текст решения изготовлен 07.09.2022