ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-359/2022 от 07.04.2022 Вельского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-359/2022

29RS0001-01-2022-000396-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 07 апреля 2022 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Аламбаевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ СИЗО-3 УФСИН Р. по Архангельской области) о признании незаконными действий (бездействия) по непредоставлению мест за обеденным столом, для сушки белья, для хранения личных вещей в шкафу и компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области. По прибытию в учреждение административный истец был помещен в камеру . В период содержания в камере он был лишен места за обеденным столом, поскольку по своим размерам стол не соответствовал установленным стандартам. В связи с тем, что промежуток времени между раздачей блюд составляет не более 10 минут, для приема пищи предоставляется одна тарелка, для того, чтобы не остаться без еды, ФИО1 был вынужден принимать пищу стоя, испытывая при этом моральные страдания, так как сокамерники смеялись и подшучивали над ним, что унижало его достоинство, как человека. Параметры обеденных столов были нарушены во всех камерах, в которых содержался административный истец, в них отсутствовали сушилки для белья и шкафы для хранения личных вещей.

Определением Вельского районного суда Архангельской области от 14 марта 2022 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – УФСИН России по Архангельской области), Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России), в качестве заинтересованного лица Министерство финансов Российской Федерации.

В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России ФИО2, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Заинтересованное лицо Министерство финансов Российской Федерации, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений частей 1 и 2 ст. 62, частей 9 и 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на административного истца.

На основании ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Согласно ч. 3 ст. 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 5 ст. 227.1 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Из статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) следует, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закона № 103-ФЗ) следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.

Статьей 17.1 Закона № 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден 08 ноября 2021 года Котласским городским судом Архангельской области по ч. 2 ст. 321 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года, с применением ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору Северодвинского городского суда Архангельской области от 22 января 2020 года и окончательно ФИО1 назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 6 месяцев с отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на срок 1 год. На основании постановления Котласского городского суда Архангельской области от 12 мая 2021 года ФИО1 переведен из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области на период участия в судебном разбирательстве в качестве обвиняемого.

Из справки ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области от 30 марта 2022 года следует, что ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области с 23 мая 2021 года по 14 декабря 2021 года на основании постановления Котласского городского суда Архангельской области от 12 мая 2021 года. Согласно данным карточного учета в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области прибыл 08 марта 2020 года из ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области на основании указания ФСИН России, 16 июля 2020 года выбыл в распоряжение УФСИН России по Архангельской области, 15 декабря 2021 года прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области на основании указания ФСИН России, содержится в учреждении по настоящее время.

Согласно ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.

В силу ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

Из справки о содержании заключенного под стражу ФИО1 ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области от 31 марта 2022 года следует, что административный истец прибыл в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области 23 мая 2021 года, где в период с 23 мая 2021 года по 24 мая 2021 года содержался в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось 2 человека; с 24 мая 2021 года по 07 июня 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось от 2 до 3 человек; с 07 июня 2021 года по 08 июня 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 2 м и 2 лавками с обеих сторон, в которой в этот период времени содержалось от 9 до 10 человек; с 08 июня 2021 года по 15 июня 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1 м и 2 лавками с обеих сторон, в которой в этот период времени содержалось от 2 до 3 человек; с 16 июня 2021 года по 23 июня 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1 м и 2 лавками с обеих сторон, в которой в этот период времени содержалось от 1 до 2 человек; с 23 июня 2021 года по 24 июня 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 0,8 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось 2 человека; с 24 июня 2021 года по 29 июля 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось от 1 до 3 человек; с 29 июля 2021 года по 30 июля 2021 года – в камере № 14, оборудованной, в том числе обеденным столом размером 2 м и 2 лавками с обеих сторон, в которой в этот период времени содержалось от 4 до 6 человек; с 30 июля 2021 года по 03 августа 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1 м и лавками с обеих сторон, в которой в этот период времени содержалось от 2 до 4 человек; с 03 августа 2021 года по 06 августа 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось от 1 до 3 человек; с 06 августа 2021 года по 17 августа 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось от 1 до 3 человек; с 17 августа 2021 года по 18 августа 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,6 м и лавками с обеих сторон, в которой в этот период времени содержалось всего 4 человека; с 19 августа 2021 года по 24 августа 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось от 1 до 3 человек; с 24 августа 2021 года по 26 августа 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1 м и лавками с обеих сторон, в которой в этот период времени содержалось от 1 до 3 человек; с 26 августа 2021 года по 07 сентября 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось от 1 до 3 человек; с 07 сентября 2021 года по 08 сентября 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1 м и лавками с обеих сторон, в которой в этот период времени содержалось 4 человека; с 10 сентября 2021 года по 16 октября 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось от 1 до 3 человек; с 21 октября 2021 года по 05 ноября 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось от 1 до 3 человек; с 15 ноября 2021 года по 06 декабря 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось от 1 до 3 человек; с 06 декабря 2021 года по 07 декабря 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1 м и лавками с обеих сторон, в которой в этот период времени содержалось 4 человека; с 07 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось всего от 1 до 3 человек; с 13 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года – в камере , оборудованной, в том числе обеденным столом размером 1,2 м и лавкой, в которой в этот период времени содержалось 3 человека. Размеры столов замерены и указаны по состоянию на 31 марта 2022 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы действуют Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 (далее – ПВР).

Согласно п. 13 ПВР в СИЗО приказом СИЗО устанавливается распорядок дня, разработанный на основе примерного распорядка дня, с учетом наполняемости СИЗО, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, приема пищи, участия в следственных действиях и судебных заседаниях, прогулок и т.д. Предусматривается время для непрерывного восьмичасового сна подозреваемых и обвиняемых.

Приказом начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области от 10 февраля 2021 года № 51 утвержден распорядок дня для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственном изоляторе согласно приложению.

В соответствии с Приложением к указанному приказу распорядок дня для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области включает в себя следующие мероприятия: подъем – 06.00 час.; туалет, заправка спальных мест - с 06.00 час. до 06.15 час.; уборка камер дежурными по камере – с 06.15 час. до 07.00 час.; завтрак – с 07.00 час. до 08.00 час.; проверка наличия лиц, содержащихся под стражей, жалоб, заявлений и т.д., запись на прием по личным вопросам – с 08.00 час. до 09.00 час.; вывод в следственный кабинет, на прием в здравпункт, на прогулку, в душевую, на личный прием по заявлениям, на свидания – с 09.00 час. до 12.00 час. и с 13.00 час. до 17.00 час.; обед – с 12.00 час. до 13.00 час.; уборка камер дежурными по камере – с 13.00 час. до 14.30 час.; ужин – с 17.00 час. до 18.00 час.; проведение телефонных переговоров по заявлениям – с 18.00 час. до 20.00 час.; личное время – с 18.00 час. до 19.30 час. и с 20.30 час. до 21.30 час.; проверка наличия лиц содержащихся под стражей – с 19.30 час. до 20.30 час.; туалет, подготовка к отбою – с 21.30 час. до 21.55 час.; отбой – 22.00 час.

Таким образом, время, отведенное для завтрака, обеда и ужина составляет по 60 минут, что является достаточным для приема пищи.

Питание подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственном изоляторе организовано в соответствии с требованиями Приказа ФСИН России от 02 сентября 2016 года № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время».

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 утверждена номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с которой камера режимного корпуса должна быть оборудована: кровать металлическая – 1 шт. на человека; стол со скамейками – 1-2 комп.; зеркало настенное – 1 шт.; урна для мусора – 1 шт.; шкаф для хранения продуктов питания – 1 ячейка на человека; подставка под бак для воды – 1 шт.; бак для питьевой воды с кружкой и тазом – 1 комп.; вешалка настенная – 1 крючок на человека; полка для туалетных принадлежностей – 1 шт.; умывальник – 1 шт. на камеру.

Нормы обеспечения мебелью также предусмотрены п. 42 ПВР, согласно которому камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

Согласно справке ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области камера оборудована в соответствии с требованиями приложения № 3 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года № 189, п. 10 Свода правил «СП 247.1325800.2016 Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, Правила проектирования». Стирка и сушка белья производится по письменному заявлению подозреваемого, обвиняемого или осужденного в банно-прачечном комбинате. Места для хранения личных вещей подозреваемых, обвиняемых и осужденных в камерных помещениях не предусмотрены, личные вещи хранятся в кладовой для временного хранения личных вещей лиц, заключенных под стражу.

Таким образом, оборудование камеры , в которой содержался административный истец, соответствует Номенклатуре норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 и Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Сушилка для белья и шкафы для хранения личных вещей в камерах не предусмотрены действующими правовыми актами.

Из административного искового заявления, а также из доводов, приведенных административным истцом в судебном заседании, следует, что размеры обеденных столов в камерах №, 2, 5, 6, 9, 13, 14, 16, 19, 20, 27, 30, 35, не соответствуют установленным стандартам, что повлекло нарушение его прав. При этом свои доводы ФИО1 основывает на представлении прокуратуры Вельского района от 30 ноября 2021 года № 17-01-21, в котором указано, что камера ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, оборудована обеденным столом, не соответствующим требованиями п. 13.1 Приказа ФСИН России от 27 июля 2007 года № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», в соответствии с которым предусмотрен размер стола камерного СТ-1 (на 2 места), в то время как камера является 3-х местной.

Пунктом 13.1 Каталога определены габаритные размеры камерного стола СТ-1 (на 2 места): длина – 800 мм; ширина – 410 мм; высота – 870 мм. Габариты стола камерного СТ-2 (на 4 места): длина – 800 мм; ширина – 610 мм; высота – 870 мм (п. 13.2 Каталога). Габариты стола камерного СТ-3 (на 6 мест): длина – 1200 мм; ширина – 610 мм; высота – 870 мм (п. 13.3 Каталога). Габариты стола камерного СТ-4 (на 8 мест): длина – 1600 мм; ширина – 610 мм; высота – 870 мм (п. 13.4 Каталога).

Из приказа № 407 следует, что его действие распространяется на строящиеся и реконструируемые следственные изоляторы и исправительные учреждения; он издан в целях совершенствования оборудования строящихся и реконструируемых следственных изоляторов, тюрем и исправительных учреждений специальными (режимными) изделиями, отвечающими современным нормативным требованиям.

В соответствии с техническим паспортом на здание режимного корпуса , составленным по состоянию на 04 октября 2021 года, 1917 года постройки, техническим паспортом на здание режимного корпуса , 2004 года постройки, данные постройки, не являются строящимися, реконструируемыми.

В соответствии со справкой об оборудовании камеры режимного корпуса от января 2022 года камера режимного корпуса оборудована столом размером 105 см х 39 см, лавкой 105 см х 22 см, не соответствующим размерам установленного образца. Приведение размеров стола и лавки в соответствии с требованиями будет произведено в феврале 2022 года согласно плану-графику. Также камера оборудована навесным шкафом для продуктов установленного образца для 3 человек.

Из объяснений представителя ответчиков в судебном заседании установлено и подтверждается справкой о содержании заключенного под стражу ФИО1 ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области от 31 марта 2022 года, размеры столов камер №, 2, 5, 6, 9, 13, 14, 16, 19, 20, 27, 30, 35, в которых содержался административный истец, соответствуют с требованиями Приказа ФСИН России от 27 июля 2007 года № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России».

Размеры обеденных столов в камерах № и 9, ранее не соответствовавшие установленным требованиям, в настоящее время соответствуют установленным стандартам.

В ходе рассмотрения дела установлено, что длина обеденного стола в камере ранее составляла 105 см, в настоящее время 120 см, замер длины обеденного стола в камере до ремонта не производился, в настоящее время длина стола составляет 120 см.

В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее – Постановление Пленума № 47) разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В п. 2 Постановления Пленума № 47 разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что доводы административного истца ФИО1 о существенном нарушении его прав не нашли подтверждения при рассмотрении дела, не установлены факты содержания административного истца в неприемлемых условиях. Административным ответчиком ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области не допущено условий, в которых могли бы усматриваться признаки жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения к ФИО1

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства с установленными по делу обстоятельствами и указанными нормами материального права, дав им оценку, с учетом заявленных оснований и предмета спора, суд приходит к выводу, что по настоящему делу отсутствует предусмотренная совокупность обстоятельств, имеющих существенное юридическое значение для дела, дающих основание суду для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании действий ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, выразившихся в непредоставлении мест за обеденным столом, для сушки белья, для хранения личных вещей в шкафу, незаконными и компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания, в размере 100000 рублей, а поэтому в удовлетворении административного иска ФИО1 к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России следует отказать.

Все приведенные доводы административного истца в обоснование заявленных требований суд считает несостоятельными, они не нашли подтверждения в судебном заседании и опровергаются представленными административными ответчиками доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании действий (бездействия) по непредоставлению мест за обеденным столом, для сушки белья, для хранения личных вещей в шкафу незаконными, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Н.В. Сидорак