ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-361/2021УИД890002-01-2020-000125-76 от 26.05.2021 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №2а-361/2021 УИД 89RS0002-01-2020-000125-76

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2021 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Сукач Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Петраускайте В.К.,

рассмотрев административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1 о признании незаконными действий (бездействий) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО и обязывании устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

22 января 2020 года в Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа поступило административное исковое заявление осужденного ФИО1 о признании действий и бездействий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО незаконными обязывании устранить допущенные нарушения его прав.

Требования административного иска обоснованы тем, что в период с 22 апреля 2019 года по 23 декабря 2019 года административный истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, сотрудниками которого на постоянной основе нарушались его права и свободы, а именно камеры №№47 и 46 в которых содержался административный истец с 22 апреля 2019 года по 19 сентября 2019 года и с 04 октября 2019 года по 23 декабря 2019 года соответственно сооружены таким образом, что в них практически отсутствует свободное пространство; в стенах туалетов указанных камер имеются "смотровые люки" исключающие возможность уединения при оправлении естественных нужд; в камерах установлены по две видеокамеры системы видеонаблюдения, что также лишало административного истца возможности уединения; окна камер зарешечены двойными металлическими решетками, что препятствует доступу естественного освещения; светильники дневного освещения огорожены металлическими решетками, препятствующими прохождению света и делающими освещение камер тусклым; с 22:00 часов до 06:00 часов камеры освещались светильниками ночного освещения, что нарушало суточный световой цикл; имеющиеся в камерах электрические системы экстренной связи не обеспечивают таковой; в камерах отсутствовали шкафы (тумбочки) и полки для хранения документов, канцелярских и почтовых принадлежностей, других личных вещей; столы в камерах маленького размера и жестко закреплены к стенам, что делало неудобным прием пищи или изготовление письменной корреспонденции; административный истец не был обеспечен печатными изданиями, ему не предоставлялся телевизор и не демонстрировались кинофильмы; административного истца регулярно подвергали полному обыску, а его личные вещи досмотру; административному истцу не выдавались средства личной гигиены (мыло туалетное, зубная паста, бритвенные станки); возможность помывки в душе предоставлялась 1 раз в неделю при этом душевые камеры не соответствовали предъявляемым к ним требованиям; прогулочные дворы не были оборудованы системой водостока, спортивными приспособлениями; административному истцу не предоставлялась возможность посещения спортзала; пища не соответствовала установленным законодательством стандартам; запрещалось спать в дневное время; заставляли носить форму осужденного к лишению свободы; заставляли ежедневно производить уборку камеры; подаваемая в камеру холодная и горячая вода являлась технической и непригодной к употреблению в пищу; при каждом открытии дверей, вызове на прием заставляли вставать перед сотрудникам в специальную стойку и говорить "доклад"; не обеспечивали участие административного истца в спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях; содержали в одиночной камере; на заявление от 09 декабря 2019 года о выдаче со склада личных вещей выдали не все вещи перечисленные в заявлении; поступившие в посылке от матери 09 октября 2019 года наручные часы без согласия административного истца сдали на склад; при этапировании 23 декабря 2019 года в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО выдали не все личные вещи, хранившиеся на складе.

12 апреля 2021 года в суд от административного истца поступило дополнение к административному исковому заявлению, в котором он указывает, что вышеперечисленные нарушения его прав и свобод имели место также в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО с 31 января 2020 года по день подачи дополнений (05 апреля 2021 года), при этом административный истец не поддержал заявленное ранее требование о нарушении его прав и свобод невыдачей личных вещей со склада при этапировании в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО и просил его не рассматривать в связи с утратой интереса.

Определением Лабытнангского городского суда от 26 мая 2021 года производство по делу 2а-361/2021 прекращено в части (дневного сна).

Административный истец ФИО1, участия в судебном заседании не принимал, ходатайство административного истца об обеспечении его участия в судебном заседании посредством видеоконференц-связи (далее по тексту – ВКС) судом было удовлетворено, однако при подключении к системе ВКС СИЗО-1 ФИО1 в камере для ВКС отсутствовал, сведения о невозможности обеспечить участие административного истца в ВКС по уважительным причинам у суда отсутствуют.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО и заинтересованного лица ФСИН России в лице УФСИН России по ЯНАО ФИО2, действующий на основании соответствующих доверенностей, требования административного искового заявления не признал, полагал их неподлежащими удовлетворению.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, по доводам, изложенным в возражениях относительно административных исковых заявлений.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года №5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что к вышеуказанным относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее по тексту – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из части 9 ст.226 КАС РФ следует, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Применительно к данной норме срок обращения с административным иском в суд начинается с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

С настоящим административным исковым заявлением ФИО4 обратился в суд 13 января 2020 года (исходя из даты указанной в иске), в связи с чем, срок обращения с административным иском в суд не пропущен.

Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).

Судом установлено, что ФИО1 приговором Иркутского областного суда от 17 марта 2010 года осужден к пожизненному лишению свободы.

С 22 апреля 2019 года по 23 декабря 2019 года ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО в качестве обвиняемого основании постановления Лабытнангского городского суда ЯНАО, 31 января 2020 года вновь прибыл в учреждение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО из ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО на основании постановления Лабытнангского городского суда ЯНАО от 22 января 2020 года в качестве обвиняемого.

Статья 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) предусматривает, в частности, что при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы (часть вторая).

В силу же ч.3 ст.77.1 УИК РФ в случаях привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве они содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее по тексту – Федеральный закон №103-ФЗ), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

В судебном заседании установлено, и не оспаривалось представителями административного ответчика, что ФИО1 в указанные в административном исковом заявлении периоды времени содержался в камерах №№46 и 47 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО.

Разрешая требования административного иска в части несоответствия устройства вышеуказанных камер разумным стандартам, в бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство условиях, суд приходит к следующему.

Пункт 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года №189 камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, – только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

В соответствии со ст.23 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных ч.1 ст.30 настоящего Федерального закона.

Согласно представленной в материалах дела копии поэтажного плана ФКУ СИЗО-1 жилые камеры №№ 46 и 47 идентичны друг другу, параметры камер составляют 2,85 на 2,78 кв.м., таким образом, площадь жилых камер в которых содержался ФИО1 в оспариваемый период соответствует установленным нормам и правилам. Из представленных в материалах дела фотографий камеры следует, что предметы мебели расставлены таким образом, что административный истец имеет возможность свободного перемещения.

Рассматривая требования обусловленные отсутствием условий уединения при отправлении естественных нужд, а также правомерность использования видеонаблюдения Учреждением, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (заключена в г.Риме 04 ноября 1950 года), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. В соответствии со ст.3 Конвенции должно обеспечиваться содержание лица под стражей в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения этой меры не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей.

Как следует из представленных в дело фототаблиц камер специального блока №46 и №47 уборная в данных камерах изолирована от основного помещения камеры, с трех сторон имеет сплошное ограждение (стены, дверь) а с четвертой стороны сплошное ограждение в виде стены имеет сквозное отверстие представляющее собой горизонтально расположенное щелевидное зарешеченное смотровое окно, позволяющее в ограниченном диапазоне осуществлять наблюдение за обстановкой внутри помещения уборной со стороны коридора и наоборот.

Согласно ч.1 ст.83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Статья 34 Федерального закона №103-ФЗ также предусматривает, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника.

Применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем безусловно затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Право администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, а потому закрепление указанного права преследует конституционно значимые цели.

Сами помещения уборной в камерах №№46, 47 не оснащены техническими средствами контроля и надзора, однако смотровое окно, имеющееся в стене, может быть расценено как средство визуального надзора и контроля в изолированном помещении уборной. При этом, обстановка внутри данного помещения, даже при наличии указанного смотрового окна с учетом его расположения и конструкции, могла в достаточной степени одновременно обеспечить заявителю действительное уединение, а администрации исправительного учреждения обеспечить достаточный, но не излишний уровень надзора за обстановкой внутри данного помещения.

Устанавливая в законе меры уголовного наказания, федеральный законодатель определяет применительно к осужденным изъятия из прав и свобод в сравнении с остальными гражданами, обусловленные, в том числе особыми условиями исполнения соответствующего вида наказания.

Осуществление видеонаблюдения в том числе женщинами-операторами камер видеонаблюдения, согласуется с положением о найме сотрудников правоохранительных органов, согласно которым им может стать любой гражданин РФ, не зависимо в частичности от его пола и, отвечающий определенным требованиям и способный выполнять соответствующие должностные обязанности.

Освещение в камерах смешанное: естественное посредством дневного освещения через оконные проемы и искусственное – светильниками дневного и ночного освещения.

Как следует из справки представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО от 24 мая 2021 года в жилых камерах №№ 46, 47 режимного корпуса учреждения установлен осветительный прибор дневного освещения и лампа ночного освещения. В осветительный прибор дневного освещения входит две люминесцентных лампы OSRAM L36W/765 G13 дневного света. Лампы излучают холодный дневной свет. Мощность каждой лампы – 36 Вт, световой поток каждой лампы – 2500 Лм. Лампа ночного освещения – светодиодная, световой поток – 1500 Лм., установлена на стене камеры для осуществления надзора в ночное время. Естественное освещение в камере осуществляется за счет наличия оконного проема размером 1,2 на 0,9 кв.м. Освещенность камеры прибором дневного освещения согласно "СП 247.1325800.2016. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (утв. Приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 года №245/пр) составляет не менее 300 лк.

Электросветильник ночного освещения размещен на стене над дверью, оснащен защитным плафоном и огражден от повреждения со стороны осужденных, металлической решеткой.

Наличие на окне металлической решетки действующему законодательству не противоречит.

Таким образом, искусственное освещение камеры соответствует общепринятым техническим нормам.

Камера оборудована столом и стулом (лавкой) по лимиту мест, что отвечает требованиям и нормам, применительно к следственным изоляторам.

Согласно справке представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по ЯНАО в жилых камерах №№46, 47 режимного корпуса учреждения установлен стол размером 50 на 46,5 см., табурет размером 38 на 38 см.

Из представленной в материалах дела копии Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний №407 от 27 июля 2007 года, камеры СИЗО оборудуются столом с габаритами: длина 800 мм, ширина 410 мм, высота 870 мм, табуретом размерами 370х370х450 мм.

Таким образом, стол и табурет установленные в камерах №№46, 47 СИЗО-1 отвечают установленным параметрам, то обстоятельство, что данная мебель не прикреплена к полу, а крепится к стене, не нарушает ни конструктивных, ни функциональных особенностей, поскольку оба способа крепления мебели исключают ее перемещение.

Из вышеизложенного следует, что в действиях должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО не усматривается фактов нарушений прав административного истца при содержании в камерах №№46, 47.

Факт оборудования камер с апреля 2019 года по август сентябрь 2020 года окнами необеспечивающими надлежащую звукоизоляцию представителем ответчика не отрицался. Однако доводы истца в данной части, изложенные в административном иске, суд относит к субъективному мнению истца, связанными с его восприятием обстановки.

Разрешая требование административного истца о нарушении его прав и свобод необходимостью вставать в определенную позу и говорить доклад при открывании дверей либо вызове на личный прием суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – УПК РФ).

Согласно ст.16 Федерального закона №103-ФЗ, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее по тексту – Правила внутреннего распорядка).

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определяется ст.6 Федерального закона №103-ФЗ, в соответствии с которой подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными этим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 36 Федерального закона №103-ФЗ предусматривает обязанность подозреваемых и обвиняемых соблюдать порядок содержания под стражей, установленный данным Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка. Соблюдение Правил поведения, которые установлены Правилами внутреннего распорядка, является обязательным для подозреваемых и обвиняемых.

Правила поведения подозреваемых и обвиняемых являются правилами общежития для указанной категории лиц. Так, согласно приложению №1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от 14 октября 2005 года №189 (далее по тексту – ПВР №189), подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах (далее по тексту – СИЗО), обязаны, помимо прочего: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом №103-ФЗ, и Правилами внутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации СИЗО; при входе в камеры сотрудников СИЗО по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте.

Статья 36 Федерального закона №103-ФЗ не содержит исчерпывающего перечня обязанностей подозреваемых и обвиняемых и допускает, что правилами внутреннего распорядка, изданными уполномоченным федеральным органом, могут устанавливаться правила поведения подозреваемых и обвиняемых.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые 20 августа 1955 года на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, содержат минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми в отношении подследственных, и не содержат запрета законодательным органам устанавливать должные правила общежития для указанной категории лиц.

Отнесение к обязанностям подсудимых и обвиняемых по команде вставать и выстраиваться в указанном месте и говорить "доклад" не нарушает прав административного истца, предусмотренных Федеральным законом №103-ФЗ, как ошибочно полагает истец. Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми названных правил поведения обусловлено требованиями режима, позволяет сотрудникам СИЗО контролировать действия лиц, содержащихся в камере, соблюдать меры безопасности, как самого персонала учреждения, так и подозреваемых и обвиняемых. Они имеют обязательный характер для всех лиц, содержащихся под стражей, и, следовательно, не могут рассматриваться как имеющие дискриминационный характер.

Таким образом, доводы, изложенные административным истцом, основаны на неверном толковании норм материального права.

Разрешая требования административного истца в части нарушения его прав и свобод необеспчением участия в культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях и посещения спортзала, суд находит их не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что ПВР №189 проведение таковых в СИЗО не предусмотрено вовсе.

Административным истцом заявлено о нарушении его прав и свобод содержанием в одиночной камере и лишением возможности общения с другими людьми.

Согласно ст.32 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными ст.33 настоящего Федерального закона. Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором.

Статьей 33 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение, что отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся, в том числе подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений.

Пунктом 18 ПВР №189 установлено, что в течение всего срока нахождения в следственном изоляторе подозреваемые и обвиняемые содержатся, как правило, в одной камере.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 осужден по ч.1 ст.209, п.п."а, з" ч.2 ст.105, п.п."а, в" ч.4 ст.162 (5 преступлений), ч.3 ст.69, ст.70 УК РФ, приговорен к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

В силу же ч.3 ст.77.1 УИК РФ в случаях привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве они содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом №103-ФЗ и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

Таким образом, поскольку административный истец переведен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО из ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО в порядке статьи 77.1 УИК РФ и содержится в следственном изоляторе в качестве обвиняемого, на него не распространяются условия отбывания им наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

Более того, поскольку ФИО1 осужден за бандитизм, убийство, разбой то он в соответствии со ст.33 Федерального закона №103-ФЗ он должен содержаться отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.

Согласно п.16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295 (далее по тексту – ПВР №295) осужденный обязан носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение №5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ. Осужденные женщины, имеющие детей в домах ребенка ИУ, могут носить гражданскую одежду при наличии на ней нагрудного знака. Осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, могут носить гражданскую одежду.

Как видно из приведенных выше норм, ФИО1 не относится к категориям осужденных на которых распространяются данные исключения, следовательно, он обязан носить одежду установленного образца.

В соответствии с ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В зависимости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания УИК РФ закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденных и возлагает на них специфические обязанности.

Поэтому осужденные при исполнении наказаний могут осуществлять гарантированные права и свободы граждан Российской Федерации, но с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст. 82 УИК РФ, осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными.

В силу ч.7 ст.82 УИК РФ, порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Главой 15 ПВР №189 предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние – не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.

Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр. Прогулочные дворы для женщин с детьми засаживаются зеленью и оборудуются песочницами.

Поскольку ФИО1 не относится к категории несовершеннолетних, у администрации СИЗО-1 отсутствует обязанность обеспечивать ему возможность для физических управлений во время прогулки.

Требование административного истца о признании незаконной организацию помывки обвиняемых и подозреваемых один раз в неделю противоречит п.45 ПВР №189, а именно подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку не реже одного раза в неделю, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Административный истец не относится к категориям обвиняемых и подозреваемых которым должна обеспечиваться возможность помывки в душе более одного раза в неделю.

Каких-либо доказательств несоответствия душевых камер предъявляемым к ним требованиям административным истцом не представлено.

Согласно п.6 ст.36 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обязаны, в числе прочего проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности.

Пунктами 4 и 13 ПФР №189, установлено, что лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение №1). Принятым в СИЗО подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно.

Согласно пунктам 1 и 2 Приложения №1 к ПВР №189, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны, в числе прочего выполнять законные требования администрации СИЗО; соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения.

Дежурный по камере обязан подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питьевой воды.

Пунктом 1 примечания Приложения №4 к ПВР №189, установлено, что распорядок дня составляется в каждом СИЗО исходя из его наполняемости, местных условий, продолжительности светового дня, времени года и других обстоятельств.

Согласно представленному в материалы дела Распорядку дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, утвержденному Приказом врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО от 22 июля 2019 года № 80, уборка камер производится два раза в сутки с 07.15 до 08.00 и с 19.00 до 19.45.

Таким образом, поскольку ФИО1 содержится в одиночной камере, он выполняет функции, в том числе и дежурного по камере, следовательно, обязан соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать в чистоте камеру, производить уборку камеры, мыть бачок для питьевой воды, в соответствии с Распорядком дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО.

Разрешая требования административного истца в части необеспечения его печатными изданиями, непредоставления телевизора и недемонстрации кинофильмов, суд исходит из следующего.

Частью 4 ст.23 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.

Как указано в судебном заседании представителем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, у следственного изолятора отсутствует возможность обеспечить камеру, где содержится обвиняемый ФИО1 телевизором, но в камере имеется средство радиовещания.

Пунктом 1 ПВР №189, установлено, что настоящие Правила в соответствии со ст.16 Федерального закона №103-ФЗ регламентируют внутренний распорядок работы следственных изоляторов (далее по тексту – СИЗО) уголовно-исполнительной системы (далее по тексту – УИС).

Согласно абз. 3, 13, 14 и 15 пункта 42 ПВР №189 камеры СИЗО оборудуются: столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних – в обязательном порядке), вентиляционным оборудованием (при наличии возможности).

Из анализа указанных правовых норм, следует, что камеры СИЗО оборудуются телевизором (при наличии возможности), а камеры где содержатся женщины и несовершеннолетние, оборудуются телевизором в обязательном порядке.

Таким образом, камера где содержится административный истец, оборудуется телевизором при наличии такой возможности. Однако в настоящее время у администрации следственного изолятора, такая возможность отсутствует.

Главой 13 ПВР №189 установлено, что подозреваемым и обвиняемым предоставляется право подписки на газеты и журналы, распространяемые через отделения связи Российской Федерации. Для оформления подписки подозреваемый или обвиняемый обращается с заявлением на имя начальника СИЗО либо лица, его замещающего. Лицу, изъявившему желание оформить подписку, за его счет выдаются бланки абонемента и доставочной карточки. Оформление подписки в отделении связи производит сотрудник СИЗО за счет средств подозреваемого или обвиняемого, находящихся на лицевом счете. Переадресовка подписки осуществляется за счет подписчика по его письменному заявлению на имя начальника СИЗО. Подписка может быть оформлена на имя подозреваемого или обвиняемого его родственниками или иными лицами. Количество изданий, на которые может быть оформлена подписка, не ограничивается. Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети.

Из справки представленной начальником отряда ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО от 06 мая 2021 года следует. что ФИО1 с заявлением об оформлении подписки на периодическую печать не обращался. Администрацией учреждения два раза в год производится подписка на периодическую печать, а именно газету "Казенный дом". Данная периодическая печать выдается подозреваемым, обвиняемым и осужденным по камерам во временное пользование. На заявление ФИО1 от 08 июля 2019 года ему была выдана газета "Казенный дом" под роспись. Иных заявлений от ФИО1 о выдаче периодических изданий не поступало.

Согласно ч.2 ст.99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по независящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (ч.3 ст.99 УИК РФ).

В минимальную норму материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года №205, входит хозяйственное мыло (200 гр/месяц), туалетное мыло (50 гр/месяц), зубная паста/зубной порошок (30 гр/месяц), зубная щетка (1 шт. на 6 месяцев), одноразовая бритва (6 шт./месяц), туалетная бумага (25 м/месяц).

В административном исковом заявлении ФИО5 указывает на то, что в период с 22 апреля 2019 года по 23 декабря 2019 года администрацией СИЗО-1 ему не выдавались средства личной гигиены.

Данный факт не отрицался представителем административного ответчика, доказательств обеспечения административного истца гигиеническими наборами в указанный период не представлено.

Из административного искового заявления ФИО1 и уточнений к нему, следует, что он просит признать незаконным действия (бездействия) административных ответчиков выразившихся в том, что выдаваемая ему пища не соответствовала установленным законодательством стандартам, гарантированному рациону питания осужденных, подаваемая холодная и горячая вода являлись технической и непригодной к употреблению в пищу.

Организация питания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО осуществляется в соответствии с Приказом ФСИН от 02 сентября 2016 года №696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", по нормам питания утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года №205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".

Согласно п.1 распоряжения УФСИН России по ЯНАО от 13 апреля 2011 года №26-р, раскладку продуктов питания и приготовление столовых блюд для спец.контингента содержащихся ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО осуществляет ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО, кроме того этим же распоряжением на ФКУ ИК-8 возложено обеспечение СИЗО-1 теплоэнергией и водой.

В соответствии с п.57 Приказа ФСИН от 02 сентября 2016 года №696 Продукты, положенные по нормам питания, включаются в раскладку полностью. Для разнообразия питания рекомендуется производить частичную замену одних продуктов другими в соответствии с установленными нормами замены. Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, указаны в Приложении №7 к приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года №189, и предусматривают в соответствии с п.12 указанного приложения замену молока питьевого, на яйцо куриное, в количестве (штук) – 0,5, как и на рыбу (в охлажденном, мороженом и соленом виде) потрошеной без головы – 40 гр.

В соответствии с пунктам 1 и 2 вышеуказанного приложения хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1 сорта, возможно, заменять мукой ржаной обдирной – 44 гр., мукой пшеничной 1 сорта – 29 гр., хлебом из муки пшеничной 2 сорта – 95 гр., хлебом белым из муки пшеничной 1 сорта – 90 гр. Хлеб белый из муки пшеничной 2 сорта – 100 гр., заменяется мукой пшеничной 2 сорта – 78 гр.

Вышеуказанные нормы замены одних продуктов другими в соответствии с п.2 Примечания к приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года №189 применяются в целях разнообразия питания или в случаях отсутствия положенных продовольственных товаров на складе.

Замена одних продуктов питания на другие в рассматриваемые в настоящем административном деле периоды времени производилась на сновании распоряжений начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО.

Факт выдачи, осужденным, содержащимся в спорный период в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, рыбы, яиц, маргарина и хлеба из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1 сорта, подтверждается имеющимися в материалах административного дела, письменными доказательствами.

Доказательств того, что ФИО1 в спорный период выдавалась пища не соответствующая установленном нормам не представлено.

В части качества подаваемой холодной и горячей воды суд соглашается с доводами административного ответчика о том что ИК-8 не является ресурсоснабжающей организацией дл СИЗО-1.

Горячее водоснабжение подается от котельной ИК-8 в целях санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО-1 согласно установленного графика, еженедельно по средам.

В целях надлежащего качества подачи горячего водоснабжения ежегодно проводится ревизия и промывка накопительной ёмкости от которой подается горячая вода.

В целях контроля качества холодной воды, поставщиком предоставляется химическому состав проб воды системы хозяйственно-бытового водоснабжения г.Лабытнанги, выполненной испытательной лабораторией поставщика.

Иная система водоснабжения кроме хозяйственно-бытовой в г.Лабытнанги отсутствует.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых заявлений ФИО1 о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, и обязывании устранить указанные нарушения, не имеется.

Согласно положениям ст.333.17 Налогового кодекса Россисйкой Федерации (далее по тексту – НК РФ), физические лица признаются плательщиками государственной пошлины, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.

В силу ч.1 ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.227, п.4 ч.6 ст.180 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на распределение судебных расходов.

Исходя из подп.7 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, по делам данной категории при подаче административного искового заявления подлежит уплате госпошлина в размере 300 руб. 00 коп.

Определением судьи от 01 марта 2021 года ФИО1 предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска до рассмотрения дела по существу.

Учитывая, что доступ истцу к правосудию был обеспечен, с него как участника судопроизводства после рассмотрения и разрешения административного дела по существу не может быть снята установленная для всех и подлежащая исполнению в равной степени обязанность уплаты государственной пошлины.

При этом сами по себе временные затруднения материального характера, на которые ссылается административный истец, не отнесены к законным основаниям для освобождения от обязанности уплаты государственной пошлины.

При таких данных, с ФИО1 подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконными действий (бездействий) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО и обязывании устранить допущенные нарушения удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО в части несоблюдения минимальных норм материально-бытового обеспечения в период с 22 апреля 2019 года по 23 декабря 2019 года и необеспечения ФИО1 гигиеническими наборами в указанный период.

В остальной части административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме принято 08 июня 2021 года.