ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3638/2023 от 22.01.2024 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Адм. дело № 2а-580/2024

Поступило в суд 26.10.2023

УИД 54RS0002-01-2023-004687-20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2024г. г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи Еременко Д.А.

при секретаре Никифоровой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петросяна А. Г. к заместителю руководителя Управления Роскомнадзора по СФО Марущаку Р.А., Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СФО об оспаривании ответа, подготовленного на обращение,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Петросян А.Г. обратился в суд с иском к Управлению Роскомнадзора по Сибирскому федерального округу (далее – Роскомнадзор), заместителю руководителя Роскомнадзор Р.А. Марущаку о признании незаконным ответа от 20.07.2023г. 9962-06/54, возложении обязанности повторно рассмотреть жалобу Петросяна А.Г., поступившую в Роскомнадзор 22.05.2023г. (вх. №01-06-1337/54). касающуюся нарушения требований действующего законодательства о персональных данных, допущенного **

В обоснование требований указано, что административный истец обратился в Роскомнадзор с жалобой на нарушение законодательства о персональных данных, в которой указывал на многочисленные нарушения, допущенные нарушителем **, а именно:

- нарушения, связанные с неисполнением нарушителем обязанности по уведомлению Роскомнадзора о начале обработки персональных данных;

- нарушения, связанные с отсутствием согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

- нарушения, связанные с обработкой биометрических персональных данных;

- нарушения, связанные с трансграничной передачей и требованиями о локализации обработки персональных данных;

- нарушения, связанные с размещением и содержанием политики конфиденциальности.

По результатам рассмотрения жалобы определением Управления Роскомнадзора по НСО от 20.07.2023г. ** отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, а также в адрес Заявителя направлен ответ на обращение от 20.07.2023г. **, подписанный Заместителем руководителя Роскомнадзора Р. А. Марущаком.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 11.10.2023г. по делу ** определение от 20.07.2023г. ** об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба административного истца оставлена без удовлетворения. Отказывая в удовлетворении жалобы, суд, в том числе, указал, что ответ на обращение от 20.07.2023г. **, может быть обжалован административным истцом в порядке главы 22 КАС РФ.

В ответе на обращение от 20.07.2023г. **, должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что обращение Петросяна А.Г. не может служить основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, тогда как дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.

В определении от 20.07.2023 ** об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении Роскомнадзор указывает, что административный истец просил привлечь нарушителя к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.11 КоАП РФ. Между тем, административный истец просил Роскомнадзор провести проверку в отношении нарушителя не только на предмет совершения правонарушения, предусмотренного указанной нормой, но и в принципе - на предмет соблюдения нарушителем требований законодательства о персональных данных, в том числе на наличие уведомления о намерении осуществлять трансграничную передачу данных и разрешения Роскомнадзора на такую передачу. И в случае, если нарушения, указанные в жалобе, найдут свое подтверждение и/или будут выявлены иные нарушения - привлечь нарушителя к административной ответственности.

Таким образом, административный истец полагает, что проверка по жалобе была проведена неполно в части выяснения обстоятельств совершения ** следующих правонарушений: нарушения, связанные с отсутствием согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе отсутствием согласия Заявителя в письменной форме; нарушения, связанные с требованиями о локализации обработки персональных данных; нарушения, связанные с размещением Политики конфиденциальности.

Вывод об отсутствии необходимости получения согласия административного истца на обработку его персональных данных сделан административным ответчиком на основании информации, предоставленной ** В частности, согласно указанной информации, «административный истец дает свое согласие на обработку персональных данных в момент оформления заказа, нажимая кнопку «Оформить заказ». Выбрав галочку «Согласен с условиями публичной оферты, политикой конфиденциальности и Правилами возврата», размещенными на интернет-сайте, Заявитель переходит по соответствующим ссылкам для ознакомления с указанными документами». Между тем, ** сознательно ввел в заблуждение Роскомнадзор, поскольку вышеописанный порядок не соответствует действительности. На приложенных к жалобе видео видно, что административный истец ничего не выбирает при оформлении заказа, поскольку «галочка» на предоставление согласия уже предустановлена заранее. При этом, эта «галочка» означает согласие с условиями документов, размещенных на сайте, но не на предоставление согласия на обработку персональных данных. Установив «галочку» «по умолчанию», нарушитель фактически лишил смысла и необходимости для административного истца знакомиться с содержанием оферты и Политики конфиденциальности. Это является нарушением подпункта 5 пункта 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, согласно которому запрещается включать в договор положения, допускающие в качестве условия заключения договора бездействие субъекта персональных данных.

Кроме этого, обосновывая правомерность обработки нарушителем персональных данных административного истца в отсутствие на то его согласия, Роскомнадзор ссылается на положения пункта 5 части 1 статьи б Закона № 152-ФЗ, согласно которому допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных, в случае, если она необходима для исполнения договора, стороной по которому он является. Вместе с тем, обработка нарушителем персональных данных в других целях, а также поручение нарушителем обработки персональных данных другому лицу и раскрытие персональных данных третьим лицам в силу положений части 2 статьи 5, части 3 статьи б и статьи 7 Закона № 152-ФЗ возможны только с согласия Административного истца. В Политике конфиденциальности перечислено как минимум 20 целей сбора персональных данных. Политика конфиденциальности не содержит четкого отдельного раздела о целях сбора персональных данных, имеет место либо нечеткая формулировка цели, либо ее повтор. У субъекта персональных данных отсутствует возможность выбора конкретной цели, для которой он предоставляет свое согласие, он «по умолчанию» дает согласие на все цели сразу.

Ввиду наличия иных целей обработки персональных данных (помимо цели исполнения договора), и отсутствия у административного истца возможности выбора конкретной цели предоставления своих персональных данных, в том числе отсутствия возможности выбрать только цель исполнения договора, обработка персональных данных была возможна только при условии получения ** согласия административного истца на обработку персональных данных. Однако, доказательств получения такого согласия от ** в ходе проверки не предоставлено. Согласие с политикой конфиденциальности не означает согласие на обработку персональных данных, в том числе, при условии, что она содержит положения, противоречащие требованиям закона.

Обращаясь с жалобой к административному ответчику, административный истец указывал на то, что в политике конфиденциальности содержится такая цель обработки персональных данных, как «исполнение продавцом и/или его партнерами обязательств перед клиентом». В нарушение пункта 3 статьи 6 Закона № 152-ФЗ нарушителем: не получено отдельное согласие; не конкретизирован перечень партнеров. Однако, указанный довод необоснованно был отклонен административным ответчиком. Поручение нарушителем обработки персональных данных другому лицу и раскрытие персональных данных третьим лицам в силу положений части 2 статьи 5, части 3 статьи б и статьи 7 Закона № 152-ФЗ возможны только с согласия административного истца; такое согласие получено не было.

Выводы административного ответчика об отсутствии нарушения требований части 5 статьи 18 Закона № 152-ФЗ в связи с тем, что адрес домена нарушителя находится на территории Российской Федерации, не состоятельны. Данное утверждение, со ссылкой на открытые источники Интернет, не соответствует действительности, поскольку согласно сведениям с указанного сайта: 2ip.ru, сайт нарушителя: **, который принадлежит хостинг-провайдеру ** зарегистрированному по адресу: 101 TownsendSt, SanFrancisco, CA 94107, США. Для того, чтобы нарушитель имел возможность передать персональные данные за границу, первоначально он должен внести их в базу данных на территории РФ, а затем уже осуществлять их трансграничную передачу по правилам статьи 12 Закона № 152-ФЗ. Однако, нахождение Интернет - ресурса на хостинге в США уже означает, что персональные данные хранятся на сервере ** в Сан-Франциско, то есть в нарушение вышеуказанных норм Закона № 152-ФЗ. Непосредственно административным ответчиком распространена информация о том, что сервисы ** активно используются сайтами - нарушителями российского законодательства. Это усложняет взаимодействие Роскомнадзора с настоящим провайдером хостинга и фактически исключает возможность своевременного удаления противоправной информации для восстановления доступа к заблокированным ресурсам. Представители ** отказываются сотрудничать и не реагируют на официальные уведомления Роскомнадзора. В связи с отсутствием реакции со стороны ** многие добросовестные интернет-ресурсы, использующие данный CDN-сервис, попадают под блокировку операторов связи на территории Российской Федерации. По статистике 34% из всех IP-адресов, находящихся в реестрах запрещенных сайтов принадлежит именно **

Хранение баз данных с персональными данными граждан России на серверах за пределами России потенциально может иметь негативные последствия, особенно с учетом текущей геополитической ситуации в мире. В связи с этим, Роскомнадзор должен пристальнее обращать внимание и реагировать на сообщения о подобных нарушениях, однако в настоящем деле этого сделано не было.

Роскомнадзор не увидел оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении нарушителя, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, поскольку посчитал, что факты, подтверждающие отсутствие Политики конфиденциальности в момент оформления Административным истцом заказа не установлены. Данные выводы не состоятельны. Указанный документ размещен на странице: **. Административный ответчик формально и поверхностно подошел к рассмотрению жалобы административного истца.

Политика должна быть размещена на сайте и быть доступной неограниченному кругу лиц (пункт 2 статьи 18.1 Закона № 152-ФЗ).Основная суть этого правила, состоит в том, что Политика конфиденциальности должна быть не просто размещена где-то на сайте оператора персональных данных, но ее размещение на сайте должно обеспечивать легкий доступ к ней неограниченного круга лиц. При этом, под доступностью понимается два момента. Политика должна быть размещена на сайте таким образом, чтобы у любого среднестатистического пользователя Интернета, не обладающего специальными познаниями в сфере IT- технологий, была возможность найти политику на сайте без приложения каких-либо усилий, алгоритмов, программ или совершения многочисленных действий / переходов на другие страницы сайта. Это означает, что политика конфиденциальности должна быть размещена либо на главной странице сайта, либо в таком месте сайта, чтобы она была доступной пользователю в 1-2 клика, и при этом ни саму политику, ни ссылку на нее пользователю не пришлось искать на странице сайта, то есть она должна быть в пределах его обзора. Оператор персональных данных может разместить указанный документ на самой дальней странице своего сайта, до которой редкий пользователь доходит. И в этом смысле формально требования Закона № 152-ФЗ о размещении политики на сайте будет исполнено. Но в то же время, вторая часть требований - о ее доступности, исполненной считаться не может. Политика должна быть написана на понятном простому обывателю языке, без использования каких-либо специфических терминов или структуры, из-за которых теряется смысл документа. Вместе с тем, в обоих этих значениях политику конфиденциальности нарушителя нельзя считать доступной. Указанный документ размещен таким способом на сайте нарушителя, что его невозможно найти с первого раза. При заходе на сайт ссылку на указанный документ не видно, поскольку меню, в котором указанная ссылка находится, не умещается на странице целиком. В результате не каждый пользователь может догадаться, во-первых, где найти это меню, а, во-вторых, прокрутить его до конца, так, чтобы ссылка на Политику появилась в зоне видимости пользователя.

Заявителем также были приведены доводы и примеры из самой политики, наглядно показывающие, что она нелогична, содержит противоречия в структуре и противоречия нормам закона, написана сложным, специфическим языком, доступным только людям, что называется «в теме». Данные доводы жалобы не должным образом оценены административным ответчиком.

Без проведения контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом Роскомнадзор может возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 2.1 и 4 статьи 13.11 (в случае поступления от физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, данных, подтверждающих наличие события административного правонарушения), частями 3, 5 и 5.1 статьи 13.11 КоАП РФ (пункт 1 части 3.5 статьи 28.1 КоАП РФ). Таким образом, у Роскомнадзора отсутствовали законные основания для отказа в возбуждении дела об административном нарушении по заявлению Петросяна А.Г.

На основании изложенного Петросян А.Г. просил требования удовлетворить.

Административный истец Петросян А.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, дополнительных пояснений не представлено (л.д. 166-167).

Административный ответчик заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу Р.А. Марущак в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поскольку обращение Петросяна А.Г. было рассмотрено в полном объеме, были даны ответы на все доводы жалобы. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений, касаемые, в том числе, не представления уведомления об обработке персональных данных, использования метрической программы гугл, не соответствия политики обработки персональных данных закону. В адрес ** направлено требование о необходимости устранения нарушений, на которое поступил ответ о выполнении требований контролирующего органа. Кроме того, административный истец указывает, что IP адрес ** находится за пределами Российской Федерации, данное утверждение не соответствует действительности, опровергается полученным ответом. Законодательство не содержит требований к тому, в каком месте сайта должна располагаться политики конфиденциальности. На основании вышеизложенного просил отказать в удовлетворении требований административного иска.

Представитель административного ответчика Управление Роскомнадзора по Сибирскому федерального округу Порватова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований с учетом доводов возражений (л.д. 96-100), согласно которому все выявленные нарушения ** устранило. Указанный случай обработки персональных данных заявителя в обращении не попадал под требования ч. 4 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» и не требовал наличия согласия в письменном форме субъекта персональных данных. Вопреки доводам административного истца политика конфиденциальности размещена на сайте. Оснований у административного органа для привлечения ** не имелось. По вопросам несоответствия содержания политики конфиденциальности требованиям п. 2 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ «О персональных данных», Роскомндзор направил требование в адрес ** о необходимости устранения указанных нарушений, которые были устранены в хорде проверки. Размещение на сайте фотографий, на которых изображены получатели букетов, не относятся к обработке биометрических персональных данных, т.к. по фотографии не позволяют идентифицировать субъекта персональных данных. Наличие в разделе «контакты» на сайте оператора перечня стран, в которые осуществляется доставка товара ** не может являться подтверждением трансграничной передачи персональных данных заказчика и, как следствие, обязанности оператора уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных.

В соответствии с данными, размещенными на сайте 2ip.ru, адрес домена оператора находится на территории РФ, нарушений требования ч. 5 ст. 18 ФЗ не установлено. При анализе сайта с использованием метрической программы ** в адрес ** направлено уведомление о необходимости устранении выявленных нарушений. В целях всестороннего и объективного рассмотрения обращения Управлением на основании пункта 1 части 3 статьи 23 Федерального закона № 152-ФЗ был направлен запрос в ** (далее - Оператор).

Согласно представленной ООО «Русский букет» информации получение персональных данных Заказчиков на интернет странице сайта ** происходит в следующем порядке: в момент оформления заказа, нажимая кнопку «Оформить заказ», заказчик выбирает галочку «Согласен с условиями публичной оферты, политикой конфиденциальности и Правилами возврата», размещенными на интернет-сайте по ссылкам, на которые Заказчик переходит при оформлении заказа для ознакомления с указанными документами. Заказчик дает свое согласие на обработку персональных данных, собираемых для оформления заказа на сайте **. Далее заказчик переходит на форму, где ему необходимо оставить минимальное количество персональных данных для оформления заказа: номер телефона для того, чтобы при выполнении заказа можно было связаться с Заказчиком при необходимости. Дополнительно по желанию Заказчика он может указать свои имя и адрес своей электронной почты, имя, телефон и/или адрес иного лица, которое может быть Получателем (в случае если Заказчик и Получатель разные лица). Все данные кроме номера телефона Заказчика не являются обязательными. Заявитель оформил на сайте ** заказ ** от 06.03.2023, указал при оформлении заказа свое имя номер телефона и адрес для доставки букета. Иные данные не были указаны. Согласием заказчика на обработку персональных данных является оплата созданного Заказа, это положение зафиксировано в Публичной оферте и Политике конфиденциальности, с которыми Заказчик обязан ознакомиться до нажатия кнопки «Оформить заказ». Если Заказчик не согласен с условиями оферты и Политики конфиденциальности, он не может оформить заказ. В связи с отсутствием в обращении Заявителя информации о том, какие именно персональные данные неправомерно обрабатываются ** административному истцу административным ответчиком был направлен запрос о предоставлении соответствующей информации, а именно: подтверждение обработки ** персональных данных в рекламных целях путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи (скриншоты сообщений, детализации звонков с подтверждением принадлежности абонентского номера телефона административного истца, на который поступают звонки и сообщения); размещения на сайте ** фотоизображений, а также сбора записи голоса; подтверждение обработки персональных данных третьими лицами, получившими данные от ** (при наличии); подтверждение осуществления ** трансграничной передачи персональных данных (при наличии).

В ответе на запрос факты, подтверждающие неправомерную обработку ** персональных данных, административный истец не представил. Оценка деятельности оператора, осуществляющего обработку персональных данных, на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных осуществляется при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении указанного оператора. Основания для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия исходя из положений пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации № 336 отсутствовали. Вместе с тем, по признакам нарушения, в рамках рассмотрения обращения, и имеющихся полномочий, предусмотренных спи 23 Федерального закона ** было направлено требование об устранении выявленных нарушений, которые ** устранило в установленный срок. Обращение административного истца было рассмотрено полно и объективно, нарушения прав как субъекта персональных данных Заявителя при рассмотрении обращения установлено не было. Ответ на обращение был направлен 21.07.2023 почтовым отправлением по адресу административного истца. На основании вышеизложенного представитель административного ответчика просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, отзыв на административное исковое заявление не представлен (л.д. 179).

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оснований для удовлетворения требований не усматривает в связи со следующим.

В силу положений ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложена, в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконным, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возложена на лицо, обратившееся в суд.

Из совокупности приведенных норм следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Частью 1 статьи 2 названного закона определено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно части 1 статьи 9, пунктам 1 - 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение; запросить, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

При этом исполнение данных обязанностей может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением (пункт 4 статьи 5 указанного федерального закона).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных" уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

В соответствии с приказом Роскомнадзора от 25.01.2016г. № 45 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу» Управление создано в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории Новосибирской области; осуществляет координацию деятельности территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Сибирском федеральном округе.

Управление обладает следующими полномочиями: осуществляет государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и редакций средств массовой информации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, определенной Положением об Управлении в сфере персональных данных за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Управление осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и их объединений, в том числе юридических лиц, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Управление с целью реализации полномочий имеет право: давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений в установленной сфере деятельности; рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания или направлять в судебные и иные уполномоченные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении лицензионных требований, а также иных обязательных требований в установленной сфере деятельности; выносить предупреждения по фактам нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации учредителям и (или) редакциям (главным редакторам) средств массовой информации, зарегистрированных Управлением, предъявлять иски в суд о приостановлении, прекращении деятельности средств массовой информации, признании свидетельств о регистрации средств массовой информации недействительными; организовывать и осуществлять плановые и внеплановые мероприятия государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, в том числе без взаимодействия с проверяемыми лицами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В силу ст. 2 указанного закона целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

В соответствии с положениями ст. 5 ФЗ принципами обработки персональных данных являются, в том числе: обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе; обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных; обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки; содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Ст. 6 ч. 1 указанного федерального закона установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В силу ст. 7 Федерального закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Субъект персональных данных, в соответствии с положениями ст. 9 ФЗ «О персональных данных» принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью.

Ст. 11 данного федерального закона предусмотрено, что сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с положениями ч. 1 и 3 ст. 12 вышеназванного закона трансграничная передача персональных данных осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.

Оператор до начала осуществления деятельности по трансграничной передаче персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных. Указанное уведомление направляется отдельно от уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона.

Ст. 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ «О персональных данных» оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам, в частности, относятся: издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, определяющих для каждой цели обработки персональных данных категории и перечень обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, способы, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения персональных данных при достижении целей их обработки или при наступлении иных законных оснований, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений. Такие документы и локальные акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, а также возлагающие на операторов не предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия и обязанности.

Судом из письменных материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, установлено, что ** зарегистрировано в качестве юридического лица с 24.07.2014г., за номером ИНН **, ОГРН **, согласно выписке из ЕГРЮЛ имеет код и наименование основного вида деятельности – 47.91.2 торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно – коммуникационной сети Интернет. В своей деятельности ** использует сайт **

06.03.2023г. административный истец Петросян А.Г. приобрел в ** товар на сумму 54 810 руб. 00 коп. (л.д. 128-оборот, 129).

22.05.2023г. Петросян А.Г. направил в адрес Роскомнадзора по СФО жалобу (л.д. 105-109), из которой следует, что между заявителем и нарушителем ** 06.03.2023г. заключён договор на покупку товара: букет цветов (заказ **). Пункт выдачи товара находится по адресу: ***. Стоимость товара: 54 810 руб. Оплата произведена Заявителем в полном объеме 06.03.2023г. Товар приобретен дистанционным способом на сайте ** Ознакомившись с содержанием сайта ** в том числе с политикой конфиденциальности, административный истец Петросян А.Г. пришел к выводу, что обработка персональных данных осуществляется нарушителем с многочисленными нарушениями Закона№ 152-ФЗ. В связи с чем персональные данные, предоставленные административным истцом при покупке товара на сайте ООО «Русский букет» были получены и обработаны в нарушение требований указанного закона. Петросян А.Г. требовал провести проверку в отношении ** на предмет соблюдения требований законодательства о персональных данных, в том числе на наличие уведомления о намерении осуществлять трансграничную передачу данных и разрешение Роскомнадзора на такую передачу; привлечь ** к административной ответственности — в случае, если нарушения, указанные в настоящей жалобе, найдут свое подтверждение и/или Роскомнадзором будут выявлены иные нарушения.

Административным ответчиком проведена проверка доводов поступившей жалобы, в том числе проведена проверка сайта ** 05.06.2023г. истребована дополнительная информация у административного истца, подтверждающая обработку ** персональных данных заявителя Петросяна А.Г. в рекламных целях путем осуществления прямых контактов с заявителем с помощью средстве связи (скриншоты сообщений, детализация звонков с подтверждением принадлежности абонентского номера телефона, на который поступают звонки и сообщения); подтверждения размещения на сайте ** фотоизображений административного истца, а также сбор записи голоса заявителя; подтверждение обработки персональных данных третьими лицами, получившими данные административного истца от ** (при наличии), подтверждение осуществления ** трансграничной передачи персональных данных административного истца (при наличии) (л.д.109-127).

11.07.2023г. в адрес административного ответчика от административного истца поступило уведомление о невозможности представить истребованную дополнительную документацию поскольку рекламных рассылок и звонков не поступало, на сайте ** не размещены фотографии заявителя, запись его голоса не производилась, заявитель не имеет возможности проверить обстоятельства относительно обработки его персональных данных третьими лицами, полученных от ** трансграничной передачи данных (л.д. 128).

Помимо этого, административным ответчиком в адрес ** направлен запрос о предоставлении информации о лицах (лице), являющемся администратором доменного имени ** а также просили провести процедуру идентификации администратора доменного имени в соответствии с Правилами регистрации доменных имен в доменах. RU и. РУ, утвержденными 28.02.2019г. № 2019-01-02 (л.д. 130).

Согласно ответу ** указанный адрес не является доменным именем, является адресом сайта, администратором доменного имени ** является Прушинский Н.Ю., который согласно сведениям из ЕГРЮЛ является лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени **Прушинский Н.Ю. зарегистрирован на территории Новосибирской области (л.д. 132).

05.06.2023г. в ходе проверки доводов жалобы административным ответчиком в адрес заинтересованного лица ** направлен запрос о предоставлении информации: о дате, месте и источнике получения персональных данных административного истца, о целях и правовых основаниях обработки персональных данных заявителя, сведений о получении согласия административного истца на обработку персональных данных в указанных целях; сведений о получении согласия административного истца на обработку его персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальными потребителем с помощью средств связи, а также о направлении рекламы заявителю с помощью средств связи; сведений о передаче персональных данных партнерам, в том числе ** с указанием цели, правовых оснований для передачи данных, перечня персональных данных, которые переданы; сведений о сборе персональных данных с использованием файлов cookies, сведений об обработке фотоизображений и записи голоса административного истца, сведений о трансграничной передаче персональных данных и т.д. (л.д. 133-135).

Согласно поступившему ответу 29.06.2023г. в момент оформления заказа, нажимая кнопку «Оформить заказ», заказчик, выбрав галочку «Согласен с условиями публичной оферты, политикой конфиденциальности и Правилами возврата», размещенными на интернет-сайте по ссылкам, на которые Заказчик переходит при оформлении заказа для ознакомления с указанными документами. Заказчик дает свое согласие на обработку персональных данных, собираемых для оформления заказа на сайте ** Далее заказчик переходит на форму, где ему необходимо оставить минимальное количество персональных данных для оформления заказа: номер телефона для того, чтобы при выполнении заказа можно было связаться с Заказчиком при необходимости. Дополнительно по желанию Заказчика он может указать свои имя и адрес своей электронной почты, имя, телефон и/или адрес иного лица, которое может быть Получателем (в случае если Заказчик и Получатель разные лица). Все данные кроме номера телефона Заказчика не являются обязательными. Заявитель оформил на сайте ** заказ ** от 06.03.2023, указал при оформлении заказа свое имя номер телефона и адрес для доставки букета. Иные данные не были указаны.

Правовым основанием является согласие заказчика с Политикой конфиденциальности компании, которая является обязательным документом, содержащим все необходимые условия, предусмотренные законом. Целью является выполнение заказа на доставку букетов и/или композиций цветов, созданного заказчиком, который самостоятельно указывает при оформлении заказа свой номер телефона.

Согласием заказчика на обработку персональных данных является оплата созданного Заказа, это положение зафиксировано в Публичной оферте и Политике конфиденциальности, с которыми Заказчик обязан ознакомиться до нажатия кнопки «Оформить заказ». Если Заказчик не согласен с условиями оферты и Политики конфиденциальности, он не может оформить заказ.

Также указано в ответе, что ** не использует номера телефонов, указанные при оформлении заказа для коммуникаций после выполнения заказа, для иных целей, не связанных с выполнением заказа, в том числе, не использует номера телефонов для рекламных целей. ** не передавал персональные данные заявителя третьим лицам, в том числе партнерам (**, который был прописан в политике конфиденциальности, поскольку допущена опечатка, партнерские отношения прекращены. Также не производится сбор персональных данных с помощью файлов cookies, не собирались биометрические персональные данные, фотоизображения административного истца. При звонке в контактный центр производится информирование, что разговор может быть записан. Трансграничная передача контактных данных не производилась. Также в течение 30 дней с момента получения указанного запроса на сайте будет дополнительно размещена политика оператора, будут переработаны и дополнительно размещены иные документы в отношении сбора персональных данных при оформлении заказа на сайте. В реестр по обработке персональных данных 20.06.2023г. были внесены изменения, касающиеся обработки персональных данных контрагентов, представителей контрагентов, клиентов, посетителей сайтов. Документ сформирован на портале Роскомнадзора, подписан и направлен в информационную систему Роскомнадзора (л.д. 136-139).

В связи с направлением многочисленных запросов как лицу, в отношении которого проводится проверка, так и в инфе компетентные органы, заявителю, срок для проведения проверки продлен до 20.07.2023г. (л.д. 140), о чем административный истец был уведомлен (л.д. 141).

Определением от 20.07.2023г. начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по СФО Сергеевой С.А. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ** по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. (л.д. 148-151). Данное определение обжаловано Петросяном А.Г. в порядке Главы 30 КОАП РФ. Законность отказа в возбуждении дела об административном правонарушении является предметом рассмотрения жалобы в порядке главы 30 КоАП РФ, не является предметом настоящего административного дела.

По результатам рассмотрения обращения Петросяна А.Г. в адрес ** направлено требование о необходимости устранения выявленных нарушений п. 2 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ «О персональных данных» в документе, определяющем политику оператора в отношении обработки персональных данных, размещенных на сайте **/, а также нарушения требований ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных», связанных с использованием метрической программы «Google Analytics». Нарушения требовалось устранить путем приведения деятельности по обработке персональных данных на сайте ** в соответствие с вышеуказанным требованиями. Данное требование выполнено ** 04.08.20203г. путем размещения политики в отношении обработки персональных данных на сайте ** (л.д. 155).

20.07.2023г. административным ответчиком в адрес административного истца направлен ответ на жалобу (л.д. 142-146, 152).

Так, согласно данному ответу по результатам рассмотрения жалобы административный ответчик пришел к следующему.

Оснований для проведения внеплановой проверки ** не установлено, поскольку такие проверки в соответствии с положениями п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022г. ** могут проводиться исключительно по основаниям, предусмотренным данным Постановлением.

Так, в соответствии с требованиями данного Постановления установлено, что в 2022 - 2024 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

А) при условии согласования с органами прокуратуры:

- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

- при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

- при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;

- в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 1 марта 2023 г., о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

- по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»);

- по решению руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или ее территориальных органов в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в случае поступления от работников обращений (информации), содержащих сведения о массовых (более 10 процентов среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца;

-по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных в отношении операторов, в случае если установлен факт распространения (предоставления) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» баз данных (или их части), содержащих персональные данные;

- по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2023 г.;

б) без согласования с органами прокуратуры:

- по поручению Президента Российской Федерации;

- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;

- по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);

- при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

- внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

- в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;

- внеплановые документарные проверки при поступлении в контрольный (надзорный) орган в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа либо из органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-розыскных мероприятий изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования для их производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу;

- внеплановые документарные проверки при поступлении в контрольный (надзорный) орган в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней от дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа либо из органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-розыскных мероприятий изъятии драгоценных металлов, драгоценных камней, а также изделий из них, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу;

в) с извещением органов прокуратуры в отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным подпунктами 2, 3, 5 и 6 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", а также религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что доводы ответа на обращение Петросяна А.Г., указанные в ответе Управления Роскомнадзора по СФО от 20.07.2023г., обоснованы, оснований, по которым компетентный орган мог организовать внеплановую проверку в отношении ** на дату обращения отсутствовали. Нарушений при проведении проверки в данной части не установлено.

Доводов жалобы Петросяна А.Г. об использовании биометрических данных также признаны не состоятельными, поскольку отсутствуют доказательства использования ** таких данных в отношении административного Истца. В связи с отсутствием в обращении информации о том, какие именно персональные данные неправомерно обрабатываются ** был направлен запрос о предоставлении соответствующей информации, а именно подтверждение обработки ** персональных данных в рекламных целях путем осуществления прямых контактов с заявителем с помощью средств связи. В ответе на запрос факты, подтверждающие неправомерную обработку ** персональных данных, заявитель не представил. Следовательно, доводы жалобы в полной мере проведены должностным лицами административного ответчика, нарушений со стороны ** не установлено; оснований для повторного рассмотрения обращения не имеется, материалы дела не содержат доказательств, в том числе, представленных дополнительно административным истцом, подтверждающих обработку биометрических данных административного истца. Нарушения прав административного истца не выявлены, отсутствуют, следовательно, отсутствуют основания для признания ответа на жалобу незаконным, его отмены и повторного рассмотрения жалобы.

Доводы о нарушении требований закона в части трансграничной передачи данных также не нашли своего подтверждения ни при проверке доводов жалобы Петросяна А.Г., ни при рассмотрении настоящего административного дела.

В разделе «Контакты» имеется перечень стран, в которые осуществляется доставка товара, что, в свою очередь, предполагает и трансграничную передачу персональных данных (как минимум, о заказчике товара).Вместе с тем, 7 из указанных стран, а именно: Венесуэла, Чили, США, Шри-Ланка, Туркменистан, Саудовская Аравия, Филиппины не входят в перечень иностранных государств, утвержденный Приказом РКН № 128.В связи с этим, возникает вопрос, имеется ли у оператора вышеуказанное разрешение Роскомнадзора, необходимое для начала осуществления передачи персональных данных в эти страны.

Административный ответчик в ответе указывает, что наличие в разделе «Контакты» на сайте оператора перечня стран, в которые осуществляется доставка товара ** не может являться подтверждением трансграничной передачи персональных данных заказчика и, как следствие, обязанности оператора уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных.

Доводы административного истца и жалобы о том, что сайт ** имеет регистрацию за пределами Российской Федерации опровергается также ответом ** посредством которого оказываются телематические услуги связи и предоставляются услуги хостинга; согласно данному ответчику хостинг для аккаунта с логином ** размещается на территории РФ в г. Санкт – Петербурге (л.д. 172).

Нарушения прав административного истца не выявлены, отсутствуют, следовательно, отсутствуют основания для признания ответа на жалобу незаконным, его отмены и повторного рассмотрения жалобы.

4. Административный истец указывает, что оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (пункт 1 статьи 22 Закона № 152-ФЗ). Однако, как следует из данных портала персональных данных (pd.rkn.gov.ru) ** не уведомил Роскомнадзор об обработке персональных данных свои клиентов (покупателей). Согласно сведениям указанного портала оператором обрабатываются только персональные данные своих сотрудников. Кроме того, в указанном уведомлении не учтены изменения, внесенные в Закон № 152-ФЗ Федеральным законом от 14.07.2022 № 266-ФЗ, в частности не указаны сведения, определяющие для каждой цели обработки персональных данных категории и перечень обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются.

Административным ответчиком при проведении проверки получена информация от ** согласно которому получение персональных данных Заказчиков на интернет странице сайта ** происходит в следующем порядке: в момент оформления заказа нажимая кнопку «Оформить заказ», заказчик выбрав галочку «Согласен с условиями публичной оферты, политикой конфиденциальности и Правилами возврата», размещенными на интернет-сайте по ссылкам, на которые Заказчик переходит при оформлении заказа для ознакомления с указанными документами. Заказчик дает свое согласие на обработку персональных данных, собираемых для оформления заказа на сайте **. Далее заказчик переходит на форму, где ему необходимо оставить минимальное количество персональных данных для оформления заказа: номер телефона для того, чтобы при выполнении заказа можно было связаться с Заказчиком при необходимости. Дополнительно по желанию Заказчика он может указать свои имя и адрес своей электронной почты, имя, телефон и/или адрес иного лица, которое может быть Получателем (в случае если Заказчик и Получатель разные лица). Все данные, кроме номера телефона Заказчика, не являются обязательными. Заявитель оформил на сайте ** заказ ** от 06.03.2023г., указал при оформлении заказа свое имя и номер телефона, адрес для доставки букета. Иные данные не были указаны. Согласием заказчика на обработку персональных данных является оплата созданного Заказа, это положение зафиксировано в Публичной оферте и Политике конфиденциальности, с которыми Заказчик обязан ознакомиться до нажатия кнопки «Оформить заказ». Если Заказчик не согласен с условиями оферты и Политики конфиденциальности, он не может оформить заказ.

Таким образом, должностные лица Управления Роскомнадзора по СФО пришли к выводу, что при использовании размещенной на сайте регистрационной формы административный истец Петросян А.Г., предоставляя свои персональные данные, выразил свое согласие с Политикой, что по своей сути является в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации публичной офертой.

Текст Политики конфиденциальности на дату обращения Петросяна А.Г. в ** был размещен на сайте данной организации, административный истец был ознакомлен с ним, в том числе имел реальную возможность ознакомиться с данным текстом, при этом не требуется для ознакомления с текстом Политики каких – либо особых специальных знаний, умений, введения каких-либо кодов, символов, паролей, обращения к помощи третьих лиц. Нарушений в данной части не установлено, доводы признаны не имеющими правого значения. С данными выводами суд соглашается, нарушений прав административного истца, его законных интересов не установлено при рассмотрении дела в суде, оснований для признания ответа незаконным не имеется, равно как повторного пересмотра жалобы полномочным органом.

Доводы административного истца относительно доводов об обработке персональных данных в отсутствии согласия заявителя на обработку персональных данных в письменной форме административный ответчик пришел к выводу, что в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. К таким случаям относятся:

- включение в общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги) (статья 8 Федерального закона);

- обработка специальных категорий персональных данных, при отсутствии правовых оснований, предусмотренных пунктами 1-10 части 2 статьи 10 Федерального закона;

обработка биометрических персональных данных, которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, при отсутствии правовых оснований, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона;

- принятие решения на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных, порождающего юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права (часть 2 статьи 16 Федерального закона). В иных случаях согласно части 1 статьи 9 Федерального закона, согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Указанный случай обработки персональных данных в обращении заявителя не попадает под требования части 4 статьи 9 Федерального закона и не требует наличие согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Оснований не согласиться с данным выводами должностного лица у суда оснований нет. Отсутствуют основания для признания проведенной проверки в данной части не полной, выводов, изложенных в ответе, незаконными. Согласие на обработку персональных данных было получено в соответствии с требованиями закона, который допускает получение такого согласия посредством заполнения формы на сайте, с политикой конфиденциальности административный истец был ознакомлен, о чем проставил соответствующие отметки, оформил заказ; особых критериев, требующих заполнение письменной формы согласия на обработку персональных данных, не имелось в заказе, оформленном административным истцом.

В том числе отсутствуют основания для повторного пересмотра жалобы, поскольку по результатам проверки в адрес юридического лица внесено требование об устранении нарушений, которое исполнено **

Так, нарушение, связанное с неисполнением ** обязанности по уведомлению Роскомнадзора об обработке персональных данных своих клиентов (покупателей) оператором устранено. 26.06.2023г. оператором представлено уведомление об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных и внесены изменения установленным порядком в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Также нашел подтверждение довод жалобы Петросяна А.Г., направленной в Управление Роскомнадзора по СФО, о неисполнением ** обязанности по уведомлению Роскомнадзора об обработке персональных данных своих клиентов (покупателей) оператором. Данное нарушение устранено в ходе проверки, по результатам рассмотрения требования, которое было выставлено Управлением Роскомнадзора по СФО.

Так, 26.06.2023 оператором представлено уведомление об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных и внесены изменения установленным порядком в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что обращение Петросяна А.Г. рассмотрено полномочными должностными лицами Управления Роскомнадзора по СФО в установленный законом срок, ему дан полноценный и развернутый ответ на это обращение, который содержит ответы на все поставленные в обращении административного истца доводы жалобы. Таким образом, административным ответчиком Управлением Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу обращение Петросяна А.Г. рассмотрено надлежащим образом, нарушений прав административного истца, его законных интересов при рассмотрении обращения не допущено, на выявленные нарушения административный ответчик должным образом отреагировал, направив требование в адрес ** об устранении нарушений, т.е. принял меры реагирования и меры реагирования привели к положительному результату, т.е. восстановлению нарушенного права потребителя при обработке его персональных данных, поскольку ** устранил нарушения, что не опровергнуто административным истцом. Несогласие административного истца с содержанием оспариваемого ответа на его обращение само по себе не может служить основанием для признания этого ответа незаконным и его отмены, для повторного пересмотра обращения. Суд не усматривает наличие в действиях административного ответчика признаков, которые бы повлекли нарушение прав и законных интересов административного истца.

Действия Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу, связанные с рассмотрением обращения административного истца, соответствуют требованиям действующего законодательства, незаконного бездействия со стороны должностных лиц Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу в отношении защиты прав административного истца не допущено. Административным ответчиком предприняты все меры для подготовки ответа, направлены уведомления в адрес ** в том числе с требованием устранить нарушения в области персональных данных, которые, в свою очередь, на дату подготовки ответа, были устранены. Решение вопроса о степени тяжести указанных нарушений относится к подведомственности Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу.

Таким образом, оснований для признания ответа Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу незаконным не имеется, а равно для возложения на административного ответчика обязанности по повторному пересмотру жалобы, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Петросяна А. Г. к заместителю руководителя Управления Роскомнадзора по СФО Марущаку Р.А., Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СФО об оспаривании ответа, подготовленного на обращение, - оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.

Судья /подпись/ Еременко Д.А.