ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3644/21 от 13.05.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-003062-74

Дело № 2а- 3644\21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2021 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре Крутикове П.П.

с участием представителя административного истца Коюшева И.В.,

представителя административного ответчика Дударь Ж.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО СКБ «Флагман» к Государственной инспекции труда в РК о признании незаконными и отмене предписания №... от 05.02.2021,

установил:

ООО СКБ «Флагман» обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в РК о признании незаконными и отмене предписания №... от 05.02.2021. Указав в обоснование, что между работником и работодателем заключен договор гражданско-правового характера, таким образом, между ними сложились не трудовые, а гражданско-правовые отношения, в связи спор о наличии трудовых отношений между обществом и ФИО1 Л.Г. является индивидуальным трудовым спором, отношения между сторонами прекратились в связи со смерть. ФИО2 Л.Г., в связи с чем признание их трудовыми возможно только в судебном порядке, и ГИТ в РК вышло за рамки своей компетенции.

Представитель административного истца в судебном заседании на иске натаивал в полном объеме.

Представитель Государственной инспекции труда в Республике Коми государственный инспектор труда с иском была не согласна, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежаще.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что Государственной инспекцией труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел, в связи с обращением ФИО3 А.Л.(№... от 13.01.2021) проведена внеплановая документарная проверка ООО СКБ «Флагман» на основании распоряжения от 14.01.2021, в ходе которой составлен акт проверки от 20.12.2018 №...

Согласно указанному акту выявлено, что из представленных к проверке документов и пояснений генерального директора ООО СКБ «ФЛАГМАН» ФИО4 следует, что трудовой договор с ФИО5 не заключался, на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года был заключен договор возмездного оказания услуг. Согласно информации, предоставленной ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми от 27.01.2021 №358/2-168, от 03.02.2021 № 358/2-239 усматривается наличие трудовых отношений между ФИО6 и ООО СКБ «ФЛАГМАН», а именно: Выписка из приказа (распоряжение) о приеме на работу №... от 05.02.2020 ООО СКБ «Флагман», которая свидетельствует о приеме на работу 8 человек, в том числе Семененко Л.Г., принятого на работу по основаниям трудового договора б/н от 05.02.2020 на должность «Охранник» в основное подразделение г. Санкт-Петербург. Личная карточка охранника ФИО7 серия ..., выданная 08.02.2020 инспектором ОЛРР по Сыктывдинскому району Управления Росгвардии по РК ФИО12 Заявление ООО СКБ «Флагман» № 127 от 03.02.2021 об аннулировании удостоверения и личной карточки охранника в связи со смертью. Выписка из приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 36 от 29.09.2020 за подписью генерального директора ООО СКБ «ФЛАГМАН» ФИО8 которая свидетельствует о прекращении (расторжении) трудового договора (увольнения) с ФИО9 осуществлявшего трудовую деятельность охранником в основном подразделении (Токсово), дата прекращения (расторжения) трудового договора - 29.09.2020, основания прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) - в связи со смертью. В нарушение ч. 2 ст. 15 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), ч.1 ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», работодателем 000 СКБ «ФЛАГМАН» заключен договор гражданско-правового характера фактически регулирующий трудовые отношения с работником ФИО11 с 01 января 2020 года. В нарушение требований ст. 65, ст.б7, ст.67.1 ТК РФ работодателем с работником ФИО10., фактически допущенным к работе с 01.01.2020, трудовой договор оформлен ненадлежащим образом, а именно: в представленном к проверке договоре изложена трудовая функция работника, в пункте 1.1 указано, что исполнитель обязуется по техническому заданию оказывать услуги по охране объекта. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частный охранник работает по трудовому; договору с частной охранной организацией, в пункте 4.1 договора имеется ссылка на график несения службы, что указывает на наличие подчинения правилам внутреннего трудового; распорядка организации, в представленном к проверке договоре отсутствуют обязательные для включения в трудовой договор условия, предусмотренные ч. 2 ст. 57 ТК РФ. 25.07.2020 ФИО13., являвшийся сотрудником охраны ООО СКБ «ФЛАГМАН», при исполнении обязанностей по охране порядка и обеспечению пропускного режима на объекте <данные изъяты> получил телесные повреждения, представляющие угрозу для его жизни и здоровья. ФИО15 был доставлен в отделение реанимации ФИО14 где в связи с полученными травмами находился на лечении в период с 25.07.2020 по 26.08.2020. Скончался в указанном отделении больницы ...

По результатам проверки государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Коми в адрес административного истца выдано предписание ... от 05.02.2021, которым на работодателя возложена обязанность предоставить информацию об обстоятельствах несчастного случая, схему места происшествия, фотографии и другие имеющиеся сведения о несчастном случае, принять иные меры необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования. Рассмотреть вопрос возмещения морального вреда родственникам погибшего ФИО16 Направить извещение о несчастном случае по установленной форме: в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов; содержащих нормы трудового права, - в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, - в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Сроки исполнения всех пунктов предписания до 26 февраля 2021 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

В силу части первой статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно части 1 статьи 16 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора, в том числе в результате судебного решения о заключении трудового договора (абзац шестой части 2 статьи 16 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться: лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части 2 статьи 15 названного Кодекса; судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров (часть 2 статьи 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации).Как усматривается из материалов дела, согласно контракта от 26.11.2019 №... на оказание услуг по охране и осуществлению контрольно-пропускного режима, заключенному между ГБУЗ ЛО «Токсовская межрайонная больница» на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 14.11.2019 №..., 000 СКБ «Флагман» оказывало <данные изъяты> по адресу: ...... услуги по охране больницы и осуществлению контрольно-пропускного режима. В рамках указанного контракта Семененко Л.Г. в качестве охранника ООО СКБ «Флагман» осуществлял охрану объекта - ГБУЗ ЛО «Токсовская межрайонная больница». ООО СКБ «Флагман» заключен договор гражданско-правового характера фактически с работником ФИО17 с 01.01.2020, в пункте 1.1 оторого указано, что исполнитель обязуется по техническому заданию оказывать услуги по охране объекта. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частный охранник работает по трудовому; договору с частной охранной организацией. Согласно информации, предоставленной ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми от 27.01.2021 №358/2-168, от 03.02.2021 № 358/2-239 усматривается наличие трудовых отношений между ФИО18 и 000 СКБ «ФЛАГМАН», а именно: выписка из приказа (распоряжение) о приеме на работу № 10 от 05.02.2020 000 СКБ «ФЛАГМАН», которая свидетельствует о приеме на работу 8 человек, в том числе Семененко Л.Г., принятого на работу по основаниям трудового договора 6/н от 05.02.2020 на должность «Охранник» в основное подразделение г. Санкт-Петербург; личная карточка охранника ФИО20 000 СКБ « ФЛАГМАН», серия ..., выданная 08.02.2020 инспектором ОЛРР по Сыктывдинскому району Управления Росгвардии по РК ФИО19; заявление 000 СКБ «ФЛАГМАН» № 127 от 03.02.2021 об аннулировании удостоверения и личной карточки охранника в связи со смертью; выписка из приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 36 от 29.09.2020. Согласно ответу ЦЛРР Управления Росгвардии РФ по РК от 05.05.2021, иных документов в их адрес ООО СКБ «Флагман», кроме перечисленных, представлено не было, а именно трудового договора, заключенного между Обществом и ФИО22 что также не оспаривалось стороной административного ответчика. Согласно статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является важным требованием к данному акту и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение. В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно абзацу 2 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами. Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы. Как следует из материалов дела, государственный инспектор труда в оспариваемом предписании пришел к выводу о наличии между работником и работодателем трудовых отношений при этом, в нарушение требований статей 228, 237 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель не выполнил, возложенные на него в силу закона обязанности при несчастном случае работника. При этом суд приходит к выводу о том, что обжалуемое предписание вынесено ГИП в РК по вопросам, не относящимся к компетенции инспекции, поскольку Обществом оспаривалось наличие трудовых отношений между ним и погибшим ФИО21., а документов, достоверно свидетельствующих о наличии таких отношений, не имеется. Допуск к выполнению определенного вида работ и их выполнение, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены, и сами по себе в любом случае не означают возникновение трудовых отношений между ФИО23. и <данные изъяты> Указанные обстоятельства могут свидетельствовать также о наличии отношений гражданско-правового характера.Согласно статье 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Согласно статье 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Согласно статье 385 ТК РФ комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом или иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Из приведенных положений трудового законодательства следует, что работник, считающий, что его трудовые права нарушены, вправе обратиться в суд с иском о защите своих трудовых прав, который подлежит разрешению судом в рамках индивидуального трудового спора. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Согласно статье 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Исходя из смысла и содержания вышеприведенных норм, к разногласиям между работодателем и работником неочевидного характера (трудовым спорам) относится, в частности, отсутствие нарушения прямых предписаний трудового законодательства.

В соответствии с Конвенцией N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-й сессии Генеральной конференции МОТ), ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г., инспектору труда не представлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

При таких обстоятельствах, суд, учитывая вышеизложенные нормы законодательства, обстоятельства дела, приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание является незаконным, и подлежат отмене, а заявленные административным истцом требования полежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

Административное исковое заявление ООО СКБ «Флагман» к Государственной инспекции труда в РК о признании незаконными и отмене предписания №... от 05.02.2021 удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными и отменить предписание №... от 05.02.2021 государственного инспектора труда ФИО24

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27.05.2021.

Судья И.В. Новикова