ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3649/2022 от 04.08.2023 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-3649/2022

64RS0045-01-2023-004314-65

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

04 августа 2023 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Медной Ю.В.,

при секретаре Каирсапиевой А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Кировского района г. Саратова Баранова А.С.,

представителя административного ответчика администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Маслюк С.Н.,

представителя заинтересованного лица комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» Рябоконя С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Саратов», комитет по финансам муниципального образования «Город Саратов», муниципальное унитарное предприятие «Саргорсвет», о признании незаконным бездействия, обязании организовать освещение,

установил:

прокурор Кировского района г. Саратова обратился в суд с вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о благоустройстве и безопасности дорожного движения был установлен факт отсутствия уличного освещения на пути следования от дома № 58 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова к МАОУ «Гимназия № 31». Отсутствие уличного освещения на указанном участке не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, может повлечь увеличение количества преступлений и правонарушений в темное время суток, в том числе в отношении несовершеннолетних.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и положения действующего законодательства, возлагающего в том числе на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, а также обязанности по благоустройству территорий, прокурор с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в необеспечении электрического освещения пешеходной дорожки от дома № 58 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова к МАОУ «Гимназия № 31», проходящей вдоль домов № 60 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова, № 60/70А по ул. Луговой г. Саратова, № 62/70 по ул. Луговой г. Саратова, № 39А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14 по ул. Мельничной г. Саратова; обязать административных ответчиков обеспечить освещение пешеходной дорожки от дома № 58 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова к МАОУ «Гимназия № 31», проходящей вдоль домов № 60 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова, № 60/70А по ул. Луговой г. Саратова, № 62/70 по ул. Луговой г. Саратова, № 39А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14 по ул. Мельничной г. Саратова

В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района городаСаратова Баранов А.С. административные исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, как подтвержденные представленными доказательствами.

Представитель административного ответчика администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Маслюк С.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» Рябоконь С.В. в судебном заседании просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку пешеходная дорожка, о которой идет речь в административном иске, не относится к уличной дорожной сети, не указана в паспортах автомобильных дорог, данная дорожка проходит по придомовым территориям. В связи с чем обязанность по ее освещению лежит на управляющих организациях. Возложение на административных ответчиков обязанности по освещению данной пешеходной дорожки повлечет нецелевое расходование бюджетных средств.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, причины их неявки суду не известны.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 39 КАС РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения городского округ (п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ).

Правила благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" (далее - Правила) утверждены Решением Саратовской городской Думы от 25.12.2018 N 45-326.

Правила регулируют вопросы благоустройства территории города, в том числе:

- внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений и сооружений;

- определения перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения;

- участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;

- организации благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок, размещение и содержание малых архитектурных форм, площадок);

- организации пешеходных коммуникаций, обустройства территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения (п. 1.2).

Согласно п. 4.1 Правил улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о городе Саратове должны быть освещены в темное время суток в соответствии с графиком, утвержденным администрацией города Саратова.

Обязанность по освещению данных объектов возлагается на их собственников или уполномоченных собственником лиц.

В силу п. 4.4 Правил строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц, дорог, площадей, набережных, мостов, бульваров, скверов, парков, рекреационных и прочих общественных территорий осуществляются специализированными организациями в соответствии с техническими требованиями, установленными законодательством.

На территории города Саратова предусматриваются следующие виды освещения: функциональное, архитектурное.

Функциональное осуществляется стационарными установками освещения дорожных покрытий и пространств в транспортных и пешеходных зонах (п. 4.7 Правил).

При таких обстоятельствах, законодательством на муниципальное образование возложена обязанность по обеспечению пешеходных дорожек.

В судебном заседании установлено, что в связи с поступлением обращения Юдина М.Ю. прокуратурой Кировского района г. Саратова была проведена проверка наличия освещения пешеходной дорожки от дома № 58 по проспекту 50 лет Октября до ММАОУ «Гимназия № 31».

Согласно материалам дела, выявлен факт отсутствия освещения вышеуказанной пешеходной дорожки от дома № 58 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова к МАОУ «Гимназия № 31», проходящей вдоль домов № 60 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова, № 60/70А по ул. Луговой г. Саратова, № 62/70 по ул. Луговой г. Саратова, № 39А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14 по ул. Мельничной г. Саратова. Приведенные обстоятельства подтверждаются фототаблицей по результатам осмотра данной пешеходной дорожки(л.д. 8-12).

Из ответа заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» на представление прокурора от 28 апреля 2023 года следует, что указанная вывшее пешеходная дорожка не является выделенной пешеходной зоной и не относится к уличной дорожной сети, проходит в том числе по придомовым территориям. На вышеуказанной территории сетей уличного освещения не имеется. Для обустройства новой сети уличного освещения необходимо выполнить проектно-изыскательные работы, определить объем и вид работ. Предварительно необходимо выполнить установку опор в количестве 15 шт, установку светодиодных светильников в количестве 515 шт., и монтаж СИП 500 м. В настоящее время разрабатывается долгосрочная целевая программа по восстановлению и устройству сетей освещения, указанный участок улично-дорожной сети будет рассмотрен для включения в реестр. При выделении соответствующего финансирования указанные работы буду выполнены.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что органами местного самоуправления возложенные на них законом обязанности не исполняются, в связи с чем имеет место бездействие по организации освещения пешеходной дорожки, подлежащее устранению.

Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-281 утверждено Положение о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Положение).

Согласно п. 1.1 Положения (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений, являющихся предметом рассмотрения по данному делу) Комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.

В число основных задач Комитета, связанных с решением вопросов местного значения, входят организация благоустройства территории городского округа в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" (п. 2.5 Положения).

В соответствии с разделом 3 Положения Комитет обладает, в том числе, следующими полномочиями:

В сфере организации благоустройства территории городского округа в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов": организует деятельность в пределах своей компетенции по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию сетей городского наружного освещения улиц.

В силу п.п. 4.1, 4.2 Положения Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, печать со своим наименованием, соответствующие бланки и штампы, лицевые счета в соответствии с законодательством, выступает истцом (заявителем) и ответчиком (заинтересованным лицом) в суде, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование расходов на содержание Комитета осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов".

Принимая во внимание нормы приведенного Положения, предусматривающего, что в границах муниципального образования «Город Саратов» органом, уполномоченным осуществлять деятельность в сфере строительства и содержания сетей городского наружного освещения, является Комитет, который является юридическим лицом и осуществляет полномочия главного распорядителя (получателя) бюджетных средств и иные бюджетные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (п. 3.7), суд приходит к выводу, что именно данным административным ответчиком допущено оспариваемое прокурором бездействие и поэтому на него подлежит возложению обязанность по организации освещения пешеходной дорожки от дома № 58 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова к МАОУ «Гимназия № 31», проходящей вдоль домов № 60 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова, № 60/70А по ул. Луговой г. Саратова, № 62/70 по ул. Луговой г. Саратова, № 39А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14 по ул. Мельничной г. Саратова.

Доводы представителей административного овтетчика администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» и заинтересованного лица комитат по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что вышеуказанная пешеходная дорожка не относится к уличной дорожной сети, не указана в паспортах автомобильных дорог, проходит по придомовым территориям, в связи с чем обязанность по ее освещению лежит на управляющих организациях на собственниках помещений многоквартирных жилых дом суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, а также п. 2 Правил N 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 491 не содержат.

Как указано ранее в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация благоустройства территории сельского поселения (в частности, освещения улиц).

Как следует из административного искового заявления прокурора, его требования предъявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку бездействие Комитета создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. в том числе несовершеннолетних, учитывая. что по пешеходной дорожке осуществляется движение в образовательное учреждение и обратно.

При таком положении административные исковые требования прокурора Кировского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Комитету подлежат удовлетворению.

В свою очередь в удовлетворении административного иска прокурора к администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Кировского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в необеспечении электрического освещения пешеходной дорожки от дома № 58 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова к МАОУ «Гимназия № 31», проходящей вдоль домов № 60 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова, № 60/70А по ул. Луговой г. Саратова, № 62/70 по ул. Луговой г. Саратова, № 39А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14 по ул. Мельничной г. Саратова.

Обязать комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» обеспечить освещение пешеходной дорожки от дома № 58 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова к МАОУ «Гимназия № 31», проходящей вдоль домов № 60 по проспекту 50 лет Октября г. Саратова, № 60/70А по ул. Луговой г. Саратова, № 62/70 по ул. Луговой г. Саратова, № 39А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14А по ул. Мельничной г. Саратова, № 14 по ул. Мельничной г. Саратова.

В удовлетворении административных исковых требований к администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд городаСаратова.

Срок составления мотивированного решения – 07 августа 2023 года.

Судья Ю.В. Медная