ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-369/18 от 13.09.2018 Левокумского районного суда (Ставропольский край)

Дело №2а-369/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего, судьи Власова А.А.,

при секретаре Толкуновой М.В.,

с участием:

административного истца Кузьменко Т.И.,

административного ответчика: судебного пристава-исполнителя Левокумского районного отдела судебных приставов УФССП России по СК Павловой А.А.,

заинтересованного лица Кузьменко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-369/2018 по административному исковому заявлению Кузьменко Татьяны Ивановны к судебному приставу исполнителю Левокумского отдела УФССП по Ставропольскому краю Павловой А.А. о признании действия (бездействия) судебного пристава исполнителя о возбуждении исполнительного производства, незаконным, о прекращении исполнительного производства, о признании недействительным исполнительного листа,

установил:

Кузьменко Т.И. обратилась в суд с административным иском о признании исполнительного листа серия ФС № ... выданного ответчику Кузьменко О.А. о принудительном исполнении определения суда от (дата) об утверждении мирового соглашения, в котором на странице 5 она указана в качестве должника, а ответчик Кузьменко О.А. в качестве взыскателя и отозвать его, признать постановление о возбуждении исполнительного производства от (дата)№ ... судебным приставом исполнителем (адрес) отдела УФССП недействительным и прекратить исполнительное производство; приостановить исполнительное производство в отношении нее от (дата)№ ... в рамках которого судебным приставом-исполнителем Левокумского отдела УФССП по СК до принятия судом решения по заявленным требованиям.

Заявление мотивирует тем, что определением суда от (дата) вступившим в законную силу (дата) утверждено мировое соглашение по гражданскому делу дело по иску Кузьменко Татьяны Ивановны к Кузьменко Олегу Алексеевичу об определении супружеской доли в совместно нажитом имуществе супругов, порядка пользования жилым помещением, о разделе совместно нажитого имущества и лицевого счета, по встречному иску Кузьменко Олега Алексеевича к Кузьменко Татьяне Ивановне об определении порядка пользования жилым помещением и о разделе совместно нажитого имущества. В п.2 мирового соглашения ответчик Кузьменко О.А. принимает на себя обязательство .... Исполнение вышеуказанного мирового соглашения возможно только в принудительном порядке, поскольку ответчик в добровольном порядке исполнять мировое соглашение не желает. Ею было подано заявление о выдаче исполнительного листа. Исходя из условий мирового соглашения взыскателем должна являться она, а должником Кузьменко О.А. По ее мнению выданный Левокумским районным судом исполнительный лист ФС № ... ответчику Кузьменко О.А. для принудительного исполнения условий мирового соглашения в котором на странице ... она указана в качестве должника, а ответчик в качестве взыскателя, в связи, с чем в отношении нее (дата) возбуждено исполнительное производство № ... в рамках которого судебный пристав-исполнитель Левокумского отдела пытается принудить ее исполнить обязательства вместо ответчика Кузьменко О.А. по мировому соглашению (пп....) судебная ошибка, поскольку данный исполнительный лист выдан не надлежащему лицу и не соответствует содержанию определения суда от (дата).

В ходе судебного заседания Кузьменко Т.И. заявленные требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства ею получено (дата) по почте, в подтверждение представила суду конверт с отметкой.

Судебный пристав-исполнитель Левокумского РОСП УФССП России по СК Павлова А.А. считает, что требования Кузьменко Т.И не обоснованы, в связи, с чем удовлетворению не подлежит, поскольку она действовала в рамках закона об исполнительном производстве.

Заинтересованное лицо Кузьменко О.А., привлеченный к участию в деле определением суда от (дата), с требованиями истицы не согласен, считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представитель УФССП по СК в судебное заседание не явились, причину не явки суду не сообщили, не ходатайствовали об отложении слушания по делу.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагавших возможным рассмотреть поставленный перед судом вопрос в отсутствие не явившихся лиц, исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела №2-18/2018 года, и материалы дела №2а-369/18 суд приходит к следующим выводам.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (пункт 3).

Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (пункт 5).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (пункт 8).

Административное исковое заявление Кузьменко Т.И. подано в суд (дата), что подтверждается штампом входящей корреспонденции суда (л.д....), копия постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства от (дата) получено Кузьменко Т.И. (дата), что подтверждается представленным истцом суду почтовым конвертом и не опровергается административным ответчиком, следовательно срок, установленный положениями ст.219 КАС РФ для обращения Кузьменко Т.И. с административным иском, не пропущен.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Судом достоверно установлено и подтверждается письменными материалами дела, что (дата) судьей Левокумского районного суда Ставропольского края Филевой Е.Н. вынесено определение о прекращении производства по гражданскому делу по искуКузьменко Татьяны Ивановны к Кузьменко Олегу Алексеевичу об определении супружеской доли в совместно нажитом имуществе супругов, порядка пользования жилым помещением, о разделе совместно нажитого имущества и лицевого счета, по встречному иску Кузьменко Олега Алексеевича к Кузьменко Татьяне Ивановне об определении порядка пользования жилым помещением и о разделе совместно нажитого имущества в связи с утверждением мирового соглашения между Кузьменко Татьяной Ивановной и Кузьменко Олегом Алексеевичем (т.... г).

Определение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу (дата).

При утверждении соглашения сторон суд руководствуется законом, регулирующим материальное правоотношение сторон, и проверяет соответствие соглашения закону. Определение суда об утверждении мирового/медиативного соглашения является актом правосудия, прекращающим производство по конкретному делу. Это определение суда обладает свойствами исключительности, определенности, безусловности, обязательности.

Разрешение спора мирным путем означает, что в дальнейшем стороны не вправе обращаться в суд с аналогичными исковыми требованиями. Они обязаны исполнить заключенное соглашение добровольно. В случае невыполнения условий достигнутого в суде соглашения сторона вправе требовать выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение определения суда об утверждении мирового/медиативного соглашения.

В соответствии с положениями ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Мировое соглашение обладает исполнительной силой, в связи, с чем по нему выдается исполнительный лист. В случае отказа одной из сторон от его выполнения мировое соглашение по инициативе другой стороны может быть принудительно исполнено.

При неисполнении мирового соглашения процессуальное законодательство допускает выдачу исполнительного листа, т.е. становится возможным принудительное исполнение достигнутых в медиации договоренностей.

(дата) представителем Кузьменко О.А. было подано в суд заявление о выдаче исполнительного листа по мировому соглашению от (дата) ( т....

В соответствии с положениями Инструкции по делопроизводству в районном суде утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 09.01.2018) "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) пп. 9.3.5. исполнительные документы заполняются уполномоченным на то работником суда четко и грамотно, без помарок, дополнений и исправлений, подписываются судьей и заверяются гербовой печатью суда. Содержание исполнительного листа должно соответствовать требованиям ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

(дата) судом был выдан исполнительный лист серия № ... представителю Кузьменко О.А. нарочно, о чем свидетельствует подпись в заявлении (т....).

Выданный судом исполнительный лист соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", доводы Кузьменко Т.И. о том, что исполнительный лист выдан не надлежащему лицу и не соответствует содержанию определения от (дата) об утверждении мирового соглашения суд находит не состоятельными, поскольку последние опровергаются письменными материалами дела.

(дата) судебным приставом исполнителем Левокумского районного отдела УФССП по СК Павловой А.А. на основании вышеуказанного исполнительного листа, выданного судом, было возбуждено исполнительное производство № ...-ИП в отношении должника Кузьменко Т.И.

На основании ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ(ред. от 23.04.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 36 ФЗ-229 содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Статьей 4 Федерального закона № 229-ФЗ определены принципы исполнительного производства, одним из которых является соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 64 названного закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Перечень оснований, при которых исполнительное производство подлежит прекращению судом установлен в ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно указанной правовой норме, исполнительное производство прекращается судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Перечисленные в названной правовой норме обстоятельства не имеют место быть, следовательно, исполнительное производство № ... не может быть прекращено.

То обстоятельство, что постановление о возбуждении исполнительного производства № ...-ИП определяет процессуальное положение Кузьменко Т.И. как должника, но согласно определения Левокумского районного суда от (дата) не предусматривает отчуждение ее имущества, не является основанием для прекращения исполнительного производства. Неверное указание в постановлении о возбуждении исполнительного производства процессуального положения Кузьменко Т.И. является основанием для внесения соответствующих изменений в это постановление в установленном законом порядке. В настоящем деле административным истцом не заявлялись требования, т.е. не является предметом рассмотрения - возложение на судебного пристава-исполнителя внести изменения в постановление о возбуждении исполнительного производства, которые бы изменили процессуальное положение Кузьменко Т.И. с должника на взыскателя.

Так, исходя из содержания главы 22 КАС РФ, для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации указано, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Аналогичное положение закреплено в ст.14 КАС РФ.

Кроме того, заявленные административные требования не содержат в себе сведений о тех действиях, которые совершил судебный пристав-исполнитель, которые могут быть предметом самостоятельной судебной проверки.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 октября 2015 года N 2372-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки, в пределах компетенции соответствующего суда. Кузьменко Т.И. в административном иске не указаны конкретные действия судебного пристава-исполнителя, которые бы нарушали ее права и которые были бы предметом рассмотрения в суде по заявленным требованиям.

При этом представленные в материалы дела доказательства, объяснения административного истца, изложенные как в административном иске, так и в судебном заседании, не позволяют суду прийти к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель совершил бы какие-либо действия, законность которых Кузьменко Т.И. просила бы проверить.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 359 Кодекса административного судопроизводства РФ суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно ст. ст. 436, 437 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан либо вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Статьями 39, 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрены основания приостановления исполнительного производства.

Отказывая Кузьменко Т.И. в удовлетворении заявленных требований в части приостановления исполнительного производства № ...-ИП до принятия судом решения по заявленным требованиям, суд не находит оснований, предусмотренных законом, для приостановления исполнительного производства, поскольку рассмотрение иного административного иска в силу ст. ст. 39, 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не отнесены к основаниям приостановления исполнительного производства, а требования административного истца в части признания исполнительного листа серия ФС № ... недействительным, признать постановление о возбуждении исполнительного производства от (дата)№ ... судебным приставом исполнителем Левокумского районного отдела УФССП недействительным, оставлены без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-178, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Кузьменко Татьяны Ивановны:

о признании исполнительного листа серия ФС № ... выданного для принудительного исполнения определения суда от (дата) об утверждении мирового соглашения между Кузьменко Т.И. и Кузьменко О.А., недействительным;

о признании недействительным постановления о возбуждении исполнительного производства от (дата)№ ... судебным приставом исполнителем Левокумского районного отдела УФССП и прекратить исполнительное производство;

о приостановлении исполнительного производства в отношении Кузьменко Т.И. от (дата)№ ... - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья А.А. Власов

Мотивированное решение суда составлено 18 сентября 2018 года.

Судья А.А. Власов