ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-373/20 от 12.02.2021 Тобольского районного суда (Тюменская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тобольск 12 февраля 2021 года

Тобольский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко О.А.

при секретаре судебного заседания Брызгаловой Е.С.,

с участием представителя административного истца Глебова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Паршуковой И.П. к Администрации Тобольского муниципального района, Департаменту недропользования и экологии Тюменской области об оспаривании решения муниципального органа,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец в лице представителя по доверенности Глебова А.В. обратился в суд с требованиями с учетом уточнения к административным ответчикам и просит признать незаконным распоряжение Администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес>, устранить допущенные нарушения прав и интересов административного истца путем заключения соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес> согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. вх. .

Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером Площадью <данные изъяты> кв.м., и расположенный на нем индивидуальный жилой дом с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратилась в администрацию Тобольского муниципального района с заявлением (вх. ) о перераспределении земель и указанного выше земельного участка. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес>. Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тобольского муниципального района после получения запросов была проведена проверка перераспределяемого земельного участка и выявлены основания для отказа в Перераспределении земельного участка, ссылаясь на нахождение земельного участка в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс». Также указано, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения: <данные изъяты> по адресу: <адрес> что не имеет отношения для перераспределения земель в <адрес>.

Административный истец Паршукова И.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Глебов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании просил удовлетворить требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и прояснил, что ответчиками неверно трактуются номы Земельного кодекса РФ, в частности с.27 и ст.58 ЗК РФ. Кроме того, пояснил, что перераспределение земельного участка необходимо, прежде всего, для рационального использования земельного участка.

Представитель административного ответчика Администрации Тобольского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен, в письменных возражениях просит рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований, по следующим основаниям: Паршукова И.П. обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером согласно приложенной схемы, в связи с чем были направлены запросы в Департамент недропользования и экологии Тюменской области и Администрацию Абалакского сельского поселения. После получения ответов, была проведена проверка перераспределяемого земельного участка на наличие (отсутствие) оснований отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов и выявлены основания для отказа. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», земельный участок расположен в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения <данные изъяты> по адресу: <адрес>, все работы в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Представитель административного ответчика Департамента недропользования и экологии Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен, в письменном отзыве на административное исковое заявление просит рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований, поскольку Паршуковой И.П. Администрацией Тобольского муниципального района и Департаментом недропользования и экологии <адрес> было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером по причине его нахождения в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс». В соответствии с публичной кадастровой картой земельный участок с кадастровым номером входит в зону культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс». Согласно постановлению Правительства Тюменской области от 09.02.2015 №44-п «Об утверждении проекта организации зон санитарной охраны реки Иртыш для Жуковского водозабора ОАО «СУЭНКО» вышеуказанный участок расположен в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В соответствии с пп.4 п.3.2 все работы в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Проверив доводы административного искового заявления, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тобольского муниципального района вынесено распоряжение , согласно которому Паршуковой И.П. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес> на основании п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, п.п.3, п.16 ст.1.10, п.6 ст.11.9 ЗК РФ, поскольку согласно приложенной схеме, образование земельного участка путем перераспределения земель и земельного участка, не должно приводить у изломанности границ и чересполосице между земельными участками с кадастровыми номерами , , . Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», земли в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Земельный участок расположен в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения: <данные изъяты> по адресу: <адрес> (л.д.<данные изъяты>).

Как следует из представленной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, испрашиваемый земельный участок имеет площадь 1072 кв.м., после его образования, остается небольшая часть из земель общего пользования и образует клин (л.д.<данные изъяты>).

Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером от ДД.ММ.ГГГГ в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения: <данные изъяты> по адресу: <адрес> зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения от ДД.ММ.ГГГГ. Правообладателем значится Паршукова И.П. (л.д.<данные изъяты>).

Как следует из уведомления Федеральной кадастровой палаты от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения на объект незавершенного строительства, сооружение, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.<данные изъяты>).

Согласно ответам Администрации Тобольского муниципального района, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. испрашиваемый земельный участок находится в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс», земельный участок расположен в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения <данные изъяты> пояс III по адресу: <адрес>, все работы в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. (л.д.<данные изъяты>).

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. Паршуковой И.П. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес> (л.д.<данные изъяты>).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. на здание с кадастровым номером по адресу: <адрес>, индивидуальный жилой дом на праве собственности принадлежит Паршуковой И.П. (л.д.<данные изъяты>).

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ Отдела земельных отношений и архитектуры Администрации Тобольского муниципального района в части наличия (отсутствия) оснований для отказа в утверждении схемы по заявлению о перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории (соглашение о заключении перераспределении земель, находящихся в государственной собственности земельного участка, находящегося в частной собственности) по адресу: <адрес> установлено наличие оснований для отказа: зона Абалакского заказника, зона санитарной охраны на объекты водоснабжения: <данные изъяты> пояс III, образование земельного участка путем перераспределения земель и земельного участка, не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам (л.д.<данные изъяты>).

Как следует из ответа Администрации Абалакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемая Паршуковой И.П. часть земельного участка свободна от застройки, сведений о ранее выданных документах на вышеуказанный земельный участок нет, участок не подвержен негативному воздействию вод, запись в похозяйственной книге отсутствует (л.д.<данные изъяты>).

Согласно сообщению Департамента недропользования и экологии Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> не согласовано, поскольку данный участок находится в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс» ввиду их ограниченности в обороте и не подлежит приватизации (<данные изъяты>).

Суду представлено реестровое (кадастровое) дело земельного участка , земельный участок стоит на кадастровом учете, имеется межевой план, границы которого установлены в ЕГРН (л.д.<данные изъяты>).

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В пункте 9 ст.39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований отказа в перераспределении земель и (или) земельных участков, иных оснований отказа земельным законодательством не предусмотрено.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу статьи 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6). Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).

В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1).

Согласно ч. 1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков ;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.

Частью 2 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 11.7. ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

В силу статей 85, 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).

С силу пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (далее ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

В силу п.2 ст.23 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

На основании п.1 ст.24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

11 сентября 2006 года принято Постановление Правительства Тюменской области № 206-п «О создании комплексного заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс» и утверждено Положение о комплексном заказнике регионального значения "Абалакский природно-исторический комплекс".

В силу п.3.1 Положения, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 11 сентября 2007 года № 213-п на территории заказника выделяются зоны: заповедная, рекреационная и зона культурного ландшафта, границы которых установлены Приложением 3.

Согласно п.3.2.1 Положения от 11 сентября 2007 года запрещается предоставление земельных участков для коллективного садоводства и огородничества, ведения индивидуального подсобного хозяйства.

Разрешается осуществление коллективного садоводства и огородничества, ведение индивидуального подсобного хозяйства на участках, предоставленных в собственность или пользование до утверждения настоящего Положения, с применением методов, не ухудшающих состояние окружающей среды (п. 3.2.2.2 Положения от 11 сентября 2007 года).

В границах зоны культурного ландшафта Заказника устанавливается следующий режим хозяйственного использования территории: разрешается по согласованию с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области: предоставление земельных участков под застройку, для коллективного садоводства и огородничества, ведения индивидуального подсобного хозяйства (п. 3.4.2.1 Положения).

В судебном заседании установлено, что право собственности на земельный участок у Паршуковой И.П. возникло после утверждения указанного выше Положения, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, Департаментом недропользования и экологии Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ было не согласовано о предоставлении в собственность путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером .

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах зоны с реестровым номером от ДД.ММ.ГГГГ в зоне санитарной охраны на объекты водоснабжения: <данные изъяты> по адресу: <адрес> зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение об отказе Администрации Тобольского муниципального района в заключении соглашения о перераспределении земельных участков соответствует законодательству и не нарушает права административного истца и данное обстоятельство не привело к принятию незаконного решения, так как ограничения в отношении земельного участка с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с положениями действующего законодательства.

Кроме того, представленный административным истцом проект схемы расположения земельного участка и образование в соответствие с ним новых земельных участков путем перераспределения будет нарушать названный выше принцип земельного законодательства, не соответствует требованиям к образуемым земельным участкам и является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Административным истцом ни в административном исковом заявлении, ни в судебном заседании не приведены конкретные доводы о нарушении прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд, и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства. Вместе с тем факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В силу положений статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Между тем установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий отсутствует.

Оспариваемый в настоящем деле отказ органа местного самоуправления является обоснованным, не противоречит действующему законодательству и не ведет к необоснованному нарушению прав административного истца.

Других доказательств не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 14, 62, 175-180,226,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Паршуковой И.П. к Администрации Тобольского муниципального района, Департаменту недропользования и экологии Тюменской области о признании незаконным распоряжения Администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес>, устранить допущенные нарушения прав и интересов административного истца путем заключения соглашения о перераспределении земель и земельного участка по адресу: <адрес> согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. вх. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тобольский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2021 года.

Судья