Дело № 2а-590/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2022 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
судьи Молотиевского А.Г.,
при секретаре судебного заседания Михайличенко О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску:
- ФИО1, ФИО2 к А. А. городского поселения, третьи лица: Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Донское БВУ) Отдел водных ресурсов по Ростовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (минприроды Ростовской области), Министерство сельского хозяйства Ростовской области (МинсельхозРоссии) Департамент мелиорации (Депмелиорация) ФГБУ "Управление "Ростомелиоводхоз", о признании отказа Администрации незаконным,
установил:
административный истец обратился с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал следующие доводы.
ФИО1 является собственником земельного участка с КН ..., общей площадью 3 602 кв.м, расположенного по адресу: ..., участок под лесополосой, ниже ....
ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 10 514 кв.м, расположенного по адресу: ..., участок под лесополосой, ниже ....
В соответствии с распоряжением ... от ... на разработку проекта планировки и проекта межевания территории в ..., включающей в себя земельные участки с КН ..., ..., ..., а также прилегающие земли муниципального образования «Аксайское городское поселение», выданным Администрацией Аксайского городского поселения, а также в соответствии с заданием на разработку проекта планировки и проекта межевания территории в г. Аксай Ростовской области, включающей в себя земельные участки с КН ..., ..., ..., а также прилегающие земли муниципального образования «Аксайское городское поселение», согласованным Главным архитектором Аксайского района ФИО3 от ... и утвержденным Главой Администрации Аксайского городского поселения от ... в феврале 2021 года ООО «Ярдиз» приступили к выполнению проекта планировки и проекта межевания территории в ..., включающей в себя земельные участки с КН ..., ..., ..., а также прилегающих земель муниципального образования «Аксайское городское поселение».
В процессе разработки проекта планировки и проекта межевания территории в г. Аксай Ростовской области, включающей в себя земельные участки с КН ..., ..., ..., а также прилегающие земли муниципального образования «Аксайское городское поселение» было выявлено несоответствие, которое выражается в следующем:
- в выданном задании на разработку проекта планировки и проекта межевания территории указано, что согласно правил землепользования и застройки Аксайского городского поселения проектируемая территория расположена в зоне жилой застройки первого типа (Ж-1), а также в зоне зеленых насаждений специального назначения (С-3). Согласно генеральному плану Аксайского городского поселения территория относится к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а также к функциональной зоне озелененных территорий специального назначения.
Однако, согласно Правилам землепользования и застройки Аксайского городского поселения (редакция от ...), актуальных на момент разработки проекта планировки и проекта межевания территории, проектируемая территория полностью находилась в зоне (С-3) - зона зеленых насаждений специального назначения.
На момент разработки проекта планировки и проекта межевания территории проектируемая территория согласно Генеральному плану Аксайского городского поселения (редакция от ...) находилась в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
В связи с указанными несоответствиями собственники земельных участков обратились в администрацию Аксайского городского поселения с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки А. городского поселения в отношении земельных участков с КН ...,... в целях их отнесения к территориальной зоне Ж-1/1.
В соответствии с ответом администрации Аксайского городского поселения от .......201/6802 во внесении требуемых изменений отказано со ссылкой на то, что земельные участки с КН ...... в береговой зоне, прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне, а также в запретном поясе лесов, объекта недвижимости с КН ..., расположенного по адресу: ..., с наименованием «открытый подводящий канал в земляном русле».
Собственники земельных участков с КН ..., ... с указанным отказом администрации не согласны, считают его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно ответу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в границах земельных участков с КН ..., ... охранных зон не установлено, в связи с тем, что объект с наименованием «открытый подводящий канал в земляном русле» не относится к водному хозяйству.
Также из Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области имеется ответ о том, что земельные участки с КН ..., ... не относятся к землям лесного фонда. Минприроды Ростовской области в своем ответе указало, что оба земельных участка находятся в черте населенного пункта, имеют категорию «земли населенных пунктов», принадлежат на праве собственности заявителям, распоряжаться которыми, а также осуществлять иные действия в отношении находящихся на них зеленых насаждений Минприроды полномочий не имеет.
На основании изложенного, истцы просили суд:
- признать отказ Администрации Аксайского городского поселения от 20.12.202Нода ....201/6802 незаконным,
- обязать Администрацию Аксайского городского поселения в течение 30 календарных дней со дня принятия решения по настоящему исковому заявлению подготовить проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки Аксайского городского поселения (графическая часть — карта градостроительного зонирования Аксайского городского поселения, карта градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории Аксайского городского поселения), включив в проект изменение территориальной зоны С-3 на территориальную зону Ж-1/1 в отношении земельных участков с КН ..., ..., и направить его Председателю Собрания депутатов — Главе Аксайского городского поселения для принятия решения о проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Аксайского городского поселения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями часть 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО1 является собственником земельного участка с КН ..., общей площадью 3 602 кв.м, расположенного по адресу: ..., участок под лесополосой, ниже ....
ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 10 514 кв.м, расположенного по адресу: ..., участок под лесополосой, ниже ....
В соответствии с распоряжением ... от ... на разработку проекта планировки и проекта межевания территории в ..., включающей в себя земельные участки с кадастровыми номерами ..., ..., ..., а также прилегающие земли муниципального образования «Аксайское городское поселение», выданным Администрацией Аксайского городского поселения, а также в соответствии с заданием на разработку проекта планировки и проекта межевания территории в ..., включающей в себя земельные участки с КН ..., ..., ..., а также прилегающие земли муниципального образования «А. городское поселение», согласованным Главным архитектором Аксайского района ФИО3 от ... и утвержденным Главой Администрации Аксайского городского поселения от ... в феврале 2021 года ООО «Ярдиз» приступили к выполнению проекта планировки и проекта межевания территории в ..., включающей в себя земельные участки с КН ..., ..., ..., а также прилегающих земель муниципального образования «Аксайское городское поселение».
В процессе разработки проекта планировки и проекта межевания территории в г. Аксай Ростовской области, включающей в себя земельные участки с КН ..., ..., ..., а также прилегающие земли муниципального образования «Аксайское городское поселение» было выявлено несоответствие, которое выражается в следующем:
- в выданном задании на разработку проекта планировки и проекта межевания территории указано, что согласно правил землепользования и застройки Аксайского городского поселения проектируемая территория расположена в зоне жилой застройки первого типа (Ж-1), а также в зоне зеленых насаждений специального назначения (С-3). Согласно генеральному плану Аксайского городского поселения территория относится к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а также к функциональной зоне озелененных территорий специального назначения.
Однако, согласно Правилам землепользования и застройки Аксайского городского поселения (редакция от ...), актуальных на момент разработки проекта планировки и проекта межевания территории, проектируемая территория полностью находилась в зоне (С-3) - зона зеленых насаждений специального назначения.
На момент разработки проекта планировки и проекта межевания территории проектируемая территория согласно Генеральному плану Аксайского городского поселения (редакция от ...) находилась в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
В связи с указанными несоответствиями собственники земельных участков обратились в администрацию Аксайского городского поселения с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Аксайского городского поселения в отношении земельных участков с КН ...,... в целях их отнесения к территориальной зоне Ж-1/1.
В соответствии с ответом А. А. городского поселения от .......201/6802 во внесении требуемых изменений отказано со ссылкой на то, что земельные участки с КН ..., ... в береговой зоне, прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне, а также в запретном поясе лесов, объекта недвижимости с КН ..., расположенного по адресу: ..., с наименованием «открытый подводящий канал в земляном русле».
Собственники земельных участков с КН ..., ... с указанным отказом А. не согласны, считают его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно ответу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в границах земельных участков с КН ... охранных зон не установлено, в связи с тем, что объект с наименованием «открытый подводящий канал в земляном русле» не относится к водному хозяйству.
Также из Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области имеется ответ о том, что земельные участки с КН ..., ... не относятся к землям лесного фонда. Минприроды Ростовской области в своем ответе указало, что оба земельных участка находятся в черте населенного пункта, имеют категорию «земли населенных пунктов», принадлежат на праве собственности заявителям, распоряжаться которыми, а также осуществлять иные действия в отношении находящихся на них зеленых насаждений Минприроды полномочий не имеет.
Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) Департамент мелиорации ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» в своем ответе от ...... указало на то, что границы земельного участка под объектом с наименованием «открытый подводящий канал в земляном русле» с КН ... не пересекают границы земельных участков с КН ..., ....
Как следует из пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
В ЕГРН сведения о зонах с особыми условиями использования территории, указанных в оспариваемом отказе Администрации Аксайского городского поселения отсутствуют.
Согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости об объектах недвижимости земельные участки с КН ..., ... принадлежат истцам на праве собственности, расположены в землях в категории - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства, обременения и ограничения отсутствуют.
Из ответа Администрации Аксайского городского поселения на обращение истцов на валку и опиловку деревьев, следует, что земельные участки с КН ..., ... расположены в зоне индивидуальной жилой застройки (ИЖС), имеют вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», такое разрешение не требуется.
Ранее, земельные участки с КН ... и ..., согласно Правил землепользования и застройки Аксайского городского поселения (редакция от ...), находились в территориальной зоне Ж-1 - зона жилой застройки первого типа, в связи с чем им и был присвоен вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Аксайского городского поселения по состоянию на 2017 год, принадлежащие истцам земельные участки находились в рекреационной зоне.
Решением Собрания депутатов Аксайского городского поселения от ... внесены изменения в Правила землепользования и застройки Аксайского городского поселения, в соответствии с которыми расположение спорных земельных участков определилось в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами. Территориальная зона выделена для размещения индивидуальных жилых домов - отдельно стоящих зданий, не предназначенных для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, с количеством надземных этажей не более чем три, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, связанных с проживанием в таком здании.)
... вынесено распоряжение Администрации Аксайского городского поселения ... о подготовке проекта межевания территории, которое распространялось в том числе и на спорные земельные участки.
В 2019 году истцы привели, принадлежащие им спорные земельные участки в предусмотренном законом порядке, в соответствие с Правилами землепользования и застройки Аксайского городского поселения на основании выписки из Правил землепользования и застройки Аксайского городского поселения.
В ноябре 2019 года Администрацией Аксайского городского поселения подготовлено постановление о внесение изменений в генеральный план Аксайского городского поселения, в соответствии с которым земельные участки с КН ..., ... определяются в зоне Ж-1.
В связи с чем, до июля 2020 года, в соответствии Правилами землепользования и застройки Аксайского городского поселения, принадлежащие истцам земельные участки с КН ..., ... находились в зоне Ж-1.
По состоянию на 2021 год, согласно генеральному плану Аксайского городского поселения, принадлежащие истцам земельные участки с КН ..., ... находятся в границах функциональной зоны застройки индивидуальными жилыми домами, а в Правилах землепользования и застройки Аксайского городского поселения.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, отказом Администрации Аксайского городского поселения от .......201/6802, нарушены права и законные интересы собственников земельных участков с КН ..., ....
В рамках рассмотрения настоящего дела, судом были направлены соответствующие запросы с целью подтверждения оснований, послуживших причиной отказа в подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки Аксайского городского поселения в отношении земельных участков с КН ..., ....
Согласно сведениям, представленным Департаментом мелиорации, земельной политики и госсобственности, границы участков с КН ..., ... не пересекают границ охранных зон гидротехнического сооружения «Открытый подводящий канал в земляном русле».
Согласно ответу Минприроды Ростовской области в границах участков с КН ..., ... земли лесного фонда и особо охраняемые природные территории регионального значения отсутствуют.
Согласно ответу МКУ Аксайского городского поселения «Благоустройство и ЖКХ» участки с КН ..., ... не относятся к землям, занятым Аксайскими городскими лесами.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе, внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления, городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Процедура внесения изменений в генеральный план регламентирована статьями 9, 24 и 25 ГрК РФ.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно части 16 статьи 24 ГрК РФ обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной организации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план вправе органы государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется статьей 33 ГрК РФ.
Согласно пункту 2 части 2 указанной нормы права основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателя, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно части 5 статьи 33 ГрК РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами, приходит к выводу об удовлетворении административного иска, при этом исходит из того, что основания, указанные в отказе Администрации от ......, согласно которым земельные участки с КН ..., ... в береговой зоне, прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне, а также в запретном поясе лесов, объекта недвижимости с КН ..., расположенного по адресу: ..., с наименованием «открытый подводящий канал в земляном русле» своего подтверждения материалами не нашли, таким образом, требования административных истцов направлены на реализацию их прав и законных интересов, вследствие чего, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил :
признать отказ Администрации Аксайского городского поселения от ...... незаконным,
Обязать Администрацию Аксайского городского поселения в течение 30 календарных дней со дня принятия решения по настоящему исковому заявлению подготовить проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки Аксайского городского поселения (графическая часть — карта градостроительного зонирования Аксайского городского поселения, карта градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории Аксайского городского поселения), включив в проект изменение территориальной зоны С-3 на территориальную зону Ж-1/1 в отношении земельных участков с КН ..., ..., и направить его Председателю Собрания депутатов — Главе Аксайского городского поселения для принятия решения о проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Аксайского городского поселения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Решение составлено 28.02.2022.
Судья :