ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3768/16 от 27.05.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-3768/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2016 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Московка М.С.

при секретаре Сехиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям администрации г.Барнаула к Управлению Алтайского края по культуре и архивному делу о признании незаконными предписаний о возложении обязанности по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.Барнаула обратилась в суд с административными исками к Управлению Алтайского края по культуре и архивному делу о признании незаконными предписаний о возложении обязанности по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

В обоснование требований указано, что в администрацию г.Барнаула поступили предписания Управления по культуре и архивному делу Алтайского края от 24.11.2015г. № 02-36/06 о возложении на КЖКХ г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Особняк купеческий», начало XX века, расположенного по адресу <...>; от 20.10.2015г. № 02-36/04 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором жил Герой Советского Союза И.Т. Гулькин», 1922-1942г.г., расположенного по адресу <...>; от 19.10.2015г. № 02-36/02 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой», 1931г., расположенного по адресу <...>; от 24.11.2015г. № 02-36/05 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой со встроенными торговыми помещениями», 1930-е годы, расположенного по адресу Алтайский край г.Барнаула пр-т. Ленина 26.

Согласно данным предписаниям на администрацию г.Барнаула возложена обязанность по выполнению в том числе, проекта комплексной реставрации, включая инженерное обследование несущих конструкций здания; выполнение комплексной реставрации.

Административный истец считает данные предписания незаконными. Обязанность по финансированию расходов на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия регионального значения лежит на собственнике либо субъекте Российской Федерации – Алтайском крае. Финансирование из средств местных бюджетов расходных обязательств, возникших в результате принятия решений органами государственной власти, не допускается. Следовательно, оснований для финансирования органами местного самоуправления проектных, ремонтных и реставрационных работ указанных объектов культурного наследия нет. Законодатель урегулировал организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, порядок проведения и финансирования работ по капитальному ремонту, очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта РФ.

Тем самым оспариваемые предписания противоречат действующему гражданскому и жилищному законодательству и возлагают на органы местного самоуправление выполнение дополнительных обязанностей. Основания для принятия Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу предписаний о возложении обязанностей на органы местного самоуправления по проведению проектных, ремонтных и реставрационных работ нормативными правовыми актами не предусмотрены.

С учетом изложенного со ссылками на ст. 219 КАС РФ, ст. 156, 167-169 ЖК РФ, ст. 209 ГК РФ, ст. 7 Закона АК от 12.05.2005г. № 32-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае», ст. 40 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и т.д., просят, признать незаконными предписания Управлению Алтайского края по культуре и архивному делу: от 24.11.2015г. № 02-36/06 о возложении на КЖКХ г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Особняк купеческий», начало XX века, расположенного по адресу <...>; от 20.10.2015г. № 02-36/04 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором жил Герой Советского Союза И.Т. Гулькин», 1922-1942г.г., расположенного по адресу <...>; от 19.10.2015г. № 02-36/02 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой», 1931г., расположенного по адресу <...>; от 24.11.2015г. № 02-36/05 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой со встроенными торговыми помещениями», 1930-е годы, расположенного по адресу Алтайский край г.Барнаула пр-т. Ленина 26.

Определением Центрального районного суда г.Барнаула от 15.04.2016г. соединены административные дела № 2а-3768/16, № 2а-3769/2016, 2а-3770/2016, 2а-3771/2016 по административным искам администрации г.Барнаула к Управлению Алтайского края по культуре и архивному делу о признании незаконным предписаний о возложении обязанности по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия в одно производство, делу присвоен номер 2а-3768/2016.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 на удовлетворении административных исков настаивали в полном объеме, по доводам, изложенным в исках. Дополнительно пояснили, что предписания выданы ненадлежащему органу. По ряду объектов приватизация была начата БМК, до передачи объектов в муниципальную собственность. По ряду объектов имеются решения судов о возложении обязанности по проведению капитального ремонта, которыми определен перечень и объем работ. Те работы, которые указаны в предписании к капитальному ремонту не относятся. На момент отнесения объектов недвижимости к объектам культурного наследия, данные объекты не находились в собственности у муниципального образования. Орган, выдавая предписание, должен подтвердить неисполненную обязанность наймодателя по капитальному ремонту. Обязанность не исполнена государством на момент приватизации. Кроме того, представители администрации г.Барнаула не приглашались на осмотр объектов недвижимости при определении специалистами Управления объема работ, которые необходимо выполнить, оспаривают необходимость выполнения работ, указанных в предписаниях. Полагают, что все предписания были адресованы именно администрации г.Барнаула. В КЖКХ предписание уполномоченным органом не направлялось.

Представитель заинтересованного лица КЖКХ г.Барнаула ФИО2 поддержала позицию административного истца, также просила иски удовлетворить в полном объеме.

Представители административного ответчика ФИО3, ФИО4 административные иски не признали в полном объеме, по доводам письменных возражений. ФИО3 дополнила, что в силу действующего законодательства органам охраны объектов культурного наследия предоставлено право выдавать предписания. Именно специалистом органа по охране объектов культурного наследия составлен акт технического состояния объекта, где определено техническое состояние объекта в настоящее время. Предписания включают в себя разработку проекта и проведение реставрации объектов культурного наследия. Предписания содержат перечень работ и сроки, в которые их необходимо выполнить. Перечень работ определяется органом охраны и направляется обязанному лицу. С учетом годов постройки объектов недвижимости, предусмотренные законом сроки эффективной эксплуатации истекли. Полагали, что администрация г.Барнаула является бывшим наймодателем, в связи с чем, предписания были адресованы именно указанному органу, а администрация в соответствии с Уставом реализует свои полномочия через отделы и комитеты. Реставрационные работы входят в состав работ по капитальному ремонту объектов недвижимости. На объектах культурного наследования может проводиться капитальный ремонт по согласованию с органом охраны объектов культурного наследия.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Постановлением Администрации АК от 24.12.2009г. № 537 утверждено Положение «Об Управлении АК по культуре и архивному делу».

Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 73-ФЗ, устанавливающим особенности и порядок проведения ремонтных работ на зданиях, обладающих статусом объекта культурного наследия (по разрешению и согласованию органа охраны памятников - управления края по культуре и архивному делу), ограничения (обременения) прав на данные объекты, требования к их сохранению, содержанию и использованию.

Согласно ч. 1 ст. 3 закона Алтайского края от 12.05.2005 № 32-3C «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» (далее - закон № 32-3C) органом охраны объектов культурного наследия Алтайского края является управление Алтайского края по культуре и архивному делу.

Управление Алтайского края по культуре и архивному делу (далее - "Управление") является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим на территории Алтайского края государственную политику в сфере культуры, искусства, кинематографии, художественного образования, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия на территории Алтайского края и в области архивного дела, осуществляющим государственное управление архивным делом в Алтайском крае (п.1 Положения).

Полномочия Управления закреплены в разделе 6 Положения. Так, в частности, к полномочиям Управления относится осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для чего вправе: проводить проверку выполнения требований законодательства Российской Федерации и Алтайского края юридическими и физическими лицами в установленной сфере деятельности; выдавать письменные предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации): федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия (п.3 ч.1 ст. 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) (п. 4.1. ч.1 ст. 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ).

Под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).

Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания, в том числе: об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия (ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ).

Подготовка и утверждение охранных обязательств собственников и иных законных владельцев объектов культурного наследия (далее - охранное обязательство) отнесено к полномочиям Управления (ст. 9.2, ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ).

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных полномочий статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» утверждена форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения. Согласно требованиям охранного обязательства (п. 13 раздела 2) состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в отношении которого утверждено охранное обязательство, определяется Управлением на основании акта технического состояния объекта. В соответствии с пунктом 6.3 Порядка подготовки и утверждения охранного обязательства требования к составу и срокам (периодичности) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия могут быть установлены предписаниями соответствующего Органа охраны.

Статьей 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что охранным обязательством устанавливаются в частности требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст. 47.2 данного закона.

Согласно положениям ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что здания, расположенные по адресу: <...>, <...>, <...> состоят на государственной охране на основании постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.12.1994 № 169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края»

Здание, расположенное по адресу: <...>, состоит на государственной охране на основании решения исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 24.03.1989 №108 «Об отнесении недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения».

В отношении жилого дома № 92 по проспекту Ленина г.Барнаула имеется вступившее в законную силу решение Центрального районного суда г.Барнаула от 14 апреля 2015 года, которым суд обязал комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда получить в Управлении Алтайского края по культуре и архивному делу разрешение на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по пр. Ленина, 92, в г. Барнауле; подготовить проектную документацию на выполнение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по пр. Ленина, 92, в г. Барнауле, согласовав ее с Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу; обязал комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в срок до 31 декабря 2015 г. провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по пр. Ленина, 92, в г. Барнауле, с соответствии с согласованной с Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу проектной документацией.

При этом, установлено, что указанный выше жилой дом находился ранее в собственности городского округа-Барнаул и ответчик выступал ранее в качестве наймодателя.

В отношении дома по адресу <...> состоялось решение Октябрьского районного суда г.Барнаула от 7 августа 2012г., которым на КЖКХ г.Барнаула возложена обязанность в 2013г. выполнить работы по капитальному ремонту жилого дома.

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Барнаула от 24.12.2013г. на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула возложена обязанность провести капитальный ремонт конструктивных элементов дома по ул.Анатолия,68/ пр.Ленина, 26: конструкции крыши строения литера А, кровли строений литеров А, А1, систем центрального отопления, горячего, холодного водоснабжения, электроснабжения строений литер А, А1, системы канализации строения литер А.

19.10.2011г. между ККЖХ г.Барнаула и ООО «СЕЛФ» был заключен муниципальный контракт № 118 на выполнение капитального ремонта фасадов памятников истории и культуры по адресу <...>.

Приказами Управления АК по культуре и архивному делу №№ 429 от 21.09.2015г., № 456 от 05.10.2015г., № 457 от 05.10.2015г., № 455 от 05.10.2015г. утверждены охранные обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в отношении вышеуказанных объектов недвижимости, а также утверждены акты технического состояния объектов культурного наследия, определены перечни работ по сохранению объектов культурного наследия и благоустройства его территории.

Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу на основании ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона АК от 12.05.2005г. № 32-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае», охранных обязательств и актов технического состояния, утвержденных приказами управления Алтайского края по культуре и архивному делу, в целях сохранения объектов культурного наследия вынесены предписания: от 24.11.2015г. № 02-36/06 о возложении на КЖКХ г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Особняк купеческий», начало XX века, расположенного по адресу <...>; от 20.10.2015г. № 02-36/04 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором жил Герой Советского Союза И.Т. Гулькин», 1922-1942г.г., расположенного по адресу <...>; от 19.10.2015г. № 02-36/02 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой», 1931г., расположенного по адресу <...>; от 24.11.2015г. № 02-36/05 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой со встроенными торговыми помещениями», 1930-е годы, расположенного по адресу Алтайский край г.Барнаула пр-т. Ленина 26. Предписаниями определен перечень работ по сохранению объектов культурного наследия, а также установлен срок исполнения.

Лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязано (обязаны) в установленные охранным обязательством сроки:

обеспечить финансирование и организацию проведения научно- исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

в случае обнаружения при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, незамедлительно приостановить работы и направить в течение трех рабочих дней со дня их обнаружения заявление в письменной форме об указанных объектах в региональный орган охраны объектов культурного наследия. Дальнейшее взаимодействие регионального органа охраны объектов культурного наследия с лицами, указанными в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, в отношении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном статьей 36 настоящего Федерального закона;

организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.

Обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (ст. 56.1 ФЗ 3 73-ФЗ).

Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории содержалась в ст. 141 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 24 июня 1983 года, с последующими изменениями и дополнениями.

В силу ст.ст. 6, 7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.

В соответствии со ст.16 Закона «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» (в первоначальной редакции) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, осуществляется, как правило, после проведения наймодателем капитального ремонта. При согласии граждан за непроизведенный ремонт наймодателем может выплачиваться соответствующая компенсация.

Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4199-1 в указанную статью внесены изменения. Согласно новой редакции нормы приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Последующее изменение нормы связано только с включением в нее слова «бывшим» (наймодателем).

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01 марта 2005 года №389-О-О, определяя в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16).

Данное законоположение, имеющее обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, - безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований.

В силу положений ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

В соответствии с положениями ст. 60 Жилищного кодекса РФ наймодателем жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда является его собственник, действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления либо управомоченное им лицо.

Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципального образования выступают органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Пунктом 57 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края установлены полномочия администрации города в области жилищно- коммунального хозяйства, в силу которых администрация организует содержание муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства.

Свои полномочия администрация города реализует через отделы, управления и комитеты.

Между тем, органом местного самоуправления специальной компетенции, наделенным полномочиями по решению вопросов реализации муниципальной политики в области экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства города является КЖКХ г.Барнаула.

Согласно ст.63.4 Устава Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула - орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством города, который: обеспечивает разработку и выполнение программ по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города; осуществляет содержание и учет муниципального жилищного фонда, контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда; проводит в установленном порядке открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом; осуществляет иные полномочия, предусмотренные муниципальными правовыми актами.

Пунктом 1 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 №694, предусмотрено, что Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее - комитет) является органом местного самоуправления, реализующим муниципальную политику в области экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства города (далее - ЖКХ). Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, печать с изображением герба города Барнаула и со своим наименованием, а также бланки и штампы.

Пунктом 3.5 Положения предусмотрено, что КЖКХ г.Барнаула осуществляет полномочия муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд, в том числе при проведении капитального ремонта муниципального жилищного фонда, при проведении работ по перепланировке и (или) переустройству нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, расположенных в многоквартирных домах, а также иных работ, необходимых для использования помещений в качестве жилых помещений; приобретении жилых помещений, специальной техники для подведомственных муниципальных предприятий и учреждений и т.д.

Как следует из пояснений представителей Управления Алтайского края по культуре и архивному делу, указанные в предписаниях работы относятся к капитальному ремонту.

В соответствии с Приложением № 9 к Приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988г. № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» к дополнительным работам, производимым при капитальном ремонте зданий и объектов в том числе относятся: обследование зданий и изготовление проектно-сметной документации; проведение ремонтно-реставрационных работ, памятников, находящихся под охраной государства и т.д.

Оспариваемые предписания носят адресный характер, и выданы администрации г.Барнаула. При этом, КЖКХ г.Барнаула является самостоятельным юридическим лицом, наделенным полномочиями в вышеуказанной сфере. При наличии органа местного самоуправления, наделенного полномочиями в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством города, администрация г.Барнаула не может являться муниципальным заказчиком при заключении муниципальных контрактов, в том числе и на проведение работ, указанных в предписаниях.

При таких обстоятельствах, оспариваемые предписания выданы ненадлежащему органу, в связи с чем, не могут быть признаны законными.

Поскольку все оспариваемые предписания были адресованы администрации г.Барнаула, поступили в администрацию, суд приходит к выводу, что административный истец вправе обжаловать указанные предписания. Тот факт, что в предписании от 24.11.2015г. № 02-36/06 в качестве исполнителя работ указан Комитет ЖКХ г.Барнаула, правового значения не имеет, поскольку предписание было адресовано и поступило в администрацию г.Барнаула. КЖКХ г.Барнаула является самостоятельным юридическим лицом. Как следует из пояснений представителя КЖКХ г.Барнаула, в Комитет данное предписание Управлением не направлялось, о его существовании стало известно в ходе обжалования предписаний администрацией г.Барнаула.

Поскольку обжалуемые предписания выданы ненадлежащему органу, остальные доводы сторон правого значения для разрешения спора по существу значения не имеют.

В соответствии с подп. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ судом проверен срок обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, сроки поступления предписаний в администрацию г.Барнаула: 22.10.2015г., 26.11.2015г., 26.11.2015г., 26.10.2015г., с административными исковыми заявлениями в суд административный истец обратился 19.01.2016 года, указанный срок им не пропущен.

Согласно ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При установленных обстоятельствах и приведенных правовых нормах суд признает незаконными предписания Управлению Алтайского края по культуре и архивному делу: от 24.11.2015г. № 02-36/06 о возложении на КЖКХ г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Особняк купеческий», начало XX века, расположенного по адресу <...>; от 20.10.2015г. № 02-36/04 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором жил Герой Советского Союза И.Т. Гулькин», 1922-1942г.г., расположенного по адресу <...>; от 19.10.2015г. № 02-36/02 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой», 1931г., расположенного по адресу <...>; от 24.11.2015г. № 02-36/05 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой со встроенными торговыми помещениями», 1930-е годы, расположенного по адресу Алтайский край г.Барнаула пр-т. Ленина 26, удовлетворяя заявленные требования.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконными предписания Управлению Алтайского края по культуре и архивному делу: от 24.11.2015г. № 02-36/06 о возложении на КЖКХ г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Особняк купеческий», начало XX века, расположенного по адресу <...>; от 20.10.2015г. № 02-36/04 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором жил Герой Советского Союза И.Т. Гулькин», 1922-1942г.г., расположенного по адресу <...>; от 19.10.2015г. № 02-36/02 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой», 1931г., расположенного по адресу <...>; от 24.11.2015г. № 02-36/05 о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой со встроенными торговыми помещениями», 1930-е годы, расположенного по адресу Алтайский край г.Барнаула пр-т. Ленина 26.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С. Московка