Дело №2а-3769/21
Строка 3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
УИД № 36RS0004-01-2021-004186-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28.09.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С..,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Туапсинского городского поселения о признании незаконным действий (бездействий), выразившихся в уклонении от государственной регистрации договора,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административном иском к администрации Туапсинского городского поселения о признании незаконным действий (бездействий), выразившееся в уклонении от государственной регистрации договора аренды земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером № и обязании совершить указанные действия в течение 5 дней после вступления решения в законную силу.
В административном иске указано, что согласно протоколу №30/1 от 03.07.2018г. ФИО1 является победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, КН №, и с ним заключен договор аренды от 18.07.2018г. №5100008796.
Как указывают административные истца, администрация Туапсинского городского поселения допускает бездействие в форме уклонения от передачи в Управление Росреестра по Краснодарскому краю заявления о государственной регистрации договора аренды земельного участка по <адрес> с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства и одновременно от передачи оригиналов договора аренды и необходимых документов для подачи заявления арендатором ФИО1.
По мнению административных истцов, оспариваемый отказ нарушает их право на государственную регистрацию договора аренды сроком на 20 лет, принятие в отношения их предусмотренного законом решения, пользование земельным участком и на выкуп земельного участка с прекращением обязанности по уплате арендной платы, исполнение договора об оказании услуг от 20.06.2018г.
Считая свои права нарушенными, административные истцы обратились в суд и просят: признать незаконным уклонение административного ответчика от совершения действий, необходимых для государственной регистрации договора аренды земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером №; обязать ответчика совершить указанные действия в течение 5 дней после вступления решения в законную силу.
Административные истцы ФИО2 и ФИО1, представитель административного ответчика Администрация Туапсинского городского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке путем направления заказной почтовой корреспонденции с уведомлениями (ст.96 КАС РФ).
Кроме того, информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В силу частей 8, 9 ст.96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В соответствии со ст.150, ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (часть 1.1 ст.219 КАС РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы обратились в суд с настоящим иском 10.06.2021 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента, когда им стало известно о нарушении своих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу №30/1 о подведении итогов аукциона на право заключения договоров аренды от 03.07.2018 года, ФИО1 является победителем аукциона на право заключения аренды земельного участка площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д.8-13).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между ФИО1 и ФИО2 заключен договор о совместной деятельности от 29.05.2019 г., согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для регистрации договора аренды, получения разрешения на строительство и последующего выкупа земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, КН № (л.д.7).
ФИО1 обратился с заявлением от 24.10.2019 года №471-смю в адрес администрации Туапсинского городского поселения, в котором просил повторно передать договор аренды земельного участка от 18.07.2018г. № земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, КН №, на государственную регистрацию (л.д.14).
В соответствии с пунктом 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.
Задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него. Не допускается требовать от победителя аукциона, иного лица, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, возмещение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ в отношении земельного участка, являющегося предметом указанных договоров, а также расходов, связанных с организацией и проведением аукциона (п. 21, 22 ст. 39.12 ЗК РФ).
Согласно пунктам 25, 26 ст. 39.12 ЗК РФ если договор купли-продажи или договор аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также договор о комплексном освоении территории в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.
В случае, если в течение тридцати дней со дня направления участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории этот участник не представил в уполномоченный орган подписанные им договоры, организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона или распорядиться земельным участком иным образом в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 22 января 2020 г. по административному делу №2а-272/2020 исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворены, частично: признано незаконным бездействие администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в уклонении от регистрации аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, путем не предоставления в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю договора аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона от 18.07.2018 г. №5100008796; в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к главе Туапсинского городского поселения Туапсинского района ФИО3, начальнику отдела имущественных и земельных отношений администрации Туапсинского городского поселения ФИО4, главному специалисту МБУ ТГП «Управление земельных ресурсов» ФИО5, ФИО6 отказано; в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказано.
В ходе рассмотрения дела №2а-272/2020 судом установлено, что администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района по результатам подведения итогов аукциона был подготовлен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, заключаемого по итогам аукциона №5100008796 от 18 июля 2018 года.
Согласно предмету договора, арендодатель (администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района) приняла на себя обязательства предоставить арендатору (ФИО1) во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, общей площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома, со сроком аренды 10 лет.
Как следует из письменных пояснений административных ответчиков и материалов дела, 03.09.2018 г. три копии договора аренды посредствам почтового отправления для подписания и регистрации в межмуниципальном отделе по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю были направлены в адрес арендатора ФИО1 и получены последним 10.09.2018 г.
Указанные экземпляры договоров ответчиками неоднократно исправлялись, ввиду допущенных в них ошибок и повторно высылались в адрес арендатора.
Как достоверно установлено материалами дела, из текста решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю №25-РЗ/2019 от 24 декабря 2019 года, ФИО1 был подписан договор аренды, три экземпляра которого 21 августа 2019 года посредствам почтового отправления возвращены в адрес администрации Туапсинского городского поселения.
Таким образом, между сторонами подписан договор аренды земельного участка, заключенный по результатам аукциона от 18.07.2018 г. №5100008796, с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома, срок действия до 18.07.2028 г.
Оформленные надлежащим образом сторонами экземпляры указанного договора аренды в настоящее время находятся в администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района. Доказательств в опровержение указанных обстоятельств суду не представлено.
Нахождение в данный момент трех подписанных экземпляров договора аренды у административного ответчика, лишает ФИО1 возможности провести их регистрацию самостоятельно, что в свою очередь не свидетельствует о его уклонении от такой регистрации. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации и в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, в случае если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона № 218-ФЗ.
Из буквального толкования названной нормы следует, что именно орган местного самоуправления выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.
Следовательно, именно на администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района, как орган местного самоуправления, возложена обязанность по совершению действий, связанных с государственной регистрацией договора аренды земельного участка.
28.04.2021 года ФИО1 вновь обратился с заявлением в администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района с просьбой выслать ему 3 экземпляра подписанных договоров аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № для передачи их на государственную регистрацию (л.д.15).
Доказательств того, что административный ответчик администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района отреагировал на повторное обращение административного истца ФИО1 и обратился в регистрирующий орган по поводу регистрации договора аренды земельного участка, в нарушение ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ ответчиками суду не представлено, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению с возложением обязанности на орган местного самоуправления направить договор аренды земельного участка на государственную регистрацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным уклонение администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от совершения действий, необходимых для государственной регистрации договора аренды земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером №.
Обязать администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу направить договор аренды земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером № для государственной регистрации, о результатах исполнения решения суда сообщить в двухнедельный срок с даты вступления решения суда в законную силу административному истцу и в суд.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.10.2021 года
Дело №2а-3769/21
Строка 3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
УИД № 36RS0004-01-2021-004186-89