ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-376/2021 от 19.04.2021 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-376/2021

УИД 65RS0017-01-2021-000245-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2021 года г. Холмск Сахалинской области

Холмский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Бакулина П.В.,

при секретаре Мищенко А.Н.,

с участием представителя административного истца Яненко В.О.,

представителя заинтересованного лица – Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Елизарова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОГАУ ЦМСР «Чайка» к Министерству экологии Сахалинской области о признании незаконным распоряжения Министерства экологии Сахалинской области от 12.11.2020г. № 778-р об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 12.11.2020г. № 330, о признании незаконным распоряжения Министерства экологии Сахалинской области от 16.11.2020г. № 801-р о внесении изменений в распоряжение Министерства экологии Сахалинской области от 20.04.2020г. № 133-р, обязании выдать положительное заключение экспертизы проекта освоения лесов,

УСТАНОВИЛ:

ОГАУ ЦМСР «Чайка» обратилось в суд с административным иском к Министерству экологии Сахалинской области. В обоснование указало, что распоряжением министерства экологии Сахалинской области от 20.04.2020г. № 133-р на основании заявления истцу предоставлен в постоянное (Бессрочное) пользование для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов и причалов, лесной участок с местоположением: РФ, Сахалинская область, Холмское лесничество, Костромское, часть 1 участковое лесничество, квартал 74 (части выделов 4,5,6), площадью 4,3063 га, с кадастровым номеров 65:08:0000031:996.

В приложениях № 1, 2, 3 к данному распоряжению указаны схема лесного участка, акта приема-передачи, условия осуществления постоянного бессрочного пользования.

В соответствии с пп.3.1 раздела 3 Приложения № 3ст. к указанному распоряжению истец подготовил проект освоения лесов, который передан на экспертизу ответчику.

Распоряжением от 12.11.2020г. № 778-р об утверждении заключения экспертизы проекта освоения лесов, истцу утвердили отрицательное заключение от 12.11.2020г. № 330.

Согласно данному заключению ответчик сослался на техническую ошибку и сведения из государственного лесного реестра Холмского лесничества и сделал выводы о том, что переданный в пользование лесной участок отнесен к особо защитным участкам эксплуатационных лесов, в которых запрещено размещение запланированного объекта, не связанного с созданием инфраструктуры, а также рубка лесных насаждений.

Также распоряжением от 16.11.2020г. № 801-р о внесении изменений в распоряжение министерства экологии Сахалинской области от 20.04.2020г. № 133-р в приложение № 2 к распоряжению от 20.04.2020г. № 133-р, в таблицу № 5 «Особо защищенные участки лесов» ответчик внес изменения, в связи с чем выделенные истцу участки относятся к особо защитным участкам леса.

Считает, что отнесение выделенных лесных участков к особо защитным участкам лесов (по тексту – ОЗУ) относится к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства (Россельхоз).

Также согласно п.п. «в» п. 3 Перечня в эксплуатационных лесах, резервных лесах, за исключением особо защитных участков допускается строительство водохранилищ с плотинами из грунтовых материалов с железобетонными водопропускными сооружениями. ЕГРН не содержит сведения об ограничениях и обременениях, в графе «виды разрешенного использования» указывается для ведения лесного хозяйства.

Кроме того, в соответствии с приложением № 2 к распоряжению от 20.04.2020г. № 133-р в таблице № 5 «Особо защищенные участки лесов» какие-либо категории лесов, относящихся к особо защищенным, не установлены.

В соответствии с актом натурального технического обследования лесного участка от 17.04.2020г. № 64 категории лесов, относящихся к особо защищенным, не установлены. В этом же акте указано, что вид разрешенного использования соответствует лесохозяйственному регламенту лесничества, предоставленный участок для заявленного использования допустим.

В соответствии с картой-схемой распределения лесов Сахалинской области предоставленный истцу участок относится исключительно к эксплуатационным, не отнесен в соответствии с Лесным кодексом РФ к особо защитным участкам эксплуатационных лесов.

В административном исковом заявлении истец просит признать незаконными: 1) распоряжение Министерства экологии Сахалинской области от 12.11.2020г. № 778-р об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 12.11.2020г. № 330, 2) распоряжение Министерства экологии Сахалинской области от 16.11.2020г. № 801-р о внесении изменений в распоряжение Министерства экологии Сахалинской области от 20.04.2020г. № 133-р, а также обязать Министерство выдать положительное заключение экспертизы проекта освоения лесов.

В судебном заседании представитель административного истца Яненко В.О. доводы заявленных требований поддержал. Дополнительно пояснил, что на выделенном участке рубку деревьев производить нет необходимости, поскольку там расположен валежник, зеленых насаждений не имеется. ОЗУ появились после того, как им вручили отрицательное заключение экспертизы проекта освоения лесов. Считает, что Министерство самостоятельно внесло сведения об ОЗУ, определив ее как техническую. 4, 5, 6 выделы предоставленного лесного участка не имеют ОЗУ. Согласно выписке из государственного лесного реестра на лесном участке допускается строительство водохранилищ. Поскольку ответчик предоставил лесной участок, то не мог вносить сведения об отнесении участка к ОЗУ.

Представители административного ответчика Министерства экологии Сахалинской области, заинтересованного лица ГКУ «Сахалинские лесничества» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

От заинтересованного лица – Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области поступили письменные возражения против заявленных требований. Указано, что в ходе подготовки распоряжения от 20.04.2020г. № 133-р ГКУ «Сахалинские лесничества» был подготовлен акт натурного технического обследования от 17.04.2020г. № 64, в котором допущена техническая ошибка, выразившаяся в опечатке при заполнении сведений о наличии ОЗУ. Факт ошибки выявлен при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, поэтому в целях ее исправления подготовлено распоряжение от 16.11.2020г. № 801-р. Согласно таксационному описанию выделов 4, 5, 6 квартала 74 Костромского, часть 1 участкового лесничества Холмского Лесничества в выделах 4,5 расположены особо защитные участки лесов – участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ, в выделе 6 - берегозащитные участки лесов. Карта-схема распределения лесов по целевому назначению не относится к лесоустроительной документации, является приложением к лесохозяйственному регламенту. Наличие на лесном участке ОЗУ не является основанием для отказа в предоставлении его в постоянное (бессрочное) пользование. Экспертной комиссией Министерства вынесено решение о выдаче отрицательного заключения на проект освоения лесов ввиду несоответствия планируемого освоения лесов установленным нормам лесного законодательства.

Представитель заинтересованного лица – Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Елизаров В.И. доводы возражения поддержал. Дополнительно пояснил, что при составлении акта натурного обследования допущена ошибка. Должностные лица должны были взять выписку из лесного реестра.

Представитель заинтересованного лица - Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу представил в суд письменное возражение относительно заявленных требований, которые совпадают с письменным отзывом Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. 67 Лесного кодекса РФ (по тексту – ЛК РФ) лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 17 Лесоустроительной инструкции, утв. приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, к эксплуатационным лесам относятся леса, предназначенные для освоения в целях обеспечения устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Проектирование эксплуатационных лесов в пределах лесничества осуществляется после проектирования защитных и резервных лесов.

В пункте 21 Лесоустроительной инструкции указано, что особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.

Из п. 62 Лесоустроительной инструкции следует, что в отдельные лесотаксационные выделы выделяются участки, отнесенные к особо защитным участкам лесов.

В соответствии со ст. 147 Лесоустроительной инструкции по результатам таксации лесов составляются таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков). На основании таксационных описаний и лесоустроительных планшетов осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

В пункте 2.1 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утв. приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр.

Кроме того, в соответствии с Положением о министерстве экологии Сахалинской области, утв. постановлением Правительства Сахалинской области от 13.03.2020 N 106, Министерство является уполномоченным органом государственной власти Сахалинской области по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений; экологической экспертизы (п. 1.4.1, 1.4.5); в части полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Сахалинской области разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Сахалинской области (п. 3.2.1.1, 3.2.2.10, 3.2.2.11).

Также частью 1 статьи 88 ЛК РФ предусмотрено, что, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

На основании части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 2 статьи 89 ЛК РФ установлено, что государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 26.09.2016 г. № 496 утвержден "Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (далее – Порядок). Данный порядок действовал в момент проведения экспертизы.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.

Пунктом 9 Порядка установлено, что результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

В соответствии с пунктом 10 Порядка положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Согласно ст. 119 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

К особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.

На особо защитных участках лесов, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (части 1, 2, 4 статьи 119 ЛК РФ).

В пп. «в» п. 3 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утв. распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, указаны объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов: в эксплуатационных лесах, резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов - водохранилище с плотинами из грунтовых материалов с железобетонными водопропускными сооружениями.

В судебном заседании установлено, что распоряжением министерства экологии Сахалинской области от 20.04.2020г. № 133-р на основании заявления ОГАУ ЦМСР «Чайка» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов и причалов, лесной участок с местоположением: РФ, Сахалинская область, Холмское лесничество, Костромское, часть 1 участковое лесничество, квартал 74 (части выделов 4,5,6), площадью 4,3063 га, с кадастровым номеров

В приложениях № 1, 2, 3 к данному распоряжению указаны схема лесного участка, акта приема-передачи, условия осуществления постоянного бессрочного пользования.

При этом на момент передачи лесных участков в п. 5 акта приема-передачи лесного участка в характеристиках отсутствовало указание на наличие ОЗУ.

Кроме того, согласно акту натурного технического обследования лесного участка № 64 от 17.04.2020г. указано, что вид разрешенного использования лесов соответствует лесохозяйственному регламенту лесничества, ОЗУ не установлены.

Истец подготовил проект освоения лесов, который передан на экспертизу ответчику.

В разделах 4, 7 проекта освоения лесов на территории предоставленного лесного участка предусмотрено размещение проектируемого объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры – «водохранилище с плотинами из грунтовых материалов с железобетонными водопропускными сооружениями, площадью 4,3063 га.

Также проектом предусмотрена рубка лесных насаждений в выделе 4 площадью 0,3314 га.

Распоряжением министерства экологии Сахалинской области от 12.11.2020г. № 778-р утверждено отрицательное заключение экспертизы проекта освоения лесов от 12.11.2020г. № 330.

Основанием для принятия данного решения послужили сведения из государственного лесного реестра Холмского лесничества о том, что переданный в пользование лесной участок отнесен к особо защитным участкам эксплуатационных лесов, в которых пп «в» п. 3 Перечня запрещено размещение запланированного объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, а также рубка лесных насаждений в соответствии с ч. 4 ст. 119 ЛК РФ.

Также распоряжением министерства экологии Сахалинской области от 16.11.2020г. № 801-р внесены изменения в распоряжение министерства экологии Сахалинской области от 20.04.2020г. № 133-р в таблицу 5 приложения № 2 к распоряжению от 20.04.2020г. № 133-р «Особо защитные участки лесов». В таблице указано, что в 4 и 5 выделах 74 лесного квартала Костромское участковое лесничество, часть 1, Холмского лесничества расположены особо защитные участки лесов: участки леса вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ, а выделе 6 данного лесничества - берегозащитные участки лесов.

Согласно выписке из государственного лесного реестра в соответствии с материалами лесоустройства 2018г. в 4 и 5 выделах 74 лесного квартала Костромское участковое лесничество, часть 1, Холмского лесничества расположены особо защитные участки лесов: участки леса вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ, а в выделе 6 данного лесничества- берегозащитные участки лесов.

Информация по таксационному описанию Костромского, часть 1 участкового лесничества Холмского лесничества, лесоустроительные планшеты внесены в государственный лесной реестр. Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр утвержден 14.12.2018г. № 3-М/Х/К.

Принимая во внимание, что в государственном лесном реестре на момент предоставления спорного лесного участка (20.04.2020г.) и на момент проведения экспертизы (12.11.2020г.) содержалась информация об ОЗУ, при проведении экологической экспертизы Министерство должно было руководствоваться данными сведениями.

Соответственно, при ее проведении, выявив ошибку в документах, в которых отсутствовала информация об ОЗУ, Министерство обладало полномочиями по внесению изменений в ранее вынесенное распоряжение от 20.04.2020г. № 133-р в части указания данных сведений в таблице 5 приложения 2. Поэтому Министерством принято распоряжение от 16.11.2020г. № 801-р.

Таким образом, Министерство вынесло распоряжение в рамках предоставленных ему полномочий, потому оно не может быть признано незаконным.

Учитывая, что проектом освоения лесов предусмотрено строительство водохранилища с плотинами из грунтовых материалов с железобетонными водопропускными сооружениями, площадью 4,3063 га, а также рубка лесных насаждений в выделе 4 площадью 0,3314 га, что согласно ст. 119 ЛК РФ в выделенном истцу лесном участке не допускается ввиду наличия ОЗУ, то Министерство обоснованно приняло отрицательное заключение экологической экспертизы № 330 от 12.11.2020г.

Кроме того, проект освоения лесов, предоставленный административным истцом на экспертизу, не содержит сведений об ОЗУ на выделенном истцу лесном участке.

В связи с чем, распоряжение Министерства от 12.11.2020г. № 778-р также является законным, поскольку утверждает вышеназванное отрицательное заключение.

При вышеизложенных обстоятельствах требования административного истца в части признания незаконными обжалуемых распоряжений Министерства не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Соответственно основания для возложения обязанности на административного ответчика также отсутствуют.

Доводы административного истца о том, что внесение изменений в распоряжение от 20.04.2020г. № 133-р не допускается, поскольку отнесение выделенных лесных участков к ОЗУ относится к компетенции Россельхоза, а также актом натурального технического обследования лесного участка от 17.04.2020г. № 64 категории лесов, относящихся к особо защищенным, не установлены и ЕГРН не содержит сведения об ограничениях и обременениях, в графе «виды разрешенного использования» указывается для ведения лесного хозяйства суд считает несостоятельными.

Сведения об ОЗУ на выделенном лесном участке содержаться в государственном лесном реестре, который является основополагающим документом в правоотношениях, возникших между административным истцом и административным ответчиком при освоении лесного участка.

Кроме того, акт натурного обследования от 17.04.2020г. не содержал информацию об ОЗУ, что было устранено в ходе проведения государственной экологической экспертизы.

Также указание истцом на то, что в соответствии с картой-схемой распределения лесов Сахалинской области предоставленный истцу участок относится исключительно к эксплуатационным, не отнесен в соответствии с Лесным кодексом РФ к особо защитным участкам эксплуатационных лесов, суд не может принять во внимание, поскольку карта-схема не относится ке лесоустроительной документации, являясь приложением к лесохозяйственному регламенту.

Ссылка истца на то, что в государственном лесном реестре на виды разрешенного использования в соответствии с лесохозяйственным регламентом Холмского лесничества такие как: строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных объектов и т.д. относится к эксплуатационным лесам в целом и не свидетельствует о том, что в силу ст. 119 ЛК РФ такое использование предоставленного лесного участка допускается.

Доводы истца о том, что в выделенном участке рубка деревьев производится не будет, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку проект освоения лесов, представленный истцом на экспертизу, предполагает рубку деревьев.

Также суд критически относится к доводам истца о том, что ОЗУ появились после того, как им вручили отрицательное заключение экспертизы проекта освоения лесов, поскольку сведения в государственный лесной реестр об ОЗУ на предоставленном лесном участке внесены в 2018г. и более не пересматривались.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ОГАУ ЦМСР «Чайка» о признании незаконным распоряжения Министерства экологии Сахалинской области от 12.11.2020г. № 778-р об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 12.11.2020г. № 330, о признании незаконным распоряжения Министерства экологии Сахалинской области от 16.11.2020г. № 801-р о внесении изменений в распоряжение Министерства экологии Сахалинской области от 20.04.2020г. № 133-р, обязании выдать положительное заключение экспертизы проекта освоения лесов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Бакулин П.В.