Дело № 2а-376/2023
УИД: 59RS0043-01-2023-000496-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2023 г. г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Ярославцевой К.В.,
при секретаре судебного заседания Фроловой Е.А.,
с участием административного истца Зубцова С.В.,
представителя административных ответчиков Голубевой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зубцова Сергея Владимировича к ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о признании незаконным и отмене постановления о наложении дисциплинарного взыскания,
у с т а н о в и л:
административный истец, Зубцов С.В., обратился в суд с административным иском к административному ответчику, ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, с требованиями о признании незаконным и отмене постановления о наложении дисциплинарного взыскания. В обоснование заявленных требований указал, что 19.07.2023 он был вызван на административную комиссию в кабинет начальника ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО5, на него составлен рапорт за то, что он, находясь в СУОН камера № 2 не делал единый комплекса упражнений физической зарядки, наложено взыскание. С данным наказанием и постановлением не согласен, считает их незаконными, противоречащими приказу Министерства юстиции РФ от 04.07.2022 № 110, приложению № 2, п. 580, в соответствии с которым физическая зарядка осужденных к лишению свободы, содержащихся в запираемых помещениях, проводится в локальном изолированном участке с общежитием для проживания осужденных к лишению свободы в строгих условиях отбытия наказания.
На основании изложенного просит указанный приказ отменить, признать его незаконным и противоречащим приказу Министерства юстиции РФ от 04.07.2022 № 110, приложению № 2, п. 580.
Административный истец Зубцов С.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Просил отменить приказ о наложении на него взыскания от 19.07.2023 как незаконный и противоречащий нормам права. При этом факт отказа от выполнении зарядки не оспаривал, вместе с тем ссылаясь на Приказ Министерства юстиции РФ от 04.07.2022 № 110, приложению № 2, п. 580, считает, что зарядка должна выполняться им в локальном изолированном участке с общежитием для проживания осужденных к лишению свободы в строгих условиях отбытия наказания, а не в камере. Вместе с тем из камеры его не выводили.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России в судебном заседания заявленные исковые требования не признала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указала, что истцом не верно трактуется п. 580 Приказ Минюста России от 04.07.2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы". Фактически истец ссылается на положение приказа, которые относятся к осуждённым, отбывающим наказание в запираемых помещениях, в то время как Зубцову С.В. определены строгие условия отбытия наказания в колонии особого режима. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений порядок проведения физической зарядки для данной категории не регламентирован. Вместе с тем, осужденный, отбывая наказания в местах лишения свободы, обязан соблюдать распорядок дня осужденных, включающий в том числе комплекс физической зарядки. В связи с чем полагает, что наложенное дисциплинарное взыскание в виде «выговора» на осужденного Зубцова С.В. за отказ от выполнении зарядки является законным и обоснованным. Доводы административного истца основаны на неверном толковании норм права.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснения административного истца, представителя административных ответчиков, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При этом обязанность доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявления необходимо установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Исходя из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 09 июня 2005 г. № 248-О такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве определяются как меры уголовного наказания с различным комплексом соответствующих ограничений, так и порядок отбывания наказания, то есть режим его исполнения с учетом характера преступления, его опасности для защищаемых Конституцией Российской Федерации и уголовным законом ценностей, данных о лице, совершившем преступление, и иных обстоятельств. Условия отбывания наказания лицами, в том числе осужденными к лишению свободы, направлены на индивидуализацию наказания и создают предпосылки для достижения целей наказания, которыми являются восстановление справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения им новых преступлений. Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. При этом его исполнение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности. Такое ограничение связано с его противоправным поведением и обусловлено необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
Согласно ч. 2 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей влечет установленную законом ответственность (часть 6 статьи 11 указанного выше кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных данным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Из Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следует, что деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» за исправительным учреждением закреплено право требовать от осужденных исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
Часть 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.
Из ч. 1 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Применение предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации мер взыскания не может быть произвольным и неконтролируемым, что нашло отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 1085-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина О. на нарушение его конституционных прав статьей 117 УИК РФ".
Судом установлено и из материалов дела следует, что Зубцов С.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему назначено наказание по <данные изъяты> УК РФ в виде лишения свободы на срок 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В учреждение ФКУ ИК-4 особого вида режима прибыл из <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, по прибытию в учреждению на административной комиссии ему были определены обычные условия отбывания наказания, ДД.ММ.ГГГГ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания переведен в строгие условия, где находится в настоящее время.
16.07.2023 г. осужденный Зубцов С.В. 05 часов 35 минут, содержащий в строгих условиях отбывания наказания, во время утреней физической зарядки, проводимой согласно распорядку дня осужденных, не выполнил данный комплекс физических упражнений, установленный в исправительном учреждении, за что осужденному Зубцову С.В. на основании постановления о применении к осужденному меры взыскания от 18.07.2023 г. объявлен выговор. Факт допущенного Зубцовым С.В. нарушения подтверждается рапортом на имя начальника от 16.07.2023 г. и актом.
Из объяснения осужденного следует, что если бы он делал зарядку в запираемому помещение СУОН, камера № 2, то это бы являлось нарушением согласно Приказа Министерства Юстиции РФ от 04.07.2022 № 110, приложение № 2, пункт № 580. Данный рапорт о невыполнении зарядки в камере № 2 СУОН считает незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно части 3 данной статьи в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
В силу главы XXII Правил в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.
Распорядок дня осужденных к лишению свободы в ИУ (за исключением воспитательных колоний) включает в себя время подъема, утреннего и вечернего туалета, физической зарядки, приема пищи, вывода на работы и с работы, нахождение на производстве, учебе, воспитательных и культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, проверок наличия осужденных к лишению свободы, отбоя, личное время. При этом гарантируется непрерывный восьмичасовой сон осужденных к лишению свободы. Распорядок дня утверждается приказом начальника ИУ или лица, его замещающего, на основе примерного распорядка дня осужденных к лишению свободы.
Приказом начальника ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю утвержден распорядок дня осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях.
Согласно приложения № 2 Главы II п. 10.15 осужденные к лишению свободы обязаны выполнять во время физической зарядки комплекс физических упражнений, разработанных в ИУ по согласованию см медицинской организацией УИС и утверждённый начальником ИУ или лицом, его замещающим, за исключением случаев освобождения от выполнения указанного комплекса физических упражнений по медицинским показаниям.
Распорядок дня осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях в исправительной колонии № 4 утвержден приказом ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 22.03.2023 № 149. П. 4 указанного распорядка предусмотрена, физическая зарядка в период времени с 05.30-05.40.
В соответствии с п. 580 Правил спортивно-массовые мероприятия с осужденными к лишению свободы, содержащимися в запираемых помещениях, не проводятся. На время содержания осужденных к лишению свободы в строгих условиях отбывания наказания спортивный костюм и спортивная обувь сдаются на склад хранения личных вещей осужденных к лишению свободы. Физическая зарядка осужденных к лишению свободы, содержащихся в запираемых помещениях, проводится в локальном изолированном участке с общежитием для проживания осужденных к лишению свободы в строгих условиях отбывания наказания.
Вместе с тем, вопреки мнению административного истца его правовое положение регламентируется гл. XXXVI Правил, как осужденного к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающих наказание в строгих условиях, а не XXXV Правил. Глава XXXVI Правил специальной оговорки относительно места и порядка проведения зарядки не содержит. П. 613 Правил содержит лишь запрет спортивно-массовых мероприятий.
В тоже время принимая во внимание, что в исправительном учреждении приказом ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю утвержден Распорядок дня осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях, предусматривающий выполнение осужденными зарядки, единый комплекс физических упражнений был обязателен для выполнения осужденными, содержащимися в ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, в связи с чем на административном истце лежала обязанность по выполнению указанной физической зарядки.
Факт отказа от выполнения осужденным зарядки в указанный период Зубцов С.В. не оспаривал, указанный обстоятельства также подтвердил, допрошенный в судебном заседании свидетель - начальник отряда ОВРсО ИК-4 ФИО6, который также пояснил, что для данной категории осужденных зарядка выполняется в камере, а не в локальном участке, как указывает истец.
Доводы о том, что свидетель в указанную дату на рабочем месте отсутствовал, своего объективного подтверждения не нашли.
Пунктом "в" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться мера взыскания в виде водворения осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Правом применения перечисленных в статье 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие (часть 1 статьи 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Из Положения об административной комиссии, утвержденного 24 августа 2022 г. № 318, следует, что административная комиссия создается для рассмотрения, в том числе вопросов, связанных с нарушением осужденными установленного порядка отбывания наказания. Председателем административной комиссии является начальник исправительного учреждения или лицо, его замещающее. По результатам рассмотрения административной комиссией может быть принято решение о применении к осужденному меры взыскания, о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Принимая во внимание, что осужденные, отбывая наказание, обязаны соблюдать не только правила внутреннего распорядка, но и утвержденный начальником исправительного учреждении распорядок дня, факт отказа от выполнении физической зарядки нашел свое подтверждение, доводы о том, что зарядка должна выполняться в локальном участке, основаны на ошибочном толковании административным истцом норм права, суд приходит к выводу об обоснованности требований администрации колонии о выполнении комплекса физических упражнений, в связи с чем приказ о наложении взыскания от 19.07.2023 вынесен правомерно, нарушение процедуры привлечения к дисциплинарному взысканию не установлено, мера взыскания применена к осужденному с учетом допущенного нарушения и сведений, характеризующих личность административного истца, является обоснованной и справедливой, оснований для отмены постановления о наложении дисциплинарного взыскания суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Зубцова Сергея Владимировича к ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о признании незаконным и отмене постановления о наложении дисциплинарного взыскания отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд Пермского края.
Председательствующий К.В. Ярославцева
Мотивированная часть решения изготовлена 30.08.2023.