Дело № 2а-3863/2021 55RS0003-01-2021-005953-89 | ||
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
Ленинский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Верещагиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Царёвой Н.А.,
помощнике судьи Шелудяк М.А.,
рассмотрев в помещении суда по адресу: <...> в открытом судебном заседании 08 октября 2021 года административное дело № 2а-3863/2021 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, указав в обоснование, что они являются участниками долевого строительства многоквартирных жилых домов со строительными номерами № и №, входящих в единый жилой комплекс, строящийся на участке в границах ***, ***, ***, ***, ***. Решениями Куйбышевского районного суда *** от ХХ, от ХХ договоры приема паевого взноса и обеспечения жилым помещением, заключенные ими с ЖСК «Центральный-1» признаны договорами участия в долевом строительстве жилых помещений, заключенными с ООО «<данные изъяты>». Решением Арбитражного суда *** от ХХ ООО «<данные изъяты>» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, которое впоследствии продлено до ХХ. Определением Арбитражного суда Омской области от ХХ к делу о признании ООО «<данные изъяты>» несостоятельным (банкротом) применены правила параграфа 7 Федерального закона от ХХ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", требования о передаче жилых помещений административным истца включены в реестр требований кредиторов. Жилые дома со строительными номерами № и №, входящие в единый жилой комплекс, строящийся на участке в границах ***, ***, ***, ***, 8******, включены в единый реестр проблемных объектов, однако, до настоящего времени, с нарушением установленного законом полугодового срока, ППК «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» (далее – Фонд) решение о финансировании/нецелесообразности финансирования не принято, что существенно нарушает права административных истцов на получение возмещения, выплата которого предусмотрена ст. 13 Федерального закона от ХХ N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Полагают, что обязанность у Фонда принять соответствующее решение возникла с момента внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от ХХ N 218-ФЗ, возлагающих на административного истца такую обязанность. Поскольку до настоящего времени решение о финансировании/нецелесообразности финансирования Фондом непринято, полагает, что ответчиком допущено незаконное бездействие, нарушающее права граждан.
Просят суд признать незаконным бездействие Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» в части нарушения сроков принятии решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов № и №, входящих в единый жилой комплекс, строящийся на участке в границах ***, ***, ***, ***, ******, закрепленных в ч. 3.1, ст. 13.1 Федерального закона от ХХ N 218-ФЗ, возложить обязанность на административного ответчика принять решение о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства вышеуказанных многоквартирных домов.
Административные истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также письменных пояснениях, приобщенных к материалам административного дела. Полагала, что наличие ходатайства субъекта Российской Федерации не является обязательным условием для разрешения Фондом вопроса о финансировании/нецелесообразности финансирования, поскольку на момент утверждения Правил принятия решения публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" ООО «ССК Металлургмаркет» уже было признано несостоятельным (банкротом), при этом принятая в 2019 году редакции Правил положения о необходимости обращения субъекта РФ в Фонд с ходатайством не содержала, соответствующие изменения внесены только в 2021 году. Указала, что Фондом допущено бездействие с ХХ с момента вступления в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от ХХ N 218-ФЗ и возлагающих на Фонд соответствующую обязанность.
Представитель административного ответчика ППК "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на иск полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку для решения Фондом вопроса о финансировании/нецелесообразности финансирования необходимо ходатайство субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, а также заключение с субъектом соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда. Поскольку в отношении жилых домов со строительными номерами № и №, входящих в единый жилой комплекс, строящийся на участке в границах ***, ***, ******, *** с соответствующим ходатайством в Фонд не обращалась, соответствующее соглашение не заключалось, оснований для рассмотрения ответчиком вопроса о финансировании/нецелесообразности финансирования не имеется. В отношении указанных объектов недвижимости применен иной механизм по восстановлению прав граждан – за счет средств или имущества субъекта РФ (согласно дорожной карте *** восстановление прав граждан ожидается до ХХ).
Представитель заинтересованного лица НО "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Омской области", действующий на основании доверенности, ФИО4 полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку обязательным условием для рассмотрения Фондом вопроса о финансировании/нецелесообразности финансирования является обращение субъекта РФ в Фонд с соответствующим ходатайством и впоследствии заключение соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда. В отношении жилых домов со строительными номерами № № и № № Омская область с ходатайством о восстановлении прав граждан не обращалась, соответствующее соглашение с ответчиком не заключалось.
Заинтересованное лицо конкурсный управляющий ООО «<данные изъяты>» ФИО5 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном отзыве, направленном в адрес суда, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица ГУ Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
В соответствии с Федеральным законом от ХХ N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" создается Российской Федерацией в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан-участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений. Под участником строительства в целях настоящего Федерального закона понимается физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и (или) нежилого помещения или денежное требование в соответствии с Федеральным законом от ХХ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (часть 2 статьи 2).
Фонд создается путем преобразования некоммерческой организации "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства", которая создана в организационно-правовой форме фонда и учредителем которой является Российская Федерация в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации о защите прав граждан-участников долевого строительства, и является ее правопреемником.
Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (часть 2.1 статьи 2).
Фонд действует на основании устава, утвержденного Правительством Российской Федерации.
К функциям и полномочиям Фонда отнесено формирование компенсационного фонда за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и имущества, приобретенного за счет инвестирования указанных денежных средств; учет поступивших обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд и взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона, в целях обеспечения контроля за исполнением застройщиком обязанности по уплате обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд; выплата за счет имущества Фонда возмещения гражданам-участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест, а также нежилых помещений, определенных подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона от ХХ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - нежилые помещения), при несостоятельности (банкротстве) застройщика, в том числе жилищно-строительного кооператива, в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 3).
Таким образом, публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан-участков долевого строительства" осуществляя функции по реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан-участников строительства, в том числе участников долевого строительства, обладает отдельными государственными полномочиями.
Поскольку правоотношения между административными истцами и Публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» носят публично-правовой характер и вытекают из оспаривания бездействия Фонда, настоящее дело подлежит рассмотрению по правилам 22 Главы КАС РФ, при этом в соответствии со ст. 24 КАС РФ право выбора подсудности дела принадлежит административному истцу, который реализовал свое право на судебную защиту, обратившись в Ленинский районный суд г. Омска, т.е. с соблюдением правил подсудности.
Согласно п. 2, 3.1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от ХХ N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущество Фонда может использоваться, в том числе на следующие цели: финансирование деятельности Фонда, связанной с осуществлением функций и полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом; выплата возмещения гражданам по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с указанными в части 1 настоящей статьи целями имущество Фонда в целях финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства по строительству многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 9.1 настоящего Федерального закона, может использоваться:
1) на финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, по завершению строительства (строительству) объектов инфраструктуры, в том числе мероприятий, связанных с содержанием жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов недвижимости до государственной регистрации права собственности участников строительства на указанные помещения и машино-места;
1.1) на финансирование строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 9.1 настоящего Федерального закона;
1.2) на финансирование подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий, а также проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в части 1.1 статьи 9.1 настоящего Федерального закона;
2) на перечисление денежных средств застройщику в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Федерального закона от ХХ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", погашение требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 Федерального закона от ХХ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" возможности передачи участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте строительства, строительство которых завершено, или передачи Фонду или Фонду субъекта Российской Федерации прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями;
2.1) на финансирование мероприятий, связанных с соблюдением условий и требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 201.15-2-2 Федерального закона от ХХ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
3) на погашение расходов в соответствии с пунктом 3 статьи 59, пунктом 3.2 статьи 201.1 Федерального закона от ХХ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
4) на финансирование деятельности и мероприятий, осуществляемых Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 13.3 настоящего Федерального закона;
5) на выплату возмещения гражданам в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;
6) на иные мероприятия, связанные с указанными в части 1 настоящей статьи целями, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона от ХХ N 218-ФЗ ).
Публично-правовое образование в целях финансирования указанных в части 2 настоящей статьи мероприятий предоставляет имущественный взнос в имущество Фонда на основании соглашения с Фондом, типовая форма которого утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 1.1 Федерального закона от ХХ N 218-ФЗ )
Фондом осуществляется финансирование указанных в части 2 настоящей статьи мероприятий, в том числе мероприятий по завершению строительства объектов строительства, строительство которых осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от ХХ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и в отношении которых застройщиком не уплачивались обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд (ч. 3 ст. 13.1 Федерального закона от ХХ N 218-ФЗ).
Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных в части 2 настоящей статьи мероприятий (далее соответственно - решение Фонда о финансировании, решение Фонда о нецелесообразности финансирования) по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен предусматривать в том числе предельный объем финансирования за счет имущества Фонда с учетом предоставляемого финансирования за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации или иного публично-правового образования. Соответствующее решение должно быть принято Фондом не позднее шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытия конкурсного производства при условии, что Фонд является лицом, участвующим в деле о банкротстве такого застройщика. О принятом решении Фонд уведомляет арбитражного управляющего в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия Фондом соответствующего решения (ч. 3.1 ст. 13.1 Федерального закона от ХХ N 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в период с ХХ административные истцы приобрели паи согласно договорам на реализацию пая в <данные изъяты> заключенным между этими лицами, <данные изъяты> и прежними пайщиками, которые до продажи обладали паями в <данные изъяты> в соответствии с договорами приема паевого взноса и обеспечения жилым помещением в жилых домов со строительными номерами № № и № № входящих в единый жилой комплекс, строящийся на участке в границах ул. ***, *********, ***.
Согласно договорам приема паевого взноса и обеспечения жилым помещением, ЖСК "Центральный-1" принял на себя обязательства своими силами или с привлечением других лиц построить указанный многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта передать соответствующий объект паевого взноса в собственность пайщику, а каждый пайщик обязался уплатить обусловленный договором пай и принять объект паевого взноса при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
<данные изъяты> привлек к строительству ООО "<данные изъяты>", который стал застройщиком указанного многоквартирного дома.
Свои обязательства по уплате денежных средств, административные истцы (каждый по своему договору в отдельности) выполнили в полном объеме. Застройщик до настоящего времени свои обязательства не исполнил.
Вступившими в законную силу решениями Куйбышевского районного суда города Омска от ХХ, от ХХ договоры паевого взноса и обеспечения жилым помещением, заключенные административными истцами, признаны договорами участия в долевом строительстве жилых помещений, заключенными с ООО "<данные изъяты>".
Определением Арбитражного суда Омской области от ХХ, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от ХХ, к банкротству ООО <данные изъяты>" применены правила параграфа 7 "Банкротство застройщиков" главы IX "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц" Федерального закона от ХХ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", с последующим включением в реестр требований кредиторов ООО <данные изъяты> требований о передаче жилых помещений административных истцов.
С учетом изложенного, в силу принятых выше судебных постановлений, указанные лица признаны участниками долевого строительства жилых домов со строительными номерами № № и № №, входящих в единый жилой комплекс, строящийся на участке в границах ***, ***, ***, ***, ***.
Определением Арбитражного суда Омской области от ХХ к участию в деле о несостоятельности (банкротстве) ООО "<данные изъяты>" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен ППК «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства».
Определением Арбитражного суда Омской области от ХХ срок конкурсного производства в отношении ООО "<данные изъяты>" продлен до ХХ.
Жилые дома со строительными номерами № № и № №, входящие в единый жилой комплекс, строящийся на участке в границах ***, ***, ***, ***, *** включены в единый реестр проблемных объектов.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ N 1192 утверждены Правила принятия решения Фондом о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства (далее - Правила N 1192).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ формирование компенсационного фонда осуществляется за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков.
Судами установлено, что в настоящем случае отчислений в компенсационный фонд должником не производилось, что сторонами не оспаривается.
В силу пункта 8 Правил N 1192 в случае, если застройщиком не уплачивались взносы в компенсационный фонд, решение о финансировании за счет имущества Фонда принимается им на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации, в случае признания застройщика банкротом и при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона.
Из анализа вышеизложенных положений федерального законодательства следует, что для обеспечения возможности рассмотрения Фондом вопроса о финансировании мероприятий по завершению строительства проблемного объекта необходимо соответствующее ходатайство от субъекта Российской Федерации, а также подтверждение наличия в региональном бюджете необходимых средств на указанные цели.
Из материалов дела следует, что в отношении жилых домов со строительными номерами № № и № №, входящих в единый жилой комплекс, строящийся на участке в границах ***, ***, ***, ***, *** ходатайство о восстановлении прав граждан Омской областью не направлялось в Фонд в соответствии с пунктом 8 Правил N 1192.
Таким образом, первоочередное условие для рассмотрения возможности применять механизмы Фонда в рассматриваемом случае отсутствует.
В отсутствие обращения соответствующего субъекта РФ и соблюдения принципа софинансирования из регионального бюджета Фондом не может быть рассмотрен вопрос и принято решение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов застройщиков или выплате возмещения.
В изложенной связи подлежат отклонению доводы представителя административного истца, согласно которым наличие ходатайства субъекта РФ не является обязательным условием для рассмотрения вопроса о финансировании/нецелесообразности финансирования, поскольку соответствующее требование изложено в Правилах N 1192, в том числе в ред. от ХХ, действовавшей в момент привлечения Фонда к участию в деле о банкротстве, а также первоначальной редакции от ХХ.
Реализация Фондом всех предусмотренных Федеральным законом от ХХ N 218-ФЗ способов защиты прав граждан-участников строительства, в том числе, выплата возмещения возможна только с соблюдением предусмотренного порядка, на основании соответствующих решений, принимаемых Наблюдательным советом Фонда.
Согласно части 3.1 ст. 13.1 Закона № 218-ФЗ указанное решение должно быть принято Фондом не позднее шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытия конкурсного производства при условии, что Фонд является лицом, участвующим в деле о банкротстве такого застройщика.
Согласно параграфу 7 Закона о банкротстве, если Фондом принято решение о нецелесообразности такого финансирования либо решение Фонда не было получено конкурсным управляющим в течение указанных шести месяцев, урегулирование обязательств застройщика может осуществляться посредством процедуры передачи приобретателю (которым является юридическое лицо, отвечающее требованиям 214-ФЗ) (аб.6 п. 1 ст. 201.15-1).
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что шестимесячный срок принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, обеспечивающих защиту прав и интересов граждан - участников строительства, не является пресекательным, так как не исключает возможности принятия такого решения после его истечения, которое само по себе не свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов участников строительства, так как последствием истечения этого срока является возникновение возможности для реализации иного способа погашения требований участников строительства в процедуре банкротства - посредством передачи обязательств приобретателю - иному застройщику.
Применительно к изложенному, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не допущено незаконного бездействия, нарушающего прав граждан-участников долевого строительства, поскольку правовые основания для рассмотрения Фондом вопроса о финансировании/нецелесообразности финансирования в рассматриваемой ситуации отсутствовали.
При этом судом установлено, что на основании плана-графика реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории Омской области, восстановление прав граждан - участников строительства многоквартирных домов со строительными номерами № № и № №, входящих в единый жилой комплекс, строящийся на участке в границах ***, ***, ***, ***, *** планируется посредством приведения в действие механизма по оказанию мер по защите прав граждан - участников строительства на региональном уровне в срок до ХХ.
Таким образом, в отношении спорного объекта не реализован механизм восстановления прав участников, предусмотренный Законом N 218-ФЗ, поскольку задействован региональный механизм защиты прав граждан - участников долевого строительства.
Как следует из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом, по смыслу положений ст. 4 КАС РФ целью обращения в суд в порядке, установленном КАС РФ, является не констатация факта допущенного нарушения, а защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и правами, либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая то обстоятельство, что судом не установлено нарушение прав и законных интересов административных истцов, незаконного бездействий административного ответчика судом не установлено, отсутствует совокупность одновременно двух условий для удовлетворения административных исковых требований - несоответствие оспариваемых действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным ФИО1, ФИО2 в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований к Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ФИО1, ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Омска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья | Т.Ю. Верещагина |
Мотивированное решение изготовлено 22.10.2021