ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-386/2018 от 16.03.2018 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело №2а -386/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вышний Волочёк 16 марта 2018 г.

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,

при секретаре Завьяловой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеева Николая Александровича, Иванова Владимира Ивановича, Алексеевой Ирины Николаевны к Администрации города Вышний Волочек Тверской области о признании незаконными отказов в согласовании публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования, о возложении обязанности согласовать публичные мероприятия,

установил:

Алексеев Николай Александрович, Иванов Владимир Иванович, Алексеева Ирина Николаевна обратились в суд с административным иском к Администрации города Вышний Волочек Тверской области о признании незаконными отказов в согласовании публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования, о возложении обязанности согласовать публичные мероприятия. Просили признать незаконными решения Администрации города Вышний Волочек Тверской области об отказе в согласовании Главой города Вышний Волочек А.В. Борисовым №370, №371, №372 от 06 марта 2018 года заявленных ими публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и обязать Администрацию города Вышний Волочек Тверской области согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

В обоснование заявленного административного иска указали, что 05 марта 2018 года Главе города Вышний Волочек А.В.Борисову административными истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий: пикетирования «Зарубежные офшоры – позор! Однополые браки – гордость!» с целью осуждения высказываний кандидата в президенты РФ от КПРФ Павла Грудинина о недопустимости легализации в России однополых браков, произнесенных на пресс-конференции в Санкт-Петербурге 19 января 2018 года. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться 13 марта 2018 года с 11 до 12 часов на площади перед памятником В.И. Ленину в городе Вышний Волочек с количеством участников до 300 человек; пикетирования с призывом к реабилитации лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за добровольные гомосексуальные отношения в России с целью призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по статье 121 Уголовного кодекса РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться 13 марта 2018 года с 16 до 17 часов на площади перед памятником В.И. Ленину в городе Вышний Волочек с количеством участников до 300 человек; шествия Вышневолоцкого гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 19 марта 2018 года с 11 до 13 часов по улице Демьяна Бедного от улицы Достоевского до улицы Кобликова в городе Вышний Волочек с количеством участников до 300 человек.

06 марта 2018 года Глава города Вышний Волочек А.В. Борисов уведомил административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий. В каждом случае А.В. Борисов сослался на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и, в частности, Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также статью 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. А.В. Борисов предупредил, что «организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке».

Полагают, что указанные действия Главы города Вышний Волочек А.В. Борисова, отказавшего в согласовании проведения заявленных шествия и пикетирований, являются нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного статьей 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года. В обоснование своей позиции поясняют следующее. В настоящем деле должностным лицом Администрации города Вышний Волочек Тверской области (далее - Администрация) был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и пикетирований.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закона), в случае непригодности заявленного места для проведения публичного мероприятия, законом предусмотрена обязанность органа власти довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (п. 2, ч. 1, ст. 12 Закона).

В настоящем деле Администрация, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона, не предложила организатору альтернативных мест или времени проведения шествия и пикетирований, тем самым фактически лишив административных истцов возможности эффективной реализации права на свободу собраний. Между тем, именно власти государства, обладая необходимой информацией о проведении в городе иных мероприятий, имеют реальную возможность предложить те места, которые позволят организатору заявленных мероприятий донести до общества и властей государства свои требования и обратить внимание на проблемы соблюдения нрав лиц гомосексуальной ориентации.

Что касается риска возможных столкновений между участниками публичных мероприятий и лицами, протестующими против их проведения, то данное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку проведение мероприятий с заявленными целями заведомо будет воспринято негативно частью общества, независимо от конкретного времени и места их проведения, о чем известно как административным истцам, так и Администрации.Соответственно, орган власти обязан обеспечить безопасность участников организованных административными истцами мирных шествия и пикетирований в защиту правомерных ценностей демократического общества, и обязан также обеспечить предотвращение беспорядков в связи с неправомерными действиями протестующих лиц, что предусмотрено ст. 12 Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также вытекает из требований ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Между тем, из содержания обжалуемых решений следует, что согласие с неправомерными действиями протестующих в ущерб конституционным ценностям плюрализма мнений и свободы собраний имеет большее значение для Администрации, чем исполнение законной обязанности по пресечению неправомерных действий.

Главным основанием для отказа Администрации в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий явились приведенные должностным лицом положения федерального законодательства, к нарушению которых, по мнению должностного лица Администрации, может привести проведение заявленных шествия и пикетирований.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей относится, в частности, информация, «отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи».

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» «органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение».

Статья 6.21. Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», которая выражается в «распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, вызывающей интерес к таким отношениям». Данная статья принята в развитие вышеприведенных положений федерального законодательства.

Администрация посчитала заявленные шествие и пикетирования направленными на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

В этой связи административные истцы отмечают, что ограничение права на свободу собраний на основании правомерной цели защиты нравственности несовершеннолетних не имеет отношения к заявленным публичным мероприятиям, поскольку их целью являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств, что никоим образом не может нарушать требования нравственности. Согласно поданным в Администрацию уведомлениям, организаторы планировали выступить в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, что не может подпадать под действие указанных запретов. Административные истцы обращают внимание суда на то обстоятельство, что в поданных в Администрацию уведомлениях о проведении шествия и пикетирований они указывали на готовность изменить место и/или время проведения шествия и пикетирований по мотивированному предложению Администрации. Кроме того, административные истцы подчеркивали, что организаторы и участники публичных мероприятий не будут нарушать нормы общественной нравственности, в том числе демонстрировать наготу и иные формы непристойностей.

По мнению административных истцов, основной причиной отказа Администрации в согласовании проведения шествия и пикетирований является неприятие должностным лицом Администрации целей публичных мероприятий, связанных с выступлением в поддержку прав и против дискриминации представителей сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России. Таким образом, решения должностного лица являются дискриминационными по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось их проведение.

Просят суд признать, что обжалуемые решения являются незаконными, поскольку нарушают право на свободу мысли и слова (статья 29 Конституции РФ), право на свободу собраний, гарантированное статьей 31 Конституции РФ и статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и основаны на дискриминационном отношении к лицам гомосексуальной ориентации и, прежде всего, к организаторам и потенциальным участникам заявленных публичных мероприятий.

В судебное заседание административные истцы Алексеев Николай Александрович, Иванов Владимир Иванович, Алексеева Ирина Николаевна не явились, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении административного иска в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации города Вышний Волочек Тверской области в судебное заседание не явился, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, из представленного отзыва следует, что административный ответчик ознакомился с административным заявлением и возражает по всем заявленным требованиям по следующим основаниям:

Уведомление административного истца Алексеева Н.А. от 05.03.2018 о проведении публичных мероприятий

- в форме пикетирования «Зарубежные офшоры – позор! Однополые браки – гордость», запланированного на 13.03.2018 с 11 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин., место проведения на площади перед памятником В.И. Ленину в городе Вышний Волочек Тверской области,

- в форме пикетирования с призывом к реабилитации лиц, привлекавшийся к уголовной ответственности за добровольные гомосексуальные отношения в России, запланированного на 13.03.2018 с 16 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин., место проведения на площади перед памятником В.И. Ленину в городе Вышний Волочек Тверской области, рассмотрено Администрацией города Вышний Волочек,

- в форме шествия, запланированного на 19.03.2018 с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин., место проведения по улице Демьяна Бедного от улицы Достоевского до улицы Кобликова в городе Вышний Волочек Тверской области, были рассмотрено Администрацией города Вышний Волочек.

По итогам рассмотрения уведомления Администрация города Вышний Волочек сообщила административному истцу о невозможности согласования указанных им публичных мероприятий, поскольку их проведение в соответствии с частью 3 статьи 5.1 закона Тверской области от 10.10.2006 № 98-ЗО «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области» может привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения города, транспортной или социальной инфраструктуры, создаст условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения.

В непосредственной близи к предполагаемому месту проведения вышеназванных публичных мероприятий пикетов расположены детские образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, такие как МБОУ «Гимназия №2», МБДОУ «Детский сад №1», МБДОУ «Детский сад №8 компенсирующего вида с осуществлением коррекции умственного развития», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», МБДОУ «Детский сад №3» МБУ ДО «Детская школа искуств имени С.А. Кусевицкого» города Вышний Волочек.

На маршруте предполагаемого движения участников шествия расположены детские дошкольные и образовательные учреждения, а также спортивные учреждения и учреждения дополнительного образования, такие как МОБУ «Лицей №15», МБУ города Вышний Волочек «Вышневолоцкий плавательный бассейн «Аквамарин», ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж», ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский техникум», ГКУЗ «Вышневолоцкий Дом ребёнка «Солнышко», МБДОУ «Детский сад №4».

Проведение данного публичного мероприятия не представлялось возможным, поскольку его цели нарушают запреты, предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка;содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с непротиворечащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 14 названного Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет привлечение к административной ответственности.

Исходя из специфики общественных отношений, связанных с оказанием информационного воздействия на лиц, не достигших совершеннолетия и потому находящихся в уязвимом положении, федеральный законодатель в рамках правового регулирования распространения среди несовершеннолетних информации о нетрадиционных сексуальных отношениях вправе, имея в виду вытекающую из Конституции Российской Федерации в единстве с международно-правовыми актами приоритетную цель обеспечения прав ребенка и при достижении баланса конституционно защищаемыхценностей, использовать для оценки необходимости введения тех или иных ограничений критерии, основанные на презумпции наличия угрозы интересам ребенка, тем более что вводимые им ограничения касаются только адресной направленности соответствующей информации лицам определенной возрастной категории и потому не могут рассматриваться как исключающие возможность реализации конституционного права на свободу информации в этой сфере.

Запрет публичных действий в отношении несовершеннолетних призван предотвратить повышенную концентрацию их внимания на вопросах сексуальных отношений, способную при неблагоприятном стечении обстоятельств в значительной степени деформировать представления ребенка о таких конституционных ценностях, как семья, материнство, отцовство и детство, и негативно отразиться не только на его психологическом состоянии и развитии, но и на социальной адаптации.

Навязывание несовершеннолетним социальных установок, отличающихся от общепринятых в российском обществе, в том числе не разделяемых, а в ряде случаев воспринимаемых как неприемлемые, родителями, которые в приоритетном порядке несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации;п. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации), может провоцировать социальное отчуждение ребенка и препятствовать его благополучному развитию в семейной среде, тем более, если иметь в виду, что конституционное равноправие, предполагающее и равенство прав независимо от сексуальной ориентации, еще не предопределяет наличия фактически равнозначной оценки в общественном мнении лиц с различной сексуальной ориентацией, с чем могут быть сопряжены объективные трудности при стремлении избежать негативного отношения отдельных представителей общества к соответствующим лицам на бытовом уровне.

Это касается и тех случаев, когда сама по себе информация, запрещенная к распространению в среде несовершеннолетних, может быть направлена, с точки зрения ее распространителя, на преодоление как такового негативного отношения к этим лицам.

Устанавливая специальный (ограничительный) правовой режим распространения информации, касающейся нетрадиционных сексуальных отношений, ее доступности для несовершеннолетних, федеральный законодатель принимал во внимание и социально-психологические особенности личности ребенка, связанные с восприятием такой информации.

И хотя избранный им возрастной критерий также является в контексте неоднозначности экспертных оценок относительно возраста, в котором происходит окончательное формирование сексуальных предпочтений, в определенном смысле оценочным, он придает ограничению, предусмотренному частью 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, точечный, по существу, характер, что снимает проблему его соразмерности в указанном аспекте.

При этом сам по себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений (как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений) среди несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут самостоятельно критически оценить полученные сведения, не исключает подачи соответствующей информации в нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте.

Такое информирование, если оно лишено признаков пропаганды, т.е. не направлено на формирование предпочтений, связанных с выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности, и обеспечивает индивидуализированный подход, учитывающий особенности психического и физиологического развития детей в той или иной возрастной группе, характер конкретного освещаемого вопроса, может осуществляться с привлечением специалистов - педагогов, медиков, психологов.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Исходя из положений ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не согласовывает проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям и незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Доводы административных истцов о том, что нарушена ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», о том, что в случаях непригодности заявленного места для проведения публичного мероприятия, законом предусмотрена обязанность органа власти довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (п. 2, ч.1, ст.12 данного Закона), являются несостоятельными, так как город Вышний Волочек, Тверской области представляет собой малое муниципальное образование, включающее в себя незначительную территорию, состоящую преимущественно из частного жилого сектора и лишь небольшой группы объектов делового и культурно-досугового направления, расположенных в центре города. Поэтому предложений об изменении места и (или) времени проведения публичных мероприятий быть не могло, административным истцам было отказано по другому основанию и предлагалось организатором публичных мероприятий устранить несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.

Исследовав материала дела, суд приходит к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами административного дела, 05 марта 2018 года административными истцами в Администрацию города Вышний Волочек Тверской области было подано уведомление о проведении публичного мероприятия пикетирования «Зарубежные офшоры – позор! Однополые браки – гордость!» с целью осуждения высказываний кандидата в президенты РФ от КПРФ Павла Грудинина о недопустимости легализации в России однополых браков, произнесенных на пресс-конференции в Санкт-Петербурге 19 января 2018 года. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 13 марта 2018 года с 11 до 12 часов на площади перед памятником В.И. Ленину в городе Вышний Волочек с количеством участников до 300 человек. Организатором публичного мероприятия является Алексеев Н.А., уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия Иванов В.И., Алексеева И.Н.

Согласно ответу на сообщение №372 от 06.03.2018 годауведомление от 05.03.2018 о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, запланированного на 13.03.2018 с 11 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин., место проведения на площади перед памятником В.И. Ленину в городе Вышний Волочек Тверской области, рассмотрено Администрацией города Вышний Волочек.

По итогам рассмотрения уведомления Администрация города Вышний Волочек сообщает о невозможности согласования указанного публичного мероприятия, поскольку его проведение в соответствии с частью 3 статьи 5.1 закона Тверской области от 10.10.2006 № 98-ЗО «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области» может привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения города, транспортной или социальной инфраструктуры, создаст условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения.

В непосредственной близи к предполагаемому месту проведения вышеназванного публичного мероприятия расположены детские образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, такие как МБОУ «Гимназия №2», МБДОУ «Детский сад №1», МБДОУ «Детский сад №8 компенсирующего вида с осуществлением коррекции умственного развития», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», МБДОУ «Детский сад №3» МБУ ДО «Детская школа искусств имени С.А.Кусевицкого» города Вышний Волочек.

Проведение данного публичного мероприятия не представляется возможным, поскольку его цели нарушают запреты, предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

05 марта 2018 года административными истцами в Администрацию города Вышний Волочек Тверской области было подано уведомление о проведении публичного мероприятия пикетирования с призывом к реабилитации лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за добровольные гомосексуальные отношения в России с целью призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по статье 121 Уголовного кодекса РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться 13 марта 2018 года с 16 до 17 часов на площади перед памятником В.И. Ленину в городе Вышний Волочек с количеством участников до 300 человек.Организатором публичного мероприятия является Алексеев Н.А., уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия Иванов В.И., Алексеева И.Н.

Согласно ответу на сообщение №371 от 06.03.2018 года уведомление от 05.03.2018 о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, запланированного на 13.03.2018 с 16 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин., место проведения на площади перед памятником В.И. Ленину в городе Вышний Волочек Тверской области, рассмотрено Администрацией города Вышний Волочек.

По итогам рассмотрения уведомления Администрация города Вышний Волочек сообщает о невозможности согласования указанного Вами публичного мероприятия, поскольку его проведение в соответствии с частью 3 статьи 5.1 закона Тверской области от 10.10.2006 № 98-ЗО «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области» может привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения города, транспортной или социальной инфраструктуры, создаст условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения.

В непосредственной близи к предполагаемому месту проведения вышеназванного публичного мероприятия расположены детские образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, такие как МБОУ «Гимназия №2», МБДОУ «Детский сад №1», МБДОУ «Детский сад №8 компенсирующего вида с осуществлением коррекции умственного развития», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», МБДОУ «Детский сад №3» МБУ ДО «Детская школа искуств имени С.А. Кусевицкого» города Вышний Волочек.

Проведение данного публичного мероприятия не представляется возможным, поскольку его цели нарушают запреты, предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

05 марта 2018 года административными истцами в Администрацию города Вышний Волочек Тверской области было подано уведомление о проведении публичного мероприятия шествия Вышневолоцкого гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 19 марта 2018 года с 11 до 13 часов по улице Демьяна Бедного от улицы Достоевского до улицы Кобликова в городе Вышний Волочек с количеством участников до 300 человек.Организатором публичного мероприятия является Алексеев Н.А., уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия Иванов В.И., Алексеева И.Н.

Согласно ответу на сообщение №370 от 06.03.2018 года уведомление от 05.03.2018 о проведении публичного мероприятия в форме шествия, запланированного на 19.03.2018 с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин., место проведения по улице Демьяна Бедного от улицы Достоевского до улицы Кобликова в городе Вышний Волочек Тверской области, рассмотрено Администрацией города Вышний Волочек.

По итогам рассмотрения уведомления Администрация города Вышний Волочек сообщает о невозможности согласования указанного публичного мероприятия, поскольку его проведение в соответствии с частью 3 статьи 5.1 закона Тверской области от 10.10.2006 № 98-ЗО «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тверской области» может привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения города, транспортной или социальной инфраструктуры, создаст условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения.

На маршруте предполагаемого движения участников шествия расположены детские дошкольные и образовательные учреждения, а также спортивные учреждения и учреждения дополнительного образования, такие как МОБУ «Лицей №15», МБУ города Вышний Волочек «Вышневолоцкий плавательный бассейн «Аквамарин», ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж», ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский техникум», ГКУЗ «Вышневолоцкий Дом ребёнка «Солнышко», МБДОУ «Детский сад №4».

Проведение данного публичного мероприятия не представляется возможным, поскольку его цели нарушают запреты, предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях прав ребенка) целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;формирование правовых основ гарантий прав ребёнка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями Российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В пунктах 1, 2 статьи 14 Закона об основных гарантиях прав ребёнка указано, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио - и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 этого же Федерального закона к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

Положения части 3 статьи 16 данного Федерального закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006-года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искажённого представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечёт наложение административного штрафа (часть 1 статьи 6.21Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 года № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н. А. Алексеева, Я. Н. Евтушенко и Д. А. Исакова» часть 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она направлена на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию и не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросовправового статуса сексуальных меньшинств, а также использованию их представителями всех не запрещённых законом способов выражения своей позиции по этим вопросам и защиты своих прав и законных интересов, включая организацию и проведение публичных мероприятий, и - имея в виду, что противоправными могут признаваться только публичные действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей им, в том числе исходя из обстоятельств совершения данного деяния, нетрадиционные сексуальные отношения, - не допускает расширительного понимания установленного ею запрета.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении, цель, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, - оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации признаёт, что возможность влияния соответствующей информации, даже поданной в навязчивой форме, на будущую жизнь ребёнка не является безусловно доказанной. Тем не менее, исходя из специфики общественных отношений, связанных с оказанием информационного воздействия на лиц, не достигших совершеннолетия и потому находящихся в уязвимом положении, федеральный законодатель в рамках правового регулирования распространения среди несовершеннолетних информации о нетрадиционных сексуальных отношениях вправе - имея в виду вытекающую из Конституции Российской Федерации в единстве с международно-правовыми актами приоритетную цель обеспечения прав ребёнка и при достижениибаланса конституционно защищаемых ценностей - использовать для оценки необходимости введения тех или иных ограничений критерии, основанные на презумпции наличия угрозы интересам ребёнка, тем более что вводимые им ограничения касаются только адресной направленности соответствующей информации лицам определённой возрастной категории и потому не могут рассматриваться как исключающие возможность реализации конституционного права на свободу информации в этой сфере.

Запрет осуществления указанных в части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях публичных действий в отношении несовершеннолетних призван предотвратить повышенную концентрацию их внимания на вопросах сексуальных отношений, способную при неблагоприятном стечении обстоятельств в значительной степени деформировать представления ребёнка о таких конституционных ценностях, как семья, материнство, отцовство и детство, и негативно отразиться не только на его психологическом состоянии иразвитии, но и на социальной адаптации.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что косвенным объектом защиты указанной нормы права являются также социальные связи каждой конкретной личности, поскольку навязывание несовершеннолетним социальных установок, отличающихся от общепринятых в российском обществе, в том числе не разделяемых, а в ряде случаев воспринимаемых как неприемлемые, родителями, которые в приоритетном порядке несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (статьи 38, часть 2 Конституции Российской Федерации; пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации), может провоцировать социальное отчуждение ребёнка и препятствовать его благополучному развитию в семейной среде.

Устанавливая специальный (ограничительный) правовой режим распространения информации, касающейся нетрадиционных сексуальных отношений, её доступности для несовершеннолетних, федеральный законодатель принимал во внимание и социально-психологические особенности личности ребёнка, связанные с восприятием такой информации.

При этом сам по себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений - как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, - среди несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут самостоятельно критически оценить полученные сведения, не исключает подачи соответствующей информации в нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте.

Такое информирование, если оно лишено признаков пропаганды, т. е. не направлено на формирование предпочтений, связанных с выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности, и обеспечивает индивидуализированный подход, учитывающий особенности психического и физиологического развития детей в той или иной возрастной группе, характер конкретного освещаемого вопроса, может осуществляться с привлечением специалистов - педагогов, медиков, психологов.

В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также подчеркнул, что согласно Конституции Российской Федерации материнство, детство, семья находятся под защитой государства; вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 38, часть 1, статья 72, пункт «ж» части 1).

По смыслу названных конституционных положений, семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства. Соответственно, именно на основе традиционных представлений об этих ценностях в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик Российская Федерация вправе решать отдельные вопросы законодательного регулирования в сферах, затрагивающих сексуальные и связанные с ними межличностные отношения, не отрицая при этом необходимость учёта требований Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов как относительно индивидуальной автономии личности, так и относительно свободы распространения информации.

Поскольку одно из предназначений семьи - рождение и воспитание детей, в основе законодательного подхода к решению вопросов демографического и социального характера в области семейных отношений в Российской Федерации лежит понимание брака как союза мужчины и женщины, что в полной мере согласуется с предписаниями статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации и не противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах (статья 23) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 12), предусматривающим возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.

Исходя из этого и учитывая, что ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 496-0 и от 19 января 2010 года № 151-0-0), осуществляемое федеральным законодателем на основании статьи 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации регулирование свободы слова и свободы распространения информации не предполагает создание условий, способствующих формированию и утверждению в обществе в качестве равнозначных иных, отличных от общепризнанных, трактовок института семьи и сопряжённых с ним социальных и правовых институтов.

Положения Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно части 2 статьи 12 данного Федерального закона, в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

В силу пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

Целью проведения публичных мероприятий, в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» является, в том числе, формирование мнений.

Из уведомлений о проведении публичных мероприятий следует, что они направлены на поддержку законодательного ужесточения наказания за преступления ненависти в отношении геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России (пикетирование), осуждение уголовного преследования за добровольный гей-секс в странах мира (пикетирование), поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России (шествие гей-парада).

Указанное свидетельствует о том, что проведением заявленных публичных мероприятий организаторы намеревались сформировать мнение об ином, нежели сложившимся в России, традиционном понимании семьи.

Представленные Алексеевым Н. А., Ивановым В.И. и Алексеевой И.Н. доводы не содержат указания на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о том, что цели и формы публичных мероприятий, о которых уведомили административные истцы, могли быть реализованы путём распространения информации о гомосексуальных отношениях в допустимой нейтральной форме.

Публичные мероприятия были запланированы в общественных местах, доступных для посещения детей, что не исключает пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних.

Суд не может согласиться с доводами административных истцов в той части, что решения Администрации города Вышний Волочек противоречат нормам международного права и прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, а также являются дискриминационными.

Так, в соответствии со статьей 6 Закона об основных гарантиях прав ребёнка ребёнку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребёнка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей (пункт 2 статьи 5 вышеназванного Федерального закона).

При осуществлении деятельности в области образования ребёнка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребёнка (пункт 1 статьи 9 этого же Федерального закона).

Названные нормы права согласуются с Конвенцией о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года).

Согласно упомянутой Конвенции государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребёнком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребёнка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств (статья 2).

Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34).

Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод - Рим, 4 ноября 1950 года). Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (статья 17).

Применительно к названным законоположениям принцип уважения прав человека должен соблюдаться и самими административными истцами при проведении публичных мероприятий пропаганды своего образа жизни неопределённому кругу лиц, включая детей.

С учётом изложенного, заявленные цели публичного мероприятия, направленные на пропаганду гомосексуализма среди детей, ущемляют права ребёнка и с точки зрения общепризнанных европейских ценностей, охраняемых нормами международного права.

Свобода собраний в интерпретации административных истцов, изложенной в административном иске, означает отсутствие каких-либо запретов, что не соответствует положениям статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, устанавливающей, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Вышеприведённые обстоятельства дела и цель заявленных публичных мероприятий, по мнению суда, требовали от административного ответчика принятия предусмотренных законом мер по защите прав детей от информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, распространение которой прямо запрещено пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Законодательный запрет к такой пропаганде, направленный на защиту здоровья детей, не может расцениваться как дискриминационный, поскольку в равной степени относится ко всем.

Ссылка административных истцов на то, что в поданных в Администрацию г. Вышний Волочек уведомлениях о проведении шествия и пикетирований они указывали на готовность изменить место и/или время проведения шествия и пикетирований по мотивированному предложению Администрации г. Вышний Волочек, не влияет на выводы суда, так как противоречит пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «Особраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также смыслу законодательного запрета на пропаганду гомосексуализма среди детей, отрицание сложившихся семейных ценностей в обществе.

Суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что фактически в рассмотренном деле спор сложился в отношении, с одной стороны, реализации прав и свобод административных истцов, с другой стороны, орган местного самоуправления выступил в защиту прав и свобод несовершеннолетних.

Европейский Суд по правам человека применительно к статье 8 «Право на уважение частной и семейной жизни» Конвенции о защите прав человека и основных свобод указал, что национальные власти обязаны соблюдать справедливый баланс между конкурирующими интересами и при определении такого баланса особое значение придавать интересам ребёнка, которые в зависимости от их характера и важности могут иметь приоритет над аналогичными интересами родителей.

Кроме того, суд считает необходимым отметить и то, что поведение самих административных истцов не согласуется с принципом добросовестной реализации предоставленных им прав.

Подача одновременно трех уведомлений о проведении публичных мероприятий, направленных на позитивное освещение вопросов однополых отношений, свидетельствует о том, что пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации носит навязчивый характер, и целью данных мероприятий является максимально широкое публичное демонстрирование мировоззрений административных истцов, что неизбежно, вне зависимости от места проведения мероприятия, приведёт к вовлечению несовершеннолетних в такое информационное поле.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что принятые Администрацией г. Вышний Волочек в пределах своих полномочий решения №370, №371, №372 от 06 марта 2018 года об отказе в согласовании заявленных административными истцами публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований являются правомерными, поскольку основаны на стремлении защитить интересы несовершеннолетних, что в известной мере умалило права административных истцов. Вместе с тем такое ограничение не исключается нормами международного права, а в рассмотренном деле не может быть признано чрезмерным, так как принципы демократического общества предполагают принятие позиции большинства при уважении прав меньшинства на свою точку зрения.

Поскольку суд пришел к указанным выводам, а также принимая во внимание положения пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требования Алексеева Н. А., Иванова В.И. и Алексеевой И.Н. нельзя признать обоснованными, поэтому в их удовлетворении административным истцам следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 14, 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении Алексеева Николая Александровича, Иванова Владимира Ивановича, Алексеевой Ирины Николаевны к Администрации города Вышний Волочек Тверской области о признании незаконными отказов в согласовании публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований от 06 марта 2018 года №370, №371, №372, о возложении обязанности согласовать публичные мероприятия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (21 марта 2018 года).

Председательствующий Р.Ю. Некрасов