№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2019 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Шойбоновой Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Бурятия, неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства, комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы, руководителю Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО2 о признании незаконными решений органа государственной власти,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, административный истец просит признать незаконным приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления заготовки древесины» ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления заготовки древесины» ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления заготовки древесины» ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным положительное заключение Комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы Проектов освоения лесов на лесных участках, переданных в аренду для осуществления заготовки древесины ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным положительное заключение Комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы Проектов освоения лесов на лесных участках, переданных в аренду для осуществления заготовки древесины ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным положительное заключение Комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы Проектов освоения лесов на лесных участках, переданных в аренду для осуществления заготовки древесины ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ
Требования были уточнены. Административный истец также просил обязать руководителя Р. агентства лесного хозяйства отменить оспариваемые приказы от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Исковые требования мотивированы тем, что комиссией РАЛХ в нарушение требований действующего законодательства даны положительные заключения по проектам освоения лесов ООО «Байкаллес», содержащим указания о проведении заготовки древесины, а не мероприятий по уходу за лесом. Приказами руководителя РАЛХ указанные положительного заключения государственной экспертизы проектов утверждены.
Представитель административного истца ФИО3 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Дал суду аналогичные пояснения. Дополнительно пояснил суду, что указания именно на заготовку древесины содержатся в разделах проектов. Рубки ухода, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов могут осуществлять лишь пользователи лесов. Просил административный иск удовлетворить.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО4 исковые требования не признал. Пояснил суду, что в соответствии с дополнительными соглашениями в предмет договора внесены изменения. В настоящее время по искам РАЛХ о расторжении договоров аренды с ООО «Бурятлес» проводится разбирательство в Арбитражном Суде РБ. Просил оставить заявленные требования без удовлетворения.
Представитель Комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы ФИО5 исковые требования не признала. Дала суду аналогичные пояснения.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица ООО «Байкаллес» ФИО6 полагает, что административный иск заявлен необоснованно. Пояснила суду, что ООО «Байкаллес» осуществляет мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, а не коммерческую заготовку древесины. Полагает, что в рамках КАС РФ фактически обсуждается проект освоения лесов, что не может рассматриваться в рамках административного производства. Полагает, что положительные заключения и приказы РАЛХ являются законными и обоснованными. Просит в удовлетворении заявленного иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установлено, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере лесопользования, в ходе которой установлено принятие Республиканским агентством лесного хозяйства решений об утверждении положительного заключения на проекты освоения лесов ООО «Байкаллес», противоречащего природоохранному режиму Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов.
Согласно частям 1 и 2 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч.1 и ч.3 статьи 25 Лесного кодекса РФ использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, создание лесных плантаций и их эксплуатация, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов, осуществление религиозной деятельности, иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ.№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Лесные отношения согласно ст.3 Лесного кодекса РФ подразделяются на отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения. Каждый вид отношений имеет самостоятельное правовое регулирование, цели и задачи.
Из положений частей 1 и 4 ст. 29 Лесного Кодекса РФ следует, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины является основным видом использования лесов и регулируется главой 2 ЛК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 25 ЛК РФ использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В отличие от заготовки древесины, мероприятия по уходу за лесами регламентированы главой 4 ЛК РФ и в силу ч.1 ст.64 ЛК РФ относятся к отношениям по воспроизводству лесов, которые представляют собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).
При этом, согласно ч.1 ст.60.2 Лесного кодекса РФ мероприятия по защите лесов включают в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Таким образом, Лесной кодекс РФ разграничил правовые категории «использование лесов» и «выполнение мероприятий по сохранению лесов (охрана, защита, воспроизводство лесов)», как относящиеся к разным видам лесных правоотношений (ст.3 Кодекса), поскольку имеют разные цели, задачи и основания возникновения.
Согласно ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с ч.7 ст. 65 Водного кодекса РФ границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
В силу ч. 2 ст.2 названного Федерального закона на Байкальской природной территории выделяется, в том числе Центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Согласно разделу 1.1.5 Лесохозяйственного регламента Усть-Баргузинского лесничества, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ предоставленные в аренду ООО «Байкаллес» лесные участки полностью входят в границы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, леса отнесены к категории защитных лесов – леса, расположенные в водоохранных зонах.
Основные функции лесов, расположенных в водоохранных зонах, заключаются в предотвращении загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранении среды обитания водных объектов биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Выделение данной категории соответствует целям сохранения полезных функций лесов.
В соответствии с п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 7.1. названного Порядка экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: - соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; - соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; - правильность заполнения табличных форм; - наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; - правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка.
В ходе проверки установлено, что приказом руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Байкаллес» для осуществления заготовки древесины по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на площади <данные изъяты> в <адрес>. Согласно Проекту освоения лесов, установленный ежегодный объем заготовки ликвидной древесины <данные изъяты> (таблица №).
Приказом руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, переданном в арендуООО «Байкаллес» для осуществления заготовки древесины по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Проекту освоения лесов, установленный ежегодный объем заготовки ликвидной древесины <данные изъяты> (таблица №).
Приказом руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Байкаллес» для осуществления заготовки древесины по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Проекту освоения лесов, установленный ежегодный объем заготовки ликвидной древесины преимущественно <данные изъяты>. (таблица №).
Согласно указанным проектам освоения лесов, предоставленных для целей заготовки древесины лесных участках ООО «Байкаллес» проводятся рубки ухода, а именно рубки прореживания, проходные рубки, рубки реконструкции. Санитарно-оздоровительные мероприятия Проектами освоения лесов не предусмотрены.
В ходе проверки установлено, что указание в Проектах освоения лесов на заготовку ликвидной древесины противоречит требованиям законодательства об охране озера Байкал, а именно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории запрещена заготовка древесины, за исключением заготовки древесины в установленном порядке гражданами для собственных нужд, проведение сплошных рубок лесных насаждений, а в кедровых лесах - всех видов рубок, за исключением проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Таким образом, мероприятия по уходу за лесом в границах Центральной экологической зоны законодательно не предусмотрены. Возможность проведения рубок ухода ранее была предусмотрена постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и исключена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с внесением изменений постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Однако, вопреки требованиям законодательства Проекты освоения лесов ООО «Байкаллес» содержат указания о проведении именно заготовки древесины, а не мероприятий по уходу за лесом.
Согласно пункту 4 Правил ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - органы государственной власти, органы местного самоуправления), статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что Правила ухода за лесами не предусматривают возможности проведения мероприятий по уходу за лесами индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В силу пунктам 6, 10 данных Правил к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, в том числе реконструкция лесных насаждений. Рубки реконструкции проводятся в целях удаления малоценных лесных насаждений или их частей для подготовки условий для проведения посадки, посева ценных лесообразующих пород, мер содействия естественному возобновлению леса;
Согласно пункту 62 Правил в защитных лесах мероприятия по реконструкции лесных насаждений должны проводиться с целью замены лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
Из представленных в материалы дела актов выездных осмотров лесных участков, арендованных ООО «Байкаллес» по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что фактически вместо мероприятий по уходу за лесами проводится коммерческая заготовка древесины.
Так, в <данные изъяты> осуществляется вырубка деревьев породы сосна, не достигших возраста спелости. Установлено, что средний возраст насаждений, как назначенных в рубку, так и не отмеченных в рубку, составляет 100-110 лет, в то время как лесохозяйственным регламентом Усть-Баргузинского лесничества при 4 бонинете возраст спелости насаждений составляет 141-160 лет. Кроме того, санитарное состояние насаждений является удовлетворительным и не нуждается в проведении санитарно-оздоровительных мероприятий. Фактически рубка производится в здоровых насаждениях, не утративших свои средообразующие, защитные свойства лесов, расположенных в водоохранных зонах.
Аналогичный факт выявлен при проверке в квартале 25, выделе 10, деляне 4 Гусихинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества на площади 6,6 га. На указанной деляне отведена в рубку реконструкции сосна объемом 106 куб.м. Однако указанные насаждения не достигли возраста спелости, при котором возможно проведение рубки. Проверкой установлен возраст насаждений 90 лет, что не соответствует возрасту, указанному в проекте освоения лесов (180 лет).
Кроме того, согласно выводам комплексной проверки Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), проведенной в Республиканском агентстве лесного хозяйства в ДД.ММ.ГГГГ года, места проведения и объёмы мероприятий по воспроизводству лесов в проектах освоения лесов ООО «Байкаллес» определены с нарушением требований приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил ухода за лесами», приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил лесовосстановления», в том числе при назначении рубок реконструкции в хозяйственно-ценных лесных насаждениях с преобладанием целевых пород. Проекты освоения лесов на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины ООО «Байкаллес» разработаны с нарушением требований пунктов 28, 31, 33 приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» и не соответствуют лесохозяйственному регламенту Усть-Баргузинского лесничества.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО1 пояснившего, что при проведении проверок было установлено занижение возраста деревьев, вырубке подвергались более молодые деревья.
Фактически вид использования лесов, осуществляемый арендатором, не предусмотрен статьёй 25 Лесного кодекса РФ и лесохозяйственными регламентами лесничеств, то есть без использования лесов по договорам аренды лесных участков осуществляются мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, что противоречит статье 19 Лесного кодекса РФ.
Из изложенного следует, что приказы Республиканского агентства лесного хозяйства и утвержденные ими положительные заключения Комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы Проектов освоения лесов на лесных участках, переданных в аренду для осуществления заготовки древесины ООО «Байкаллес» приняты без учета запретов, установленных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, с нарушением вышеприведенных требований федерального законодательства.
Согласно ст. ст. 4, 15 Конституции РФ, государство гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции Российской Федерации и законов, защиту прав и свобод человека и гражданин.
Согласно п. 4 Всемирной хартии природы, принятой ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они сосуществуют.
В соответствии со ст. 9, ч. 1 ст. 42 и ст. 58 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Выдача положительных заключений на незаконные проекты освоения лесов Республиканским агентством лесного хозяйства фактически означает согласование противоречащей природоохранному законодательству и режиму Центральной экологической зоны озера Байкал деятельности по заготовке древесины и свидетельствует о необеспечении охраны экосистемы озера Байкал и рационального использования природных ресурсов и, соответственно, благоприятной окружающей среды.
Кроме того, в результате выдачи незаконных положительных заключений нарушены интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО - озера Байкал.
Выполняя возложенную обязанность по выяснению оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.9 ст. 226 КАС РФ), суд приходит к выводу о несоответствии положительных заключений и приказов руководителя РАЛХ требованиям вышеуказанного законодательства.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Бурятия, неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства, комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы, руководителю Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО2 о признании незаконными решений органа государственной власти удовлетворить.
Признать незаконным приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления заготовки древесины» ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления заготовки древесины» ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным приказ Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления заготовки древесины» ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконным положительное заключение Комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы Проектов освоения лесов на лесных участках, переданных в аренду для осуществления заготовки древесины ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным положительное заключение Комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы Проектов освоения лесов на лесных участках, переданных в аренду для осуществления заготовки древесины ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным положительное заключение Комиссии Республиканского агентства лесного хозяйства по проведению государственной экспертизы Проектов освоения лесов на лесных участках, переданных в аренду для осуществления заготовки древесины ООО «Байкаллес» по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Об исполнении решения сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
.
. Судья Г.Г. Рабданова
.
.