ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3906/2021 от 29.10.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-3906/2021

55RS0007-01-2021-006408-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» октября 2021 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания Скоревой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Центрального административного округа г. Омска о признании недействительным ненормативного акта,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Центрального административного округа города Омска (далее Администрации ЦАО г. Омска) о признании распоряжения недействительным в части.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является владельцем следующих объектов:

Нестационарный торговый объект без вывески, общей площадью 35 кв. м., расположенный по адресу: , Центральный административный округ, ;

Нестационарный торговый объект без вывески, общей площадью 20 кв. м.,расположенный по адресу: город Омск, Центральный административный округ, ;

Нестационарный торговый объект с вывеской «», общей площадью 20 кв. м., расположенный по адресу: , Центральный административный округ, ;

Нестационарный торговый объект без вывески, общей площадью 20 кв. м.,расположенный по адресу: , Центральный административный округ, ;

Нестационарный торговый объект с вывеской «», общей площадью 14 кв. м., расположенный по адресу: , Центральный административный округ, ;

Нестационарный торговый объект с вывеской «», общей площадью 20 кв. м., расположенный по адресу: , Центральный административный округ, ;

Нестационарный торговый объект без вывески, общей площадью 20 кв. м.,расположенный по адресу: город Омск, Центральный административный округ, ;

Нестационарный торговый объект без вывески, общей площадью 22,5 кв. м., расположенный по адресу: , Центральный административный округ, ;

Нестационарный торговый объект без вывески, общей площадью 14 кв. м., расположенный по адресу: , Центральный административный округ, ;

Нестационарный торговый объект без вывески, общей площадью 14 кв. м., расположенный по адресу: , Центральный административный округ, ;

Нестационарный торговый объект без вывески, общей площадью 15 кв. м., расположенный по адресу: , Центральный административный округ, ;

Нестационарный торговый объект без вывески, общей площадью 15 кв. м.,расположенный по адресу: , Центральный административный округ, .

Распоряжением Администрации ЦАО г. Омска № 1554 от 07 сентября 2021 года «О выносе самовольно размещенного движимого имущества», указанные нестационарные торговые объекты определены самовольно размещенным движимым имуществом, определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенных объектов до 17 сентября 2021 года, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен с 18 сентября 2021 года по 28 октября 2021 года. Считает распоряжение главы Администрации ЦАО г. Омска № 1554 от 07.09.2021 в части п.п. 18-29 п. 1 незаконным.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», незаконность указанного распоряжения в обжалуемой части, нарушение его прав, административный истец просит суд признать недействительным распоряжение главы Администрации Центрального административного округа г. Омска № 1554 от 07.09.2021 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части подпунктов со 18 по подпункт 29 пункта 1 – недействительным.

Определением суда от 21.09.2021 к участию в деле было привлечено в качестве заинтересованного лица общество с ограниченной ответственностью ООО «Стрит-ритейл 4»., поскольку в соответствии с представленным договором купли-продажи от 01.09.2021 о приобретении торговых павильонов.

В судебном заседании административный истец ФИО2 участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 70-71).

Представитель административного ответчика Администрации ЦАО г. Омска К.А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала. В письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что по рамках организации ярмарки в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 12.08.2010 № 160-п «Об утверждении Порядка организации ярмарок в Омской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены торговые места. Вместе с тем, приказом исполняющего обязанности генерального директора Предприятия от 30.07.202 №109/2-ОД прием заявок на участие в ярмарке и выдача разрешений участникам ярмарки были приостановлены. Таким образом, торговые места по адресу не предоставлялись, разрешение на участие в ярмарках не выдавались, договоры о предоставлении торгового места не заключались. Представитель административного истца указывает, что НТО принадлежащие заявителю расположены без правовых оснований, как самовольно установленные нестационарные объекты (л.д. 30-31).

Представитель заинтересованного лица ООО «Стрит-ритейл 4» в судебном заседании не участвовал, общество извещено о рассмотрении дела надлежащим образом (л.д. 72).

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, мнение представителя административного ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности.

Как следует из административного искового заявления, ФИО1 является владельцем павильонов, которые в соответствии с Распоряжением Администрации ЦАО г. Омска № 1554 от 07.09.2021 определены самовольно размещенным движимым имуществом. В материалы дела представлена копия договора купли-продажи торгового павильона от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2 приобрел у ООО «Стрит-ритейл 4» движимое имущество: торговые павильоны в количестве 12 штук общей площадью 229,5 кв.м., расположенных по адресу: (л.д. 14-16).

Вместе с тем, распоряжением Администрации ЦАО г. Омска № 1554 от 07.09.2021 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» определены самовольно размещенные объекты, срок добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенных объектов срок принудительного выноса и (или) демонтажа. Полагая указанное распоряжение незаконным административный истец обратился в суд.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Положениями ст. 72 ЗК РФ и пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель.

Согласно п. 2 ст. 72 ЗК РФ, органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.

В соответствии с Положением об администрации Центрального административного округа г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423, Администрация Центрального административного округа города Омска (далее - администрация) является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим решение вопросов местного значения на территории Центрального административного округа города Омска (далее - округ).

Согласно приведенному положению в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация, в том числе выступает арендодателем и заключает договоры аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, подписывает акты приема-передачи и соглашения к указанным договорам (пп. 7 п. 17).

В сфере развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг администрация, в том числе: участвует в реализации муниципальной политики Администрации города Омска в сфере потребительского рынка и услуг (пп. 2); участвует в реализации мероприятий по совершенствованию стационарной, нестационарной торговли, деятельности рынков и ярмарок, организаций общественного питания и бытового обслуживания (пп. 3); участвует в разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (пп. 3.1); оформляет паспорта нестационарных торговых объектов (пп. 3.2); является организатором торгов по продаже права на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, за исключением нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Омска и предоставленных муниципальным учреждениям города Омска в соответствии с действующим законодательством (пп. 3.3); заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов (пп. 3.4); является уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (пп. 3.5); осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (пп. 3.6 п. 19).

В силу пп. 3 п. 27 приведенного Положения распоряжения по вопросам деятельности администрации издает Глава администрации.

Обжалуемое распоряжение принято уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочии, размещено на официальном сайте Администрации ЦАО г. Омска и опубликовано в газете «Третья столица» № 41 (1254) от 09.09.2021 (л.д. 95).

Утверждения административного истца о незаконности обжалуемого распоряжения фактически сводятся к несогласию выносом размещенных нестационарных торговых объектов.

Вместе с тем, данные доводы не основаны на нормах права в связи с следующим.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно п. 1 ст. 10 данного ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска утвержден Постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 года №1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска».

Согласно п. 3 Порядка размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - схема размещения нестационарных торговых объектов).

Согласно п. 5 Порядка право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.

Пунктом 7 Порядка определены понятия, такие как, нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Нестационарные торговые объекты подразделяются на следующие типы: - временные сооружения; - временные конструкции; - передвижные средства развозной и разносной торговли.

Временные сооружения: павильон - нестационарный торговый объект, предназначенный для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения; киоск - нестационарный торговый объект, предназначенный для оптовой или розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения.

В силу пункта 24 Порядка право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - индивидуальный предприниматель), или физического лица, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в следующих случаях: 1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов; 2) предоставления компенсационного места.

Как следует из материалов дела, правоустанавливающие документы для размещения вышеуказанных нестационарных торговых объектов не выдавались, в связи с чем являются самовольно размещенными.

Вопросы выявления самовольно размещенных объектов движимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена и порядок их выноса регулируются Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 №95-п.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска - администрации административных округов города Омска.

Каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется актом (п. 5). Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (п. 6).

Так, администрацией Центрального административного округа г. Омска в целях контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов, на основании решения Омского городского Совета г. Омска от 29.06.2011 № 423 «Об администрации ЦАО г. Омска» были проведены мероприятия по обследованию нестационарных торговых объектов, в результаты чего были выявлены торговые павильоны, место для размещения которых в схеме размещения нестационарных торговых объектов отсутствуют, правоустанавливающие документы для размещения нестационарных торговых объектов не имеется.

В соответствии с чем, были составлены акты по контролю за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов №353, 352, 351, 350, 349, 347, 348, 346, 345, 354, 355, 356 (л.д. 42-53).

Акт администрации административных округов города Омска является основаниям для принятия распоряжения главы администрации административного округа города Омска (далее - Распоряжение) с учетом размещенных в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Омска окружных планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества. В случае издания Распоряжения в отношении нестационарного торгового объекта приложением к Распоряжению является карта-схема (п. 8 Положения).

Кроме того, согласно материалам дела, прокуратурой города Омска 18.08.2021 вынесено представление об устранении нарушений законодательства в адрес Мэра города Омска ФИО3, из которого следует, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения федерального законодательства при организации на территории ярмарки, расположенной по адресу: Установлено, что приказом генерального директора МУП города Омска «Муниципальные рынки» от ДД.ММ.ГГГГ/ОД организована ярмарка, расположенная по адресу: . В связи с урегулированием вопроса о приведении в соответствии с сведений ЕГРН о земельном участке, занимаемом полосой отвода автомобильной дороги по деятельность по организации постоянно действующей ярмарки по адресу: приостановлена. Однако, в ходе обследования, проведенного прокуратурой Центрального административного округа города Омска, установлено, что в составе ярмарочного комплекса уже фактически осуществляется торговая деятельность в 2 нестационарных торговых объектах. Таким образом, сделан вывод о неправомерности действий МУП г. Омска «Муниципальные рынки» по размещению нестационарных торговых объектов (л.д. 36-39).

Кроме того, по данному факту прокуратурой Центрального административного округа г. Омска по итогам проверки исполнения законодательства в сфере размещения нестационарных торговых объектов вынесено представление об устранении нарушений законодательства сфере размещения нестационарных торговых объектов в адрес главы администрации ЦАО г. Омска (л.д. 40-41).

Из ответов Администрации ЦАО г. Омска, Администрации г. Омска на вынесенные представления следует, что в ходе выездного обследования установлено, что по адресу: Красный расположено 28 нестационарных торговых объектов в составе ярмарки, установленной Предприятием, без правоустанавливающих документов на размещение НТО. В соответствии с требованиями постановления Администрации города Омска от 30.01.2014 №95-п «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске» издано распоряжение главы администрации Центрального административного округа города Омска от 7 сентября 2021 года № 1554 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» по Добровольный срок выноса установлен до ДД.ММ.ГГГГ, принудительный вынос (или демонтаж) самовольно размещенных объектов с 18 сентября 021 года по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-35).

Оценивая представленные доказательства, учитывая требования, установленные Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска и Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, суд приходит к выводу, что нестационарные торговые объекты размещены в отсутствии какого-либо иного договора или соглашения на размещение данного нестационарного объекта в указанном месте, то есть в нарушение требований вышеуказанных актов. Доказательств обратному не представлено.

Каких-либо иных доводов о нарушениях, допущенных административным ответчиком, а также о нарушении прав административного истца, не имеется.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанной в ст. 227 КАС РФ совокупности в рассматриваемом деле не имеется, в связи с чем, административные исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.

С учетом результата рассмотрения спора судебные издержки распределению применительно к положениям ст. 111 КАС РФ не подлежат и остаются на стороне административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО2 к Администрации Центрального административного округа г. Омска о признании недействительным распоряжения администрации Центрального административного округа г.Омска от 07.09.2021 №1554 в части подпунктов с 18 по 29 пункта 1 отказать в полном объеме.

Отменить меры предварительной защиты по административному иску, принятые определением Центрального районного суда г. Омска от 21.09.2021.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.С. Голубовская

Решение в окончательной форме изготовлено 2 ноября 2021 года.