ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-391/20 от 06.07.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2020 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-391/2020 по административным исковым заявлениям Прокурора Братского района Иркутской области действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконными распоряжений об утверждении положительных заключений государственной экспертизы проекта освоения лесов незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения -мр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» незаконным.

Также прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения -мр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» незаконным.

Также прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением в порядке главы 22 КАС РФ к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным распоряжения -мр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» незаконным.

По делу в качестве заинтересованных лиц привлечены ИП ФИО1, Федеральное агентство лесного хозяйства, ООО «Терра Лекс».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела объединены в одно производство.

В обоснование административных исков указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Акционерным обществом «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка . АО «Группа Илим» в соответствии с Договором является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, имеющего местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «<адрес>», Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Север- Бадинская дача, защитные леса, кварталы № (выдел 31ч), 43 (выделы 29ч, 31ч, 40ч), 61 (выделы 3ч, 4ч, 5ч), 62 (выделы 1ч, 2ч, 25ч), с кадастровым номером 38:02:120301:114 (31791+/- 125 м2), площадью 3,1791 га. В соответствии с п.6.1 Договора срок действия договора составляет 38 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области произведена регистрация Договора (регистрационный ). Согласно подп. «а» п.3.3 Договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора после его заключения, подписания сторонами акта приема- передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации. 01.0812018 распоряжением заместителем министра лесного комплекса Иркутской области -мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договор аренды лесного участка ДД.ММ.ГГГГ является АО «Группа Илим». В соответствии с п.1.3 Договора арендатору лесной участок передается с целью строительства моста автодорожного, дороги с усовершенствованном облегченным или переходным типом дорожного покрытия. В соответствии с п.7.1.2 Проекта освоения лесов по Договору (Раздел , Специальная часть) на территории арендуемого лесного участка проектируется использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - мост, дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия. Дорога планируется использоваться арендатором лесного участка
для прохода к участку. Таким образом, в соответствии с предметом Договора лесной участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов. Как следует из содержания проекта освоения лесов к Договору, линейными объектами является мост, автомобильная дорога усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия, цель эксплуатации которой - подъезд к участку. В п.4.1 Проекта освоения лесов по Договору (Приложение ) отражены следующие характеристики проектируемых линейных объектов: мост, дорога автомобильная ширина 60 м, общая протяженность 5,299 км, площадь 3,1791 га. В таблице Приложения к Договору отражено наличие на арендуемом лесном участке объектов лесной инфраструктуры - 2 лесных дорог (с характеристиками: объем - 0,1302 и 0,0720, единица измерения - га), местоположением: Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал выдел 31ч, квартал 43,выдел 40ч. Наличие указанных объектов лесной инфраструктуры, в том числе отражено (в Разделе к проекту освоения лесов к Договору. Согласно п.3 (Приложение ) на арендуемом лесном участке имеются существующие объекты лесной инфраструктуры в виде 2 лесных дорог общей площадью 0,2022 га. Согласно заявлению директора филиала в Братском районе АО «Группа Илим» на имя министра лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, обозначена цель использования лесного участка - использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта - моста автодорожного, лесного склада, дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным
типом дорожного покрытия, площадки производственной для освоения лесосырьевой базы по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов) между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству и ОАО «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка , предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. В соответствии с п.2 настоящего договора арендатору предоставляется лесной участок, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 509-2008-11, площадью 161 323 га, имеющий местоположение: <адрес>, Падунское лесничество, эксплуатационные леса:

Боровское участковое лесничество:

Боровская дача, кварталы №ч,

Заярская дача, кварталы №, ;

Сурупцевская дача, кварталы №;

Мамырьская дача, кварталы №ч, ,

ФИО2 дача, кварталы №ч,

Исходя из содержания указанного заявления строительство линейного
объекта на испрашиваемом лесном участке необходимо для освоения лесосырьевой базы на лесном участке, являющегося предметом договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, лесной участок, предоставленный по договору от ДД.ММ.ГГГГ и лесной участок, предоставленный по договору ДД.ММ.ГГГГ. находятся на значительном друг от друга расстоянии, в разных лесничествах, что, в свою очередь, позволяет сделать вывод о несоответствии целям, обозначенным в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, лесной участок, предоставленный по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, примыкает к лесному участку, предоставленному тому же арендатору по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству и ОАО «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка , предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. В соответствии с п.2 настоящего договора арендатору предоставляется лесной участок, с номером учетной записи в государственном лесном реестре , площадью 157 715 га, имеющий местоположение: <адрес>

<адрес>

<адрес> кварталы №,

<адрес>, кварталы №;

<адрес>, кварталы №, 34

Согласно п.4 указанного договора лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для заготовки древесины.

Срок действия настоящего договора - с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный лесной участок, предоставленный по договору аренды
от ДД.ММ.ГГГГ, и лесной участок, предоставленный по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлены одному и тому же арендатору – АО «Группа Илим», находятся в пределах границ одного и того же участкового лесничества, кварталы № Северо-Бадинской дачи обозначены в обоих договорах аренды, при этом использование нерестоохранных полос лесов в границах обозначенных кварталов преследует цель размещения подъездной дороги к уже эксплуатируемому лесному участку по договору
аренды от ДД.ММ.ГГГГ, а также цель развития технологической связи с уже существующими объектами лесной инфраструктуры – лесными дорогами. Указанное позволяет сделать вывод о том, что арендатор при заключении Договора с целью строительства линейного объекта, преследовал иную цель, нежели обозначенную в предмете Договора.Фактически лесной участок, используемый арендатором по Договору,
необходим в целях использования иного лесного участка, являющегося
предметом договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в целях освоения лесосырьёвой базы, то есть, как объекта лесной инфраструктуры. Согласно п.1.2 Договора лесной участок площадью 3, 1791 га, имеет категорий) защитности - ценные леса; нерестоохранные полосы лесов. Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет защитной значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняет важную функцию - нерестоохранную. Из содержания п.4.2 проекта освоения лесов по Договору (Приложение ) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 600,875 м3, в том числе хвойные 530,785 м3, ликвидным запасом 522,77 м3, в том числе хвойные 437,49 м3. Указанные положения отражены, в том числе в п.7.1-4 проекта (освоения лесов к Договору (Приложение ). Таким образом, предоставление лесного участка в защитных лесах относящихся к ценным лесам, для строительства и эксплуатации линейного объекта несовместимо с целевым, назначением и полезными функциями данной категории лесов.

Также между Министерством лесного комплекса Иркутской
области и Акционерным обществом «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка . АО «Группа Илим» в соответствии с Договором является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, имеющего
местоположение: <адрес>, Карахунское участковое лесничество, Карахунская дача, защитные леса, квартала № (выд), с кадастровым номером , площадью 12, 1606 га. В соответствии с п.6.1 Договора срок действия договора составляет 38
лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области произведена регистраций Договора (регистрационный ). Договор обременен правом аренды по договору от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью «Сибресурс» с целью заготовки древесины (запись государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно подп. «а» п.3.3 Договора арендатор имеет право приступить к
использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящей
Договора после его заключения, подписания сторонами акта приема- передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации. Распоряжением заместителя министра лесного комплекса Иркутской области -мр утверждено положительное заключение
государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка ДД.ММ.ГГГГ является АО «Группа Илим». Согласно п.1.2 Договора лесной участок площадью 12,1606 га, имеет категорию защитности - ценные леса: нерестоохранные полосы лесов. Согласно таблице Приложения к Договору, в состав лесного участка, переданного в аренду, входят, в том числе особо защитные участки лесов (ОЗУ), категории ценные леса:

- берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов, имеющие местоположение: Падунское Лесничество, Карахунское участковое лесничество, Карахунская дача, квартал , выделы №ч, 32ч, 38ч, 41ч (площадь 3,8140 га); Падунское Лесничество, Карахунское участковое лесничество, Карахунская дача, квартал , выд, 7ч, 41ч (площадь 0,1469 га).

В п.2.2 проекта освоения лесов (Приложение ), в том числе отражено целевое назначение лесов, вся площадь которых (12 1606 га) является защитными лесами, нерестоохранными полосами. Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет особое защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном
участке, выполняют важную функцию - нерестоохранную.

Из содержания п.4.2 Проекта освоения лесов по Договору (Приложение
) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 1075,332 м3, в том числе хвойные 490,43 м3, ликвидным запасом 938,81 м3, в том числе хвойные 423,63 м3. Указанные положения отражены, в том числе в п.7.1.4 проекта освоения лесов к Договору (Приложение ).

Также ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного комплекса
<адрес> и Акционерным обществом «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка (.АО «Группа Илим» в соответствии с Договором является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, имеющего
местоположение: <адрес>, защитные леса, квартал (выделы 9ч, 11ч, 14ч, 29ч), с кадастровым номером , площадью 3,0643 га. В соответствии с п.6.1 Договора срок действия договора составляет 47 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области произведена регистрации Договора (регистрационный ). Согласно подп. «а» п.3.3 Договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора после его заключения, подписания сторонами акта приема- передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением министра лесного комплекса <адрес>-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка ДД.ММ.ГГГГ является АО «Группа Илим». В соответствии с п.1.3 Договора арендатору лесной участок передается с целью строительства дороги с усовершенствованным облегченным ил переходным типом дорожного покрытия, моста автодорожного. В соответствии с п.7.1.2 Проекта освоения лесов по Договору (Раздел 7. Специальная часть) на территории арендуемого лесного участка проектируется использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - мост, дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия. Дорога планируется использоваться арендатором лесного участка для прохода к участку. Таким образом, в соответствии с предметом Договора лесной участок
предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов. Как следует из содержания проекта освоения лесов к Договору, линейными объектами является мост, автомобильная дорога с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия, цель эксплуатации которой - подъезд к участку. В п.4 Проекта освоения лесов по Договору (Приложение ) отражены следующие характеристики проектируемых линейных объектов: дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, мост автодорожный, ширина 40- 60м, общая, протяженность 0,6675 км, площадь 3,0643 га. Согласно заявлению директора филиала в Братском районе АО «Группа Илим» на имя министра лесного комплекса Иркутской области от № ФБР обозначена цель использования лесного использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта - дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, моста автодорожного для освоения лесосырьевой базы по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов). ДД.ММ.ГГГГг. между Министерством лесного комплекса Иркутской области и АО «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка , предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. В соответствии с п.2 настоящего договора арендатору предоставляется лесной участок площадью 123 647 га, имеющий местоположение: <адрес>, 8ч; Бадинская дача, кварталы № - эксплуатационные леса. Согласно п.4 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для заготовки древесины. Согласно п.2.4 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка на 49 лет. Указанный лесной участок, предоставленный по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, и лесной участок, предоставленный по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлены одному и тому же арендатору - АО «Группа Илим», находятся в пределах границ одного и того же участкового лесничества, квартал обозначен в обоих договорах аренды, при этом использование нерестоохранных полос лесов в границах обозначенного квартала преследует цель размещения подъездной дороги к
уже эксплуатируемому лесному участку по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, а также цель развития технологической связи с уже существующими объектами лесной инфраструктуры - лесными дорогами. Указанное позволяет сделать вывод о том, что арендатор при заключении Договора с целью строительства линейного объекта, преследовал иную цель, нежели обозначенную в предмете Договора. Фактически лесной участок, используемый арендатором по Договору, необходим в целях использования иного лесного участка, являющегося предметом договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в целях освоения лесосырьевой базы, то есть, как объекта лесной инфраструктуры. Согласно п.1.2 Договора лесной участок площадью 3,0643 га, имеет категорию защитное - ценные леса: нерестоохраниые полосы лесов. Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняют важную функцию - нерестоохранную.

Из содержания п.4.2 Проекта освоения лесов по Договору (Приложение
№. 11) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 598,42 м3, в том числе хвойные 535,125 м3, ликвидным запасом 520,62 м3, в том числе хвойные 465,55 м3. Указанные положения отражены, в том числе в п.7.1.4 проекта освоения лесов к Договору (Приложение ).

Полагает, что оснований для утверждения положительных заключений государственных экспертиз проектов освоения лисов распоряжениями не имелось, поскольку проекты освоения лесов не соответствовали требованиям лесного законодательства, что приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, подвергают опасности стабильность окружающей среды и ее природно- ресурсный потенциал.

Административным ответчиком Министерством лесного комплекса Иркутской области, заинтересованным лицом АО «Группа Илим», представлены письменные возражения по существу заявленных требований, в которых они полагали требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворении, указали на неправильное толкование прокурором норм прав, а также заявлено о пропуске срока обращения в суд.

Заинтересованным лицом Федеральным агентством лесного хозяйства представлены письменные пояснения по существу заявленных требований.

В судебном заседании помощник прокурора Люкшина Е.Н. поддержала заявленные требования.

Административный ответчик Министерство лесного комплекса Иркутской области, заинтересованные лица АО «Группа Илим», ИП ФИО3, ООО «Терра Лекс», Федеральное агентство лесного хозяйства в судебном заседании отсутствуют, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, их явка в судебное заседание не является обязательной и не препятствует рассмотрению дела.

Представителем заинтересованного лица АО «Группа Илим» ФИО4 заявлено ходатайство об отложении разбирательства по делу, поскольку представители АО «Группа Илим» не задействованы непосредственно в производственном процессе по лесозаготовке, лесопроизводству, лесопереработке и иной деятельности в сфере лесного комплекса, находятся в г. Санкт-Петербург в режиме самоизоляции, осуществляют работу в дистанционном (удаленном) режиме, и в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой в г. Санкт-Петербург и Иркутской области не могут присутствовать в судебном заседании.

Протокольным определением суда в удовлетворении ходатайства заинтересованного лица отказано.

При разрешении ходатайства судом учтено следующее.

Согласно п. 3 ст.1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Назначение субъективного права состоит в предоставлении уполномоченному субъекту юридически гарантированной возможности удовлетворять потребности, не нарушая при этом интересов других лиц, общества и государства.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 1).

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5).

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2).

По смыслу ст. 10 ГК РФ злоупотребление правом, т.е. осуществление субъективного права в противоречии с его назначением, имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей.

Как правовыми актами правительства г. Санкт-Петербурга, так и Иркутской области на момент рассмотрения дела судом режим самоизоляции введен только для граждан старше 65 лет. Каких либо ограничений для явки в суд, как в г. Санкт-Петербурге, так и в г. Иркутске отсутствуют.

АО «Группа Илим» является юридическим лицом и у него имелось необходимое и достаточное время, в том числе, для заключения соглашения об оказании юридической помощи с представителями, находящимися на территории г. Иркутска.

Судом неоднократно предоставлялась заинтересованному лицу возможность явки в судебное заседание, в том числе, предлагалось проведение судебного заседания посредством видеоконференцсвязи, однако таким правом АО «Группа Илим» не воспользовалась, чем распорядилось своими процессуальными правами по своему усмотрению.

АО «Группа Илим» должную заботливость и осмотрительность при реализации своих процессуальных прав не проявило, в связи с чем, приведенные доводы в ходатайстве об отложении разбирательства по делу не могут быть признаны судом уважительными.

Кроме того, суд учитывает, что АО «Группа Илим» были представлены возражения по существу заявленных требований, ранее представители участвовали в судебном заседании, свою правовую позицию излагали.

В силу ст.ст. 96, 98 КАС РФ, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.

В силу ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (пункт 1 статьи 20 ГК РФ), сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

Согласно ч.ч. 6,7,8 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, самостоятельно используют принадлежащие им процессуальные права и обязанности, и должны использовать их добросовестно.

В силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед законом и судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Учитывая вышеизложенное дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч.1 ст. 42 и 58).

Основными принципами охраны окружающей среды, установленными статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

Статьей 5 Лесного кодекса РФ предусмотрена обязанность использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, (Положение о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 г. № 155-пп).

В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.2 ст. 89 ЛК РФ).

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ. .

Целью государственной экспертизы проектов освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (п.3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496).

В соответствии п.4 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Акционерным обществом «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка . АО «Группа Илим» в соответствии с Договором является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, имеющего местоположение: <адрес> защитные леса, кварталы № (выдел 31ч), 43 (выделы ), 61 (выделы ), 62 (выделы ), с кадастровым номером (31791+/- 125 м2), площадью 3,1791 га, сроком действия 38 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка, регистрация договора произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный .

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением заместителем министра лесного комплекса <адрес>-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка ДД.ММ.ГГГГ является АО«Группа Илим».

Также между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Акционерным обществом «Группа Илим» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка , находящегося в государственной собственности, имеющего местоположение: <адрес>, защитные леса, квартала № (выд. ), 71 (выд. ), с кадастровым номером площадью 12, 1606 га, сроком действия 38 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка, договор прошел государственную регистрацию 12.07.2018г., регистрационный ).

Распоряжением заместителя министра лесного комплекса Иркутской области -мр ДД.ММ.ГГГГ. утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ является АО «Группа Илим».

Также ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного комплекса
Иркутской области и Акционерным обществом «Группа Илим» заключен договор аренды лесного участка , находящегося в государственной собственности, имеющего
местоположение: <адрес> защитные леса, квартал (выделы ), с кадастровым номером , площадью 3,0643 га, сроком действия 47 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка., договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный .

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области - мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка ДД.ММ.ГГГГ является АО «Группа Илим».

По результатам проведенной прокурором проверки установлено, что указанные распоряжения -мр от ДД.ММ.ГГГГ.; -мр от ДД.ММ.ГГГГ.; - мр от ДД.ММ.ГГГГ. министерства лесного комплекса Иркутской области противоречит требованиям лесного законодательства Российской Федерации.

Особенности использования охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов определены статьями 102 - 109 Лесного кодекса РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 102 Лесного кодекса РФ ценные леса относятся к защитным лесам, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.

В силу части 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В соответствии с ч. 1 ст. 106 Лесного кодекса РФ в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса.

В ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.1.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ арендатору лесной участок передается с целью строительства моста автодорожного, дороги с усовершенствованном облегченным или переходным типом дорожного покрытия.

В соответствии с п.7.1.2 Проекта освоения лесов по Договору (Раздел , Специальная часть) на территории арендуемого лесного участка проектируется использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - мост, дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия. Дорога планируется использоваться арендатором лесного участка
для прохода к участку.

Таким образом, в соответствии с предметом Договора лесной участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.

Как следует из содержания проекта освоения лесов к Договору, линейными объектами является мост, автомобильная дорога с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия, цель эксплуатации которой - подъезд к участку.

В п.4.1 Проекта освоения лесов по Договору (Приложение ) отражены следующие характеристики проектируемых линейных объектов: мост, дорога автомобильная ширина 60 м, общая протяженность 5,299 км, площадь 3,1791 га.

В таблице Приложения к Договору отражено наличие на арендуемом лесном участке объектов лесной инфраструктуры - 2 лесных дорог (с характеристиками: объем - 0,1302 и 0,0720, единица измерения - га), местоположением: <адрес> квартал выдел 31ч, квартал 43,выдел 40ч.

Наличие указанных объектов лесной инфраструктуры, в том числе отражено (в Разделе к проекту освоения лесов к Договору. Согласно п.3 (Приложение ) на арендуемом лесном участке имеются существующие объекты лесной инфраструктуры в виде 2 лесных дорог общей площадью 0,2022 га.

Согласно заявлению директора филиала в Братском районе АО «Группа Илим» на имя министра лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, обозначена цель использования лесного участка - использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта - моста автодорожного, лесного склада, дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, площадки производственной для освоения лесосырьевой базы по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов) между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству и ОАО «Группа Илим».

Таким образом, строительство линейного объекта на испрашиваемом лесном участке необходимо для освоения лесосырьевой базы на лесном участке, являющегося предметом договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.1.2 Договора лесной участок площадью 3, 1791 га, имеет категорию защитности - ценные леса; нерестоохранные полосы лесов.

Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняет важную функцию - нерестоохранную.

Из содержания п.4.2 проекта освоения лесов по Договору (Приложение ) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 600,875 м3, в том числе хвойные 530,785 м3, ликвидным запасом 522,77 м3, в том числе хвойные 437,49 м3.

Указанные положения отражены, также в п.7.1-4 проекта (освоения лесов к Договору (Приложение ).

Следовательно, предоставление лесного участка в защитных лесах, относящихся к ценным лесам, для строительства и эксплуатации линейного объекта несовместимо с целевым, назначением и полезными функциями данной категории лесов.

Согласно п.1.2 Договора от ДД.ММ.ГГГГ. лесной участок площадью 12,1606 га, имеет категорию защитности - ценные леса: нерестоохранные полосы лесов.

Согласно таблице Приложения к Договору, в состав лесного участка, переданного в аренду, входят, в том числе особо защитные участки лесов (ОЗУ), категории ценные леса, а именно берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные
вдоль водных объектов, склонов оврагов, имеющие местоположение:
Падунское Лесничество, Карахунское участковое лесничество, Карахунская дача, квартал , выделы №ч, (площадь 3,8140 га); Падунское Лесничество, Карахунское участковое лесничество, Карахунская дача, квартал , выд, 7ч, 41ч (площадь 0,1469 га).

В п.2.2 проекта освоения лесов (Приложение ), также отражено целевое назначение лесов, вся площадь которых (12 1606 га) является защитными лесами, нерестоохранными полосами.

Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет особое защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняют важную функцию - нерестоохранную.

Из содержания п.4.2 Проекта освоения лесов по Договору (Приложение
) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 1075,332 м3, в том числе хвойные 490,43 м3, ликвидным запасом 938,81 м3, в том числе хвойные 423,63 м3. Указанные положения также отражены в п.7.1.4 проекта освоения лесов к Договору (Приложение ).

В соответствии с п.1.3 Договора арендатору лесной участок передается с целью строительства дороги с усовершенствованным облегченным ил переходным типом дорожного покрытия, моста автодорожного.

В соответствии с п.7.1.2 Проекта освоения лесов по Договору (Раздел 7. Специальная часть) на территории арендуемого лесного участка проектируется использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - мост, дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного
покрытия. Дорога планируется использоваться арендатором лесного участка для прохода к участку.

Таким образом, в соответствии с предметом договора лесной участок
предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструкгуры с разрешенным видом использования лесов строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.

Как следует из содержания проекта освоения лесов к Договору, линейными объектами является мост, автомобильная дорога с усовершенствованным облегченным и переходным типом дорожного покрытия, цель эксплуатации которой - подъезд к участку.

В п.4 Проекта освоения лесов по Договору (Приложение ) отражены следующие характеристики проектируемых линейных объектов: дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, мост автодорожный, ширина 40- 60м, общая, протяженность 0,6675 км, площадь 3,0643 га.

Согласно заявлению директора филиала в Братском районе АО «Группа Илим» на имя министра лесного комплекса Иркутской области от № ФБР , обозначена цель использования лесного использование лесов для строительства, реконструкции и
эксплуатации линейного объекта - дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия, моста автодорожного для освоения лесосырьевой базы по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов).

Согласно п.1.2 Договора лесной участок площадью 3,0643 га, имеет
категорию защитное - ценные леса: нерестоохраниые полосы лесов. Таким образом, предоставленный в аренду лесной участок имеет защитное значение, лесные насаждения, расположенные на лесном участке, выполняют важную функцию - нерестоохранную.

Из содержания п.4.2 Проекта освоения лесов по Договору (Приложение
№. 11) на всей площади лесного участка арендатором запланирована сплошная рубка лесных насаждений с корневым запасом 598,42 м3, в том числе хвойные 535,125 м3, ликвидным запасом 520,62 м3, в том числе хвойные 465,55 м3. Указанные положения отражены, в том числе в п.7.1.4 проекта освоения лесов к Договору (Приложение ).

Вместе с тем, проведение выборочных и сплошных рубок деревьев в ценных лесах возможно только в целях предусмотренных пунктами 1-4 ч.1 ст.21 ЛК РФ.

Пункты 1-4 части 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ предусматривают, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

осуществления работ по геологическому изучению недр;

разработки месторождений полезных ископаемых;

использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Частью 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 ст. 21 настоящего кодекса, выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 5 ст. 21 Лесного кодекса РФ предусматривает, что в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства ценных лесов в соответствии с ч.4 ст. 106 Лесного кодекса РФ установлены Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 № 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов».

Пунктом 19 Особенностей использования лесов установлено, что в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и в ценных лесах сплошные рубки осуществляются только в целях ухода за лесами в соответствии с ч. 4 статьи 17 Лесного кодекса РФ и в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений, то есть создание объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других) для целей использования лесов, что предусмотрено статьей 13 Лесного кодекса РФ.

Так, понятие «дорога» в контексте лесного законодательства используется как: объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры; объекта лесной инфраструктуры.

Часть 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе дорог, на землях лесного фонда в определенных случаях, в том числе в целях переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р (далее - Перечень № 849-р) в соответствии с ч. 7 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанному Перечню строительство автомобильных дорог, как объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускается в двух случаях:

как объекта для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лесов (п.1 Перечня № 849-р);

как объекта для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п.4 Перечня № 849-р).

В соответствии со ст. 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (ч.1).

Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (ч.4).

В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р (далее - Перечень № 1283-р), в соответствии с ч.5 ст. 13 Лесного кодекса РФ.

Согласно указанному Перечню № 1283-р строительство лесной дороги, как объекта лесной инфраструктуры возможно как объекта для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (п.1 Перечня № 1283-р).

Частью 2 ст. 115 Лесного кодекса РФ запрещено строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Целью предоставления указанных лесных участков является проход к другим участкам, что противоречит требованиям ст. 106, ст. 21 Лесного кодекса РФ, поскольку строительство и эксплуатация объекта не связанного с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда в этих целях не соответствует целям, установленным пунктами 1-4 ч. 1 ст.21 Лесного кодекса РФ, несовместимо с целевым назначением и полезными функциями ценных и защитных лесов.

Строительство и эксплуатация дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия в целях прохода к иному участку, для освоения лесосырьевой базы по другому договору аренды лесного участка, как объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, не отвечает целям создания, предусмотренным Перечнем № 849-р, а, следовательно, противоречит лесному законодательству.

Данные обстоятельства свидетельствует о нарушении ст. 106, ст. 21 Лесного кодекса РФ, а также несоблюдении ограничений, связанных с использованием указанной категории лесов.

В силу пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26. 09.2016 № 496, положительное заключение государственной экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 11 Порядка в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки оформляется отрицательное заключение Экспертизы.

Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 9 Порядка).

При этом анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу, что наличие положительного заключения не является безусловным основанием для его утверждения государственным органом.

Таким образом, оспариваемые распоряжения -мр от ДД.ММ.ГГГГ.; -мр от ДД.ММ.ГГГГ.; - мр от ДД.ММ.ГГГГ министерства лесного комплекса Иркутской области об утверждении положительных заключениий государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду АО «Группа Илим» не соответствует законодательству Российской Федерации, регулирующему спорные правоотношения.

Доводы заинтересованного лица, со ссылкой на судебную практику, разъяснения ведомственных органов, положения Приказа Рослесхоза № 223 от 10.05.2011 и положения ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ о возможности, предусмотренной данными нормами права сплошной вырубки, в том числе в защитных лесах, а также строительства на землях лесного фонда объектов, основаны на неверном толковании норм права, поскольку данными нормами права допускаются такие рубки только в случаях, предназначенных для обеспечения безопасности граждан, в целях ухода за лесами, а также, если строительство не запрещено или ограничено законодательством.

В рассматриваемом случае целью предоставления в аренду лесного участка явилась, в том числе, строительство дорог в целях освоения иных лесных участков, что не предусмотрено в защитных лесах.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств законности оспариваемых распоряжений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в не исполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.4, ст.15 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.

Допущенные нарушения в сфере природоохранного законодательства, подвергают опасности стабильность окружающей среды, нарушают конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.

Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о незаконности распоряжения, прокурору стало известно из проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., поэтому срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, прокурором не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области -мр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор АО «Группа Илим») незаконным.

Признать распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области -мр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор АО «Группа Илим») незаконным.

Признать распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области -мр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор АО «Группа Илим») незаконным.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 13.07.2020г. Н.Н. Исакова