ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3969/23 от 09.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу№ 2а-3969\23г.

УИД-23RS0031-01-2023-003448-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2023 г. г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре Алейниковой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Военному комиссариату по Западному и <адрес>м г. Краснодара, Призывной комиссии по Западному и <адрес>м г. Краснодара об обжаловании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии по Западному и <адрес>м г. Краснодара об обжаловании решения.

Определением суда по ходатайству административного истца в качестве надлежащего административного ответчика к участию в деле привлечен Военный комиссариат по Западному и <адрес>м г. Краснодара.

В обоснование заявленных требований указывает, что решением призывной комиссии по Западному и <адрес>м г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГФИО1 зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении 27 лет, в связи с ему выдана справка взамен военного билета. С указанным решением ФИО1 не согласен, так как в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год военный комиссариат, для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, его не вызывал, повестки в его адрес направлены не были, при этом ФИО1 места жительства не менял и постоянно проживает по месту своей регистрации. Обжалуемое решение призывной комиссии нарушает его права, не позволяет ему замещать должности гражданской службы в течение 10 лет, порочит его честь и достоинство, как педагогического работника системы высшего профессионального образования и добросовестного гражданина РФ. Полагая свои права и законные интересы нарушенными, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии по Западному и <адрес>м г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении 27 лет и обязать призывную комиссию принять решение о зачислении ФИО1 в запас и выдаче военного билета.

Административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административные ответчики, будучи надлежащим образом извещенными о дне, времени и месте слушания дела в порядке частей 8-9 статьи 96 КАС РФ, в судебное заседание не явились, заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении слушания дела, не представили.

Исходя из положений части 8 статьи 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 статьи 96 КАС РФ, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9 статьи 96 КАС РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая надлежащее извещение сторон, с учетом того, что административным ответчикам было известно о времени и месте первого судебного заседания, Военному комиссариату и Призывной комиссии по Западному и <адрес>м г. Краснодара, обладающими государственными или иными публичными полномочиями, необходимо было, в том числе самостоятельно предпринять меры по получению дальнейшей информации о движении настоящего административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, материалы личного дела призывника ФИО1, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела, материалов личного дела призывника ФИО1 следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения принят на воинский учет в военном комиссариате по <адрес> и <адрес>м г. Краснодара ДД.ММ.ГГГГ.

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Закона о воинской обязанности ФИО1 представлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.07. 2013 года.

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 22 Закона о воинской обязанности ФИО4 призван на военную службу, но в связи с отменой указанного решения призывной комиссии Краснодарского края, в войска отправлен не был.

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Закона о воинской обязанности ФИО1 представлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 22 Закона о воинской обязанности ФИО4 призван на военную службу, но в связи с отменой указанного решения призывной комиссии Краснодарского края, в войска отправлен не был.

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 22 Закона о воинской обязанности ФИО4 призван на военную службу, но в связи с отменой указанного решения призывной комиссии Краснодарского края, в войска отправлен не был.

С осени 2017 года ФИО1 уклонился от призыва на военную службу, мероприятия по розыску результатов не дали и ДД.ММ.ГГГГФИО1 снят с воинского учета призывников в связи с исполнением ДД.ММ.ГГГГ 27 лет.

Согласно частям 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование отношений в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Закон о воинской обязанности).

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23, статьи 24).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Согласно пункту 34 указанного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

При наличии оснований, предусмотренных Законом о воинской обязанности и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (пункт 17 Положения).

Призывники, не имеющие или утратившие основания для освобождения от призыва на военную службу, исполнения воинской обязанности или предоставления отсрочки от призыва на военную службу, подлежат призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения).

В силу пункта 1 статьи 5 Закона о воинской обязанности проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

В силу пункта 1 статьи 26 Закона о воинской обязанности призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26 Закона о воинской обязанности).

Согласно статье 31 Закона о воинской обязанности граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.

Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Как следует из материалов дела ФИО1 проживает по адресу: г. Краснодар <адрес> кольцо <адрес>, обучался в <данные изъяты> в аспирантуре на очной форме обучения по научной специальности – Криминалистика, судебно-экспертная деятельность, оперативно-розыскная деятельность, ДД.ММ.ГГГГ окончил аспирантуру, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 работает в <данные изъяты> в должностях ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента кафедры криминалистики и правовой информатики.

Указанные сведения имелись у военного комиссариата, что подтверждается учетной картой гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Однако в материалах дела не содержатся сведений о том, что военным комиссариатом направлялись ФИО1 повестки, связанные с призывом на военную службу, по месту жительства и по месту работы, и они были ему вручены.

Так, согласно материалов личного дела, ФИО1 лично получил повестку только ДД.ММ.ГГГГ о явке в отдел военного комиссариата на ДД.ММ.ГГГГ, решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о призыве ФИО1 на военную службу, на основании статьи 22 Закона о воинской обязанности, отменено призывной комиссией Краснодарского края, в войска ФИО1 отправлен не был.

Также в материалах личного дела имеется рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ были проведены розыскные мероприятия, а именно телефонный разговор с матерью ФИО4 о явке ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ.

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона о воинской обязанности).

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Вместе с тем, в материалах личного дела отсутствуют доказательства о направлении административному истцу соответствующей установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат, учитывая, что обязанность самостоятельно явиться в военкомат у административного истца отсутствовала.

Кроме того, в материалах личного дела имеется рапорт начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ФИО5, согласно которого он просит снять ФИО1 с воинского учета призывников с ДД.ММ.ГГГГ и направить материал для привлечения ФИО1 к уголовной ответственности.

ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссаром Западного и <адрес>ов г. Краснодара ФИО6 принято решение о снятии с воинского учета ФИО1 и при обращении ФИО1 направить материалы в следственный отдел для привлечения его к уголовной ответственности за уклонение от воинской обязанности, личное дело сдать в архив.

Часть 2 статьи 62 КАС РФ устанавливает, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий ( бездействия ) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.

Однако из материалов дела не следует, и административным ответчиком не представлено, что материалы в отношении ФИО1 с 2018 года по настоящее время направлены в следственный отдел для привлечения его к уголовной ответственности за уклонение от воинской обязанности, при этом из материалов дела видно, что с заявлением о выдаче военного билета ФИО1 обращался в военный комиссариат <адрес> и <адрес>ов г. Краснодара ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств того, что с осени 2017 года по ДД.ММ.ГГГГ год предпринимались меры по извещению ФИО1 на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, предпринимались меры о надлежащем вручении ФИО1 повесток о явке в военный комиссариат, предпринимались меры по проведению каких-либо фактических розыскных мероприятий в отношении ФИО1, то есть не доказано, что административный истец уклонялся от призыва с 2017 года.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска с учетом вышеприведенных требований законодательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Военному комиссариату по <адрес> и <адрес>м г. Краснодара, Призывной комиссии по <адрес> и <адрес>м г. Краснодара об обжаловании решения, - удовлетворить.

Признать незаконным решение Призывной комиссии военного комиссариата <адрес> и <адрес>ов г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении 27 лет.

Обязать Военный комиссариат <адрес> и <адрес>ов г. Краснодара принять решение о зачислении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения в запас и выдаче военного билета на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 23 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 09.08.2023 года и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: