дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Хулаповой Г.А.
при секретаре судебного заседания – ФИО4РО.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор» в лице представителя ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департаменту архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо – СПК «Вымпел» о признании незаконным и отмене отказа, -
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество «Мелиоратор» в лице представителя ФИО1 обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, в котором с учетом уточнений просило признать незаконным и отменить отказ МКУ Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, обязать МКУ Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда утвердить внесение изменений в проект межевания территории СНТ «Мелиоратор» ПМ 16-21 от 2021 г., поданного ДД.ММ.ГГГГ (вх. деп. От ДД.ММ.ГГГГ).
Исковые требования мотивированы тем, что СНТ «Мелиоратор» осуществляет свою деятельность на земельном участке, который был предоставлен СНТ «Мелиоратор» в постоянное пользование решением исполнительного комитета Симферопольского горсовета народных депутатов № «О прекращении фирме Крымканалстрой» права пользования земельным участком в Каменском массиве и предоставлении его СОТ «Мелиоратор» от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации <адрес> от № был утвержден проект межевания территории СНТ «Мелиоратор». Ввиду того, что в утвержденный проект межевания территории необходимо было внести изменения, кооператив внес необходимые корректировки и ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> для согласования и утверждения изменений. Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № кооперативу было отказано в утверждении изменений к проекту межевания территории. В частности, в п. 2 обжалуемого ответа департамент сослался на принятые ДД.ММ.ГГГГ правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь (далее - ПЗЗ), согласно которым в зоне объектов садоводства и огородничества для образуемых земельных участков размер земельного участка не менее 500 кв.м. Административный истец считает п. 2 обжалуемого ответа незаконным, необоснованным и нарушающем права кооператива, что и послужило основанием для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено СПК «Вымпел».
В судебное заседание стороны не явились. О времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили. Ранее административным ответчиком подавались возражения на административное исковое заявление с обоснованием своей позиции.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения административного иска по существу.
Проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 62 указанного Кодекса лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
Согласно части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; при этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, должностными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 226 КАС РФ на административном истце лежит обязанность по доказыванию факта нарушения его прав, свобод и законных интересов.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», принятый в соответствии с Земельным кодексом (далее - ЗК и Федеральным конституционным законом), устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым муниципальной собственности.
Так, в соответствии со статьей 1 Закона №-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом №PK/2015.
Поскольку Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, предоставление земельных участков гражданам - членам садовых огороднических или дачных некоммерческих объединений осуществляется на основании Закона.
Таким образом, Законом №-ЗРК/2015 и Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земель участков, находящихся в государственной или муниципальной собственно садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые за к Республики Крым» урегулирован порядок реализации прав членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на получение земельного участка бесплатно в собственность.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» введен в действие Земельный кодекс Российской Федерации со дня его официального опубликования, однако данный закон не исключает предоставление земель участков в соответствии со статьей 39.17 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в соответствии со статьей 39.17 ЗК РФ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Симферопольского горсовета народных депутатов № «О прекращении фирме Крымканалстрой» СОТ «Мелиоратор» предоставлено право пользования земельным участком в Каменском массиве.
Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ гражданам Украины членам садоводческих товариществ, в том числе СТ «Мелиоратор», в частную собственность переданы земельные участки для ведения садоводства, согласно приложению № (л.д. 16-17).
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден проект межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор».
На основании протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - протест) и протокола заседания по рассмотрению протеста от ДД.ММ.ГГГГ принято постановление Администрации города Симферополя от 16.08.2018 № «О приостановлении действия постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор».
В соответствии с протоколом встречи от ДД.ММ.ГГГГ всестороннего рассмотрения проблемных вопросов, связанных с проектами межевания территории СНТ «Мелиоратор», СПК «Лаванда», а также с целью определения возможных путей урегулирования сложившейся ситуации, было принято решение о корректировке проектов межевания территории вышеуказанных СНТ и СПК с дальнейшей подачей их в адрес Департамента архитектуры и градостроительства.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приостановлении действия постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор» приостановлено действие указанного постановления администрации <адрес>.
Однако, требования градостроительного законодательства в части состава и содержания документации по планировке территории на данный момент значительно изменились относительно 2018 года. Таким образом, возобновить действие постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор» нецелесообразно.
Согласно пункту 1.1. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке проекта межевания территории садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества, принимаются самостоятельно.
ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Мелиоратор» обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> для согласования и утверждения изменений.
Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (с изменениями и дополнениями), утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Порядок).
На основании пункта 2.9.2, 2.9.3 Порядка проведена проверка представленной СНТ «Мелиоратор» документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В ходе проверки выявлены следующие несоответствия. В основной части проекта: - в таблице 3.2 «Перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования» в ЗУ №, ЗУ № неверно указан кадастровый номер в способе образования земельных участков, так как согласно данным сведениям земельный участок расположен за. пределами границ муниципального образования городской округ Симферополь (р-н Симферопольский, на территории Добровского сельского совета, садоводческое товарищество "Лотос"); граница СНТ «Мелиоратор» пересекает границу СПК «Вымпел», проект межевания которого утвержден постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (внесены изменения постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением 45-ой сессии Симферопольского городского совета II созыва от ДД.ММ.ГГГГ№, в зоне объектов садоводства и огородничества (СХ-1) для образуемых земельных участков минимальный размер земельного участка не менее 500 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департаментом архитектуры и градостроительства был дан ответ СНТ «Мелиоратор» о том, что проект внесения изменений в проект межевания территории СНТ «Мелиоратор», расположенной по адресу: <адрес>, Каменский массив, не соответствует части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе состав и содержание проекта межевания не соответствуют статье 43 Градостроительного кодекса и Порядку по подготовке документации по планировке территории.
По итогам рассмотрения обращения ФИО2, в ходе личного приема Главой администрации <адрес> в режиме видеоконференцсвязи ДД.ММ.ГГГГ, председателю правления СПК «Мелиоратор» было рекомендовано обратиться в адрес Департамента с исправленным проектом межевания территории в соответствии с направленными замечаниями.
Также администрацией <адрес> было разъяснено, что в случае отсутствия нарушения требований градостроительного законодательства в документации по планировке территории, проект будет направлен на утверждение в соответствии со ст. 45, 46 ГрК РФ.
Таким образом, признание незаконным и отмена пункта 2 разъяснительного письма МКУ Департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не приведет к восстановлению прав истца, поскольку по своей правовой сути письмо в целом, как и оспариваемый пункт не является отказом и не препятствует обращению административного истца с исправленным проектом межевания территории в соответствии с направленными замечаниями.
Кроме того, согласно письму МКУ Департамента архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым принято решение о внесении изменений в Том-2 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (градостроительные регламенты) с целью корректировки показателя минимальной площади земельных участков садоводческих некоммерческих товариществ и садовых потребительских кооперативов (300 кв.м.).
Проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым будет размещен на официальном сайте администрации <адрес> в общем доступе с целью проведения общественных обсуждений.
Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Правила) являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменения.
Настоящие Правила обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории городского округа Симферополь, судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки, а также иных органов.
В соответствии с пунктом 6 Правила применяются, в том числе, при подготовке, проверке и утверждении документации по планировке территории, а также градостроительных планов земельных участков.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п.1 ст. 7 Правил).
При использовании и застройке земельных участков соблюдение требований градостроительных регламентов является обязательным наряду с требованиями технических регламентов, санитарных норм, нормативов градостроительного проектирования Республики Крым и городского округа Симферополь, публичных сервитутов, предельных параметров, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории, и другими требованиями, установленными в соответствии с действующим законодательством (п.2 ст. 7 Правил).
Применительно к каждой территориальной зоне Правилами установлены:
виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 ст. 7 Правил).
Согласно пункту 9 статьи 7 Правил, земельные участки или объекты капитального строительства, созданные (образованные) в установленном порядке до введения в действие настоящих Правил, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с п.3 ст. 28 настоящие Правила применяются к отношениям, возникшим после вступления их в силу. К отношениям, возникшим до вступления в силу настоящих Правил, Правила применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления их в силу, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Настоящие Правила не применяются к отношениям, возникшим в связи с принятием до вступления в силу настоящих Правил решений о предоставлении земельных участков для строительства (п.4 ст. 28 Правил).
Из изложенного следует, что образование земельных участков возможно исключительно при соблюдении требований установленных ПЗЗ.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от 16.08.2016 № утвержден проект межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор».
Административным истцом указано, что вышеуказанный ПМТ от 2016 года уже был утвержден с размерами участков по фактическому землепользованию до утверждения ПЗЗ, принятых ДД.ММ.ГГГГ.
Также следует отметить, что из Проектной документации «Внесение изменений в «Проект межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор», расположенной по адресу: <адрес>, Каменский массив» усматривается изменение конфигурации земельных участков 19, 41, 42, 44, 49, 54, 50, 51.
Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Таким образом, руководствуясь ст. 45 КАС РФ в удовлетворении требований СНТ «Мелиоратор» следует отказать в полном объеме, поскольку отказ административным ответчиком, что просит отменить истец – не выносился, права административного истца не нарушены.
Руководствуясь ст.ст. 176, 178-179, 180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор» в лице представителя ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департаменту архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо – СПК «Вымпел» о признании незаконным и отмене отказа - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Г.А. Хулапова