ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4008/20 от 08.07.2020 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2а-4008/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 08 июля 2020 года

Центральный районный суд города Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре Побережной А.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ-о, возложении обязанности предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, в котором просила признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно», возложении обязанности на административного ответчика согласовать ФИО3 предоставление в собственность бесплатно земельного участка под жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование административного иска указала, что административный истец ФИО3 обратилась в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, с предоставлением пакета документов.

Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано. Основанием для отказа явилось то, что на указанном в заявлении земельном участке расположено здание (жилой дом), принадлежащий третьим лицам; испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории; испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с юридическим лицом заключен договор развития застроенной территории; земельный участок в испрашиваемых границах частично пересекает границы земельного участка с кадастровым номером (входящего в единое землепользование с кадастровым номером ), находящегося в собственности Российской Федерации.

С данным решением Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО3 не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене.

Административный истец ФИО3, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель административного истца ФИО1, в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО2, в судебном заседании административный иск не признала, представила письменные возражения.

Изучив материалы административного дела, суд считает административное исковое заявление ФИО3, не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка под жилой дом по адресу: <адрес>.

Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 219 кв.м. в собственность бесплатно под жилой дом по адресу: <адрес> отказано.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает следующие основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка (применительно к рассматриваемой ситуации):

схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1 -19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке в испрашиваемых ФИО3 границах расположены объекты строительства — часть жилого дома и жилой дом, при этом в отношении одного из объектов недвижимости ФИО3 правоподтверждающие документы представлены не были.

Согласно сообщению о перечне зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, и выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), приложенных к заявлению, ФИО3 является собственником жилого дома с кадастровым . В отношении второго объекта недвижимости, расположенного в границах испрашиваемого земельного участка, сведения о наличии зарегистрированных прав административного истца отсутствуют.

При вышеуказанных обстоятельствах имеются достаточные основания полагать о принадлежности такого объекта третьим лицам, что в силу положений подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка;

Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, не предусматривающий образование земельного участка в испрашиваемых границах и с разрешенным использованием — под жилой дом:

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

проектная документация лесных участков;

утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

По смыслу положений пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории не допускается при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок. Такое образование возможно исключительно в соответствии с проектными решениями, которые предусмотрены соответствующим проектом межевания территории.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. К последним, в частности, закон относит расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Земельный участок, в отношении которого ФИО3 было подано заявление о предварительном согласования его предоставления, расположен в границах территории, для которой Постановлением Администрации города Тюмени от 08 июля 2017 года утвержден проект межевания территории в границах <адрес>, не предусматривающий образование земельного участка в испрашиваемых административным истцом границах.

Кроме того, предварительное согласование не представляется возможным в силу положений подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 названного Кодекса ввиду несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному Постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 проекту планировки территории планировочного района — Гилевский, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки (в решение допущена техническая ошибка в части указания на зону социального и коммунально-бытового обслуживания), не предназначенной для размещения индивидуального жилого дома;

Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с юридическим лицом заключен договор о развитии застроенной территории:

Согласно статье 1 Закона Тюменской области от 26.12.2014 №125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления городского округа город Тюмень в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории), за исключением следующих полномочий, в том числе, предоставление земельных участков для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.

Таким образом, предоставление земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.

Испрашиваемый земельный участок находится в границах территории, в отношении которой между ООО «АКВА-Инвест» и Администрацией города Тюмени заключен договор о развитии застроенной территории от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного полномочия у департамента по распоряжению испрашиваемым административным истцом земельным участком отсутствуют;

Земельный участок в испрашиваемых границах частично пересекает границы земельного участка с кадастровым (входящего в единое землепользование), находящегося в собственности Российской Федерации:

В соответствии с Законом Тюменской области от 05.10.2001 №411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» (статьи 5, 14) департамент осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальных образованиях городской округ город Тюмень и Тюменский муниципальный район.

Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, у департамента отсутствуют, следовательно, департамент не вправе осуществить распоряжение земельным участком посредством его предварительного согласования и последующего предоставления в части имеющегося наложения на земельный участок с кадастровым , находящийся в собственности Российской Федерации.

Согласно данным ЕГРН право собственности административного истца на жилой дом с кадастровым площадью 93,7 кв.м зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по закону серии от ДД.ММ.ГГГГ, наследодатель — ФИО4 Право наследодателя, в свою очередь, было зарегистрировано на основании свидетельства о праве на наследство по закону серии от ДД.ММ.ГГГГ, наследодатель ФИО5 Согласно последнему, жилой дом с кадастровым принадлежал ФИО5 на основании регистрационного удостоверения выданного Бюро технической инвентаризации г. Тюмени ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым право частной собственности на жилой дом по адресу: <адрес> зарегистрировано на основании Распоряжения Администрации г. Тюмени от 30.12.1997 №4036, которым, в частности, был принят в эксплуатацию самовольно возведенный бревенчатый жилой дом с каркасно-засыпным пристроем общей полезной площадью 55,1 кв.м., что не соответствует характеристикам жилого дома административного истца, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Таким образом, не могли подлежать применению вышеуказанные положения Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 , поскольку с учетом положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствуют достаточные правовые основания утверждать о праве собственности административного истца на жилой дом в качестве ранее возникшего, в том числе до вступления в силу названных Правил землепользования и застройки города Тюмени.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ вынесен компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, является обоснованным и соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, в связи с чем правовые основания для удовлетворения административного искового заявления ФИО3 отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности предоставить земельный участок, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 20 июля 2020 года.

Судья А.А. Жижин