ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4016/2022 от 06.09.2022 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-4016/2022

УИД 23RS0006-01-2022-007256-38

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Армавир 06 сентября 2022 года

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Нечепуренко А.В.,

при секретаре Пташкиной Л.К.,

с участием ст. помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Бушуева В.Н.,

представителя административных ответчиков Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний России, действующей на основании доверенностей Надеиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительной колонии № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения материально-бытового обеспечения осужденных,

установил:

Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению Исправительной колонии № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю (далее – УФСИН России по КК), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), в котором просит признать незаконным бездействие ФСИН России, УФСИН России по КК и ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК в связи с непринятием должных мер к соблюдению в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение, обязать ФСИН России, УФСИН России по КК и ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК обеспечить соблюдение прав осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК, на материально-бытовое обеспечение по нормам жилой площади из расчета не менее 2 квадратных метров на одного человека, обязать ФСИН России и УФСИН России по КК прекратить направление в ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК осужденных для отбывания наказания сверх установленного лимита наполнения и без обеспечения положенной жилой площадью на человека не менее 2 квадратных метров. Свои требования мотивирует тем, что проверкой, проведенной Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края, в ФКУ ИК № 4 УФСИН России по КК выявлены нарушения требований законодательства в части обеспечения осужденных нормой жилой площади в размере 2 кв.м на человека, число содержащихся в ФКУ ИК № 4 УФСИН России по КК осужденных превышает установленный лимит наполнения, фактически, на одного осужденного в среднем приходится менее 1,9 кв.м, несмотря на превышение установленного лимита наполняемости и необеспечение осужденных положенной жилой площадью в ИК еженедельно переводятся осужденные, ФКУ ИК № 4 УФСИН России по КК, УФСИН России по КК и ФСИН России на протяжении длительного времени не устраняются выявленные нарушения требований законодательства в части обеспечения осужденных нормой жилой площади, вследствие чего осужденные в учреждении подвергаются бесчеловечным условиям содержания, так как вынуждены находиться в стесненных условиях в помещениях, предназначенных для проживания меньшего количества осужденных.

В судебном заседании ст. помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Бушуев В.Н. уточнил административные исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие ФСИН России, УФСИН России по КК и ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК в связи с непринятием должных мер к соблюдению в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение; обязать ФСИН России, УФСИН России по КК и ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК обеспечить соблюдение прав осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК, на материально-бытовое обеспечение по нормам жилой площади из расчета не менее 2 квадратных метров на одного человека, обязать ФСИН России и УФСИН России по КК прекратить направление в ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК осужденных для отбывания наказания без обеспечения положенной жилой площадью на человека не менее 2 квадратных метров. Уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в административном иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК, УФСИН России по КК и ФСИН России, действующая на основании доверенностей Надеина Е.Ю., в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований прокурора по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что административными ответчиками постоянно принимаются меры по снижению лимита наполнения осужденных в учреждении, которые являются исчерпывающими, максимально допустимыми в условиях федерального бюджетного финансирования; доказательств непринятия мер по снижению лимита наполнения администрацией ИК-4 административным истцом в материалы дела не представлено; из содержания административных исковых требований прокурора не ясно, в чем конкретно выражается бездействие учреждения; прибытие осужденных сверх установленного лимита наполнения учреждение самостоятельно контролировать не может, данная работа ведется совместно с УФСИН России по КК на основании сведений о достижении спецконтингента, передаваемых учреждением ежедневно в УФСИН России по КК; меры, принимаемые учреждением, не могут квалифицироваться как бездействие, поскольку бездействие – это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на юридическое лицо.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Являясь гражданами РФ, лица, отбывающие уголовное наказание, обладают правами и свободами человека и гражданина.

Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Частью 1 статьи 99 УИК РФ предусмотрено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах – двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы – пяти квадратных метров.

В соответствии со ст. 22 УИК РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания.

Положения ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

В судебном заседании установлено, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края была проведена проверка в ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК обеспечения осужденных установленной нормой жилой площади, в ходе которой выявлены нарушения требований части 1 статья 99 УИК РФ об обеспечении осужденных нормой жилой площади в размере 2 кв.м. на человека.

Приказом Министерства юстиции РФ от 15.03.2022 № 42 «О создании, ликвидации изолированных участков с различными видами режима, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, изменении вида режима исправительных учреждений, установления лимитов наполняемости исправительных учреждений, утверждении Перечня исправительных учреждений, на территории которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора» лимит наполнения учреждения составляет 1279 мест, включая ПФРСИ - 214 мест, транзитно-пересыльный пункт 40 мест, однако число содержащихся в учреждении осужденных превышает установленный лимит наполнения.

В целях устранения вышеуказанных нарушений закона прокуратурой Краснодарского края 30.11.2021 в адрес начальника УФСИН России по КК и Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края 29.04.2022 в адрес начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по КК внесены представления, однако нарушения закона до настоящего времени не устранены.

Так, 30.06.2022, при имеющееся жилой площади для осужденных со вступившим в законную силу приговором, отбывающим наказание в учреждении (без учета ПФРСИ и ТПП), в размере 2000 кв.м, в учреждении содержалось 1099 человек, в связи с чем, вышеуказанные требования закона в части обеспечения каждого осужденного жилой площадью из расчета 2 кв.м нарушены, и, фактически, на одного человека в среднем приходится менее 1,9 кв. м. При этом, всего в учреждении содержится 1344 человека (ИК - 1099, ПФРСИ – 214, ТПП - 31) при вышеуказанном лимите наполняемости в 1279 мест.

Несмотря на превышение установленного лимита наполняемости и не обеспечение осужденных положенной жилой площадью в ИК еженедельно переводятся осужденные. Только в июне 2022 года в ИК поступило 47 осужденных для дальнейшего отбывания наказания.

Таким образом, выявленные нарушения части 1 статьи 99 УИК РФ и приказа Министерства юстиции РФ от 15.03.2022 № 42 «О создании, ликвидации изолированных участков с различными видами режима, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, изменении вида режима исправительных учреждений, установления лимитов наполняемости исправительных учреждений, утверждении Перечня исправительных учреждений, на территории которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора» не устраняются административными ответчиками на протяжении длительного времени.

Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе наказаний, утвержденного Указом Президента Федерации от 13.10.2004 № 1314, одной из основанных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание, следственные изоляторы.

Согласно пунктам 1, 2 и 5 статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях и осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с пунктами 14 и 15 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 № 518, УФСИН России по Краснодарскому краю обеспечивает охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений. Организует создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

Бездействие административных ответчиков влечет нарушение части 1 статьи 99 УИК РФ в части обеспечения осужденных положенной нормой жилой площади. Вследствие чего, осужденные в учреждении подвергаются неприемлемым условиям содержания, так как вынуждены находиться в стесненных условиях в помещениях, предназначенных для проживания меньшего количества осужденных.

Бездействия административных ответчиков выражаются в непринятии действенных мер по прекращению направления и принятия осужденных сверх установленного лимита, несмотря на наличие информации о переполненности учреждения и нарушении прав осужденных на норму жилой площади.

Допущенное бездействие со стороны административных ответчиков нарушает право осужденных отбывать наказание в условиях, установленных законом.

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Круг лиц, в интересах которых обращается прокурор, не представляется возможным индивидуализировать в связи с частотой сменяемости состава лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленное в ходе судебного разбирательства нарушение законных прав и интересов осужденных на обеспечение положенной жилой площадью бездействием административных ответчиков, суд находит уточненные административные исковые требования прокурора обоснованными и полагает необходимым их удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Уточненные административные исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительной колонии № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения материально-бытового обеспечения осужденных - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, выраженное в непринятии должных мер к соблюдению в Федеральном казенном учреждении Исправительной колонии № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и Федеральное казенное учреждение Исправительной колонии № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю устранить допущенное нарушение прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в Федеральном казенном учреждении Исправительной колонии № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, обеспечив соблюдение их прав на материально-бытовое обеспечение по нормам жилой площади из расчета не менее 2 квадратных метров на одного человека.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России и Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю прекратить направление в Федеральное казенное учреждение Исправительной колонии № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю осужденных для отбывания наказания без обеспечения положенной жилой площадью на человека не менее 2 квадратных метров.

Решение в окончательной форме составлено 12 сентября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Армавирский городской суд.

Судья подпись Нечепуренко А.В. Решение обжалуется, не вступило в силу