ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4043/2023230014-01-2023-004010-56 от 02.10.2023 Динского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-4043/2023 23RS0014-01-2023-004010-56

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Смородиновой Ю.С.,

при секретаре Паккер Д.С.,

с участием:

представителя административного истца –

помощника прокурора Динского района Помеляйко Д.А.,

представителей административного ответчика –

администрации Нововеличковского с/п Шевцовой Е.С.,

главы администрации Нововеличковского с/п Кова Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> Иванова Д.С. к администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия и об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора <адрес> Иванов Д.С. обратился в суд с административным иском к администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия и об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, и с учетом уточнений в ходе судебного разбирательства просит признать незаконным бездействие администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> (ИНН: , адрес: <адрес>) выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации; обязать администрацию Нововеличковского сельского поселения <адрес> (ИНН: , адрес: <адрес>) устранить нарушения законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, а именно: - освободить от замещаемой должности начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> (ИНН: , адрес: <адрес>) Марук О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В обоснование указано, что прокуратурой района в июне 2023 года проведена проверка соблюдения администрацией Нововеличковского сельского поселения <адрес> законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, по результатам которой выявлены факты несоответствия уровня профессионального образования квалификационным требованиям занимаемых муниципальными служащими должностей. Выявлено, что в администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> Марук О.Г. замещает муниципальную должность «Начальник отдела земельных и имущественных отношений», которая относится к ведущей группе должностей. Вместе с тем, у Марук О.Г. имеется диплом о высшем образовании, выданный государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» ДД.ММ.ГГГГ-ПМ, которым последней присуждена квалификация «МАТЕМАТИК. СИСТЕМНЫЙ ПРОГРАММИСТ по специальности «Прикладная математика и информатика», иных документов о получении высшего образования у Марук О.Г. не имеется. Тем самым, Марук О.Г. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальной должности «Начальник отдела земельных и имущественных отношений администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес>». <адрес>ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> внесено представление, однако нарушения не устранены, в ответе на представление указано лишь о том, что у Марук О.Г. имеется диплом о высшем образовании, выданный государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Кубанский Государственный университет» ДД.ММ.ГГГГ-ПМ, которым последней присуждена квалификация «Математик. Системный программист по специальности «Прикладная математика и информатика». Также имеется удостоверение о прохождении повышения квалификации, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ по дополнительной профессиональной программе «Земельно-имущественные отношения». Вместе с тем вышеуказанными требованиями законодательства не предусмотрено прохождение лицами, замещающими должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, профессиональной подготовки для соответствия занимаемым должностям. Выявленные нарушения стали возможны в результате ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей должностными лицами администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес>, отсутствия должного контроля со стороны руководства администрации за деятельностью подчиненных работников, что является недопустимым, поскольку приводит к нарушению прав и законных интересов граждан.

В судебном заседании представитель административного истца помощника прокурора <адрес> поддержал заявленные требования, просил удовлетворить уточненные административные исковые требования ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, пояснив, что выявленные нарушения указанные в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нарушения устранены административным ответчиком после подачи данного административного иска в суд.

Представители административного ответчика администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> Шевцова Е.С. и глава администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> Кова Г.М. пояснили, что требования административного иска исполнены, решением Совета Нововеличковского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес>, в которой теперь не имеется отдела земельных и имущественных отношений, Марук О.Г. освобождена от замещаемой должности ДД.ММ.ГГГГ и переведена на другую должность.

Заинтересованное лицо Марук О.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Лица, участвующие в деле извещены судом о дате и времени судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении, согласно требованиям ст. 96 КАС РФ, кроме того, информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судом учитываются положения ч. 1 ст. 96 КАС РФ и п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в силу которых извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ). При этом указанных доказательств в ходе рассмотрения дела в суд не поступило.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», предметом регулирования указанного закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ, для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ, муниципальный служащий обязан, в том числе, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой, что предусмотрено ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.

Данным справочником предусмотрены общие квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления в области профессиональной служебной деятельности «Регулирование земельных отношений, геодезия и картография», а также «Управление имущественным комплексом», которое включает в себя «Анализ состояния, пользование и распоряжение имуществом, находящегося в муниципальной собственности», согласно которого, для вида деятельности «Регулирование земельных отношений, геодезия и картография» рекомендуются специальности, направления подготовки по специальности, направлению подготовки: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Экономика», «Управление персоналом», «Геодезия и дистанционное зондирование», «Землеустройство и кадастры», «Картография и геоинформатика», «Архитектура», «Строительство», «Экология и природопользование», «Городское строительство и хозяйство» или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки. Для вида деятельности «Управление имущественным комплексом» - «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Юриспруденция» или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.

Частью 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в <адрес>» предусмотрено, что для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования: 1) по высшим и главным должностям муниципальной службы - высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности; 2) по ведущим должностям муниципальной службы - высшее образование по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности; 3) по старшим и младшим должностям муниципальной службы - профессиональное образование по профилю замещаемой должности.

В соответствии с главой 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное образование подразделяется на среднее профессиональное образование и высшее образование.

Из материалов дела установлено, что прокуратурой <адрес> в июне 2023 года проведена проверка соблюдения администрацией Нововеличковского сельского поселения <адрес> законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, по результатам которой выявлены факты несоответствия уровня профессионального образования квалификационным требованиям занимаемых муниципальными служащими должностей, а именно, в администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> Марук О.Г. замещает муниципальную должность «Начальник отдела земельных и имущественных отношений», которая относится к ведущей группе должностей.

Пунктом 2 Должностной инструкцией начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> Марук О.Г., утвержденной главой Нововеличковского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что для замещения должности муниципальной службы начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации Нововеличковского сельского поселения устанавливаются следующие требования к образованию: высшее профессиональное по направления «Архитектура и строительство», либо «Геодезия и землеустройство», либо «Экономика и управление», либо «Гуманитарные науки», с квалификацией «Архитектор», либо «Инженер», либо «Юрист», по специальностям соответствующим функциям и конкретным задачам по замещаемой должности, либо по специальности «Архиектура», либо «Юриспруденция», либо «Городской кадастр», либо «Земельный кадастр», «Лесное и лесопарковое хозяйство», «Промышленное и гражданское строительство».

При этом, у Марук О.Г. имеется диплом о высшем образовании, выданный государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» ДД.ММ.ГГГГ-ПМ, которым последней присуждена квалификация «МАТЕМАТИК. СИСТЕМНЫЙ ПРОГРАММИСТ по специальности «Прикладная математика и информатика». Иных документов о получении высшего образования у Марук О.Г. не имеется.

Таким образом, Марук О.Г. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальной должности «Начальник отдела земельных и имущественных отношений администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес>».

По результатам проведенной проверки прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Нововеличковского сельского поселения об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе в месячный срок.

По результатам рассмотрения представления, администрацией Нововеличковского сельского поселения направлен ответ в адрес прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого у Марук О.Г. имеется диплом о высшем образовании, выданный государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Кубанский Государственный университет» ДД.ММ.ГГГГ-ПМ, которым последней присуждена квалификация «Математик. Системный программист по специальности «Прикладная математика и информатика»; удостоверение о прохождении повышения квалификации, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ по дополнительной профессиональной программе «Земельно-имущественные отношения».

Учитывая что требованиями законодательства не предусмотрено прохождение лицами, замещающими должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, профессиональной подготовки для соответствия занимаемым должностям, административным ответчиком требования представления на дату подачи данного административного иска ДД.ММ.ГГГГ не исполнены, нарушения не устранены, что отражено в рапорте помощника прокурора <адрес> Помеляйко Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ.

Невыполнение административным ответчиком в установленный срок обязанности по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений в части несоответствия Марук О.Г. квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемой муниципальной должности, свидетельствует о бездействии администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> ввиду ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей должностными лицами администрации, и приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, что в соответствии со ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и ст. 218 КАС РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

Таким образом, требование административного иска о признании незаконным бездействия администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес>, выразившемся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, указанных в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, являются обоснованным и подлежит удовлетворению.

Судом также установлено, что решением Совета Нововеличковского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес>, из которой следует, что структура администрации Нововеличковского сельского поселения состоит из трех отделов, в числе которых не имеется отдела земельных и имущественных отношений, и соответственно с ДД.ММ.ГГГГ Марук О.Г. освобождена от замещаемой должности начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес>.

Таким образом, учитывая что административным ответчиком в ходе рассмотрения дела до вынесения решения суда устранены нарушения законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации путем освобождения от замещаемой должности начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> Марук О.Г., требования административного иска в части обязания устранить нарушения законодательства не подлежат удовлетворению, как исполненные.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (ч. 2 ст. 62 КАС РФ).

Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и выводы суда, в ходе рассмотрения дела суду не представлено.

На основании изложенного, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес> Иванова Д.С. к администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия и об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе – удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие администрации Нововеличковского сельского поселения <адрес> (ИНН , адрес: <адрес>), выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, указанных в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Ю.С. Смородинова