ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-405/258-2019 от 12.04.2019 Курского районного суда (Курская область)

адм. дело № 2а-405/258 – 2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2019 года г. Курск

Курский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Стекачевой М.Ю.,

при секретаре Матковской В.А.,

с участием представителя административного ответчика - Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии – ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ-СК,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Власова Константина Александровича к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоказании государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН с использованием ключа доступа к ФГИС ЕГРН и возложении обязанности в установленном законом порядке обеспечить предоставление государственной услуги согласно оплаченному пакету услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Власов Константин Александрович (далее - административный истец) обратился в суд с вышеназванным административным иском, мотивируя тем, согласно п.1 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с п.2 Приказа Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года №968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и, порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуг по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН» сведения, содержащиеся в ЕГРН, в соответствии с настоящим Порядком предоставляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами, либо подведомственным ей федеральным государственным бюджетным учреждением в случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН). Согласно п.3 вышеуказанного приказа сведения, содержащиеся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН предоставляются заявителям, получившим в соответствии с настоящим Порядком уникальные коды (далее - ключи доступа). Предоставление ключей доступа осуществляется в электронной форме посредством личного кабинета, размещенного на официальном сайте и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав обращений, заявителям, зарегистрированным в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН осуществляется в электронной форме через личный кабинет или с использованием веб-сервисов. Согласно п.п. 8, 8.1 Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» №967 от 23.12.2005 года в случае подачи запроса в электронном виде, в том числе с целью получения сведений, содержащихся в ЕГРН посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН, орган регистрации прав в момент обращения направляет заявителю сообщение с указанием уникального идентификатора начисления (УИН), способами, указанными в запросе, для осуществления оплаты за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. Выбор необходимого тарифа осуществляется заявителем в личном кабинете заявителя, размещенном на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечивающем хранение обращений заявителя, ранее направленных в орган регистрации прав. Истец указал, что руководствуясь вышеуказанными нормативно-правовыми актами, в целях получения государственной услуги - сведений из Единого государственного реестра недвижимости с использованием ключа доступа к ФГИС ЕГРН, им был выбран и оплачен пакет услуг общей стоимостью <данные изъяты> рублей который состоял из 500 000 штук (сведений об объектах). Факт совершения юридического значимого действия и оплаты подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, в графе «код» указан УИН (), предоставленный органом регистрации. Согласно п.14 Приказа Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года №968 в целях предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН в день не позднее следующего за днем осуществления оплаты орган регистрации прав предоставляет заявителю возможность поиска объектов недвижимого имущества, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Однако до настоящего времени, в личном кабинете ФГИС ЕГРН отсутствует информация об оплате государственной услуги, в соответствии с платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ ввиду чего не предоставляется возможным воспользоваться оплаченными услугами.

Истец указал, что бездействие государственного органа исполнительной власти — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившиеся в не предоставлении государственной услуги, нарушают его права и законные интересы, установленные ст.6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, а также требования, установленные ст.62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.14 Приказа Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. №968. Согласно п.5.13 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 Росреестр осуществляет функции главного администратора доходов бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Как следует из п.2 ст. 160.1 БК РФ администратор осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Согласно ст.6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами и обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Таким образом, на административного ответчика - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в силу действующего законодательства, возложена обязанность по представлению государственных услуг, в том числе в электронной форме.

Федеральное казначейство осуществляет функции по созданию, ведению, развитию и обслуживанию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, являющейся информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг.

В соответствии со ст. 160.1 БК РФ администраторы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предоставляют информацию, необходимую для уплаты в ГИС ГМП.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 22, 24,124 КАС РФ, ст.62,63 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст.6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, приказами Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. №№958, приказом Минэкономразвития России №967 от 23.12.2005 года истец просит суд признать незаконным бездействие Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившиеся в неоказании государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН с использованием ключа доступа к ФГИС ЕГРН, в установленный законом трехдневный срок; обязать административного ответчика в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу, обеспечить предоставление государственной услуги, согласно оплаченному пакету услуг, состоящему из 500 000 штук (сведений об объектах), общей стоимостью <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание административный истец Власов К.А., а также заинтересованное лицо Межрегиональное операционное Управление Федерального казначейства, не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика – Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии – ФИО5 в суде административный иск не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Росреестра была размещена информация о наличии технического сбоя в ГИС ГМП. Ввиду этого сбоя сведения об уникальных идентификаторах начисления своевременно не поступили. В то же время ДД.ММ.ГГГГ после оперативного устранения технического сбоя денежные средства по уникальному идентификатору начисления УИН зачислены в базу данных сервиса «запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН» личного кабинета Власова К.А. Поскольку в настоящее время препятствия к осуществлению прав и законных интересов административного истца отсутствуют и виновных действий со стороны административного ответчика не имеется, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена, какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которым, заявители, при получении государственных и муниципальных услуг имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (п.1, п.3 статьи 5).

В соответствии с Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 23 декабря 2015 г. N 968), сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами, либо подведомственным ей федеральным государственным бюджетным учреждением в случае, наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с частью 4 ст.3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании п.п.8-8.1 Приказа Министерства экономического развития РФ от 23 декабря 2015 г. N 967 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации", в случае подачи запроса в электронном виде, в том числе, с целью получения сведений, содержащихся в ЕГРН посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН (далее - ФГИС ЕГРН), орган регистрации прав в момент обращения направляет заявителю сообщение с указанием уникального идентификатора начисления способами, указанными в запросе, для осуществления оплаты за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. Выбор необходимого тарифа осуществляется заявителем в личном кабинете заявителя, размещенном на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечивающем хранение обращений заявителя, ранее направленных в орган регистрации прав.

В соответствии с п.п. 1, 9 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости", сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Как следует из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ административный истец произвел оплату за получение государственной услуги – сведений из ЕГРН с использованием ключа доступа к ФГИС ЕГРН в сумме <данные изъяты> рублей (УИН ).

По смыслу части 1 статьи 1 КАС РФ защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающих из административных и иных публичных правоотношений связанна с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Исходя из положений статей 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

В своем административном исковом заявлении истец просит обязать административного ответчика обеспечить предоставление государственной услуги, а именно сведений из ЕГРН в электронной форме через личный кабинет.

Вместе с тем материалами дела подтверждается, что денежные средства по уникальному идентификатору начисления УИН зачислены в базу данных сервиса «Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН» личного кабинета Власова К.А. после устранения причин технического сбоя в ГИС ГМП- ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, право административного истца на получение выписок из ЕГРН Росреестра в отношении не более 500 объектов недвижимости путем доступа к ФГИС ЕГРН после возбуждения судом ДД.ММ.ГГГГ административного дела и до принятия решения, восстановлено.

При таком положении, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Власова Константина Александровича к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоказании государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН с использованием ключа доступа к ФГИС ЕГРН и возложении обязанности в установленном законом порядке обеспечить предоставление государственной услуги согласно оплаченному пакету услуг, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет изготовлено 16.04.2019 года.

Председательствующий

Судья Стекачева М.Ю.