ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4080/2021 от 03.09.2021 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2а-4080/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2021 года г. Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Дилявировой Н.А.,

при секретаре Лермонт У.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Терегулова М.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, признании права на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство или денежной компенсации взамен земельного участка, обязании восстановить в очереди, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Терегулов М.Р. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, признании права семьи на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство или денежной компенсации взамен земельного участка, обязании восстановить в очереди, взыскании судебных расходов.

В обосновании иска указано, что семья административного истца является многодетной. Решением комиссии по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа г. Уфа РБ от 03.10.2013 г. семья истца поставлена на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. На момент принятия решения семья административного истца проживала на территории г. Уфа. В 2018 году с использованием кредитных средств административный истец с семьей приобрел жилой дом в <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, куда они переехали на постоянное место жительства. 20.10. 2020 г. Терегулов М.Р. на основании п. 3.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении взамен земельного участка социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 тысяч рублей за счет средств бюджета Республики Башкортостан. 05 ноября 2020 г. УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ было направлено письмо о снятии семьи административного истца с учета по категории граждане, имеющие трех и более детей в соответствии с пп. 2 п. 6 ст. 10.1 Закона РБ. Данный подпункт предусматривает снятие гражданина, состоящего на учете в случае перемены места жительства заявителя (выезд на постоянное место жительства в другой муниципальный район, городской округ на территории Республики Башкортостан или в другой субъект Российской Федерации).

10.11.2020 г. Терегулов М.Р. обратился в Администрацию Уфимского района с заявлением по вопросу предоставления земельного участка его многодетной семьи, на что был получен отказ от 07.12.2020г., в котором администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан разъясняла, что для предоставления земельного участка обязательно учитывается критерий нуждаемости в жилых помещениях, факт постоянного проживания на территории района не менее трех лет.

Административный истец не согласен с решением административного ответчика о снятии с учета в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, и отказом Администрации Уфимского района Республики Башкортостан в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по следующим основаниям.

Многодетная семья административного истца была принята на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в 2013 г. Действующая в то время редакция Закона РБ от 01.07.2013 г. не предусматривала предоставление земельных участков многодетным семьям с учетом критерия нуждаемости в жилых помещениях и постоянного трехлетнего проживания на территории района, а также такого основания для снятия с учета как выезд на постоянное место жительства в другой муниципальный район.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 26.12.2016 N 451-з граждане, указанные в пунктах 3, 4 части 2 статьи 10 (к которым относится семья Административного истца), принятые на учет в качестве лиц, имеющих право на критерий нуждаемости в жилых помещениях, факт постоянного проживания на территории района не менее трех лет также семья не может быть снята с учета в связи с переездом в соседний район Республики Башкортостан.

Пункт 10 статьи 10 Закона РБ стал предусматривать условие об учете для многодетных у семей обязательного проживания на территории района не менее трех лет после принятия Закона Республики Башкортостан от 02.06.2020 N 268-з, который вступил в силу 13.06.2020г. Полагает, что ухудшение положения лиц, стоящих на учете путем введения дополнительных требований (учет критерия нуждаемости в жилых помещениях, постоянное трехлетнее проживание на территории района или выезд на постоянное место жительства в другой муниципальный район) может применяться только к тем лицам, которые становятся на учет после вступления в силу соответствующих изменений законодательства.

Просит суд признать незаконным решение Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, от 05.11.2020 о снятии с учета в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство; признать право на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство или денежной компенсации взамен земельного участка; обязать восстановить очередь, на которую семья административного истца была поставлена 03.10.2013г. на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство или денежной компенсации взамен земельного участка; возместить судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей и издержек, связанных с рассмотрением дела: подготовка искового заявления -4200 рублей; юридические услуги -30000 рублей; оплата за изготовления доверенности -1700 рублей; итого в размере 36200 рублей.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, поскольку с 01.01.2021 распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции Министерства.

В судебное заседание представитель Министерства земельных и имущественных отношений РБ не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ (http://oktiabrsky.bkr.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд в соответствии со ст. 150, ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении копии определения о подготовке дела к судебному разбирательству с указанием всех реквизитов суда, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Терегулов М.Р., его представитель Султанова О.Г., действующая по доверенности поддержали административные исковые требования, просили удовлетворить их по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Давлетбаева А.Р. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель Администрации Уфимского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Тимербулатова Р.И.в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Срок обращения в суд, установленный ст. 219 КАС РФ административным истцом соблюден.

Согласно Положению, утвержденному решением Совета городского округа г.Уфа РБ от 25.03.2020 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление) создано на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Управление является правопреемником прав и обязанностей Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Управление является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, определенных настоящим Положением.

Основными задачами Управления являются: деятельность по осуществлению прав по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, имуществом, в том числе имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан; осуществление муниципального земельного контроля.

Вопрос социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность по предоставлению гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и, соответственно, подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются на основании, в том числе решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

На территории Республики Башкортостан действует Закон Республики Башкортостан " О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» от 05.01.2004 №59-3, которым определен порядок и условия постановки граждан на учет для предоставления земельных участков бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан (ст. 10 Закона).

В соответствии с пунктом 4 части 2.1 статьи 10 указанной статьи земельный участок предоставляется в собственность граждан, имеющих трех и более детей (в редакции от 01.07.2013г).

Судом установлено, что Терегулов М.Р. зарегистрированный по адресу: <адрес> 30.08.2013 года обратился в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о постановке его семьи на учет как имеющую трех и более детей в целях бесплатного получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа г. Уфа РБ №12 от 03.10.2013 года семья Терегулова М.Р., имеющая <данные изъяты> детей поставлена на учет в качестве граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

24.12.2018 года истцом оформлен договор купли-продажи с ипотекой в силу закона жилого дома по адресу: <адрес>.

Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 23.10.2020 года подтверждается, что административный истец является собственником 1/25 доли в праве на дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Справкой от 03 сентября 2021 года, выданной Администрацией сельского поселения <адрес> подтверждается регистрация Терегулова М.Р. и его семьи по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Терегулов М.Р. подтвердил факт проживания вместе со своими детьми на территории Уфимского района, по адресу регистрации.

20.10.2020 г. Терегулов М.Р. обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении взамен земельного участка социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 тысяч рублей за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа г. Уфа РБ №14 от 02.11.2020 года принято решение о снятии семьи Терегулова М.Р. с учета, в связи с тем, что заявитель перестал соответствовать условиям, указанным в Законе РБ от 05.01.2004 №59-3, а именно в связи с переменой места жительства.

Принимая оспариваемое решение №14 от 02.11.2020 года Комиссия по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа г. Уфа РБ на основании п.п.2. п.6. ст. 10.1 Закона исходила из установления факта перемены места жительства заявителя (выезд в другой муниципальный район).

Обращаясь в суд с настоящими требованиями административный истец ссылается, на то, что действующая на момент постановки на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в 2013 году редакция Закона РБ от 05.01.2004 № 59-3 от 01.07.2013 года не предусматривала основания для снятия с учета как выезд на постоянное место жительства в другой муниципальный район, а потому принятое решение административного ответчика со ссылкой на п.п.2. п.6. ст. 10.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" от 05.01.2004, действие которой началось после принятия Закона РБ от 26.12.2016 г. №451-з нарушает его права по получение однократно бесплатно земельного участка в собственность.

Проанализировав положения Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" от 05.01.2004 №59-з, Закона Республики Башкортостан от 26.12.2016 N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" суд приходит к выводу, что ответчик правомерно действовал в соответствии с редакцией закона, действовавшей на момент принятия решения, а не подачи Терегуловым М.Р. заявления.

Общий принцип действия закона во времени, закрепленный в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, действует и в правоотношениях, возникающих между органом местного самоуправления и физическим лицом при решении вопроса о применении редакции нормативного правового акта. Законом Республики Башкортостан от 26.12.2016 N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" от 05.01.2004 №59-з, внесены изменения, в том числе в статьи 10, 10.1 Закона.

Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" от 05.01.2004 №59-з, в редакции от 01.07.2013 года не предусматривал в качестве основания для снятия с учета граждан имеющих трех или более несовершеннолетних детей выезд на постоянное место жительства в другой муниципальный район.

После внесения изменений Законом РБ от 26.12.2016 N 451-з п.п.2. п.6. ст. 10.1 Закона от 05.01.2004 г. №59-з стал предусматривать основание для снятия с учета - перемену места жительства заявителя (выезд на постоянное место жительства в другой муниципальный район, городской округ на территории Республики Башкортостан или в другой субъект Российской Федерации).

Статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 26.12.2016 N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предусмотрено право граждан, указанных в пунктах 3 и 4 части 2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", принятых на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, до вступления в силу настоящего Закона, на сохранение права на получение земельного участка в собственность бесплатно в случаях, установленных до вступления в силу настоящего Закона.

Между тем, после внесения 26.12.2016 года изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" семья Терегулова М.Р. выехала из г. Уфы на постоянное место жительство в другой муниципальный район – Уфимский район Республики Башкортостан.

Доводы истца о том, что применение ответчиком при принятии оспариваемого решения Закона РБ №59-з в редакции от 26.12.2016 года ухудшает положение административного истца по сравнению с существовавшим положением на момент постановки в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, как и указание на то, что в данном случае должны быть применены положения Закона в редакции (01.07.2013г), действовавшей на момент принятия на учет суд полагает ошибочными.

Положениями части 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

При этом наличие права на соответствующие льготы и гарантии должно иметь место в момент его реализации.

Судом установлено, что изменение места жительства заявителя произведено в 2018 году, с переездом в Уфимский район РБ из г. Уфа, что не оспаривается самим Терегуловым М.Р.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Терегуловым М.Р. утрачено право состоять на учете для получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по категории граждан, имеющих трех и более детей.

Поскольку административным истцом утрачено право на получение однократно и бесплатно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство требования о предоставлении взамен земельного участка меры социальной поддержки в виде денежной компенсации также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Терегулова М.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения Комиссии по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства от 02 ноября 2020 года, признании права на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство или денежной компенсации взамен земельного участка; обязании восстановить в очереди, взыскании судебных расходов - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья Н.А. Дилявирова