ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-409/20 от 07.07.2020 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

дело № 2а-409/2020

УИД 75RS0005-01-2020-000436-13

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 июля 2020 года г. Петровск-Забайкальский

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Лазаревой М.Б.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску <данные изъяты> к Государственному казенному учреждению «Управления лесничествами Забайкальского края» о признании незаконным и об отмене требования от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного участковым лесничим Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО6 в части требования выполнения устройств минерализованных полос в объеме 5 километров и ухода за минерализованными полосами в объеме 5 километров,

у с т а н о в и л:

<данные изъяты> обратилось в суд с административном иском к Государственному казенному учреждению «Управления лесничествами Забайкальского края» о признании незаконным и об отмене требования от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного участковым лесничим Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО6 в части требования по выполнению устройств минерализованных полос в объеме 5 километров и ухода за минерализованными полосами в объеме 5 километров.

В подтверждение требований указав, что 18.02.2020 года участковым лесничим Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО6 по результатам проведенной в отношении <данные изъяты> проверки было выдано требование об устранении нарушений лесного законодательства, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо на лесном участке по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ выполнить противопожарные мероприятия по устройству минерализованных полос в объеме 5 километров и уходу за минерализованными полосами в объеме 5 километров. Считает данное требование по проведению противопожарных работ в указном объеме не соответствующим требованиям действующего законодательства в области противопожарной безопасности. Согласно ч. 6 ст. 53.1 ЛК РФ нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Федерального агентству лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов. В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации Петровск-Забайкальский район Забайкальского края входит в Байкальский горный лесной район, для которого установлены Нормативы противопожарного обустройства лесов, расчет которых производится: для защитных лесов норматив 1000 га – 0,091 км. х 1846 (площадь)/ 1000 га = 0,16 км, либо 1846/1000 х 0,091 = 0,16 га, для эксплуатационных лесов норматив на 1000 га. – 0,039 х 6485 (площадь)/1000 = 0,25 км.. По защитным лесам 0,16 км. + по эксплуатационным лесам 0,25 км. = 0,41 км – общее количество выполняемых работ,расчет по уходу за минерализованными полосами производится: для защитных лесов норматив на 1000 га – 0,002 км. х 1846/1000 = 0,004 км.. В эксплуатационных лесах данный вид предприятий не предусмотрен. Общее количество выполняемых работ – 0,004 км..

На основании изложенного административный истец просил признать незаконным и отменить требование от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное участковым лесничим Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО6 в адрес <данные изъяты> в части требования по выполнению: устройство минерализованных полос в объеме 5 км; уход за минерализованными полосами в объеме 5 км.

Стороны в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

От представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности, поступило возражение на административный иск, где указано, что с доводами истца ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» несогласно, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обосновании своей позиции указала, что 24.12.2008 года между Государственной лесной службой Забайкальского края (Арендодатель) и <данные изъяты> (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка (далее Договор аренды), местоположение лесных насаждений в кварталах №, 24, 33-37, 41, 42, 48, 49 Катангарского участкового лесничества. Согласно Договору, а именно пп. 4,21 Арендатор обязан ежегодно выполнять противопожарные мероприятия на предоставленном ему участке на условиях и в сроки, указанные в договоре, приложении Договора. В соответствии с пп. 4.28 Арендатор обязан ежегодно сдавать объемы противопожарных мероприятий по Акту.Согласно Приложению к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ Арендатор обязан ежегодно сдавать объём противопожарного мероприятия в виде устройства минерализованных полос в объеме 5 км, и уход за минерализованными полосами в объеме 5 км, данные мероприятия Арендатором <данные изъяты> не выполнены в полном объеме.

Согласно части 3 статьи 53 ЛК РФ Правил пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ. Также в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пп. «а» п. 3 Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров). Также в соответствии с п.5 Правил - мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Согласно Правила пожарной безопасности в лесах, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, являются обязательными для исполнения юридическими лицами и гражданами. Согласно - п.1 ч.1, ч.2, 3 ст. 53, ч.1, п.3 ч.2 ст.53.1, Лесного кодекса РФ, согласно которым, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, а именно противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, меры противопожарного обустройства лесов являются: прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос и дальнейший уход за ними. Договор аренда лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Государственной лесной службой и <данные изъяты>. Согласно ст. 72 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса в соответствии со ст. 73.1 ЛК РФ. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. Просила суд в удовлетворении административного заявления <данные изъяты> отказать.

На основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного судопроизводства по правилам главы 33 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, доводы иска, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч.1 ст.3 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

В соответствии с ч.1 ст. 72 Лесного кодекса РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодека РФ, один из видов использования лесов, связанный с заготовкой древесины.

В силу ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 610 ГК РФ, договор аренды заключается на срок определенный договором.

Согласно ч. 1 ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

По делу установлено, что 24.12.2008 года между Государственной лесной службой Забайкальского края в лице руководителя ФИО3, действующего на основании Положения, именуемый в дальнейшем «Арендателем» и <данные изъяты> в лице генерального директора ФИО4,именуемая в дельнейшем «Арендатором» заключен договор аренды лесного участка, площадью 8369 га, с ежегодной нормой пользования 4700 куб.м., место положение, которого: Забайкальский край, муниципальный район «Петровск-Забайкальский район», Петровск-Забайкальское лесничество, Катангарское участковое лесничество, квартала №,24,33-37,41,42,48,49;номер государственного учета в лесном реестре 170-2008-10.

Согласно п.4.21 Договора , арендатор обязан, осуществляет санитарно-оздоровительные и противопожарные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении .

Из п.4, п. 7 Приложения к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке) следует, что арендатор обязан ежегодно в течение периода освоения участка осуществлять устройство минерализованных полос 5 км ( п.4), ежегодно осуществлять уход за минерализованными полосами 5 км ( п.7), а также согласно п. 8 ежегодно проводить ремонт и содержание дорог противопожарного назначения.

Согласно п.8.1 Договора, срок его действия устанавливается с момента его государственной регистрации по 10.05. 2054 года.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного лесничим Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ГКУ «Управления лесничествами Забайкальского края» ФИО6, по итогам проведенного обследования лесных участков по выполнению договорных обязательств по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, которым <данные изъяты> в пользование предоставлен лесной участок для заготовки древесины, площадью 8369 га. с ежегодной нормой пользования 4700 м?., расположенный в Катангарском участковом лесничестве, Петровск-Забайкальского лесничества квартала ,24,33-37,41,42,48,49,установлено, что в 2019 году <данные изъяты> не осуществляло сплошные рубки спелых, перестойных насаждений, то есть арендатором не выполнены противопожарные и лесохозяйственные мероприятия, что повлекло нарушение п. 4.21, 4.23, 4.28 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Утребование от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки, вы

частковым лесничим Катангарского участкового лесничества Петровск-Забайкальского лесничества ФИО6 по результатам проведенного осмотра, сделаны выводы о необходимости обязании <данные изъяты> проверки, по которому Генеральный директор ФИО5 должен произвести устройство минерализованных полос в объеме 5 км и уход за минерализованными полосами в объеме 5 км.

Согласно пунктам "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Часть 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, но только в пределах своих полномочий.

Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений закреплено в статьях 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 81 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление нормативов противопожарного обустройства лесов (пункт 16.1), установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений (пункт 34).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления "мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (п.6)).

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, противопожарное обустройство лесов является частью предупреждения лесных пожаров, включает в себя меры противопожарного обустройства лесов, которые на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Перечень мер противопожарного обустройства лесов предусмотрен частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов".

В силу части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Эти полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации не передавались.

Согласно п. 15(8) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 (в редакции, действующей на момент заключения договора аренды) установление нормативов противопожарного обустройства лесов с учетом классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды на территории Российской Федерации было отнесено к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства.

В настоящее время данные полномочия переданы Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 г. N 174 были утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной безопасности лесов и погодных мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов, то есть, установлены перечень и объемы мероприятий.

Сравнив объемы мероприятии, предусмотренные названными выше Нормативами в отношении Байкальского горного лесного района, к которым относится Петровск-Забайкальский район Забайкальского края (приказ Минприроды России от 18.08.2014 № 367 (ред. от 19.02.2019) об утверждении перечня лесорастительных зон Российской Федерации и перечня лесных районов Российской Федерации), с объемами указанных в требовании от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что объемы мероприятий, указанные в требовании от ДД.ММ.ГГГГ, в части выполнения устройств минерализованных полос в объеме 5 километров и ухода за минерализованными полосами в объеме 5 километров, не соответствуют объемам мероприятий, указанных вышеназванных Нормативов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что установление нормативов противопожарного обустройства лесов отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, суд приходит к выводу, что доводы административного ответчика о том, что, доводы административного истца необоснованные, в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствуют полномочия на установление иных объемов устройства противопожарных минерализованных полос и дальнейший уход за ними и опровергаются вышеуказанными нормативными актами, снижение объема мер по противопожарному обустройству лесов, не влекут изменения договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Расчет административного истца по уходу за минерализованными полосами административного истца (для защитных лесов норматив на 1000 га - 0,002 км. х 1846/1000 = 0,004 км, в эксплуатационных лесах данный вид мероприятий не предусмотрен),общее количество выполняемых работ - 0,004 км.. ) административным ответчиком не опровергнуто.

В связи с вышеизложенным у лесничего Петровск-Забайкальского участкового лесничества ФИО6 не имелось оснований для вынесения оспариваемого административным истцом требования в части выполнения устройство минерализованных полос в объеме 5 км; уход за

минерализованными полосами в объеме 5 км, поскольку это противоречит установленным нормам (объемам) вышеуказанными нормативными актами.

Учитывая, что оспариваемое требование не соответствует закону, данным требованием созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, а также на административного истца незаконно возложены обязанности, не предусмотренные законом, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с ч.1 ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу административного искового заявления в сумме 2 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-181, 228 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление <данные изъяты>, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить требование от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» в лице лесничего Катангарского Петровск-Забайкальского участкового лесничества ФИО6, в адрес <данные изъяты>, в части выполнения устройств минерализованных полос в объеме 5 километров и ухода за минерализованными полосами в объеме 5 километров,

Взыскать с ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» в пользу <данные изъяты> судебные расходы в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Забайкальском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Б. Лазарева

Мотивированное решение изготовлено 07.07.2020 года.