Дело №2а-410/2022
УИД 89RS0002-01-2020-000125-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2022 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Михайловой О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2
рассмотрев административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1 о признании незаконными действий (бездействий) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО и обязывании устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в Лабытнангский городской суд ... с административным исковым заявлением о признании действий и бездействий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО незаконными обязывании устранить допущенные нарушения его прав.
Требования административного иска обоснованы тем, что в период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ административный истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, сотрудниками которого на постоянной основе нарушались его права и свободы, а именно камеры №№ и 46 в которых содержался административный истец с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ и с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ соответственно сооружены таким образом, что в них практически отсутствует свободное пространство; в стенах туалетов указанных камер имеются "смотровые люки" исключающие возможность уединения при оправлении естественных нужд; в камерах установлены по две видеокамеры системы видеонаблюдения, что также лишало административного истца возможности уединения; окна камер зарешечены двойными металлическими решетками, что препятствует доступу естественного освещения; светильники дневного освещения огорожены металлическими решетками, препятствующими прохождению света и делающими освещение камер тусклым; с 22:00 часов до 06:00 часов камеры освещались светильниками ночного освещения, что нарушало суточный световой цикл; имеющиеся в камерах электрические системы экстренной связи не обеспечивают таковой; в камерах отсутствовали шкафы (тумбочки) и полки для хранения документов, канцелярских и почтовых принадлежностей, других личных вещей; столы в камерах маленького размера и жестко закреплены к стенам, что делало неудобным прием пищи или изготовление письменной корреспонденции; административный истец не был обеспечен печатными изданиями, ему не предоставлялся телевизор и не демонстрировались кинофильмы; административного истца регулярно подвергали полному обыску, а его личные вещи досмотру; административному истцу не выдавались средства личной гигиены (мыло туалетное, зубная паста, бритвенные станки); возможность помывки в душе предоставлялась 1 раз в неделю при этом душевые камеры не соответствовали предъявляемым к ним требованиям; прогулочные дворы не были оборудованы системой водостока, спортивными приспособлениями; административному истцу не предоставлялась возможность посещения спортзала; пища не соответствовала установленным законодательством стандартам; запрещалось спать в дневное время; заставляли носить форму осужденного к лишению свободы; заставляли ежедневно производить уборку камеры; подаваемая в камеру холодная и горячая вода являлась технической и непригодной к употреблению в пищу; при каждом открытии дверей, вызове на прием заставляли вставать перед сотрудникам в специальную стойку и говорить «доклад»; не обеспечивали участие административного истца в спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях; содержали в одиночной камере; на заявление от ДД/ММ/ГГ о выдаче со склада личных вещей выдали не все вещи перечисленные в заявлении; поступившие в посылке от матери ДД/ММ/ГГ наручные часы без согласия административного истца сдали на склад; при этапировании ДД/ММ/ГГ в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО выдали не все личные вещи, хранившиеся на складе.
Протокольным определением суда от ДД/ММ/ГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО, в качестве заинтересованного лица ФСИН России (т.1 л.д. 98).
ДД/ММ/ГГ в суд от административного истца поступило дополнение к административному исковому заявлению, в котором он указывает, что вышеперечисленные нарушения его прав и свобод имели место также в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО с ДД/ММ/ГГ по день подачи дополнений (ДД/ММ/ГГ), при этом административный истец не поддержал заявленное ранее требование о нарушении его прав и свобод невыдачей личных вещей со склада при этапировании в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО и просил его не рассматривать в связи с утратой интереса (т.1 л.д. 103-106).
Определением Лабытнангского городского суда от ДД/ММ/ГГ производство по делу прекращено в части (дневного сна) (л.д. 205-206).
Решением Лабытнангского городского суда от ДД/ММ/ГГ административный иск ФИО1 удовлетворён в части несоблюдения минимальных норм материально-бытового обеспечения в период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ и необеспечения ФИО1 гигиеническими наборами в указанный период. В остальной части административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения (т.1 л.д.208-221).
Апелляционным определением судьи суда ... от ДД/ММ/ГГ отменено определение Лабытнангского городского суда от ДД/ММ/ГГ о прекращении производства по делу (т.2 л.д. 68-73).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда ... от ДД/ММ/ГГ решение Лабытнангского городского суда от ДД/ММ/ГГ отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
В ходе нового производства по делу, протокольным определением от ДД/ММ/ГГ к участию в деле в качества заинтересованного лица привлечено УФСИН России по ЯНАО (т.2 л.д. 90).
Определением Лабытнангского городского суда от ДД/ММ/ГГ производство по делу 2а-410/2022 прекращено в части (дневного сна).
Административный истец ФИО1, участие которого в судебном заседании обеспечено по ВКС заявленные требований поддержал, по доводам изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, заинтересованных лица ФСИН России и УФСИН России по ЯНАО ФИО3 действующий на основании соответствующих доверенностей, требования административного искового заявления полагал не обоснованными за исключением не выдачи гигиенических наборов, также указал, что помывка истца два раза в семь дней осуществляется в настоящее время.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД/ММ/ГГ, никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД/ММ/ГГ№ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что к вышеуказанным относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее по тексту – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из части 9 ст.226 КАС РФ следует, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Применительно к данной норме срок обращения с административным иском в суд начинается с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
С настоящим административным исковым заявлением ФИО4 обратился в суд ДД/ММ/ГГ (исходя из даты указанной в иске), в связи с чем, срок обращения с административным иском в суд не пропущен.
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).
Судом установлено, что ФИО1 приговором Иркутского областного суда от ДД/ММ/ГГ осужден к пожизненному лишению свободы.
С ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, ДД/ММ/ГГ вновь прибыл в учреждение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО из ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО на основании постановления Лабытнангского городского суда ЯНАО от ДД/ММ/ГГ.
Согласно ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном ст. 77.1 УИК РФ (ч. 1 ст. 74 УИК РФ).
В случае, предусмотренном ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от ДД/ММ/ГГ №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от ДД/ММ/ГГ№, распространяются в том числе на следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений, в отношении осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении, переведенных в СИЗО для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого.
Из указанных положений следует, что ч. 1 ст. 74 УИК РФ, действуя во взаимосвязи со ст. 77.1, не предполагает для осужденных к лишению свободы, переведенных в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве, ухудшение условий отбывания наказания по сравнению с условиями, установленными в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в исправительной колонии соответствующего вида.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД/ММ/ГГ№-П, правовое положение лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлении и заключенных под стражу, значительно отличается от правового положения осужденных к лишению свободы, оставленных в следственном изоляторе или переведенных туда для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве по решению следователя, дознавателя или суда, вынесение которого не требует наличия предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации условий и оснований, необходимых для избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу. Поскольку оставление в следственном изоляторе или перевод туда в порядке ст. 77.1 УИК РФ не предполагают в качестве обязательного условия избрания осужденным этой меры пресечения, они и не должны влечь дополнительных ограничений прав осужденных.
Перевод лиц, осужденных к лишению свободы, в СИЗО для участия в следственно-судебных действиях, не меняет их правового статуса как осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и не освобождает их от соблюдения установленного порядка отбывания лишения свободы на условиях, определенных законом, от исполнения иных обязанностей, возложенных на них уголовно-исполнительным законодательством.
В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 в указанные в административном исковом заявлении периоды времени содержался в камерах №№ и 47 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО.
Разрешая требования административного иска в части несоответствия устройства вышеуказанных камер разумным стандартам, в бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство условиях, суд приходит к следующему.
Пункт 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД/ММ/ГГ№ камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, – только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
В соответствии со ст.23 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных ч.1 ст.30 настоящего Федерального закона.
Согласно представленной в материалах дела копии поэтажного плана ФКУ СИЗО-1 жилые камеры №№ и 47 идентичны друг другу, параметры камер составляют 2,85 на 2,78 кв.м., таким образом, площадь жилых камер в которых содержался ФИО1 в оспариваемый период соответствует установленным нормам и правилам. Из представленных в материалах дела фотографий камеры следует, что предметы мебели расставлены таким образом, что административный истец имеет возможность свободного перемещения.
Согласно пункту 16 абзаца 11 главы 3 приказ Минюста России от ДД/ММ/ГГ№ (ред. от ДД/ММ/ГГ) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» осужденные обязаны содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель (приложение №), следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых сумок в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение №), индивидуальных табличек на вещевых сумках, тумбочках и индивидуальных местах (ячейках) для хранения продуктов питания, соответствием описей личных вещей осужденных в вещевых сумках их содержимому, хранить продукты питания и посуду в комнатах для приема пищи, предметы индивидуального пользования - в помещениях для хранения личных вещей повседневного пользования (умывальные и письменные принадлежности, литературу в количестве до 5 книг, за исключением учебников осужденных, проходящих обучение в образовательных организациях, журналов, газет, табачные изделия не более 2 пачек сигарет, спички - 1 коробки, средства гигиены могут храниться в прикроватных тумбочках).
Таким образом, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, предполагают обеспечение камеры в которой содержится осужденный прикроватной тумбочкой для хранения вещей. Не обеспечение административного истца данным предметом мебели нарушает его права как осужденного. В связи, с чем на бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО в части не обеспечения камеры прикроватной тумбочкой является незаконным.
Согласно п. 3.2 «СП 60.13330.2016. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003», утвержденного приказом Минстроя России от ДД/ММ/ГГ№/пр, под вентиляцией понимается организация естественного или искусственного обмена воздуха в помещениях для удаления избытков теплоты, влаги, вредных и других веществ с целью обеспечения допустимого микроклимата и качества воздуха в обслуживаемой или рабочей зонах.
Допустимое качество воздуха определяется как состав воздуха в помещении, при котором при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивается допустимое состояние организма человека (ГОСТ 30494).
В силу с п. 6.1.2 «СП 336.1325800.2017. Свод правил. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации», утвержденного приказом Минстроя России от ДД/ММ/ГГ№/пр, по способу подачи и удаления воздуха в помещения зданий (сооружений) различают системы с естественной вентиляцией, механической (с механическим побуждением), смешанные (комбинированные) системы: при естественной вентиляции воздухообмен между улицей и помещениями происходит за счет естественной разности давлений через неплотности ограждающих конструкций, оконные и дверные проемы (неорганизованная система) или специально устроенные регулируемые вентиляционные проемы (организованная система); при механической вентиляции воздухообмен между улицей и помещениями происходит за счет разности давлений, создаваемой с помощью специального оборудования; при смешанной системе: механический приток – естественная вентиляция; естественный приток – механическая вентиляция.
Вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать: а) если параметры микроклимата и качество воздуха не обеспечиваются вентиляцией с естественным побуждением в течение года; б) для помещений и зон без естественного проветривания, на что указано в п. 7.1.3 «СП 60.13330.2016. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003», утвержденного приказом Минстроя России от ДД/ММ/ГГ№/пр.
В окнах камер имеется форточка для естественной вентиляции, что соответствует положениям п. 4.7. СанПиН 2.ДД/ММ/ГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», которым закреплено положение о естественной вентиляции жилых помещений путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.
Рассматривая требования обусловленные отсутствием условий уединения при отправлении естественных нужд, а также правомерность использования видеонаблюдения Учреждением, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (заключена в ...ДД/ММ/ГГ), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. В соответствии со ст.3 Конвенции должно обеспечиваться содержание лица под стражей в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения этой меры не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей.
Как следует из представленных в дело фототаблиц камер специального блока № и № уборная в данных камерах изолирована от основного помещения камеры, с трех сторон имеет сплошное ограждение (стены, дверь) а с четвертой стороны сплошное ограждение в виде стены имеет сквозное отверстие представляющее собой горизонтально расположенное щелевидное зарешеченное смотровое окно, позволяющее в ограниченном диапазоне осуществлять наблюдение за обстановкой внутри помещения уборной со стороны коридора и наоборот.
Согласно ч.1 ст.83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Статья 34 Федерального закона №103-ФЗ также предусматривает, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника.
Применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем безусловно затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Право администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, а потому закрепление указанного права преследует конституционно значимые цели.
Сами помещения уборной в камерах №№, 47 не оснащены техническими средствами контроля и надзора, однако смотровое окно, имеющееся в стене, может быть расценено как средство визуального надзора и контроля в изолированном помещении уборной. При этом, обстановка внутри данного помещения, даже при наличии указанного смотрового окна с учетом его расположения и конструкции, могла в достаточной степени одновременно обеспечить заявителю действительное уединение, а администрации исправительного учреждения обеспечить достаточный, но не излишний уровень надзора за обстановкой внутри данного помещения.
Устанавливая в законе меры уголовного наказания, федеральный законодатель определяет применительно к осужденным изъятия из прав и свобод в сравнении с остальными гражданами, обусловленные, в том числе особыми условиями исполнения соответствующего вида наказания.
Установленный в стене туалета «смотровой люк» с учетом его расположения и конструкции одновременно обеспечивает истцу действительное уединение, а администрации учреждения - достаточный, но не излишний уровень надзора за обстановкой внутри данного помещения.
Осуществление видеонаблюдения в том числе женщинами-операторами камер видеонаблюдения, согласуется с положением о найме сотрудников правоохранительных органов, согласно которым им может стать любой гражданин РФ, не зависимо в частичности от его пола и, отвечающий определенным требованиям и способный выполнять соответствующие должностные обязанности.
Рекомендации №Rec (2003) 23 Комитета министров Совета Европы «Об осуществлении исполнения наказания в виде пожизненного заключения и других длительных сроков заключения администрациями мест лишения свободы», принятые ДД/ММ/ГГ на 855-м заседании представителей министров, рассматривают использование технических способов, в том числе камер наблюдения, как дополнительные механизмы обеспечения безопасности.
Довод административного истца о том, что помещение под постоянное видеонаблюдение не соответствует стандартам установленным в ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, о чем указал Европейский Суд по правам человека в постановлении от ДД/ММ/ГГ, суд оценивает с точки зрения толкований Конституционного суда РФ изложенных в постановлении от ДД/ММ/ГГ№-П, согласно которым, позиции самого Европейского Суда по правам человека относительно реализации выносимых им постановлений, то он полагает, что конкретные средства, с помощью которых в рамках национальной правовой системы будет исполняться возлагаемое на государство-ответчика в соответствии со статьей 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод правовое обязательство, избираются, по общему правилу, самим государством-ответчиком при условии, что эти средства будут совместимы с выводами, содержащимися в соответствующем постановлении Европейского Суда по правам человека; разрешать же вопросы толкования и применения национального законодательства должны национальные органы власти, а именно судебные органы; такая дискреция в отношении способа исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека отражает свободу выбора, присущую вытекающей из статьи 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод основополагающей обязанности государств-участников обеспечивать определенные ею права и свободы (постановления от ДД/ММ/ГГ по делу «Скоццари и Джунта (Scozzari & Giunta) против Италии», от ДД/ММ/ГГ по делу «Ян (Jahn) и другие против Германии», от ДД/ММ/ГГ по делу «Скордино (Scordino) против Италии» (N 1), от ДД/ММ/ГГ по делу «Мусаева против России», от ДД/ММ/ГГ по делу «Руслан Умаров против России» и др.).
Осуществление видеонаблюдения за ФИО1 в камере № и № закону не противоречит и оправдано интересами обеспечения его личной безопасности, а периодическое привлечение к этой деятельности сотрудников женского пола прав и законных интересов истца не нарушает.
До установления системы дуплексной связи ДД/ММ/ГГ, функционировала кнопка вызова инспектора, что также не нарушает права осужденного.
Освещение в камерах смешанное: естественное посредством дневного освещения через оконные проемы и искусственное – светильниками дневного и ночного освещения.
Как следует из справки представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО от ДД/ММ/ГГ в жилых камерах №№, 47 режимного корпуса учреждения установлен осветительный прибор дневного освещения и лампа ночного освещения. В осветительный прибор дневного освещения входит две люминесцентных лампы OSRAM L36W/765 G13 дневного света. Лампы излучают холодный дневной свет. Мощность каждой лампы – 36 Вт, световой поток каждой лампы – 2500 Лм. Лампа ночного освещения – светодиодная, световой поток – 1500 Лм., установлена на стене камеры для осуществления надзора в ночное время. Естественное освещение в камере осуществляется за счет наличия оконного проема размером 1,2 на 0,9 кв.м. Освещенность камеры прибором дневного освещения согласно «СП 247.1325800.2016. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (утв. Приказом Минстроя России от ДД/ММ/ГГ№/пр) составляет не менее 300 лк.
Электросветильник ночного освещения размещен на стене над дверью, оснащен защитным плафоном и огражден от повреждения со стороны осужденных, металлической решеткой.
Наличие на окне металлической решетки действующему законодательству не противоречит.
Таким образом, искусственное освещение камеры соответствует общепринятым техническим нормам.
Камера оборудована столом и стулом (лавкой) по лимиту мест, что отвечает требованиям и нормам, применительно к следственным изоляторам.
Согласно справке представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по ЯНАО в жилых камерах №№, 47 режимного корпуса учреждения установлен стол размером 50 на 46,5 см., табурет размером 38 на 38 см.
Из представленной в материалах дела копии Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний № от ДД/ММ/ГГ, камеры СИЗО оборудуются столом с габаритами: длина 800 мм, ширина 410 мм, высота 870 мм, табуретом размерами 370х370х450 мм.
Таким образом, стол и табурет установленные в камерах №№, 47 СИЗО-1 отвечают установленным параметрам, то обстоятельство, что данная мебель не прикреплена к полу, а крепится к стене, не нарушает ни конструктивных, ни функциональных особенностей, поскольку оба способа крепления мебели исключают ее перемещение.
Доводы истца о ненадлежащей звукоизоляции камер в период с апреля 2019 года по август сентябрь 2020 года не подтверждены каким-либо письменными доказательствами, основаны лишь на субъективном мнении ФИО1 и восприятии обстановки.
Разрешая требование административного истца о нарушении его прав и свобод необходимостью вставать в определенную позу и говорить доклад при открывании дверей либо вызове на личный прием суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – УПК РФ).
Согласно ст.16 Федерального закона №103-ФЗ, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее по тексту – Правила внутреннего распорядка).
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определяется ст.6 Федерального закона №103-ФЗ, в соответствии с которой подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными этим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 36 Федерального закона №103-ФЗ предусматривает обязанность подозреваемых и обвиняемых соблюдать порядок содержания под стражей, установленный данным Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка. Соблюдение Правил поведения, которые установлены Правилами внутреннего распорядка, является обязательным для подозреваемых и обвиняемых.
Правила поведения подозреваемых и обвиняемых являются правилами общежития для указанной категории лиц. Так, согласно приложению № к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от ДД/ММ/ГГ№ (далее по тексту – ПВР №), подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах (далее по тексту – СИЗО), обязаны, помимо прочего: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом №103-ФЗ, и Правилами внутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации СИЗО; при входе в камеры сотрудников СИЗО по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте.
Статья 36 Федерального закона №103-ФЗ не содержит исчерпывающего перечня обязанностей подозреваемых и обвиняемых и допускает, что правилами внутреннего распорядка, изданными уполномоченным федеральным органом, могут устанавливаться правила поведения подозреваемых и обвиняемых.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые ДД/ММ/ГГ на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, содержат минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми в отношении подследственных, и не содержат запрета законодательным органам устанавливать должные правила общежития для указанной категории лиц.
Отнесение к обязанностям подсудимых и обвиняемых по команде вставать и выстраиваться в указанном месте и говорить «доклад» не нарушает прав административного истца, предусмотренных Федеральным законом №103-ФЗ, как ошибочно полагает истец. Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми названных правил поведения обусловлено требованиями режима, позволяет сотрудникам СИЗО контролировать действия лиц, содержащихся в камере, соблюдать меры безопасности, как самого персонала учреждения, так и подозреваемых и обвиняемых. Они имеют обязательный характер для всех лиц, содержащихся под стражей, и, следовательно, не могут рассматриваться как имеющие дискриминационный характер.
Таким образом, доводы, изложенные административным истцом, основаны на неверном толковании норм материального права.
Разрешая требования административного истца в части нарушения его прав и свобод необеспчением участия в культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях и посещения спортзала, суд находит их не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что ПВР № проведение таковых в СИЗО не предусмотрено вовсе.
В исправительном учреждении не могут быть созданы условия для занятия спортом не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания установленному для осужденных к пожизненному лишению свободы. Согласно п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ, ч. 6 ст. 74, ч. 2 ст. 80 и ст. 126 УИК РФ данная категория осужденных отбывает наказание в специально предназначенных для них колониях особого режима отдельно от других осужденных, согласно ст. 127 УИК РФ для отбывания наказания осужденные размещаются по камерам, прием пищи осужденных производится в камерах (п. 157 Правил), профессиональная подготовка пожизненно осужденных ограничена рамками производства. Таким образом, до минимума сведена возможность осужденных к пожизненному лишению свободы к передвижению вне камер и общению с другими осужденными.
Доводы административного истца об отсутствии у него возможности посещать спортзал либо культурно-массовые мероприятия не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО.
Административным истцом заявлено о нарушении его прав и свобод содержанием в одиночной камере и лишением возможности общения с другими людьми.
Согласно ст.32 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными ст.33 настоящего Федерального закона. Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором.
Статьей 33 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение, что отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся, в том числе подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений.
Пунктом 18 ПВР № установлено, что в течение всего срока нахождения в следственном изоляторе подозреваемые и обвиняемые содержатся, как правило, в одной камере. Вместе с тем, данная норма не устанавливает запрет на перевод осужденного в иную камеру, соответствующую тем же условиям.
Согласно п.16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений утвержденных Приказом Минюста России от ДД/ММ/ГГ№ (далее по тексту – ПВР №) осужденный обязан носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение №). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ. Осужденные женщины, имеющие детей в домах ребенка ИУ, могут носить гражданскую одежду при наличии на ней нагрудного знака. Осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, могут носить гражданскую одежду.
Как видно из приведенных выше норм, ФИО1 не относится к категориям осужденных на которых распространяются данные исключения, следовательно, он обязан носить одежду установленного образца.
В соответствии с ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В зависимости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания УИК РФ закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденных и возлагает на них специфические обязанности.
Поэтому осужденные при исполнении наказаний могут осуществлять гарантированные права и свободы граждан Российской Федерации, но с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст. 82 УИК РФ, осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными.
В силу ч.7 ст.82 УИК РФ, порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее по тексту МЮ РФ), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД/ММ/ГГ№, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний.
Правила внутреннего распорядка СИЗО утверждены Приказом Минюста России от ДД/ММ/ГГ№ «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее по тексту – ПВР СИЗО, Правила).
Основания и процедура осуществления личного обыска (полного и неполного) регламентированы разделом III Правил.
Подозреваемые и обвиняемые, поступившие в СИЗО, подвергаются полному личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи – досмотру (п.23 Правил).
Личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу (п.24 Правил).
В соответствии с п.26 Правил, личный обыск может быть полным и неполным. Полному обыску подвергаются подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию. В последнем случае обыск проводится по указанию начальника СИЗО либо лица, его замещающего, при их отсутствии - дежурного помощника. Полный обыск сопровождается тщательным осмотром тела обыскиваемого, его одежды, обуви, а также протезов.
ФКУ СИЗО-1 в ходе рассмотрения дела представили графики проведения плановых обысков камер спец. блока за период с апреля 2019 года по марта 2021 года, согласно которым обыск осужденного ФИО1 и досмотр его вещей производился один раз в неделю.
Все графики утверждены начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО или лицом его замещающим и соответствуют положениям п. 44.16 Приказа №-дсп.
Таким образом, довод административного истца о том, что обысковые мероприятия препятствуют ему в изготовлении письменных обращений, является не состоятельным, поскольку проведение обыска не является препятствием к составлению ФИО1 заявлений, жалобы, исков и т.д.
Главой 15 ПВР № предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние – не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.
Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр. Прогулочные дворы для женщин с детьми засаживаются зеленью и оборудуются песочницами.
Поскольку ФИО1 не относится к категории несовершеннолетних, у администрации СИЗО-1 отсутствует обязанность обеспечивать ему возможность для физических управлений во время прогулки.
Согласно пункту 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Таким образом, довод ФИО1 о нарушении его права на принятие гигиенических процедур два раза в неделю, является обоснованным.
Каких-либо доказательств несоответствия душевых камер предъявляемым к ним требованиям административным истцом не представлено.
Согласно п.6 ст.36 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обязаны, в числе прочего проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности.
Пунктами 4 и 13 ПФР №, установлено, что лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение №). Принятым в СИЗО подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно.
Согласно пунктам 1 и 2 Приложения № к ПВР №, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны, в числе прочего выполнять законные требования администрации СИЗО; соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения.
Дежурный по камере обязан подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питьевой воды.
Пунктом 1 примечания Приложения № к ПВР №, установлено, что распорядок дня составляется в каждом СИЗО исходя из его наполняемости, местных условий, продолжительности светового дня, времени года и других обстоятельств.
Согласно представленному в материалы дела Распорядку дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, утвержденному Приказом врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО от ДД/ММ/ГГ№, уборка камер производится два раза в сутки с 07.15 до 08.00 и с 19.00 до 19.45.
Таким образом, поскольку ФИО1 содержится в одиночной камере, он выполняет функции, в том числе и дежурного по камере, следовательно, обязан соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать в чистоте камеру, производить уборку камеры, мыть бачок для питьевой воды, в соответствии с Распорядком дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО.
Разрешая требования административного истца в части необеспечения его печатными изданиями, непредоставления телевизора и недемонстрации кинофильмов, суд исходит из следующего.
Частью 4 ст.23 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
Как установлено в судебном заседании представителем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, у следственного изолятора отсутствует возможность обеспечить камеру, где содержится обвиняемый ФИО1 телевизором, но в камере имеется средство радиовещания.
Согласно абз. 3, 13, 14 и 15 пункта 42 ПВР № камеры СИЗО оборудуются: столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних – в обязательном порядке), вентиляционным оборудованием (при наличии возможности).
Из анализа указанных правовых норм, следует, что камеры СИЗО оборудуются телевизором (при наличии возможности), а камеры где содержатся женщины и несовершеннолетние, оборудуются телевизором в обязательном порядке.
Таким образом, камера где содержится административный истец, оборудуется телевизором при наличии такой возможности. Однако в настоящее время у администрации следственного изолятора, такая возможность отсутствует.
Согласно ч.2 ст.94 УИК РФ осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.
Как установлено в судебном заседании, административный истец содержится в одиночной камере, в связи с чем просмотр телепередач для него является ограниченным законом.
Главой 13 ПВР № установлено, что подозреваемым и обвиняемым предоставляется право подписки на газеты и журналы, распространяемые через отделения связи Российской Федерации. Для оформления подписки подозреваемый или обвиняемый обращается с заявлением на имя начальника СИЗО либо лица, его замещающего. Лицу, изъявившему желание оформить подписку, за его счет выдаются бланки абонемента и доставочной карточки. Оформление подписки в отделении связи производит сотрудник СИЗО за счет средств подозреваемого или обвиняемого, находящихся на лицевом счете. Переадресовка подписки осуществляется за счет подписчика по его письменному заявлению на имя начальника СИЗО. Подписка может быть оформлена на имя подозреваемого или обвиняемого его родственниками или иными лицами. Количество изданий, на которые может быть оформлена подписка, не ограничивается. Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети.
Из справки представленной начальником отряда ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО от ДД/ММ/ГГ следует, что ФИО1 с заявлением об оформлении подписки на периодическую печать не обращался. Администрацией учреждения два раза в год производится подписка на периодическую печать, а именно газету «Казенный дом». Данная периодическая печать выдается подозреваемым, обвиняемым и осужденным по камерам во временное пользование. На заявление ФИО1 от ДД/ММ/ГГ ему была выдана газета «Казенный дом» под роспись. Иных заявлений от ФИО1 о выдаче периодических изданий не поступало.
Согласно ч.2 ст.99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по независящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (ч.3 ст.99 УИК РФ).
В минимальную норму материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД/ММ/ГГ№, входит хозяйственное мыло (200 гр/месяц), туалетное мыло (50 гр/месяц), зубная паста/зубной порошок (30 гр/месяц), зубная щетка (1 шт. на 6 месяцев), одноразовая бритва (6 шт./месяц), туалетная бумага (25 м/месяц).
В административном исковом заявлении ФИО6 указывает на то, что в период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ администрацией СИЗО-1 ему не выдавались средства личной гигиены.
Данный факт не отрицался представителем административного ответчика, доказательств обеспечения административного истца гигиеническими наборами в указанный период не представлено.
Из административного искового заявления ФИО1 и уточнений к нему, следует, что он просит признать незаконным действия (бездействия) административных ответчиков выразившихся в том, что выдаваемая ему пища не соответствовала установленным законодательством стандартам, гарантированному рациону питания осужденных, подаваемая холодная и горячая вода являлись технической и непригодной к употреблению в пищу.
Организация питания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО осуществляется в соответствии с Приказом ФСИН от ДД/ММ/ГГ№ «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», по нормам питания утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД/ММ/ГГ№ «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время».
Согласно п.1 распоряжения УФСИН России по ЯНАО от ДД/ММ/ГГ№-р, раскладку продуктов питания и приготовление столовых блюд для спец.контингента содержащихся ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО осуществляет ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО, кроме того этим же распоряжением на ФКУ ИК-8 возложено обеспечение СИЗО-1 теплоэнергией и водой.
В соответствии с п.57 Приказа ФСИН от ДД/ММ/ГГ№ Продукты, положенные по нормам питания, включаются в раскладку полностью. Для разнообразия питания рекомендуется производить частичную замену одних продуктов другими в соответствии с установленными нормами замены. Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, указаны в Приложении № к приказу Минюста России от ДД/ММ/ГГ№, и предусматривают в соответствии с п.12 указанного приложения замену молока питьевого, на яйцо куриное, в количестве (штук) – 0,5, как и на рыбу (в охлажденном, мороженом и соленом виде) потрошеной без головы – 40 гр.
В соответствии с пунктам 1 и 2 вышеуказанного приложения хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1 сорта, возможно, заменять мукой ржаной обдирной – 44 гр., мукой пшеничной 1 сорта – 29 гр., хлебом из муки пшеничной 2 сорта – 95 гр., хлебом белым из муки пшеничной 1 сорта – 90 гр. Хлеб белый из муки пшеничной 2 сорта – 100 гр., заменяется мукой пшеничной 2 сорта – 78 гр.
Вышеуказанные нормы замены одних продуктов другими в соответствии с п.2 Примечания к приказу Минюста России от ДД/ММ/ГГ№ применяются в целях разнообразия питания или в случаях отсутствия положенных продовольственных товаров на складе.
Замена одних продуктов питания на другие в рассматриваемые в настоящем административном деле периоды времени производилась на сновании распоряжений начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО.
Факт выдачи, осужденным, содержащимся в спорный период в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, рыбы, яиц, маргарина и хлеба из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1 сорта, подтверждается имеющимися в материалах административного дела, письменными доказательствами.
Доказательств того, что ФИО1 в спорный период выдавалась пища не соответствующая установленном нормам не представлено.
В части качества подаваемой холодной и горячей воды суд соглашается с доводами административного ответчика о том что ИК-8 не является ресурсоснабжающей организацией для СИЗО-1.
Горячее водоснабжение подается от котельной ИК-8 в целях санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО-1 согласно установленного графика, еженедельно по средам.
В целях надлежащего качества подачи горячего водоснабжения ежегодно проводится ревизия и промывка накопительной ёмкости от которой подается горячая вода.
В целях контроля качества холодной воды, поставщиком предоставляется химическому состав проб воды системы хозяйственно-бытового водоснабжения ..., выполненной испытательной лабораторией поставщика.
Иная система водоснабжения кроме хозяйственно-бытовой в ... отсутствует.
ДД/ММ/ГГФИО1 обратился к начальнику СИЗО-1 с заявлением о выдаче со склада личных вещей, а именно: электробритвы, настольных часов, шариковой ручки, стержней для шариковой ручки, чая, юридической книги «Конституция РФ» и УИК РФ, ДД/ММ/ГГ административному истцу частично были выданы предметы которые он затребовал, в отношении остальных вещей ответ предоставлен не был, что является незаконным бездействием административного ответчика.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что доказательств его обращения к руководству ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО не имеет, подтвердить данный факт ему нечем.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО указал на то, что заявление ФИО1 датированное ДД/ММ/ГГ не поступало.
На основании установленных обстоятельств, суд не усматривает нарушений в данной части со стороны ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО.
Отказывая ФИО1 в праве хранить в камере принадлежащие ему вещи: наручные и настольные часы, крем для обуви, цветные шариковые и гелевые ручки, цветные карандаши и фломастеры, ластик, линейка, корректор, скотч, клей для бумаги, а также электробритвы и щипчики для ногтей без пилки, администрация ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО не учла, что реализация заявителем такого права относится к условиям отбывания наказания, в связи, с чем в указанной части применению подлежат положения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Таким образом, вещи отсутствующие в перечне, поименованном в Приложении № к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, не относятся к запрещенным.
В силу положений пункта 25 перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, являющегося приложением № к Правилам, осужденному не запрещено хранить при себе в камере принадлежащую ему электробритву.
В абзаце 27 перечня предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, являющегося приложением № к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов, закреплена аналогичная норма, согласно которой подозреваемые или обвиняемые могут хранить при себе принадлежащую им электрическую бритву.
Согласно пункту 158 Правил осужденным, переведенным одиночные камеры, разрешается выписывать книги, журналы и газеты, иметь при себе судебные решения по уголовному делу, а также ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, простые карандаши, авторучки (в неметаллическом корпусе), стержни (синего, фиолетового, черного цветов), тетради, почтовые марки, открытки, конверты, пользоваться печатными изданиями из библиотеки ИУ в соответствии с распорядком дня, при этом количество находящихся в пользовании перечисленных предметов не может быть более двух экземпляров, кроме почтовых марок, открыток и конвертов.
Таким образом, администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО не обоснованно было ограничено права административного истца хранить в камере принадлежащие ему вещи (электробритву, щипчики для ногтей без пилки, фломастеры, ручки, ластик, линейку, корректор, крем для обуви, часы), исходя из того, что реализация заявителем такого права относится к условиям отбывания наказания, в связи с чем в указанной части применению подлежат положения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО надлежит возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст.177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконными действий (бездействий) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО и обязывании устранить допущенные нарушения удовлетворить в части.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО выразившееся в необеспечении камеры, в которой содержится ФИО1 прикроватной тумбочкой, не предоставлении осужденному возможности проводить гигиенические процедуры два раза в неделю, ограничении права административного истца хранить в камере принадлежащие ему вещи (электробритву, щипчики для ногтей без пилки, фломастеры, ручки, ластик, линейку, корректор, крем для обуви, часы) и необеспечении гигиеническими наборами.
Возложить на ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по ЯНАО, обязанность устранить допущенные нарушения.
В остальной части административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 16 мая 2022 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья О.В. Михайлова