ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4110/2016 от 01.12.2016 Кировского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-4110/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2016 года город Красноярск

Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Гарбуза Г.С.,

при секретаре Кулигиной В.Н.,

с участием:

административного истца Манаховой Л.В.,

представителя административного ответчика ГУ Управления ПФР в Кировском районе г. Красноярска Богдановой М.А., действующей по доверенности от 01.12.2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4110/2016 по административному исковому заявлению Манаховой ФИО8 к Управлению Пенсионного фонда России в Кировском районе г. Красноярска о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Манахова Л.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просит: признать незаконным бездействие Управления ПФР в Кировском районе г. Красноярска, выразившееся в отказе принять заявление о выплате пособия на погребение и отказе в оказании государственной услуги.

В обоснование поданного искового заявления административный истец указывает на то, что 06.06.2016 года она обратилась в Управление ПФР в Кировском районе г. Красноярска с целью получения пособия на погребение. При себе у неё были необходимые для этого документы, однако соответствующая государственная услуга ей не была оказана. Заявление было принято лишь 19.07.2016 года. При этом в соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, заявление или иные юридически значимые действия, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Правовой режим рассмотрения обращения установлен Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ.

Административный истец Манахова Л.В. в судебном заседании предъявленные к Управлению ПФР в Кировском районе г. Красноярска требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Суду дополнительно пояснила, что 06.06.2016 года она обратилась в Управление ПФР в Кировском районе г. Красноярска по вопросу получения справки, подтверждающей право на получение пособие на ребёнка-инвалида. После этого она обратилась к этому же работнику учреждения по поводу получения пособия на погребение матери, но ей отказали, сославшись на то, что рабочий день закончился, и попросили подойти в другой день. Считает, что поскольку она обратилась в рабочее время, то ей должны были также оказать государственную услугу, связанную с выплатой пособия на погребение. В поступившем ей на электронную почту ответе на жалобу говорится, что она якобы задала второй вопрос в 17 часов 02 минуты, то есть после окончания рабочего времени учреждения, однако имеющейся детализацией телефонных переговоров подтверждается, что она звонила на указанный на Интернет-сайте телефон доверия Управления ПФР в Кировском районе г. Красноярска – 2580066 до окончания рабочего дня. В конечном итоге она повторно смогла приехать в Управление ПФР в Кировском районе г. Красноярска только 19.07.2016 года, где ей выдали заявление, оформленное от её имени задним числом – 13.07.2016 года. Она исправила дату на фактическую, подписала заявление, и ей выплатили пособие.

Представитель административного истца Митясов А.В. в судебное заседание не явился. Извещён о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом – судебным извещением, уведомление о вручении которого содержится в материалах дела.

Представитель административного ответчика Управления ПФР в Кировском районе г. Красноярска Богданова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала возражения на иск и просила в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что 06.06.2016 года Манахова Л.В. обращалась в Управление ПФР в Кировском районе г. Красноярска за справкой по поводу ребёнка-инвалида, а затем, после окончания рабочего времени, хотела подать заявление на выплату пособия на погребение. Ей рекомендовали обратиться на следующий день. Однако Манахова Л.В. повторно явилась в Управление лишь 19.07.2016 года, и ей было выплачено пособие. Полагает, что ссылка истца на ст. 165.1 ГК РФ неверна, ввиду того, что Управление ПФР в Кировском районе г. Красноярска является государственным учреждением и сделок не совершает. Более того, выплата пособия на погребение не является государственной услугой, не входит в соответствующий перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ № 797 от 27.09.2011 года, а регламентируется нормами Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле». Кроме того, административный истец пропустила установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трёхмесячный срок для обращения с иском в суд, поскольку о нарушении своего права она узнала 06.06.2016 года, а административный иск подала в октябре 2016 года.

Представитель заинтересованного лица ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю в судебное заседание не явился. Извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом – судебным извещением. В ранее представленном отзыве на иск просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку выплата пособия на погребение не подпадает под перечень государственных услуг, оказываемых Пенсионным фондом РФ, его выплата регламентируется специальными нормами Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле». Более того, Манахова Л.В. обратилась с административным иском по истечении трёх месяцев с момента, когда узнала, что её право нарушено, следовательно, пропустила закреплённый в ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок (л.д. 35-39).

Представитель заинтересованного лица Управления организации назначения и выплат пенсий Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом – судебным извещением.

Согласно ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела. Оснований для признания обязательной явки указанных лиц не имеется.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 62 КАС РФ возлагает обязанность по доказыванию законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Из содержания Перечня государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «Одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов и результатом предоставления которых является документ, содержащий информацию из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 797 от 27.09.2011 года, следует, что выплата пособия на погребение к таким услугам не относится.

На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8-ФЗ, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8-ФЗ, выплата социального пособия на погребение производится в день обращения гражданина.

В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8-ФЗ социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из пояснения административного истца следует, что Манахова Л.В. обращалась 06.06.2016 года с вопросом получения пособия на погребение своей матери Манаховой В.И., умершей 12.04.2016 года. В то же время, из предоставленных административным ответчиком доказательств следует, что истец обратилась к сотруднику учреждения в 17 часов 02 минуты, то есть за пределами рабочего времени, установленного Правилами внутреннего трудового распорядка для работников УПФР в Кировском районе г. Красноярска (л.д. 18-19).

Из материалов административного дела следует, что на основании заявления от 19.07.2016 года Манаховой Л.В. выплачено пособие на погребение в сумме 6332 рубля 74 копейки (л.д. 16).

Доводы административного истца Манаховой Л.В. о том, что Управлением ПФР в Кировском районе г. Красноярска были нарушены положения ст. 165.1 ГК РФ, отклоняются судом как не подлежащие применению, поскольку к спорным правоотношениям применяются положения специальной нормы – ч. 2 ст. 10 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8-ФЗ, устанавливающей, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения гражданина.

При таких обстоятельствах, учитывая, что право на получение пособия на погребение носит заявительный характер, а Манахова Л.В. фактически с заявлением, заполненным по установленной форме, обратилась в Управление ПФР по Кировскому району г. Красноярска 19.07.2016 года, и в эту дату пособие было выплачено, суд отказывает Манаховой Л.В. в удовлетворении исковых требований, не расценивая действия (бездействие) работников Управления ПФР в Кировском районе г. Красноярска как незаконные.

Помимо этого, в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из содержания искового заявления и объяснений административного истца следует, что заявление о выплате пособия на погребение у Манаховой Л.В. якобы отказались принимать 06 июня 2016 года. По данному поводу ей руководителями отделов были направлены ответы на жалобы 01.08.2016 года (л.д. 6), а также 30.06.2016 года (л.д. 43). Однако, с учётом того, что административное исковое заявление подано Манаховой Л.В. 05.10.2016 года, о чём имеется отметка почтового штемпеля на конверте, в котором выслан административный иск (л.д. 7), суд приходит к выводам, что истцом пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трёхмесячный срок для обращения с административным иском в суд.

Доводы административного истца о том, что срок для обжалования действий работников Управления ПФР по Кировскому району г. Красноярска следует исчислять с 30.08.2016 года, когда она получила письменный ответ на её жалобу (л.д. 6), не принимаются судом во внимание, ввиду того, что они основаны на неверном толковании закона, и суд считает, что срок обращения с административным исковым заявлением в суд следует исчислять с 07.06.2016 года, исходя из даты, следующей за днём, когда Манахова Л.В. узнала о том, что её право нарушено, - поскольку именно 06.06.2016 года согласно её доводам работники Управления ПФР по Кировскому району г. Красноярска отказались принимать заявление о выплате пособия на погребение.

При изложенных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Манаховой ФИО9 к Управлению Пенсионного фонда России в Кировском районе г. Красноярска о признании бездействия незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме (05 декабря 2016 года) путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Красноярска.

Судья Г.С. Гарбуз