ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4115/2016 от 10.01.2017 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-4115/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пенза 10 января 2017 года

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Романовой В.А.,

при секретаре Крюковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску ФИО1 к УМВД России по г.Пензе о признании неправомерными действия Управления МВД России по Пензенской области, выразившиеся в отказе от предоставления справки об отсутствии судимости, а также в незаконной обработке персональных данных,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в котором указала, что она обратилась в Управление МВД России по Пензенской области с заявлением о предоставлении ей справки об отсутствии неснятой и непогашенной судимости, которая ей нужна для целей, определенных частью 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", а также для предъявления данной справки в консульское учреждение ЮАР с целью реализации права на выезд за пределы России, предусмотренного Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 14-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

26 мая 2016 года Административным ответчиком - Управлением МВД России по Пензенской области, в адрес ФИО1 было подготовлено письмо с ответом на заявление (ответ из УМВД России по Пензенской области от 26.05.2016 ), в котором сообщалось, что порядок выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования определяется Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования" (далее - Административный регламент МВД).

Также сообщалось в письме, что информация, указанная в справке соответствует пункту 74 Административного регламента МВД.

Административный ответчик также сообщил, что информация о факте уголовного преследования хранится в соответствии с ведомственными приказами МВД и не подлежит удалению.

4 июня 2016 г. Управлением МВД по Пензенской области была подготовлена в адрес истца справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (справка от 04.06.2016 г.), в которой указана следующая информация: «осуждена 06.07.2015 мировым судьей судебного участка № 6 в Октябрьском районе г. Пензы по ч.1 ст. 116 УК России к штрафу. Освобождена по амнистии».

Вместе с тем указанная справка как по форме, так и по содержанию, не соответствует тем целям, для которых ее запрашивал административный истец.

Таким образом, оспариваемые действия административного ответчика:

1. отказ в предоставлении справки об отсутствии судимости за умышленные преступления

2. отказ от уничтожения персональных данных административного истца о факте осуждения по ч. 1 ст. 116 УК РФ, - были совершены: 26 мая 2016 года по месту нахождения административного ответчика: <адрес>

Данное обстоятельство подтверждается ответом из УМВД России по Пензенской области от 26.05.2016 , направленным в адрес ФИО1 почтовым отправлением.

Оспариваемые действия административного ответчика: применение Административного регламента МВД к отношениям, которые Административным регламентом не регулируются, были совершены: 4 июня 2016 года по месту нахождения административного ответчика: <адрес>

Данное обстоятельство подтверждается справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, изготовленной административным ответчиком в соответствии с Административным Регламентом МВД 4 июня 2016 года (справка от 04.06.2016 г.).

О всех указанных действиях административного ответчика сторона административного истца узнала 23 июня 2016 года, т.е. по прибытии ФИО1 из Симферополя, где она находилась в период с 3 июня 2016 года по 23 июня 2016 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.

Аналогичная справка нужна и в соответствии с подп. 4 ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 14-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Таким образом, для осуществления деятельности медиатора на непрофессиональной основе требуется справка об отсутствии судимости.

Истец считает, что нарушено ее конституционное право на уважение личной жизни, предусмотренное частью 1 ст. 23 Конституции РФ и статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950), ратифицированной Российской Федерацией и являющейся составной частью российской правовой системы. Истцу приходится предоставлять справку с явно излишней информацией, считает, что это является ничем иным как вторжением в личную жизнь.

На основании изложенного, а также руководствуясь нормами статей 4, статьями 218 - 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила: признать действия административного ответчика в виде отказа в предоставлении справки об отсутствии судимости, совершенные 26 мая 2016 года, нарушающими права истца, предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", частью 1 ст. 23 Конституции РФ, статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950), ратифицированной Российской Федерацией и являющейся составной частью российской правовой системы.

Признать действия административного ответчика в виде отказа от уничтожения персональных данных административного истца о факте осуждения по ч. 1 ст. 116 УК РФ, совершенные 26 мая 2016 года, нарушающими права истца, предусмотренные частью 1 ст. 23 Конституции РФ, статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950), ратифицированной Российской Федерацией и являющейся составной частью российской правовой системы.

Признать действия административного ответчика в виде применения Административного регламента МВД к отношениям, которые Административным регламентом не регулируются, совершенные 4 июня 2016 года нарушающими права истца, предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" частью 1 ст. 23 Конституции РФ, статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950), ратифицированной Российской Федерацией и являющейся составной частью российской правовой системы;

Обязать ответчика уничтожить обрабатываемые им персональные данные следующего содержания: «осуждена 06.07.2015 мировым судьей судебного участка № 6 в Октябрьском районе г. Пензы по ч.1 ст. 116 УК России к штрафу. Освобождена по амнистии».

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что действия административного ответчика, выразившиеся в неправомерном отказе в предоставлении справки об отсутствии судимости считает нарушающими ее права, предусмотренные п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. "Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденной Приказом МВД России от 12.09.2013 N 707. При этом в суде подтвердила, что ответчиком ей была выдана справка установленного образца, в то время как необходима справка нестандартного образца, позволявшая ей участвовать в процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации), а также для предъявления данной справки в консульское учреждение ЮАР с целью реализации права на выезд за пределы России, предусмотренного Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 14-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании доводы указанные в административном исковом заявлении поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика УМВД России по Пензенской области, ФИО3, действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что Министерство внутренних дел Российской Федерации приказом от 7 ноября 2011 г. утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Административный регламент), который регламентирует сроки и последовательность исполнения административных процедур, связанных с предоставлением справок о наличии (отсутствии) судимости, в том числе погашенной и снятой, и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также устанавливает порядок действий должностных лиц при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 декабря 2011 г., регистрационный , и опубликован 11 января 2012 г. в "Российской газете". Административный регламент утвержден в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Пунктом 16 Административного регламента установлено, что обращение заявителей (за исключением государственных или муниципальных органов) по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости также может быть подано в соответствующий информационный центр через управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам. Согласно пункту 17.1 Административного регламента результатом предоставления названной государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Справка). В силу пункта 74 Административного регламента в Справке при отсутствии сведений о судимости (в том числе погашенной и снятой), сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в соответствующих графах делается отметка "не имеется". Данный пункт также определяет сведения, подлежащие внесению в Справку, и порядок заполнения соответствующих граф Справки при наличии сведений о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации, наличии сведений о факте уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации; сведений о наличии (отсутствии) факта нахождения проверяемого лица в розыске за совершение преступления на территории Российской Федерации.

Порядок установления в отношении заявителя сведений для выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости определяется пунктами 71-82 Административного регламента. Так, согласно пункту 72 Административного регламента должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления или запроса из государственных органов, осуществляет проверку по учетам федерального казенного учреждения "Государственный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" и информационных центров по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. Как следует из пункта 73 Административного регламента после проведения проверок и анализа полученных сведений должностным лицом, уполномоченным на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, на бланке строгой отчетности оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости. Статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Закона нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной услуги и стандарт ее предоставления, является административный регламент. Вместе с тем, выдача сведений о судимости физического лица по заявлению такого лица отнесено к категории государственных услуг, что следует из статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, которые оказываются в установленном порядке, при этом результат оказания государственной услуги может быть только таким, который предусмотрен административным регламентом. Таким образом, ошибочным является довод ФИО1, что к спорным правоотношениям могут быть применены положения Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ, которые регулируют общие вопросы и не могут быть применены в условиях, когда имеется специальная норма права. Вместе с тем, такой запрос противоречит положению пункта 17 Административного регламента, с учетом описания содержания справки, изложенного в пункте 74 Административного регламента, также пунктов 75, 77, согласно которым результатом оказания государственной услуги может быть только выдача справки установленного образца. Иного результата оказания государственной услуги не предусмотрено законом. В силу частей 1, 3 и 7 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 "О полиции" полиция наделена правом обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о лицах, осужденных за совершение преступления. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Министерство внутренних дел Российской Федерации (УМВД России по Пензенской области) осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению информации о судимости, в том числе за деяние, которое новым уголовным законом не признается преступлением, и не принимает решение о допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием указанной судимости. Довод ФИО1 о том, что ей приходится предоставлять справку с явно излишней информацией не может быть принят во внимание, поскольку обработка сведений, содержащихся в справке о наличии (отсутствии) судимости происходит в соответствии с Федеральным закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", которые запрещают, в том числе и работодателю распространение персональных данных о сотруднике без его согласия на это. Доводы ФИО1 о неправомерности включения в справку о наличии (отсутствии) судимости сведений о снятой (погашенной) судимости и противоречии оспариваемых нормативных положений части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации нельзя признать обоснованными. Обработка персональных данных заявителя по его письменному заявлению осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, а в связи с его профессиональной деятельностью и в соответствии с целями обработки, определенными Трудовым кодексом Российской Федерации, которым предусмотрено включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости.

На основании вышеизложенного просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, каждому гарантировано право на судебную защиту.

Согласно п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав пояснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В настоящем судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 обратилась в Управление МВД России по Пензенской области с заявлением о предоставлении ей справки об отсутствии неснятой и непогашенной судимости, которая ей нужна для целей, определенных частью 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", а также для предъявления данной справки в консульское учреждение ЮАР с целью реализации права на выезд за пределы России, предусмотренного Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 14-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

26 мая 2016 года Административным ответчиком - Управлением МВД России по Пензенской области, в адрес ФИО1 было подготовлено письмо с ответом на заявление (ответ из УМВД России по Пензенской области от 26.05.2016 ), в котором сообщалось, что порядок выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования определяется Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования" (далее - Административный регламент МВД).

4 июня 2016 г. Управлением МВД по Пензенской области была подготовлена в адрес истца справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (справка от 04.06.2016 г.), в которой указана следующая информация: «осуждена 06.07.2015 мировым судьей судебного участка № 6 в Октябрьском районе г. Пензы по ч.1 ст. 116 УК России к штрафу. Освобождена по амнистии».

Министерство внутренних дел Российской Федерации приказом от 7 ноября 2011 г. №1121 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Административный регламент), который регламентирует сроки и последовательность исполнения административных процедур, связанных с предоставлением справок о наличии (отсутствии) судимости, в том числе погашенной и снятой, и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также устанавливает порядок действий должностных лиц при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 декабря 2011 г., регистрационный , и опубликован 11 января 2012 г. в "Российской газете". Административный регламент утвержден в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Пунктом 16 Административного регламента установлено, что обращение заявителей (за исключением государственных или муниципальных органов) по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости также может быть подано в соответствующий информационный центр через управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам. Согласно пункту 17.1 Административного регламента результатом предоставления названной государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Справка). В силу пункта 74 Административного регламента в Справке при отсутствии сведений о судимости (в том числе погашенной и снятой), сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в соответствующих графах делается отметка "не имеется". Данный пункт также определяет сведения, подлежащие внесению в Справку, и порядок заполнения соответствующих граф Справки при наличии сведений о судимости (в том числе погашенной и снятой) на территории Российской Федерации, наличии сведений о факте уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации; сведений о наличии (отсутствии) факта нахождения проверяемого лица в розыске за совершение преступления на территории Российской Федерации.

Порядок установления в отношении заявителя сведений для выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости определяется пунктами 71-82 Административного регламента. Так, согласно пункту 72 Административного регламента должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления или запроса из государственных органов, осуществляет проверку по учетам федерального казенного учреждения "Государственный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" и информационных центров по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. Как следует из пункта 73 Административного регламента после проведения проверок и анализа полученных сведений должностным лицом, уполномоченным на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, на бланке строгой отчетности оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости. Статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Закона нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной услуги и стандарт ее предоставления, является административный регламент. Вместе с тем, выдача сведений о судимости физического лица по заявлению такого лица отнесено к категории государственных услуг, что следует из статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, которые оказываются в установленном порядке, при этом результат оказания государственной услуги может быть только таким, который предусмотрен административным регламентом.

Таким образом, суд не может согласиться с доводом стороны административного истца, что к спорным правоотношениям должны быть применены положения Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ, которые регулируют общие вопросы и не могут быть применены в условиях, когда имеется специальная норма права.

Вместе с тем, такой запрос противоречит положению пункта 17 Административного регламента, с учетом описания содержания справки, изложенного в пункте 74 Административного регламента, также пунктов 75, 77, согласно которым результатом оказания государственной услуги может быть только выдача справки установленного образца. Иного результата оказания государственной услуги не предусмотрено законом. В силу частей 1, 3 и 7 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 "О полиции" полиция наделена правом обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о лицах, осужденных за совершение преступления. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Министерство внутренних дел Российской Федерации (УМВД России по Пензенской области) осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению информации о судимости, в том числе за деяние, которое новым уголовным законом не признается преступлением, и не принимает решение о допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием указанной судимости.

В соответствии с п. 33 ч. 1, ч. 3 ст. 13 Федерального закона "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах.

Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно ч. 1, п. 2 ч. 3 и ч. 8 ст. 17 Федерального закона "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).

Внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления.

Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Согласно пунктам 1, 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 40, 41 Приказа Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений" учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.

Основаниями учета лица, совершившего преступление являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу, что сам по себе факт хранения ответчиком информации конституционных прав и свобод истца не нарушает и не влечет какие-либо ограничения. ИЦ МВД России по Пензенской области не решает вопрос о судимости или не судимости физических лиц, а лишь предоставляет информацию по факту возбуждения уголовного дела, его движения, прекращения либо вынесения приговора. Нарушений законности в действиях УМВД России по Пензенской области нет. Информация, хранящаяся в оперативно-справочных учетах, носит закрытый характер, право и порядок обращения к учету строго регламентирован и не подлежит публичному доступу, следовательно, конституционные права заявителя не нарушаются.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в Информационном центре МВД России по Пензенской области в отношении ФИО1, имеются сведения: «осуждена 06.07.2015 мировым судьей судебного участка № 6 в Октябрьском районе г. Пензы по ч.1 ст. 116 УК России к штрафу. Освобождена по амнистии».

Вопрос о предоставлении такой информации урегулирован законом.

На основании статьи 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных услуг и муниципальных услуг" и пункта 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, МВД РФ Приказом от 7 ноября 2011 г. N 1121 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования".

В соответствии с п. 15 Административного регламента непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ.

Результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, либо письма об отказе в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (п. 17 Административного регламента).

При этом названным Регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги (пункты 24 - 26), и исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (пункты 27 - 27.4).

Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что эти требования закона соблюдены.

Ведение централизованных учетов осуществляется на основании Приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12февраля2014г.N89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/6 дсп/14/95дс "Об утверждении Наставления по ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел РФ".

Порядок выдачи справок их содержание определяется в соответствии с "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования".

Такое правовое регулирование обеспечивает защиту общественных интересов и обязывает ФКУ ГИАЦ МВД России и ИЦ предоставлять информацию о фактах уголовного преследования.

Подпунктом 74.3 Административного регламента предусмотрено, что в графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации" при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости.

При отсутствии сведений об освобождении указывается: "Сведений об освобождении не имеется".

Данная норма действует в редакции приказа МВД России от 19 февраля 2015 г. N 263 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России", зарегистрированного в Минюсте России 17 марта 2015 г., регистрационный , и опубликованного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 19 марта 2015 г.

В судебном заседании административный истец ФИО1 подтвердила, что в справке указаны достоверные сведения, в то время как необходима справка нестандартного образца, позволявшая ей участвовать в процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации), а также для предъявления данной справки в консульское учреждение ЮАР с целью реализации права на выезд за пределы России, предусмотренного Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 14-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Административному истцу ФИО1 выдана справка следующего содержания: «осуждена 06.07.2015 мировым судьей судебного участка № 6 в Октябрьском районе г. Пензы по ч.1 ст. 116 УК России к штрафу. Освобождена по амнистии». В связи, с чем суд приходит к выводу, что не достоверных сведений в выданной справке нет, данная справка соответствует административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Отсутствие сведений о дате освобождения не нарушает права и законные интересы административного истца ФИО1

Суд приходит к выводу, что справка, выдаваемая информационным центром УМВД России по Пензенской области, направлена на реализацию отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", непосредственно ограничивающих право на труд и занятие предпринимательской деятельностью лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию. При этом решение об отказе в допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, в том числе не учитывающее новый уголовный закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность, или изменения уголовно-процессуального законодательства, принимается работодателем либо другим органом, осуществляющим допуск указанных лиц к трудовой или предпринимательской деятельности, и может быть оспорено в судебном порядке.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что обработка персональных данных заявителя осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, определяющих основания аннулирования всех последствий, связанных с судимостью, а с учетом требований трудового и иного законодательства, которые допускают включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости. Соответственно нарушений прав административного истца допущено не было.

Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение, действие совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия соблюден.

Внесение указанных персональных данных заявителя в базу данных МВД России по Пензенской области, их хранение и обработка соответствуют положениям приведенных выше норм Федерального закона "О полиции", регламентирующих полномочия полиции по формированию и ведению банков данных о гражданах. Законные основания для удаления сведений об осуждении заявителя из соответствующего банка данных отсутствовали.

Исходя из норм ст.218, 227 Кодекса административного судопроизводства требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти подлежат удовлетворению при наличии двух условий:

- несоответствие их нормативно-правовым актам

- если оспариваемым решением (действием) нарушены или оспорены
права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению
прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, основанием для признания действия (бездействия) незаконным является одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействий) нормативно-правовому акту и нарушение ими прав либо свобод гражданина.

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу, что совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований ФИО1 отсутствует.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к УМВД России по г.Пензе о признании неправомерными действия Управления МВД России по Пензенской области, выразившиеся в отказе от предоставления справки об отсутствии судимости, а также в незаконной обработке персональных данных, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 13 января 2017 года.